Тест детской апперцепции (САТ)



Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)

По Д.Леонтьев Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2000. – 254с.

 

Сущность и назначение: ТАТ представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографичесикими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц – чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Задача испытуемого в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

 

Область применения: На основании ТАТа можно делать выводы об уровне интеллектуального развития индивида, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, но ставить клинический диагноз на основании только ТАТа нельзя. С методикой нельзя работать без предварительной биографической (анамнестической) информации. Наиболее плодотворно применение ТАТ в клинике пограничных состояний в комплексе с тестом Роршаха или MMPI. Тат рекомендуют применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, в ситуациях максимальной ответственности (при отборе руководителей, летчиков, космонавтов и т.п.). Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях требующих краткосрочной и неотложной психотерапии (например депрессии с суицидальным риском). Так же его рекомендуют использовать на начальных этапах психотерапии, поскольку ТАТ позволяет сразу выявить психодинамику и преодолеть возможные затруднения в коммуникации с клиентом. В исследовательских целях ТАТ может быть использован как инструмент фиксации личностных переменных, чаще мотивов.

 

Противопоказания к применению ТАТ: острый психоз или состояние острой тревоги, трудность в установлении контактов, вероятность что клиент сочтет применение теста суррогатом, отсутствием интереса к нему со стороны консультанта, что клиент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта, специфический страх и избегание любого рода.

 

Достоинства ТАТ: богатство, глубина и разнообразие получаемой информации, возможность совмещать различные интерпретационные схемы, многократно по разным схемам проводить интерпретацию информации, независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования.

 

Недостатки ТАТ: трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки, высокие требования к квалификации психодиагноста, не только в плане интерпретации результатов, но и в плане проведения теста, тест не опирается на целостную теорию.

 

Место ТАТ в системе методов диагностики: ТАТ принадлежит к классу проективных психодиагностических методов. Стимульный материал ТАТ отличается относительной полнотой охвата всех сфер отношений с миром, личного опыта и неопределенностью, потенциальной неоднозначностью понимания и интерпретации изображенных ситуаций. В основе всех схем интерпретации ТАТ лежит идея о том, что общая направленность и конкретные детали понимания испытуемым тех или иных ситуаций, отразившиеся в его рассказах по соответствующим таблицам позволяет сделать заключение о его личностных чертах, мотивах, и диспозициях, обусловивших именно такую, а не какую-нибудь другую интерпретацию.

 

Теоретические основы ТАТ: Теория Мюррея, по его собственным отзывам связана с теориями З.Фрейда, У.Мак-Дауголла и К.Левина. Центральным понятием теории Мюррея является понятие потребности (need), в противовес понятиям влечения и инстинкта. Потребность Мюррей определяет как потенциальную возможность или готовность организма реагировать определенным образом при данных условиях окружающего мира. Другой элемент взаимодействия – пресс, это давление или влияние, оказываемое на организм силами внешнего окружения, которые могут быть как позитивные (способствовать осуществлению потребностей), так и негативными (препятствовать ей). Комбинация определенной потребности с определенным видом пресса образуют тему – молярную единицу поведения, описываемого в терминах взаимодействия со средой. Т.о. жизнь человека можно описать как последовательность эпизодов, каждый из которых характеризуется своей темой. Эти категории в последствии явились центральными для разработанной Мюрреем схемы интерпретации рассказов ТАТ. Но уже после первых публикаций возникла необходимость в создании альтернативных интерпретационных схем (то что интерпретировать и по каким параметрам).

 

Варианты и модификации ТАТ:

Детский апперцептивный тест (САТ) Л.Беллака предназначен для детей 3-10 лет. Содержит в первом варианте 10 картин с изображениями антропоморфизированных животных. В последствии были добавлены еще картины (CAT-S), использующие ситуации неучтенные в первой серии. Строится на предположении, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с людьми, но экспериментальные данные это поровергли и Баллак создал другой вариант с человеческими фигурами (CAT-H). Баллак использует те же категории интерпретации, что и во взрослом тесте, подчеркивая, что там, где возможно, тест должен использоваться как игра.

Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8-14 лет, состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица – чистое белое поле). Часть картин различна для мальчиков и для девочек. В отличии от ТАТ в данных картинах меньше неопредеденности.

Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает 8 таблиц в мужском варианте и 10 в женском. Изображает ситуации профессиональной деятельности, предполагает выявление индикаторов мотивов и установок релевантных пяти профессиональным сферам.

Индикатор семейных отношений (FRI) набор состоит из 40 картин выбор которых во многом зависит от состава семьи и пола обследуемого. Цель – получить по возможности более полное описание семейных отношений. Изображения не реалистичны, а схематизированы.

 

Проведение обследования с помощью ТАТ:

Набор, предъявляемый для обследования включает 20 таблиц, их выбор определяется полом и возрастом обследуемого. ТАТ можно начинать применять с 14 лет. Символами ВМ обозначены картины, используемые при работе с мужчинами от 14 лет, символами GF –  с девушками и женщинами от 14 лет. Символом BG – с подростками от 14 до 18 лет обоего пола, MF – с мужчинами старше 18 лет. Остальные картины годятся для всех обследуемых. Номер картины фиксирует ее порядковое место в наборе.

 

Стимульный материал ТАТ

Кодовое обозначение таблицы Описание изображения Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе.
1 Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку Отношение к родителям, отношение к автономии, и подчинение внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты.
2 Деревенская сцена: на переднем плане девушка с книгой, на заднем – мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии – подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте – сюжеты связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.
3ВМ На полу рядом с кушеткой – скорчившаяся фигура, скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер. Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, аутоагрессии, а так же депрессии, суицидальных намерений.
3 GF Молодая женщина стоит около двери протянув к ней руку, другая рука закрывает лицо. Депрессивные чувства.
4 Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремиться вырваться. Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.
5 Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.
6ВМ Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать – сын.
6 GF Молодая женщина, сидящая на краю дивани оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту. Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец – дочь. Однако, она воспринимается далеко не так однозначно и может актуализировать достаточно разные отношения между полами
7ВМ Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство. Выявляет отношения отец – сын и произвольные от низ отношения к авторитетам мужского пола.
7 GF Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону. Выявляет отношения между матерью и дочерью, иногда к будущему материнству, если кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать читает или рассказывает дочери. Как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.
8ВМ Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием, неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.
8 GF Молодая женщина сидит, опершись на руку и смотрит в пространство. Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными за редким исключением.
9ВМ Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве. Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.
9 GF Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу. Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные или суицидальные тенденции, подозрительность, скрытую агрессию вплоть до паранойи.
10 Голова женщины на плече мужчины Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине – возможные гомосексуальные тенденции
11 Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона. Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.
12М Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склоняется пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего. Отношения к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.
12 F Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой. Отношение к матери. Чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.
12 BG Лодка привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет Беллак считает эту таблицу полезной только при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
13 MF Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура. Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).
13В Мальчик сидит на пороге хижины. Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.
13 G Девочка поднимается по ступенькам Беллак считает эту таблицу мало полезной как и все подростковые таблицы ТАТ
14 Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема. Беллак говорит, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако российский опыт этого не подтверждает – фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.
15 Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил. Отношение к смерти близких, свои страхи, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.
16 Чистая белая таблица Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.
17ВМ Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.
17 GF Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки. Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.
18ВМ Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны. Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.
18 GF Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже сталкивая ее с лестницы. Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.
19 Смутное изображение хижины, занесенной снегом. Польза под вопросом.
20 Одинокая мужская фигура ночью у фонаря Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура может восприниматься как женская, но наш опыт этого не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.

Последовательность предъявления картин очень важна. Первые картины более универсальные, привычные, обыденные, весьма реалистичны, последние картины более специфичны, фантастичны, могут затрагивать индивидуально значимые темы. Использование неполного набора картин нежелательно, но существует мнение экспертов-специалистов, много лет работающих с ТАТ в клинике, по их мнению можно ограничится базовым набором наиболее информативных таблиц: 1, 2, 3ВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 13MF, 8ВМ. Беллак дополнил этот набор отдельно для мужчин и женщин:

При обследовании любого мужчины необходимы таблицы: 1, 2, 3ВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 11, 12М, 13FM.

Для женщин в базовый набор входит: 1, 2, 3ВМ, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF.

Легенда ТАТ: здесь понимается объяснение испытуемому назначения и сути предлагаемого исследования. При работе с клиническим контингентом возможна легенда теста на работоспособность, утомляемость. При исследовательских целях, особенно с контингентом имеющим достаточно высокий интеллектуальный уровень лучше предлагать ТАТ как тест на воображение.

Инструкция: состоит из двух частей – первая обязательная заучивается дословно и читается испытуемому два раза, не смотря на его протесты. Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли.

После обязательно инструкции своими словами и в любом порядке сообщается: нет “правильных” и “неправильных” рассказов, рассказывать можно в любом порядке, лучше начинать сразу, не продумывая весь рассказ, литературная обработка не требуется.

Диагностические показатели ТАТ:

1. Номер таблицы.

2. Латентное время – от предъявления картины до начала рассказа в минутах и секундах, например (4’51”).

3. Общее время рассказа.

Латентное и общее время рассказов обладают хорошей интраиндивидуальной стабильностью и значительным межиндивидуальным разбросом. Межиндивидуальные различия латентного времени по-видимому связаны с гибкостью мыслительных процессов. Диагностичными являются изменения общего и латентного времени от рассказа к рассказу. Увеличение общего и уменьшение латентного времени говорят о значимости для обследуемого соответствующей тематики и не встречает препятствий к ее обсуждению. Увеличение латентного времени и уменьшение общего времени рассказа говорит что соответствующая тематика значима для обследуемого, но вызывает защитные реакции.

4. Соблюдение инструкции: рассказ должен быть составлен именно по картине, в нем должен быть сюжет, должны быть освящены настоящее, прошлое, будущее, мысли и чувства персонажей.

5. Степень детализации.

6. Уровень описания: а) описания – статичное описание изображенной ситуации, б) сюжета – изложение развития событий, поведения действующих лиц, в) идентификации – отождествление обследуемым себя с одним из персонажей рассказа, фиксации на его переживаниях и мыслях, г) интерпретации – если события и поведение персонажей получает оценку, д) обобщения – если обследуемый делает из описанных событий более-менее широкие выводы

7. Эмоциональный фон рассказа: включает описание настроения обследуемого, интонации рассказа

 

Тест детской апперцепции (САТ)

По Л.Беллак, С.С.Беллак. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных): Пер. с англ. – Киев: ПАН Лтд, 1995. – 26с. с илл.

 

В основу конструирования САТ было положено предположение, что детям легче индентифицировать себя с животными, чем с людьми. Изображения животных более предпочтительны при работе с детьми от 3 до 10 лет обоего пола. САТ состоит из 10 картинок, изображающих животных в различных ситуациях. После установления хорошего контакта с испытуемым карточки раскладываются по порядку, так что бы в поле зрения находилась только та с которой ребенок работает сейчас. Предъявлять картинки следует в указанном далее порядке.

Инструктируя ребенка лучше всего предложить ему поиграть в игру, во время которой он должен составить рассказ по каждой картинке, рассказать что происходит на картинках, что делают животные в данную минуту. В подходящий момент можно попросить ребенка рассказать что происходило раньше и что произойдет в будущем.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!