Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 13 страница



Приятная шутка в разговоре — то же самое, что соль в пище. Тот. кто боится смешного, как правило, боится и правды. Смех — это вдохновение. Ему, как и влюбленности, не научить. Он является самым сильным оружием против того, что отжило, но еще держится, мешая расти новой жизни и пугая слабых.

Японская пословица гласит: «И шутить надо с передышкой». Иными словами, здесь должно быть чувство меры. Во время шуток, острот, следите за тем. чтобы не оскорбить и не обидеть окружающих бестактностью или безвкусицей, не затронуть случайно чьих-то слабых сторон или больных мест.

Нельзя в шутку вкладывать слова, содержащие даже крупицу яда. Острить желательно, стараясь понравиться окружающим, а не обидеть их. Нельзя смеяться также над тем. что людям свято и дорого или составляет предмет их гордости и чести. Надо помнить, что насмешек боится даже тот. кто уже ничего не боится. Лучше смеяться не над тем. чем люди обладают, а над тем. на что они претендуют или рассчитывают.

Чтобы смеющиеся были на вашей стороне, иронизируйте над собой, избирая в качестве мишени имеющиеся у вас мелкие недостатки. Способность пошутить над самим собой нередко становится источником душевной бодрости.

Шутки в свои адрес нужно правильно воспринимать, стараться не обижаться на них. но и в обиду себя не давать. Острить в ответ на задевшую вас шутку желательно сдержанно, по возможности изящно и непринужденно. Ответная шутка должна сопровождаться улыбкой. а не гримасой напряженности и неприязни.

В шутках нужно остерегаться задевать чужие интимные чувства; смеяться над тем. кто чего-то не понимает: касаться семейных тем: поддерживать одну из спорящих сторон: ставить человека в неловкое, положение; выражать свою неприязнь к кому-либо: заставлять себя смеяться, когда не смешно: смеяться шутке раньше других. Иронизировать полезнее в безличной форме, не развлекая окружающих рассказами как о присутствующих, так и об отсутствующих.

Опасно шутить над теми, кто не любит шуток. Как бы мягки и безобидны ни были шутки, позволяйте их себе только с людьми воспитанными и наделенными умом, с развитым чувством юмора, с теми, кто способен отплатить тем же. С человеком с обостренным самолюбием пошутить можно, только находясь с ним наедине, да и то в гомеопатических дозах.

Нередко юмор должен проявляться во взаимоотношениях людей, связанных по службе, из коих один — начальник, а другой — подчиненный. Если юмористическая нотка исходит от старшего по рангу, то это сигнал того, что временно отношения «начальник — подчиненный» прекращаются и заменяются отношениями равных. Если же инициатива исходит снизу, функция юмора иная: обычно подчиненные делают себя объектом насмешки и, предотвращая более суровое наказание, добродушно подшучивают над своей оплошностью. Нельзя делать колких замечаний, язвительных намеков, если занимаешь столь высокое служебное положение, что тебе не посмеют ответить.

Остроумие является чертой подлинного таланта. По словам Бернарда Шоу, «всякое поистине интеллектуальное произведение является в какой-то мере юмористическим».

Юмор — это, как правило, черта сильных, жизнерадостных людей, проникнутых волей к борьбе, уверенных в себе, сознающих свое превосходство над другими. Чувство юмора должно сочетаться с самокритичным умом, отсутствием боязни за нежелательные последствия своих действий. Нередко на конференциях и съездах участники начинают серьезный доклад веселой притчей, не боясь ввести шутку в научное изложение. Другие этого не умеют сделать. Различие это не поверхностное: оно имеет глубокие корни. Непринужденность идет от внутренней раскрепощенности, она требует уверенности в себе и чувства собственного достоинства да и просто умения выступать перед аудиторией.

Иногда юмор помогает сохранить уверенность в себе в трудных ситуациях и возвыситься в глазах окружающих. С его помощью удается парировать недоброжелательные или злые выпалы. Вот как описал Ирвинг Стоун в своем романе «Любовь вечна» случаи удачно высказанной остроты, счастливым образом повлиявший на судьбу Авраама Линкольна:

«Однажды Линкольну пришлось присутствовать на предвыборной проповеди своего соперника на пост конгрессмена от штата Иллинойс священника Питера Картрайта.

Агитируя за свою кандидатуру, последний провозглашал:

— Встаньте все, кто хочет вести новую жизнь, отдать свои души Богу и вознестись к небесам.

Несколько человек встали.

— Все, не желающие попасть в ад, встаньте! Встали все остальные присутствующие кроме Линкольна.

— Вижу, все. кроме одного, показали, что не желают пойти в ад. Могу ли я спросить вас. мистер Линкольн, куда идете вы?

Авраам не спеша поднялся и сказал медленным кентуккским голосом:

— Я направляюсь в конгресс.

После момента поразительной тишины раздался взрыв смеха. Линкольн с супругой покинули помещение, где находились сторонники Картрайта.

Мери Линкольн заметила:

— Твоя шутка сделает больше, чем сотни заранее составленных речей. Она доказывает, что Картрайту лучше оставаться дома и заниматься религией, а тебя следует направить в Вашингтон заниматься политикой.

Она была права: через два дня рассказ об инциденте обошел всю округу; люди смеялись над тем, как Линкольн высек Картрайта. Столь удачная острота Линкольна в ответственный для него момент была одной из причин того, что при голосовании ему была отдана большая часть голосов избирателей».

По мнению Им. Канта, «юмор означает талант произвольно приходить в хорошее расположение духа». Воспитание чувства юмора закаляет характер человека, делает его стойким к грядущим жизненным бурям. Каким же образом чувство юмора обусловливает душевный комфорт в тяжелых ситуациях? Вначале нужна интеллектуальная оценка событий и «отчуждение», позволяющее, взглянув на себя со стороны, уловить смешную сторону в ситуации и отыскать для ее выражения смешное в самом себе. В таком случае чувство юмора и остроумие кажутся слитыми воедино.

Во многих жизненных ситуациях проявления чувства юмора крайне важны. Например, человек хочет обратиться с просьбой к знакомому, но не знает, как она будет воспринята. Отрицательный ответ крайне неприятен, и риск нарваться на него сковывает человека. В таком случае весьма кстати изложение просьбы как бы не всерьез, в шутливой форме. Если отказ на просьбу также выражается в шутливой форме, то получается, что и просьба высказана, и ответ получен, но обе стороны «сохранили лицо», никто не оказался в унизительном или неловком положении. Если ответ положительный, то собеседники после шутливых замечаний и реплик переходят к серьезному обсуждению планов реализации просьбы (или делового предложения). Здесь юмор используется для первоначального зондирования позиций сторон как безобидная форма разведки.

В конфликтных ситуациях роль юмора бывает неоценима. Удачно сказанное шутливое слово разряжает обстановку, позволяет сторонам успокоиться, найти компромисс, не испытывая неловкости. Отсутствие чувства юмора или его нехватка, напротив, зачастую приводит к столкновениям по ничтожному поводу.

Есть еще одна функция юмора. Когда человек волею судьбы или благодаря своим талантам обретает высокое положение, то общение со старыми знакомыми и друзьями осложняется. Непринужденность возвращается, если он сам «снизит» свое положение с помощью юмора.

Почти все люди считают, что им присуще чувство юмора. Редко кто признается, что он лишен этого чувства. Избави вас Бог усомниться в наличии у кого-нибудь из ваших знакомых или близких чувства юмора — вы нанесете человеку оскорбление.

Недостатки целесообразно изживать не путем их прямого осуждения, а с помощью добродушной иронии. В детях желательно не вызывать страх наказания за их проступки, а заставить улыбнуться, показав негативную сторону этих проступков.

Чтобы оценивать юмор, нужно обладать определенной остротой восприятия. Последняя неодинакова у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одного приводит в восторг, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Замечено, что реакция аудитории на анекдот или короткую смешную историю во многом зависит от продолжительности паузы перед последней Фразой: если она угадана точно, то .следует дружный смех, если чуть недодержана смеются не все. а если пауза слишком затянута не смеется никто. Здесь играют роль даже доли секунды.

Остроумные мысли и хлесткие фразы не всегда приходят на ум в нужный момент. В связи с этим нелишне иметь в своем арсенале определенный набор таких фраз.

Известны несколько патологических состояний, пои которых человек теряет способность адекватно реагировать на шутку.

У больных шизофренией отсутствует эмоциональная реакция на остроту или шутку. Хотя они легко улавливают и объясняют комический смысл остроумного анекдота, рассказа, им не бывает смешно. При прогрессировании заболевания теряется и способность осмысливать, улавливать смешное.

Нарушение восприятия юмора при эпилепсии проявляется в склонности вести длинные рассуждения преимущественно нравоучительного характера, в нарастающем тугодумии, дотошности, в том. что внимание приковано к деталям в ущерб сущности явления.

Снижение уровня остроумия отмечается в самом начале развивающегося атеросклероза сосудов головного мозга. Остроумие начинает угасать у склеротиков раньше других интеллектуальных функций.

Расстройство остроумия характерно при опухолях и абсцессах лобных долей мозга. Хотя больные при этом весьма охотно шутят, но их шутки становятся плоскими и грубыми, сосредоточиваясь в основном вокруг физиологических отправлений организма. Этот «лобный» юмор бывает настолько характерен, что опытный врач по одной только манере острить способен заподозрить патологический процесс в лобной доли мозга.

Патологическое остроумие встречается и у вполне здоровых и даже образованных людей, когда отсутствует критическая оценка своей речи. Обычно они неутомимо фонтанируют шутками, мало заботясь о реакции окружающих.

Небезынтересно отметить, что вполне разумные люди, как правило, более здраво и трезво склонны оценивать качество чужих шуток, нежели своих собственных.

Считают, что вообще в оценке собственных действий и действий других людей участвуют различные участки нервной системы. Об этом свидетельствует поведение человека в случае так называемой «литеральной парафразии» — своеобразного нарушения речи, когда больной путает буквы в слове, вследствие чего трудно понять, что он хочет сказать. Так как речь больного не понимают, он записывает сказанное на бумаге, но с теми же искажениями слов, не замечая ошибок. Но если другой человек своим почерком скопирует написанное больным и покажет ему. то последний тотчас же замечает неправильности.

Различием анализаторов обусловлено распространенное явление, когда люди не замечают дефектов своей речи, в частности, слов-паразитов, а в чужой речи отмечают это без труда.

Из сказанного следует, что для правки своего рукописного текста его необходимо отпечатать на пишущей машинке. Только после этого происходит «отчуждение» и могут быть обнаружены погрешности.

 

Юмор — не дар ума. Это дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям.

Л. Берне

Самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум.

В. О. Ключевский

Юмор — это спасательный круг на волнах жизни.

В. Раабе

Без юмора живут только глупые.

М. М. Пришвин

Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

Ф. М. Достоевский

 

оптимизм

Чтобы добиться положительных перемен в себе, необходимо прежде всего поверить, что эти перемены возможны.

Природа человека весьма пластична и способна приспосабливаться к требованиям среды. Способность к адаптации, по сути, есть залог выживания и развития. Живое существо, будь то животное или человек, не умеющее приспосабливаться, отторгается средой.

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой приводят в движение социальный механизм, и, соответственно, им достается и большая доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины отказа они ищут в себе, а не в других: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерной или, наоборот, неубедительной; время и место были выбраны неудачно: человек, давший отказ, сам страдал от каких-то проблем и потому нуждается в понимании: причины отказа нужно проанализировать, перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Будучи оптимистами, такие люди чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он, как правило, более пассивен, внушаем и потому менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагают, что она свидетельствует об их неполноценности. Даже комплимент в свой адрес они воспринимают неправильно.

Самооценка — это мнение человека о самом себе, сформированное в результате сравнения себя с другими людьми. Осуществляя такое сравнение, нужно иметь в виду следующее:

• Немаловажно, кто избирается в качестве объекта для сравнения.

Некоторых людей можно рассматривать как идеал, но не как точку отсчета. Выбрав неадекватный образец, вы не только повергнете себя во фрустрацию, но и утратите наслаждение от процесса самосовершенствования, сосредоточившись лишь на результате.

• Обычно нам не известна цена, которую надо заплатить за успех.

Возможно, если бы мы заранее знали, чего будет стоить достижение поставленной цели, то не стали бы к ней стремиться.

•   Успех, красота, интеллект, другие желанные атрибуты счастья определяются стандартами, зависящими от места, времени и социальных условий. Мы же часто рассматриваем их как нечто абсолютное.

Такой подход способен оказать скверную услугу, если стандарты вдруг изменятся и придется приспосабливаться к новым критериям сравнения. К примеру, драматический актер, являющийся ведущим в провинциальном театре, может оказаться вне успеха в столице. Или молодой человек, считавшийся обладающим неординарными способностями в своей школе, вполне может оказаться посредственным по успеваемости в престижном университете, где приходится соперничать с такими же. как и он сам. неординарными личностями.

• Необходимо осознать, в какой мере наша жизнь определяется чужими сценариями.

Вам не удастся выработать адекватное самоощущение, если вы постоянно выполняете программы, составленные другими и для других. Надо найти в себе мужество, чтобы отвергнуть чужие планы, если они не приемлемы для вас. или изменить их так, чтобы и самому извлекать из них пользу.

Зачастую мы даже не задумываемся над тем, как глубоко впитали чужие сценарии. Их пишут еще в детстве родители, учителя и другие носители функций социального контроля. Многое в этих сценариях весьма полезно, и, достигнув разумного возраста, мы охотно воспринимаем эти установки как свои собственные. Опасность подстерегает нас там. где в сценарий закладываются устремления родителей, которые они сами не смогли реализовать.

Чтобы ощутить себя независимой целостной личностью, надо разобраться в сценарии собственной жизни, а затем сесть самому за его написание. И пусть это будет ваш собственный выбор. Запомните: с самоунижением должно быть покончено, если вы хотите добиться жизненного успеха. Даже если вы застенчивы, не позволяйте навешивать на себя ярлык низкой самооценки. Думайте о себе только хорошо, ставьте перед собой серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом научитесь честно и объективно оценивать то. чего удалось добиться.

С целью формирования и развития уверенности в себе и в своих действиях нужно сделать следующее:

Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформируйте свои цели. «Наши слабости нам не вредят, когда мы их знаем» (Г. Лихтенберг).

Решите, что для вас ценно, во что вы верите и какой хотели бы видеть свою жизнь. «Ум. не имеющий никакой определенной цели, теряется: быть везде, значит не быть нигде» (М. Монтень).

Проанализируйте свое прошлое и разбеситесь, что привело вас к нынешнему состоянию: постарайтесь понять и простить тех. кто заставил вас страдать и не оказал помощи, хотя и мог это сделать: простите и самому себе свои прошлые ошибки и промахи. «Тот. кто отказывается простить другому, как бы разрушает мост, по которому сам должен будет пройти, ибо каждый человек нуждается в прощении» (Э. Герберт).

Ищите причины своего поведения в социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

Никогда не говорите о себе плохо, особо избегайте приписывания себе таких отрицательных черт, как «глупый», «уродливый», «неспособный», «неисправимый». «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если не удастся изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них.

Если ваши действия подвергаются конструктивной критике, воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.

Из всякого поражения умейте извлекать уроки и даже выгоды; так вы можете узнать, что преследовали ложные цели, не стоящие ваших усилий. Спасает нас не то, что мы получили урок, а умение им воспользоваться.

• Не позволяйте себе предаваться чувству вины и стыда: они не позволят вам добиться успеха.

Позволяйте себе расслабиться; прислушивайтесь к своим мыслям, занимайтесь тем, что вам по душе.

Практикуйтесь в общении; наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются между собой люди; решите, что вы хотите от них и что можете дать; дайте им понять, что вы открыты для взаимного обмена. «Один час интимного общения более сближает людей, чем целые годы обыденных отношений» (Ф. Р. Боденштедт).

Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я»: оно гораздо сильнее и пластичнее, чем вам кажется; оно гнется, но не ломается; пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, нежели будет пребывать в бездействии и изоляции.

Помните, что вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, повелевающий событиями. Если вы уверены в себе, то любое препятствие становится для вас вызовом, а вызов, побуждает к свершениям. «Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого» (Дж. Каннинг).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить г жизнь важные решения: во-вторых. ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и. в-третьих, убеждение в том. что такое поведение реально — возможно и морально — правильно

Естественно, что все эти качества взаимосвязаны, поскольку отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое. Так. независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству — капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу. Развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая его на постоянные колебания и мучительное чувство вины за бездействие. Неуверенность же в реальной возможности или необходимости самостоятельных действии благоприятствует росту социальной пассивности и приспособленчеству.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!