Проблема истины в социально-гуманитарных науках.



Социально-гуманитарные науки анализируют закономерности социальной жизни. Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на вопрос что такое истина, истинное знание. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира то объективное в этом образе и есть объективная истина

 

Г. Гадамер о способах научного и вненаучного постижения истины

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира то объективное в этом образе и есть объективная истина. Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным.

 

Специфика методов социально-гуманитарных наук.

Социально-гуманитарные науки анализируют закономерности социальной жизни. В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские общенаучные методы и принципы. Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность).

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жиз­ненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюл, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».

 

Основные черты новой парадигмы социально-гуманитарного познания и его методолология

Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного познания и его методологии «вырисовываются» в следующем виде.1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук. 2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, неявного знания и т. п. 3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т.е. внимания к собственным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать решение последних с решением специфически-содержательных вопросов этих наук. Совершенствование методов и приемов собственно социального познания (непосредственно соответствует своему предмету) и формирование новых — характерная тенденция отечественного обществознания. 4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии, понимающих методик, что вызывает чем дальше, тем больше — сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Социально сегодня представляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпретации. А это значит, что так сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходам культуре таким образом, что примиряют обе крайние позиции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!