УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕФОРМАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

В ГОЛЛАНДИИ И АНГЛИИ В XVII в.

 

План занятия

1. Становление политико-правовой идеологии Нового времени. Политическое учение Н. Макиавелли.

2. Политико-правовые идеи раннего социализма. Т. Мор и Т. Кампанелла.

3. Политико-правовые воззрения идеологов французского Просвещения: Вольтер, Монтескье, Руссо.

4. Возникновение и развитие теории естественного права. Г. Гроций, Т. Гоббс и Б. Спиноза.

5. Учение Дж. Локка о государстве и праве.

 

К семинарскому занятию предлагается подготовить реферат на тему: «Развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров».

Задания для самоконтроля

1. Почему Н. Макиавелли называют основателем реалистического направления в политической теории?

2. Что, согласно учению Макиавелли, лежит в основе свободы и как, исходя из этого, он определяет приоритетные формы правления?

3. Как Макиавелли трактует судьбу в жизни человека и государства?

4. С возникновением какой прогрессивной теории тесно связано имя Г. Гроция и почему?

5. В чем Т. Гобс видит причину, побуждающую людей к установлению государства?

6. Как Джон Локк определяет признаки политического или гражданского общества? Обратите внимание на идею разделения властей.

7. Проведите сравнительный анализ взглядов Д. Локка и Т. Гоббса на государство, закон и общество. Чья точка зрения вам ближе?

8. Какие на ваш взгляд идеи представителей эпохи Просвещения не потеряли своей актуальности до настоящего времени?

9. Отстаивая положения народного суверенитета, народоправства, Руссо все же считал демократическое правительство непрактичным. Почему? Ответ аргументируйте.

 

Рекомендуемая литература

Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. М., 1983.

Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М.,1977.

Гоббс Т. Левиафан или история, форма и власть государства церковного

и гражданского // Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Гроций Г. О праве войны и мира, М., 1957.

Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.

История политических и правовых учений. Средние века и возрождение.

М., 1986.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.

Макиавелли Н. Государь // Избр. произвед. М, 1982.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Прозорова Н.С. Политические и правовые взгляды Джона Лильберна. М., 1960.

Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. Т. 2. М., 1957.

Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1979.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос первоначально необходимо выделить наиболее характерные черты эпохи Возрождения (светский, антиклерикальный характер; гуманистическое мировоззрение; обращение к культурному наследию античности) и Реформации (общественное движение XVI в., основные цели: «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви; преобразование церковной организации; перестройка взаимоотношений церкви и государства). В дальнейшем, раскрывая содержание политического учения Н. Макиавелли, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) основные труды; 2) понимание государства как аппарата управления подданными; 3) понятие политической власти как явления внеморального плана; 4) законы и войско как основа политической власти; 5) образ государя, властителя; 6) учение о формах государства.

В рамках второго вопроса следует выделить особенности социализма как нового направления в политической и правовой мысли. В последующем перейти к характеристике «Утопии» Т. Мора. В частности, раскрыть следующие вопросы: 1) структура книги; 2) экономическая основа идеального государства, отношение к частной собственности; 3) истоки благосостояния описываемого государственного устройства; 4) структура публичной власти; 5) отношение к религии. Рассматривая «Город Солнца» Т. Компанелла следует уделить внимание: 1) основные направления деятельности идеального государства; 2) структура механизма государства; 3) отношение к частной собственности и труду; 4) роль государства в жизни общества.

В рамках третьего вопроса первоначально следует раскрыть характерные черты Просвещения, как общекультурного движения перехода от феодализма к капитализму. Рассматривая политико-правовое учение Вольтера следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понимание свободы и равенства; 3) отношение к католической церкви; 4) образ монарха. Рассматривая политико-правовое учение           Ш. Монтескье следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение о законах; 3) соотношение закона и свободы; 4) правила составления законов; 5) форма государства (республиканская, монархическая, деспотическая); 6) обоснование политической свободы; 7) теория разделения властей. Рассматривая политико-правовое учение        Ж.-Ж. Руссо следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение об этапах общественного неравенства; 3) об общественном договоре; 4) учение о народном суверенитете и его гарантиях; 5) организация государственной власти.

Рассматривая политико-правовое учение Г. Гроция следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) естественное и волеустановленное (человеческое и божественное) право. Понимание естественного права как предписаний «здравого разума», связь естественного права с моралью, природой человека, его неотчуждаемыми правами и свободами; 3) учение об «общественном договоре»; 4) понятие цели и признаков государства; 5) учение о формах правления; 6) учение о войне и мире. Рассматривая политико-правовое учение Б. Спинозы следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понятие естественного права; 3) естественное и гражданское состояние; 4) специфика идеи «общественного договора»; 5) частное гражданское право; 6) формы государства. Рассматривая политико-правовое учение Т. Гоббса следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понятие и сущность человека, естественного состояния; 3) естественное право; 4) общественный договор, как соглашение между людьми по поводу вручения государству их естественных прав, за исключение права на самозащиту; 5) государственная власть. Левиафан и Бегемот. 6) формы государства.

Рассматривая политико-правовое учение Дж. Локка следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) естественное состояние и естественные права человека (право на жизнь и личную неприкосновенность; на труд и собственность; свободу мысли, слова, совести); 3) «общественный договор» и основные задачи государства (безопасность граждан, достижение ими общественного благополучия, реализация свободы, охрана собственности); 4) понимание закона и законности; 5) государственное устройство.

Тема 5.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!