Часть 2 Внешние средства, которые могут привести к йоге



Введение... Садхана: сознательная духовная практика

Под садханой подразумевается сознательная духовная практика. В первой части книги мы уже рассматривали основы сознательной духовной практики: отношения с гуру, карма-йогу (служение) и ахимсу (непричииение вреда). Во второй части мы рассмотрим еще четыре разновидности средств йоги, которые могут использоваться как садхана: пранаяма (высвобождение энергии жизни), асана (упрочнение связи с Землей), виньяса-крама (поток действия и сознания) и крийя (методы очищения). Все они относятся к "внешним средствам", потому что для расширения сознания используют движения тела и ума, в результате чего происходит расширение сознания. А в третьей части книги мы рассмотрим "внутренние средства", которые успокаивают тело и ум.

На самом деле каждая из этих садхан имеет как внешние характеристики, так и внутреннюю сторону. Например, внешний аспект асан можно использовать как отличный набор физических упражнений или "хорошую растяжку". Но хотя асаны действительно дают такие результаты, существует и внутренний, эзотерический аспект: выполнение асан - это метод достижения просветления. И особенно помогают в такой сад-хане три фактора:

1. Постоянство практики в течение длительного времени.

2. Устремленность к богопознанию.

3. Вера в то, что просветление возможно.

Однажды кто-то спросил, может ли быть садханой садоводство. Да, может - если его целью является богопознание. Если вы кормите в саду диких животных или работаете, помогая местному ашраму, делаете это самоотверженно и исполняете свои обязанности ежедневно, такая деятельность вполне может стать духовной практикой. Рхли же садоводство для вас -просто хобби или способ вырастить себе продукты питания, то это не садхана. Точно так же и с асанами. Если они для вас лишь хобби или набор физических упражнений, и к тому же вы выполняете их вяло и безразлично - то это не садхана.

Все существа стремятся достичь просветления, осознают они это или нет. Ничто из того, что случается в жизни, не является тратой времени. Однако не все переживания развивают душу. Большинство людей действуют бессознательно, имея слабое представление о карме и своих привычках, которые их порабощают. Поэтому первый шаг к сад-хане - решение сознательно трудиться ради освобождения. Садхана готовит вас к просветлению: на уровне физического, энергетического, эмоционального и интеллектуального тел, а также тела блаженства.

В первых трех главах второй части книги внизу страницы помещены фотографии последовательностей асан, которые мы используем на занятиях. Вы познакомитесь с этими последовательностями в первых двух главах. И к тому времени, когда вы подойдете к третьей главе ("Виньяса-крама: забытый язык последовательностей поз"), вы будете готовы выполнять их на одном из трех описанных в этой главе уровней: начальном, промежуточном или уровне опытных учеников.

Число дыхательных циклов, в течение которых нужно оставаться в асане, не является обязательным и дается в круглых скобках. Еще одно число рядом с фотографиями означает степень трудности асаны. Полный список асаи вместе с указанием их степени сложности вы можете найти в Приложении.

Если последовательность асан для вас новая, то, чтобы изучить ее и запомнить, потребуется нее ваше внимание. Но путем повторения вы постепенно разучите эти последовательности и со временем сможете концентрироваться в большей степени на плавности переходов и постоянстве сосредоточения.

 

 

Прана: энергия жизни

Поистине, все формы жизни рождаются из праны. Появившись на свет, они живут благодаря пране, а в конце жизни вновь сливаются с праной.

- Каушипшки-унаниишда (3.2)

Целью любой садханы является пробуждение космического сознания. Купдаяини - сознание, спящее подобно змее, свернувшейся в основании позвоночника, где находится вход и сушумпа-пади (центральный энергетический канал). Когда пробуждается кундалини, она поднимается вверх по сушумне, пробуждая различные уровни сознания, представленные семью чакрами (энергетическими центрами). Подъем кундалини к космическому сознанию соответствует нашей эволюции: от грубого эгоизма до осознания высшего "Я". Чтобы помочь кундалини пробудиться и начать этот подъем, йог должен уметь направлять праиу (энергию жизни) вверх.

Где есть жизнь, там есть и Ирана. В санскрите префикс пра указывает па движение, а па означает "всегда". Ирана подобна электричеству, которое в естественных условиях проявляется в непредсказуемой форме. Молния может поразить что угодно: вам не известно, куда она ударит. Но если то же самое электричество течет по проводам, его движение будет предсказуемым и управляемым. Такая электроэнергия может переместиться из пункта А в пункт Б. И разница между электричеством, проявляющимся хаотически, и электричеством, текущим по проводам, - в том, что последнее можно превратить в свет.

Нади -санскритское название "проводов", по которым прана течет по телу. Различие между праной, текущей беспорядочно, и праной, которая сознательно направляется через нади, состоит и том, что последняя несет с собой спет.

Пока мы живы, мы являемся проводниками праны, по наши "провода" могут быть изогнутыми, ржаными или порванными. Методы йоги, о которых идет речь во второй

части книги, - пранаяма (управление энергией жизни), асана (особые положения тела), виньяса-крама (плавная последовательность асан) и крийя (очищение) - призваны помочь нам очистить нади, чтобы прана текла свободно и мы могли направлять ее к просветлению.

Для осуществления этих методов йоги требуется сознательное, управляемое дыхание. Дыхание является одним из наиболее важных инструментов йога, но управление дыханием - не самоцель. Дыхание представляет собой инструмент, которым мы пользуемся в работе с праной. Управление дыханием позволяет нам чувствовать прану и направлять эту энергию вверх, через все семь чакр, чтобы выйти за пределы тела и ума и достичь высшего состояния сознания. Почувствуйте пульсацию крови. Ощутите электрическую пульсацию нервной системы. Настройтесь на пульсацию праны в тонком теле. И знайте: эта пульсация за пределами тела и ума и есть вы - Атман, "Я есмь".

Пранаяма - один из методов управления праной посредством осознанного дыхания. В слове "пранаяма" объединены два корня: прана и яма. Яма означает "управление, обуздание". Таким образом, пранаяма - это управление процессом дыхания, осуществляемое с целью обуздания праны. Но слово "пранаяма" можно составить также из слов прана и аяма. Аяма означает "неограниченный", однако в таком двойном значении нет противоречия. Чтобы освободить прану, йог должен сначала научиться ее ограничивать и направлять в сушумну (центральный канал), через которую она сможет неограниченно течь к Самоосознанию.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!