Первое появление танца живота в Соединённых Штатах Америки

Nbsp; История American Tribal Style автор: Рина Ореллана Рэлл, ведущая танцовщица FCBD с 1988 по 1998 год

Введение

American Tribal Style – сравнительно новая форма танца, происходящая от традиционных танцев Ближнего Востока. Его история начинается с цыганских танцовщиц, вдохновивших ориенталистов XIX века. Благодаря им танец впервые был показан в США на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Затем цыганский танец изменился и превратился в один из стилей кабаре, в городской танец, исполняемый на потеху колонистов в Египте. В последние 50 лет его историю продолжили преподавательницы, по которым напрямую отслеживается происхождение стиля, известного сейчас как American Tribal Style: глава коллектива "Бал-Анат" Джамиля Салимпур, глава San Francisco Classic Dance Troupe Маша Арчер и глава FatChanceBellyDance Каролена Нериккио. Ближневосточных цыганских танцовщиц XIX века и американских танцовщиц XX века объединяет одно: все танцовщицы эпохи современности постоянно меняли танец живота в соответствии с ожиданиями зрителей.

Краткая история танца живота и определение American Tribal Style

Когда танец исключают из присущего ему культурного контекста и помещают на сцену, он меняется, поскольку танцоры стремятся удовлетворить потребности и ожидания новой аудитории. Танец живота — светское развлечение с Ближнего Востока — тоже менялся и приспосабливался к вкусам зрителей. Здесь работает экономический стимул: танец меняется, чтобы зрители больше платили танцовщицам. Так было у цыганок, от которых пошёл этот стиль, у арабских танцовщиц кабаре, благодаря которым он изменился, и у американских танцовщиц, усвоивших его. В этой статье я сконцентрируюсь на танце живота в формате ATS, происходящем от цыганских танцев Ближнего Востока, но отмеченном представлениями современных американских артистов.

Хрестоматийный пример American Tribal Style, исполняемого сегодня, - FatChance BellyDance, с которыми я выступаю с 1989. В этом коллективе я занимаю пост помощника руководителя. В основном я воспринимаю эту форму танца как моё собственное средство самовыражения и не обращаю внимание на культурный контекст. Но я знаю, что без корней в соответствующих культурах танец бы не появился и не стал бы источником моего вдохновения. Поэтому я сконцентрируюсь непосредственно на "родословной" стиля FatChance и культурном контексте, породившем эту форму танца.

Родословная стиля начинается с цыганских танцовщиц Северной Африки, в первую очередь египетских гавэйзи и алжирских улед наиль. В США цыганских танцовщиц впервые увидели в 1893 году — на Всемирной Колумбовской выставке в Чикаго. Танцовщицы поразили публику, поэтому элементы их стиля вошли в бурлеск и вдохновили голливудских соблазнительниц на целый новый жанр. Голливудский гламур понравился арабским танцовщицам, и они переняли западные идеалы. Таким образом, традиционный египетский танец живота в его современной кабареточной форме — американский конструкт, изменённый арабами в соответствии с их собственными художественными и экономическими потребностями.

Создательницей "американского племенного стиля танца живота" (American Tribal Style) считается американка Джамиля Салимпур. Её танцевальная труппа Бал-Анат подготовила почву для того, чтобы другие коллективы создавали свои собственные варианты танца живота на основе смеси различных региональных танцев Ближнего Востока и Северной Африки. Маша Арчер, бывшая ученица Джамили, придала новому стилю большее единообразие: она определила весь стиль как "танец живота" без региональных вариантов. Каролена Нериккио создала FatChance BellyDance после обучения у Маши и соединила методики обеих преподавательниц. У этих американских артисток и цыганских родоначальниц их стиля есть одна общая черта: и те, и другие адаптировали танец под свои нужды, чтобы тот был более зрелищным и приносил больше дохода.

У танца живота много разных названий. Существует много разных стилей из разных регионов. Здесь, в США, наиболее популярен традиционный египетский стиль кабаре, известный как "ракс аль-шарки", или "восточный танец". Однако появился новый стиль American Tribal Style, существующий в первую очередь на западном побережье. Это стиль, объединивший разные этнические традиции. На него повлияли танцы Ближнего Востока, но основным источником вдохновения послужили американские представления об искусстве. Он не имеет ничего общего со стилизацией под какое-то конкретное племя: движения из разных "словарей" и элементы костюма из разных регионов комбинируются так, чтобы создать целостное впечатление. Определение "американский" указывает на то, что танцовщицы с другого континента далеки от культуры, породившей эту форму танца, и позволяют себе в обхождении с ней некоторую артистическую вольность. Тем не менее, они по-прежнему отдают дань своим корням.

Внешний облик танцовщиц ATS кажется аутентичным за счёт сходства с различными цыганскими племанами Северной Африки, Ближнего Востока и Индии. Арабы часто говорят, что танец напоминает им о родине. Однако костюмы не аутентичны, просто очень похожи на народные.

Цыганское прошлое

Танец живота уходит своими корнями в древние культы плодородия и родовспомогательные практики тех времён, когда религия была частью повседневной жизни и пронизывала все сферы бытия. Женский танец, включающий в себя движения таза, во многих регионах вымер, но продолжил своё существование на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Из религиозной практики он перешёл в сферу зрелищ и развлечений, и заниматься им стали профессиональные танцовщицы.

Социальная приемлемость танцев на Ближнем Востоке напрямую связана с ролью женщин в обществе. Ни одной воспитанной египтянке никогда не придёт в голову танцевать на публике. Женщины могли танцевать в пределах дома, чтобы развлечь друг друга. В отличие от такого досуга, профессиональные занятия танцем были уделом низших классов: "цыган, меньшинств и бедняков". (5). К таким танцовщицам относились с недоверием, потому что их образ жизни отличался от общепринятого, однако их охотно звали в богатые дома развлекать гостей на семейных праздниках.

Цыгане всегда присваивали местные обычаи и традиции. Они отточили и усовершенствовали характерные для региона стили танца и музыки, чтобы с их помощью зарабатывать себе на хлеб. Когда во время наполеоновского похода 1798 года французы впервые увидели этот танец, цыганские танцовщицы поняли, что французские солдаты обеспечат им новый обильный источник дохода, и адаптировали свой репертуар, чтобы увеличить заработок (6).

Французы увидели алжирских улед наиль и египетских гавэйзи и дали танцам этих цыганских племён общее название danse du ventre, то есть танец живота. Жители Запада переняли прямой английский перевод этого выражения — "беллидэнс", хотя танец каждого региона имеет своё название. Именно европейские чужаки впервые удостоили гавэйзи и улед наиль документального упоминания. Элита и образованные классы их собственного региона не считали танец достойным внимания или уважения, поэтому не считали нужным хранить сведения о нём. Естественно, танец вызвал горячий интерес многих западных путешественников из-за образовавшегося вокруг него ореола запретной чувственности.

Первое появление танца живота в Соединённых Штатах Америки

Большинство изображений арабского танца в письменных источниках и в изобразительном искусстве оставили западные художники и путешественники, в основном в XIX веке, в эпоху ориенталистов. Тема женщин, особенно танцовщиц, использовалась для отображения медлительного течения жизни под палящим солнцем Востока. В ориенталистском искусстве больше экзотических фантазий, чем реальной жизни Востока: оно должно было заставить зрителей забыть условности и ограничения, характерные для Европы и США XIX века. Преобладало искажённое, фантастическое представление, эксплуатирующее экзотические образы без реального знания о них: такой подход в большей мере соответствовал личному видению или художественному замыслу ориенталистов. На этой волне танец живота привезли на Всемирную выставку в Чикаго "в качестве элемента культуры, развлечения для масс и средства компенсации колоссальных организационных расходов" (7). Именно здесь танец снова изменился по экономическим соображениям, в этот раз по решению импресарио, а не танцовщиц.

Всемирная Колумбовская выставка в Чикаго проходила в 1893 году. В так называемом парке развлечений были и "туземные" отделения: там был "мавританский замок", турецкие и персидские театры и "каирская улица". Последняя привлекала толпы посетителей, хотя на ней выступали просто "танцовщицы", исполняющие "хучи-кучи" (8). Танцовщицы гавейзи, в первую очередь таинственная исполнительница, известная как "маленькая египтянка", выступали перед возбуждёнными зрителями, ожидающими скандального зрелища. Однако тех, кто ожидал увидеть красочные фантазии с картин ориенталистов, танцовщицы разочаровали (9). Финансовый успех этнологических отделов выставки 1893 года, представлявших иноземные обычаи и развлечения, привёл к появлению постановок варьете на основе экзотических восточных мотивов. Новое бурлескное развлечение соврешенно не принимало во внимание культурную традицию. После 1893 года многие танцовщицы представлялись той самой "маленькой египтянкой" и выступали в бурлескных представлениях, более откровенных и скандальных, чем изначальные номера на Чикагской выставке. На ярмарках начали появляться представления, включающие в себя разные варианты "танца, шокировавшего Чикаго" (10). Вскоре они стали одной из основ бурно развивающейся индустрии развлечений, а за танцем из-за сомнительной репутации бизнеса, связанного с варьете, закрепилась скандальная слава.

В то время как в США танец деградировал до "хучи-кучи", на родине в Египте он стал общепризнанным городским развлечением. В клубах Алжира, Бейрута и Каира развивался стиль кабаре, адаптированный в основном к потребностям колониальной аудитории. В 1920-е годы костюмы для танца кабаре тоже изменились, чтобы угодить вкусу новых зрителей. Источником вдохновения для них послужил "Голливуд, где женская привлекательность ассоциировалась с образом женщины-вамп" (11). Арабские танцовщицы ввели новый универсальный костюм для кабаре: лиф и прозрачную юбку с заниженной талией и разрезами по сторонам, обнажающую живот. В то же время стали популярными фильмы, в эпизодах которых показывался танец кабаре. Голливуд оказал колоссальное влияние на арабский кинематограф. В него просочились фантазии на тему арабских танцев, и "арабские танцовщицы восприняли и неосознанно пародировали их, стараясь имитировать западные манеры и западную моду" (12).

Джамиля Салимпур

Именно этот стиль танцев изначально привлёк внимание Джамили Салимпур. Многие считают, что именно она стояла у истоков возрождения танца живота в США и положила начало стилю, сейчас известному под названием American Tribal Style. Она разработала методику и терминологическую систему для описания движений, выученных у танцовщиц, приезжавших на гастроли с Ближнего Востока. Впервые она узнала о танце от отца: он рассказывал о танцовщицах гавэйзи, которых видел во время армейской службы в Египте. Кроме того, хозяйка их дома была египтянкой, и Джамиля часто ходила вместе с ней в кино на египетские фильмы, где показывался танец. Она старалась запоминать каждое увиденное движение: "Я извлекала информацию о танце из отцовских воспоминаний, знаний моей хозяйки, полученных из первых рук, и примеров, показанных в фильмах". (13)

Она начала преподавать в начале 1950-х. Ей было трудно, потому что она никогда формально не обучалась танцу и не знала, как ему учить. В 1960-е она начала танцевать в Сан-Франциско и стала владелицей "Кабаре Багдад" на Бродвее; только тогда она впервые встретилась с танцовщицами, приезжавшими работать из разных стран Ближнего Востока. Именно тогда она начала составлять каталог движений и создавать пригодный к употреблению "танцевальный словарь":

Я сотрудничала с разными танцовщицами, смотрела на их выступления, замечала какие-то различия и в беседах со знакомыми танцовщицами пыталась их описать. Если встречались одинаковые или похожие движения, я отмечала, что они входят в одно "семейство". В уме я составляла как можно более полный каталог и включала всё в свой формат. (14)

Накопленная информация перешла в колоссальный репертуар движений, позволяющий её ученикам создавать свои собственные хореографические постановки.

Джамиля концентрировалась на традиционном стиле кабаре, подходящем для ночных клубов, однако в 1967 году некоторые ученики начали от неё уходить. Она узнала, что ученики в костюмах ездили на фестиваль "Ярмарка эпохи Возрождения" (Ярмарка Ренессанса) в Северной Калифорнии и спонтанно выступали там. Организаторы Ярмарки попросили её проконтролировать ситуацию. Поэтому она создала группу "Бал-Анат", чтобы выступления на Ярмарке были организованы, а ученики оставались в её школе. (15)

Для формата новой группы очень важным оказался подростковый опыт акробатических выступлений Джамили в "Цирке братьев Ринглинг". Она стилизовала группу под труппу артистов, выступающих на базарах Ближнего Востока. Их шоу состояло из танцевальных номеров длиной от трёх до пяти минут, представлявших собой смешение старинных ближневосточных стилей. Её ученики-американцы изображали музыкантов из Египта и Марокко, танцовщицу улед наиль из Алжира, турецких танцовщиц и исполнителей мужского танца с подносом. (16). Стиль "Бал-Анат" в то время не имел собственного названия, поскольку все участники труппы представляли танцы конкретных регионов и были одеты в соответствующие костюмы. Однако их уже можно было назвать "американским племенным танцем" из-за смешения стилей разных народов и из-за того, что они создавали шоу специально для американской аудитории и показывали его на американской сцене. (17).

Формату "Бал-Анат" в США подражали везде, хотя новые исполнители обычно не знали, откуда произошёл их стиль. "На самом деле, многие думали, что это настоящий народный танец, в то время как он был наполовину подлинным, наполовину выдуманным". (18). Зрители на "Ярмарке" считали, что смотрят на аутентичные танцы, несмотря на то, что в информационных брошюрах говорилось, что участники группы представляют разные племена. Джамиля подозревает, что выражение "племенной танец", то есть трайбл, появилось именно тогда. Одновременно с обучением труппы "Бал-Анат" для выступлений на "Ярмарке Ренессанса" Джамиля продолжила обучать студентов стилю кабаре и часто организовывала их выступления в ночных клубах вокруг залива Сан-Франциско, даже после того, как в силу возраста перестала выступать сама.

Маша Арчер

Маша Арчер перестала заниматься с Джамилей, как только она была готова просочиться на клубную сцену. Она два с половиной года занималась у Джамили Салимпур, а затем основала "Сан-Францисскую труппу классического танца" (San Francisco Classic Dance Troupe), просуществовавшую 14 лет (с 1970-х до середины 1980-х). По словам Маши, Джамиля считала, что танец заслужил площадок получше, чем рестораны и бары, но существующее положение не изменить: "Она часто говорила, что, какими бы отвратительными ни были условия, с ними приходится мириться, потому что других возможностей в городе нет" (19). Кроме того, она считала, что преподаватель должен учить своих студентов мириться с ситуацией и подстраиваться под неё.

Маша занялась танцем, но интерпретировала его по-другому. Её взгляды на идею этого танца и его сохранение вызывают много споров. По её мнению, жители Ближнего Востока не могут быть хранителями этой танцевальной традиции. Их культура стыдится танца и дурно обращается с женщинами. Кроме того, некогда правительство навязывало танцу свои законы, а мужчины, владеющие клубами, относились к нему неуважительно. (20). Она считает, что американки отнеслись к танцу более почтительно и могут принять его в свою культуру.

По первой профессии Маша художница, и в танце она отображала представлявшиеся ей образы. По её словам, её художественная традиция состоит в том, чтобы черпать вдохновение из разных источников и сознательно использовать любые понравившиеся компоненты:

Мы берём наши находки и применяем их как можно лучше. Мы лишь переносим нашу культуру, другую культуру и наш собственный опыт на более высокий уровень, демонстрируем этот более высокий уровень зрителям и тем самым повышаем их уровень восприятия. (21)

В то время она не давала своему стилю никакого определения, называя его просто "танец живота". Каролена Нериккио, входившая в её труппу семь лет, шутливо называет стиль Маши "трайбл-ар-нуво, поскольку в своих костюмах она скорее старалась отразить смесь разных стилей европейского искусства". (22)

В своём подходе к костюмам Маша испытала влияние Джамили, но она развила её подход и создала "сумасшедшую, ненасытную, жадную эклектику. Мы выглядели примерно как европейские, парижские тунисцы в вычурных нарядах, очень сильно напоминающих стиль кочевых племён, но выдуманных от начала до конца" (23). Маша поддерживала впечатление об аутентичности костюмов при помощи традиционных украшений различных племён и антикварных вещиц из Европы и с Ближнего Востока. Но она называла этот стиль "аутентичным стилем современной Америки" из-за американского обыкновения вольно обходиться с понятием аутентичности и происхождения.

К выбору разных типов музыки для танцев живота Маша тоже подходила по-американски. От труппы ждали, что они будут использовать только популярную музыку Ближнего Востока, но, по мнению Маши, такой подход был бы слишком ограниченным, и она решила, что близкие по духу музыкальные произведения можно брать из разных источников, например, из фольклора других стран и даже оперной и классической музыки. (24)

Маша отказывалась выступать в барах и ресторанах и предпочитала выступать на культурных мероприятиях. Благодаря этому все осознали, что танец живота можно показывать не только в ресторанах и барах, но и в других местах. Танец живота может быть театральным жанром, а в театр люди ходят посмотреть на искусство. Однако она не ограничивалась формальной сценой. Она подчёркивала, что "Ярмарки Ренессанса" — отличная обстановка для танцев, потому что люди ждут от танцовщиц представления, а не просто эротической приправы к ужину. "Как танцовщицы, мы принадлежим этому миру и находимся вне времени". (25). Маша очень хорошо осознавала, что крайне вольно обходится с этим танцем и его культурными корнями, но она чувствовала, что форма танцев столь своеобразна и так достойна уважения, что танец будет смотреться красиво, что бы она с ним ни сделала. Именно такое наследие она передала своим студентам.

Каролена Нериккио

Каролена Нериккио начала учиться у Маши Арчер в 14 лет. Обучение продолжалось семь лет, затем, в 1987 году, Нериккио основала FatChanceBellyDance. В отношении костюмов и формата выступления на сцене стиль FatChance представляет собой смесь двух подходов. Формат трайбла пришёл от Джамили: "хор, его построение в форме полумесяца, индивидуальный выход танцовщиц на небольшой двух-трёхминутный номер, а затем — возвращение в хор". (26) Пышные костюмы взяты у Джамили, однако единое для всех смешение стилей характерно для стиля Маши Арчер. Так же, как Маша и Джамиля, Каролена учит своих студенток держать себя с достоинством на сцене и на публике. Также она переняла у обеих громкое улюлюканье — захарит, которым танцовщицы подбадривают друг друга во время представления. Непосредственное наследие Маши Арчер — изящная, исполненная достоинства поза с поднятой грудной клеткой (27).

Маша считала, что её художественная традиция позволяет ей вольно обходиться с этой формой танца. Однако Каролена приблизила танец к корням: она в основном танцевала под народную музыку Северной Африки и Ближнего Востока и использовала базовые движения танца живота. "Зная особенности стиля, пройдя обучение у Маши и получив возможность работать самостоятельно, я ощутила, что не могу постоянно привносить в него что-то новое, иначе в какой-то момент стиль из танца живота превратится в модерн" (28), - говорит Каролена.

Каролена питает глубокое уважение к культуре, породившей танец живота. Но она тоже старается свести воедино понравившиеся элементы: "Я хочу подтолкнуть эту культуру к новым творческим идеям, но в то же время я хочу защитить её от тех, кто пытается разрушить её структуру" (29). Цыганские танцовщицы адаптировались ко вкусам публики, чтобы заработать себе на хлеб; так и Каролена в первую очередь стремится создавать "эстетически приятный стиль" (30) и хорошее шоу. FatChance танцуют под музыку, которая их вдохновляет и усиливает фольклорное, "племенное" ощущение ансамбля.

На вопрос, что такое ATS — чисто американский стиль или иная форма традиционной культуры, Каролена отвечает: и то, и другое. Иногда в нём больше Америки, иногда — больше Египта:

Когда мы выступаем перед американскими зрителями, они иногда нас не понимают, хотя всю мистериальную сторону мы убрали, чтобы американскому зрителю было как можно проще нас понять. Но они всё равно не понимают. То же самое бывает, когда на нас смотрят египтяне: их смущает, что они привыкли видеть определённые жесты, а видят другие. (31)

Важнее всего, что танцовщицы сохраняют дух этой культуры.

Каролена знает, как важно хранить верность исходной культуре, но также она знает, что ATS — не временное явление и что стиль будет продолжать развиваться. По её мнению, исполнительницы должны сделать танец более целостным и сохранить дух исходной культуры. Но на развитие танца в течение ближайших 50 лет она смотрит со смешанными чувствами. С одной стороны, ей хотелось бы, чтобы танец обрёл статус респекатбельного сценического искусства. С другой стороны, она понимает, что в таком случае будет утрачен один важный аспект: сама суть этого танца — взаимодействие с людьми "прямо на улице". (32) Тем не менее, ей хотелось бы, чтобы при найме исполнительниц танца живота соблюдались бы некоторые стандарты и танцовщицы автоматически получали всё необходимое: "уважительное отношение, хорошую звуковую систему и площадку с подходящей для танцев поверхностью". (33)

Американская родословная этой формы танца отражает различные обстоятельства, повлиявшие на его эволюцию. Джамиля Салимпур основала "Бал-Анат" по экономической необходимости, и в её репертуаре были танцы разных регионов. Маша Арчер обращала больше внимания на красоту самого танца и отделилась от первоначальной культуры. Каролена Нериккио изменила танец, чтобы удержать интерес зрителей, но сохраняет дух ближневосточной цыганской культуры. Трёх преподавательниц, стоявших у истоков АТС, объяединяет одна страсть: они стремятся сохранить саму суть танца, а не точно копировать стиль первоначальных цыганских танцовщиц.

Заключение

За последние сто лет танец живота прошёл путь от танца цыганок, исполняемого, чтобы выманить деньги у глазеющих солдат, до танца кабаре под влиянием Голливуда. Последние пятьдестя лет доказывают, что американцы приняли его в свою культуру и изменили его в соответствии со своими собственными представлениями о прекрасном, но по-прежнему уважительно относятся к культуре, из которой он пришёл. ATS — лишь одна из многочисленных форм танца живота. Это не сакральный, а развлекательный танец, поэтому он продолжит развиваться в соответствии со вкусами зрителей. Вот как Джамиля подытоживает бесконечное развитие танца живота: "Традиция не статична. Каждое поколение что-то берёт из прошлого. Восточный танец, с улиц и гостиных перешедший в ночные клубы и концертные залы, будет жить долго. … Я ни против чего не возражаю, пока танец интересный". (34)

*San Francisco State University, 1997

Библиография
1 Zussman, Mira. "Far from the Pink Chiffon: Reshaping Erotic Bellydance." Whole Earth Review. Number 85 (Spring 1995), p. 35.

2 там же

3 Harding, Karol Henderson. "The World's Oldest Dance: The Origins of Oriental Dance." On The Belly Dance Home Page, www.bdancer.com/history/Bdhist1.html, 1993.

4 Buonaventura, Wendy. Serpent of the Nile: Women and Dance in the Arab World. London: Saqi Books, 1989. P. 44.

5 там же, p. 11.

6 Harding.

7 Carlton, Donna. Looking for Little Egypt. Bloomington, IN: IDD Books, 1994. P.25.

8 там же, p. 40.

9 Buonaventura, p. 105.

10 Carlton, p. 56.

11 Buonaventura, p. 152.

12 там же P. 148.

13 Salimpour, Jamila. Copy of speech presented at The International Conference on Middle Eastern Dance, Orange Coast College, Costa Mesa, CA, May 16-18, 1997. Compiled by the Salimpour School of Dance.

14 там же

15 там же

16 там же

17 Nericcio, Carolena. Tape recorded interview with Rina Rall. San Francisco: Thirty minutes, April 20, 1998.

18 Salimpour.

19 Archer, Masha. Video taped interview with Julia Terr. San Francisco: Two hours, 1995.

20 там же

21 там же

22 Nericcio.

23 Archer.

24 там же

25 там же

26 Nericcio.

27 там же

28 там же

29 там же

30 Khastagir, Nadia and Carolena Nericcio. "Survival of the Fittest: The Evolution of FatChance BellyDance." Tribal Talk. Premiere Issue (Spring 1997), p. 2.

31 Nericcio.

32 там же

33 там же

34 Salimpour.

Более подробную информацию следует искать в аннотированной библиографии

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!