Проповедь в смиренном умонастроении



Неделя 53

 

 

Нектар святого имени

 

Проповедь доставляет удовольствие Верховному Господу

 

Полубогов называют преданными сакама, то есть преданными, в умах которых сохранились материальные желания, а чистых преданных, лишенных эгоистических желаний и интересов, называют преданными нишкама. Преданные сакама эгоистичны, ибо не думают о других, поэтому они не способны полностью удовлетворить Господа. Но чистые преданные посвящают себя миссионерской деятельности, обращая непреданных в преданных, поэтому Господь доволен ими гораздо больше, нежели полубогами. Иногда Господь Сам приходит в материальный мир, чтобы проповедовать, как делал это Господь Чайтанья, но чаще Он посылает сюда Своих истинных представителей, являя непреданным Свою беспричинную милость. Господь так любит Своих чистых преданных, что хочет, чтобы они прославились, проповедуя Его послание, поэтому Он посылает их, хотя вполне мог бы все сделать Сам. В этом выражается Его особая благосклонность к чистым преданным нишкама, недоступная для преданных сакама.

«Шримад-Бхагаватам» 3.9.12, комм.

 

 

Текст для обсуждения

 

Проповедь и личный пример

 

Между тем, что мы проповедуем, и тем, как мы ведем себя, могут возникать противоречия. Санатана Госвами отмечает это, воздавая хвалу Харидасу Тхакуру: «Одни безукоризненно ведут себя, но не проповедуют сознание Кришны. Другие проповедуют, но не ведут себя как подобает. Ты же исполняешь обязанности, связанные со святым именем, как личным примером, так и в проповеди. Таким образом, будучи самым возвышенным преданным на свете, ты являешься духовным учителем для всего мира».

Шрила Прабхупада отмечает, что его последователи тоже должны и проповедовать, и являть пример идеального поведения. «Каждый должен выполнять заповеди священных писаний и в то же время проповедовать. Участники Движения Харе Кришна повторяют не менее 16 кругов в день, что не составляет большого труда, и при этом они должны проповедовать послание Чайтаньи Махапрабху, изложенное в «Бхагавад-гите как она есть». Тот, кто поступает так, достоин стать духовным учителем всего мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 4.102-103).

Преданный не должен уходить в лес в поисках идеального места для практики вайшнавского поведения. Напротив, он должен идти в города, чтобы дать людям шанс вернуться домой, к Богу. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если брахман пренебрегает теми, кто стремится к сознанию Кришны, его духовное знание истощится, как вытекает вода из треснутого горшка.

Если преданный пытается уклониться от проповеди, он не преуспеет в духовной жизни. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что положение вайшнава определяется тем, насколько хорошо он выполнял функции философского камня – то есть по тому, скольких людей он сделал преданными за свою жизнь.

«Лучшей проповедью будет, – писал Шрила Прабхупада в письме, – если ты сам станешь идеальным преданным» (Письмо Ниранджане дасу, 23 апреля 1974 г.).

Только неопытный проповедник думает, что можно сохранять энтузиазм во «внешнем» служении, пренебрегая при этом правилами и предписаниями духовой жизни. Наполняя сознанием Кришны всю свою деятельность, преданный тем самым ограждает себя от майи. Нелепо думать, что вайшнав может проповедовать, не понимая при этом вайшнавской философии и не соблюдая основных принципов вайшнавского поведения.

 

Поведение проповедника

Когда тележурналист спросил Шрилу Прабхупаду, по каким внешним признакам можно определить истинного последователя сознания Кришны, тот ответил: «Он – истинный джентльмен». Шрила Прабхупада говорил: «Необходимо стать безупречным человеком и научиться оказывать должное почтение другим» («Бхагавад-гита» 13.8-12).

Хотя обычно слово «джентльмен» указывает на человека богатого и аристократичного, мы используем его, чтобы описать высокий уровень благородства и тактичности преданного. Учтивость и смирение оценят даже непреданные. Преданный не груб, не высокомерен, не пренебрегает мнением других.

Когда Господь Чайтанья пришел в собрание санньяси-майавади из Бенареса, Он смиренно сел у дверей, пока старший санньяси, Пракашананда Сарасвати, лично не подошел к Нему и не пригласил Его внутрь.

В юном возрасте Господь Чайтанья с триумфом разгромил в споре кашмирского пандита. Но когда Его ученики начали смеяться над ученым, Господь Чайтанья одернул их и с почтением обратился к оппоненту.

Когда Господь Чайтанья начал шествие гражданского неповиновения, направленное против приказа мирового судьи в Навадвипе, Он, несомненно, преступил закон, но действовал без применения насилия. Хотя Господь Чайтанья шел с киртаном к резиденции кази во главе 100 000 человек, прибыв на место, он мирно поговорил с судьей, обратившись к нему как к почетному представителю власти.

Писания советуют: сатьям бруйат прийам бруйат. В материальном мире следует произносить только ту правду, которая приятна, иной же следует избегать. Но Прабхупада пишет: «Преданные всегда смиренно выражают каждому почтение, но когда заходит спор по поводу шастр, они не следуют обычному этикету, сатьям бруйат прийам бруйат. Они говорят только сатьям, хотя и не всегда прийам» (Письмо к Сумати Морарджи, 9 августа 1976 г.).

Учитывая все вышесказанное, преданный должен по возможности вести себя вежливо, как истинный вайшнав-джентльмен, следуя примеру Господа Чайтаньи Махапрабху. Если наш искренний рассказ об Абсолютной Истине не произведет на непреданных впечатление, это не должно беспокоить нас. Преданный должен стремиться доставить удовольствие духовному учителю и Кришне, и тогда деятельность преданного станет совершенной, даже если весь мир видит в ней изъяны.

 

 

Ознакомление с текстом:

1) Почему Харидас Тхакур считается лучшим из вайшнавов?

2) Кто имеет право стать духовным учителем?

3) Какова наша главная проповедь, согласно Шриле Прабхупаде?

 

Осмысление текста:

1) Почему для преданного так важно проповедовать?

2) Как преданный может стать проповедником?

3) Что имел в виду Шрила Прабхупада, говоря, что преданный – истинный джентльмен?

4) Расскажите, как Господь Чайтанья демонстрировал идеальное вайшнавское поведение.

5) Как мы должны говорить людям правду?

 

Применение текста:

1) Расскажите о вашем опыте проповеди. Как вы себя вели?

2) Что вам отвечали те, к кому вы обращались?

3) Как бы вы хотели улучшить свою проповедь или поведение?

 

 

Проповедь – это сущность

 

Проповедь в смиренном умонастроении

 

…Первоначально санньяси-майявади Бенареса хотели встретиться с Чайтаньей Махапрабху, чтобы разубедить Его в личностной концепции Бога. Однако Шри Чайтанья Махапрабху Своей проповедью повлиял на санньяси-майявади. Они растрогались от Его учтивых речей и, проникшись к Нему дружелюбием, заговорили с Ним столь же учтиво.

Каждому проповеднику приходится встречаться с оппонентами, но он ни в коем случае не должен еще больше настраивать их против себя. Они уже настроены негативно, и, если с ними говорить резко и неучтиво, эта враждебность только усилится. Поэтому мы должны следовать примеру Господа Чайтаньи Махапрабху и по возможности стараться переубедить оппонента, цитируя шастры и излагая выводы ачарьев. Именно так, и никак иначе, нужно пытаться победить врагов Господа.

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 7.99 (комментарий)

 

 

Неделя 54

 

Нектар святого имени

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!