Семантическое поле: Свобода – Божество – Воля – Небо – Род – Бытие – Индивидуум.



 

СЕМЬЯ

Древнеисландское heimr – «жилье» (Быт), «мир», «вселенная». Древнегреческое kseima – «покоюсь», «пребываю».

Очевидна параллель, как фонетическая, так и этиологическая между «семья» – «семя», где единым ядром является индоевропейский корень se-. Латинское semen – «семя», «род».

Таким образом становится вполне ясной сакральность понятия Семья. С другой стороны проясняется и сакраментальная подоплека биологического функционирования, его приобщенность к спиритуальному, духовному качеству. В этой связи сравним греческое spirit «дух» – ирландское spier «небо» – латинское sperma «семя».

Семантическое поле: Семья – Жизнь – Вселенная – Бытие – Пребывание – Семя – РодНебоДух.

СЕРЕДИНА

Место, находящееся на равном расстоянии от концов чего-л.

Место расположения Вселенной, символ святости, божественной благости, силы. Олицетворение Вселенной – Мировое Древо.

Литовское medis – «дерево». Русское «медленный» (сакральный экстаз). Древнеиндийское madhu – «сладкий напиток» – для ритуального возлияния. Латинское medulla – «костный мозг» (нутро, середина).

Середина – символ вечности. «Жизненная сила, молодость». Сравним: Медитация – от латинское meditatio – «возвращение, помещение себя в середину». Немецкое melden – «говорить», хетское A-matu – «слово».

Фаллическая символика: английское mate – «спариваться».

Середина – источник исцеления: латинское medeor – «лечить» - «медицин».

Середина – «дом, строение, храм». Любой Храм стоит посередине Вселенной. В Храме происходят сакрально-фаллические действия.

Середина – общеславянский корень serd – «сердце». И.-е. k’erd – «сердце».

Смысловые контуры, включающиеся в понятие «Середина»:

Святость, божественность, благость, сила.

Мировое Древо.

Мудрость.

Еда.

Ритуал. Священное возлияние. Сакральный экстаз.Жертвоприношение.

Слово. Говорить. Молвить.  

Жизнь, сила, молодость.

Имущество – которое олицетворяет Первопричину Бытия.

Источник исцеления.

Дом. Храм. Строение.

Сакрально-фаллическая символика.

Семантическое поле: Середина – Дерево – Вечность – Медитация – Фаллос – Исцеление – Храм – Дом – Сердце – Сила – Мудрость – СловоЖертвоприношение.

СИЛА

Древнерусское сила – «естественная способность, свойство», «могущество», «власть».

Общеславянская база - sila.

Литовское siela – «душа», sieti – «связывать».

Древнепрусское seilin – «усердие», seilins – «сознание».

Восходит к и.-е. si- «связывать», «соединять».

Древнеиндийское syati, siuati – «соединять», «связывать».

Семантическое поле: Сила – Соединение – Связь – Естество – Душа – Сознание – Власть.

 

СИМВОЛ

Происходит из сочетания индоевропейских корней se- «связывать» и uel- «говорить», «воля».

Греческое symbolos – «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет». Примечательно сравнение с тем же греческим diabolos – «то, что разделяет, разъединяет и разлагает».

 В Евангелии от Филиппа (67) говорится: «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах».

Саллюстий же полагал, что «Мир есть символический объект».

Основные принципы символизма базируются на древнейших космогонических и антропоморфных прозрениях цивилизации:

1. Все значимо. То есть ничто не бывает лишенным значения.

2. Все связано. То есть ничего не независимо.

3. Количество есть выражение качества и наоборот.

4. Все структурировано. То есть любой элемент существующего включен в некий смысловой (семантический) ряд.

5. Ряды соотносятся друг с другом.

Сказанное означает, что любой элемент мира, или любой объект может быть представлен в его двух значениях:

Явное значение объекта – совпадает с его утилитарным предназначением, непосредственной «служебной» функцией.

Параллельное значение – символическое. Постольку поскольку оба – значения, то, следовательно, и – значимы. И, скорее всего оба значения равнозначны и имеют одинаковое отношение к реальности.

Символическое миропонимание также базируется на явлении общей корреляции между:

- Видимым и Невидимым

- Вещественным (Материальным) и Невещественным (Духовным).

- Внешним и Внутренним.

Такая корреляция (соответствие) составляет «модус бытия» объекта.

Что касается соответствия Внешнего и Внутреннего, то здесь легко выявляется между ними Тройственный принцип аналогии:

1. Общий исток обоих миров.

2.Влияние психического на физическое.

2. Влияние физического на психическое.

Принцип же соответствия выражается на трех фундаментальных планах:

1. Растительная и метеорологическая жизнь. (Засуха – Дождь).           

2. Естественная жизнь человека.                 (Болезнь – Выздоровление).  

3. Духовное состояние.                                  (Застой – Продвижение).

 

Виды символизации:

1. Сравнение по аналогии: Объект – Объект. Пример: Огонь и Солнце.

2. Объектное каузальное сравнение: Объект – Его свойство. Пример: Солнце – Поддерживать жизнь.

3. Субъектное каузальное сравнение: похоже на предыдущее, с той лишь разницей, что здесь соотносятся внутреннее качество или состояние, свойство субъекта с внешним объектом. Пример: Фаллос – Змея.

4. Функциональное сравнение: основывается не на объектах, а на их действиях. Пример: Гнев – как разъяренный бык.

Таким образом, с простой очевидностью выяснилось, что все феномены параллельны и взаимосвязаны.

«Не только все драконы есть Дракон, но и неумелый символический рисунок, напоминающий дракона, тоже есть Дракон». (!).

Следовательно, всякий символ может быть проинтерпретирован психологически – потому что параллельное значение объекта и есть его спиритуальное (психическое) качество.

Однако символы не бывают изолированными. Они появляются группами, порождая символические композиции, – и тогда мы говорим о таком понятии как Символический синтаксис - и развертываются:

1. Во времени (повествование).           

2. В пространстве (эмблемы, графика).             

3. Во времени и в пространстве (сновидения).          

 При этом важно учитывать, каковы:

1. Ориентация символа (например, огонь, направленный вниз означает эротическое желание, а вверх – очищение).       

2. Расположение объекта.           

3. Комбинация символов (что порождает совокупное значение).      

Семантическое поле: Символ – Связь – Соединение – Истина – Соответствие – ЯзыкСлово.

 

СЛОВО

Божественное первотворение. Первопричина Вселенной. Связывается с понятием священного круга и Мирового Яйца.

Английское word «слово» – древнеиндийское vartula – «круг». Латинское orbis «круг» – латинское же verbum – «слово».

Мужское, творческое – фаллическое начало (латинское vir – «мужчина»), символ бессмертия, жизненной силы. Английское word – «слово» и английское sword – «меч» - весьма примечательное сопоставление. Готское hairus – «меч», но индоевропейское ker- «звуки».

Издревле воплощало в себе идею времени – круга, циклического умирания и возрождения. Индоевропейское kel- «говорить», но древнеиндийское kala – «время».

Соотносится с понятием судьбы: Рок – Речь, Из-Рекать. Также: латинское fatum – «судьба», но «слово», «изречение», «воля» и индоевропейское bha-t- «говорить». Индоевропейское deik- «говорить» и индоевропейское dhugh- «судьба». Индоевропейскоее rek- «говорить», uer- «издавать звуки». С другой стороны индоевропейскоее uer- «резать, гнуть». В последнем значении можно узреть понятие «разрывать пополам», которое несет в себе сакральную, космогоническую функцию, исходящую из представления Традиции о сотворении Вселенной, когда Божество разорвало Хаос фаллосом в середине Мироздания. Здесь мы можем вспомнить рядом расположенные word – «слово» – sword – «меч», а также обнаружить единый корневой ряд: русское «меч»- «метить»- «наметить» (составить план) – «отметить» (высказать) – «заметить» (высказать).

Единство корней можно выделить и в сочетаниях: «молить – молвить – молот».Молот – орудие, призванное ударять, бить, - молоть. (Рождение Вселенной как результат удара, разрыва).

Как первотворение, Слово соотносится и с Огнем. Индоевропейское bha- «гореть» и индоевропейское bha- «издавать звуки».

Семантическое поле: СловоМужчина – Меч – Рок – РечьЯзыкСудьбаОгонь.

СМЕРТЬ

 Корневой ряд: СМЕРДЕТЬ – МЕРТВЫЙ – МЕРА – МЕРЗНУТЬ – МЕРЗКИЙ – МРАК.

Смердеть – «нестерпимо вонять», «смрад», «смрадный».

Немецкое schmerz – “боль”, “скорбь”, schmerzen – «причинять страдание», «болеть».

Английское smart – «испытывать или причинять жгучую боль», «страдание».

Общегерманский корень smert – «колоть», «кусать», «жалить».

Латинское merda – «экскременты».

Мера – «предел, граница».

Готское mel – «время», «час».

Древнеиндийская база – «мера», «количество».

Мерзнуть – Индоевропейская база merg (:morg-) – «изнурять», «уничтожать», «портиться», «гнить», «трухляветь».

Древнеирландское meirs – «ржавчина».

Смерть – как программа уничтожения – несет в себе идею распада, в то время как Жизнь осуществляет развитие.

Распад обусловлен наличием пределов, развитие проявляется выходом за эти пределы. Соответственно, и временная функция данных процессов ориентирована в различных направлениях. Развитие устремлено в будущее, распад обращен к прошлому. Стало быть, то, что не развивается – распадается.

Исходя из очевидности, не трудно уразуметь, что мертвый не тот, чье тело покоится на погосте. Среди так называемых «живых», немало мертвецов – биологически заданных, запрограммированных автоматов, существующих лишь за счет деятельности рефлекторной машины ума, хотя при этом и не осознающих, что они – роботы. Один из явных признаков такого человекоробота – озабоченность собственной правотой, зацепленность за собственные амбиции и притязания. Срабатывает программа примитивных стадий развития. Потенциальные энергии, изначально присущие организму, не высвобождаются и не получают реализации. Но любая сила, если не направляется на созидание результата, неизбежно становится деструктивной и в конце-концов уничтожает собственного носителя.

Содержание Мертвой зоны (как противоположности зоне Живой, см. Жизнь) обусловливается тем, что ведет к торможению развития, застою и, следовательно, распаду – де-градации. Это излишняя привязанность к нашим суждениям, концепциям, мнениям, установкам, ожиданиям, надеждам, притязаниям, претензиям, рассудочности.

У обитателя Мертвой зоны душа не сформирована как полноценная система и не соединена с духом. Жизнедеятельность обеспечивается за счет рефлексов и деятельности трех «низших» центров: инстинктивно-двигательного, эмоционального и ментального. А посему с уходом тела аннулируется и все его функциональное обеспечение: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Предел мертвого – смерть.

Семантическое поле: Смерть - Смрад – Боль – Скорбь – Колоть – Кусать – Жалить - Изнурять - Портиться - Гнить – Уничтожать - Мрак - Ад..

 

 

СОВЕСТЬ

Восходит к таким смысловым корням как: «разумение», «понимание», «значение», «согласие». На древнегреческом suveidosis означает также «сознание», «cовместное знание», «познание, получаемое с кем-либо».

Таким образом выходит, что совесть как некий механизм надличного сакрального регулирования присущ как всему человеческому роду, так и каждой особи отдельно. В этом смысле мы можем говорить об архетипическом явлении, безотносительно от среды, условий, времени. Оно внесоциально, метаисторично и метафизично. Совесть никто не придумывал и не разрабатывал – в отличие от морали. Она коллективна, бессознательна, и в том ее универсальность. По сути дела совесть и представляет собою некий высший суд, осуществляющийся внутри личности, и законы его не юридические, но спиритуальные. В этом смысле Кант подчеркивал, что совесть «есть инстинкт, а не просто способность оценки; но это инстинкт суда, а не суждения».

Заповеди, записанные Моисеем, на экзотерическом уровне проявляют эзотерическую квинтэссенцию совести, то есть совместного знания и совместной вести как носителей коллективного бессознательного в юнговском понятии.

Примером того, как функционирует внутренний суд совести, может послужить ситуация «преступление – наказание», которую я рассмотрел подробно в статье «Зло». Здесь же кратко воспроизведу ход рассуждений. Под символическим убийством другого понимаются угрозы, упреки, претензии, осуждение – в его адрес. И как только это происходит, тут же срабатывает алгоритм воздаяния, исходящий из следующего принципа: любой человек, с которым мы общались или общаемся, занимает определенное место в нашей собственной душе является ее частью. И всякий агрессивный импульс, направленный на другого, прежде всего задевает эту самую часть. Таким образом душа саморазрушается. Одновременно активизируется и прямая логика, выражающаяся в цепочке причинно-следственных отношений: убил – стало быть, виновен. Всякая вина возмещается наказанием. Наказание – всегда боль. Боль же вполне конкретно проявляется в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф. Таким образом правосудие свершается, и равновесие восстанавливается.

Семантическое поле: Совесть – Совместное знание – Разум – Род – Соединение – Связь.

 

 

СТАРАТЬСЯ

Словенское starati se – «истощаться», «становиться дряхлым», «стареть». Стараться – truditi se (Труд).

Чешское starati se – «беспокоиться».

Общеславянский корень – stara. Индоевропейский корень (s)ter.

Немецкое starren – «цепенеть», «коченеть» (Смерть).

Стало быть, пропорциональность между достижением успешного результата и мерой прилагаемого к тому старания – обратная. Из этимологической картины видно, что тот, кто старается, стирает себя, изнуряет и в итоге, окончательно одряхлев, погружается в смутное оцепенение, парализующее волю разума.

Где сила, там нет усилий. Усилия же рассеивают Силу. А старающийся – не постигает и потому не достигает.

Семантическое поле: Стараться – Истощаться – Дряхлеть – Стареть – Беспокоиться – Цепенеть – Коченеть.

 

 

СТРАСТЬ

Чешское strast – «мучение», «печаль».

Старославянское страсть – «страдание», «бедствие», «болезнь», «несчастье», «борьба», «порок».

Индоевропейский корень (s)ter- «становиться жестким, тугим», «коченеть». (см. Труд, Стараться, Смерть).

По латыни страсть – passio. Отсюда и – «пациент», то есть обремененный страстью - страдающий. На греческом страсть – pathos. Отсюда «патология» - болезненное состояние.

Семантическое поле: Страсть – Мучение – Печаль – Страдание – Болезнь – Окоченение.

СТРАХ (Боязнь)

 Связано с русским «строгий». Восходит к и.-е. (s)terg:(s)treg.

Немецкое strack – «прямой» и глагол strecken – «вытягивать», «делать прямым». Древневерхненемецкое strecchan – «выпрямлять».

С другой стороны и.-е. база sterg:sterk подразумевает образование смысла «стеречь».

Стеречь: словенское streci – «прислуживать». В этом же корневом ряду: греческое stergo – «люблю (забочусь), «имею удовольствие», «терплю», «переношу»; storge – любовь.

Стеречь – «сторожить», «следить за сохранностью чего-либо» (тот же корень – storg).

Строгий – через те же корневые основы (s)ter:(s)tro родственно таким значениям как греческое strynos – «сила». Напрашивается сравнение с английским strong – «сила». Греческое strynos – «крепкий». Продолжая семантический ряд, выходим на понятие «стремиться» - «неудержимо продвигаться». Стреми’ть – «подниматься вверх», но и стреми’ть – «направлять движение», «увлекать». Стремление – «движение вперед».

Проступает еще одна семантическая линия. Общеславянское strachъ рассматривается как отглагольное образование от strachati, а глагольная форма выводится из strok-s-ati (где s – глагольный суффикс), что приводит к старославянскому Насмисати, в связи с чем и обратимся к проступившим понятиям «смеяться», «смех».

Смехъ – «веселье», «радость». Смеяться – древнеиндийское smayate – «улыбается», «цветет». Без начального s: латинское mirus (индоевропейская основа meiro-) – «удивительный», miror, miro – «удивляюсь», «поражаюсь».

Strong– “сильный” – соотносится с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая соединяет миры и вносит порядок в Хаос. С другой стороны индоевропейский корень sterg- означает «любовь». К тому же смысловому пространству принадлежит и жертвоприношение – священнодействие, призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из форм жертвоприношения заключалась в поедании кусков приносимого в жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение strong – «сильный» и греческое trogo «есть, питаться». Тогда становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества») обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную подоплеку. И здесь мы имеем возможность наглядно проследить переход значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду жертвенного возлияния. Таким образом проясняется семантическая основа понятий вос-торг, торжество.

Весьма наглядно проявляет себя соотношение sterg «любовь» и русское «стержень». И здесь же прусское strigens «мозг». Издревле человек мыслился как микрокосм и олицетворялся вертикально стоящим шестом. Последний воплощал в себе идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, священными символами которой также являлись лестница, дерево, гора.

В качестве наглядного примера того, как мы можем задействовать тайное значение понятия «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выражения Ап. Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).

Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального само-раскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве архетипической женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту – приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают вечные восторг и торжество любви.

Разделяя весь процесс подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную формулу индивидуального преображения.

«Да боится жена своего мужа»:

«Пусть оберагает и бережет жена своего мужа».

«Пусть служит жена своему мужу».

«Пусть соединяет и связывает себя жена со своим мужем».

«Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу».

«Пусть через подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный экстаз».

«И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже».

«Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам».

«Пусть от того жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности».

«Пусть приобщается жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности, воплощающейся в ее муже».

«Пусть поднимается вверх жена в измерение духовного мира вместе с мужем».

«Пусть переживает жена восторг и торжество исполнившейся мечты».

«Пусть соединяется в любви жена с мужем» и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). И «тайна сия велика» (Еф. 5:32).

Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и главного условия, а именно – соответствии мужа необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом один и единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:35). И только тогда «жена да боится своего мужа».

Семантическое поле: Страх - Стеречь – Беречь – Служить – Связывать – Соединять – Жертвоприношение – Экстаз – Радость – Улыбаться – Продвигаться – Подниматься вверх - Верх – Стержень – Восторг – Торжество – Сила.

СУДЬБА

И.-е. корень dhe- (dho: dh-i) – “ставить”, “устанавливать”, “класть” + приставка som – «су-», которая вносит значение сочетания, соединения, совпадения (например, со-весть – совместная весть).

Получается и.-е. праформа: Som-Dhe – буквально «с установлением».

Здесь обнаруживается явное соотнесение с древнеиндийским samdhi – «соединение», «договор», «мир».

С другой стороны корень dhe- также является основой, из которой выходят понятия: «Дело», «Деть».

Рассмотрим проявившийся ряд понятий в вариантах их развития.

Древнерусское Дело – «деятельность», «деяние», «поступок», «способ», «работа», «труд», «сражение».

Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции.

Жизнь – как деятельность.

Жизнь – как деяние.

Жизнь – как поступок.

Жизнь – как способ.

Жизнь – как работа.

Жизнь – как труд.

Жизнь – как сражение.

Деть – «поместить, положить что-либо куда-либо».

Древнеиндийское dadhati – «кладет», «помещает», «ставит».

Чешское diti se «делаться», «происходить», «твориться», «становиться».

Древнерусское деяти – «делать», «трогать», «говорить». Последнее отсылает нас к таким понятиям как Слово, Речь. И здесь же уместно напомнить, что значение «действие» в истории индоевропейских языков переплетается со значением «слово», «речь»!

Примечательно также то, что на себя обращает внимание и тесная фоносемантическая связь между значениями «Речь» – «Рок». Оба они несут в себе один и тот жу и.-е. корень rek-.

На основании полученных данных уже можно проявить архитектонику изучаемого понятия.

Dhe- - «ставить», «устанавливать» – «становиться».

Делать = Говорить.

Рок = Речь.

Соединение = Договор (Говорить. Речь).

Обращаясь к очередным источникам, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой теме, находим следующие смысловые соотношения.

Латинское fatum, известное в массовом сознании как «судьба», в своем первостепенном значении, однако, раскрывалось как: 1). Слово (изречение, воля, приговор) богов (fata deorum). И только затем уже означало: 2). Рок, судьба, удел, участь.

Корень слова fatum – for.

For – 1). Говорить, (воз)вещать, повествовать. 2). Воспевать. 3). Прорицать, предрекать, предсказывать.

С другой стороны известно еще одно значение и.-е. основы dhe-, а именно – «Дух».

Тогда получается Som-Dhe – «с Духом».

Наметившиеся смысловые контуры, позволяют приблизиться к возможности дать определение тому, что называют судьбой, но перед тем, как вывести формулу, более четко проясним сочетание значений.

Дух ставит – Явление становится.

Дух устанавливает – Явление становится.

Дух говорит – Явление делается.

Дух-----------------------------Соединение----------------------Явление.

Следовательно, получается, что:

1). Рок (rek-) есть функция Речи (rek-).

2). Явление (uel-) есть проявление Воли (uel-).

Если обратиться к традиционной математической символике, то запись получится следующая:

F = f(V), где

F – Fatum – Судьба.

V- Verbum – Слово.

f- функция.

Данное положение возвращает нас к первоначальному тезису – «То, что происходит в нашей жизни, происходит в точном соответствии с тем, что и как мы говорим». (См. Часть I. Психограмматика. 1. Жизнь есть текст.– Начало данного Словаря).

Высказывание “Явление есть проявление Воли” можно записать данным образом:

S = f(VN), где

S – событие, явление,

V – слово,

N – число.

Введение в уравнение нового элемента – Числа (N) связано с ядерным значением понятия «Воля», которое раскрывается именно через Слово и Число. (См. в данном словаре статьи Воля, Слово, Число).

Вместе с тем, в древнерусском языке понятие «Судьба» употреблялось со значением «суд», «суд божий».

Суд: одно из значений – «закон».

Обобщим сказанное.

Индоевропейская база представляет собой сложение: приставка som и корень dhe- «ставить». «устанавливать» (отсылка к «деть», «дело»).

Древне индийское samdhi – «соединение», «договор», «мир».

Деть - «происходить», «твориться», «становиться», «говорить» (Слово). Латинское fatum означает не только «судьба», но также и «слово», «изречение», «воля».

Делать – «создавать».

Выстраиваем ряд значений:

СудьбаЗакон (доначальное, дообычное) – Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – Происходить – Говорить – Становиться.

Вглядываясь в этот ряд представленных смыслов, нетрудно уловить проступающий рельеф нашего главного понятия. И в данном случае мы усматриваем следующие сюжетные линии.

В данном ряду легко выделяются две глагольных группы: активная и пассивная.

Активная группа: «говорить» – «устанавливать».

Пассивная группа: «происходить» – «становиться».

Активная группа имеет прямое отношение к Закону, ибо исходит от него. Пассивная – к началу принимающему, то есть субъекту и обозначает некое свершение, результат.

Однако, это вовсе не означает наличия тотальной фатальности субъекта, подчиненного и подчиняющегося Закону и соединенному с ним, ибо в контексте их отношений мы замечаем еще одно понятие – Договор – Завет. И это весьма существенное примечание. С одной стороны выясняется, что человек никакой не хозяин своей судьбы. С другой же видно, что и заявлять о механистической, отчужденной предопределенности, некой тоталитарной «кармической» обусловленности также не представляется чем-то осмысленным.

Человек, безусловно, не есть хозяин своей судьбы, и было бы совершенно неразумно и самонадеянно полагать подобное, но благодаря наличествующему Завету - Договору, он становится ее соавтором, вернее, получает такую возможность.

Последнее добавление означает, что в субъекте также присутствует частичка активного принципа, который в какой-то части своего смыслового контекста можно назвать волей. Каждому дана воля, и каждый волен распорядиться ею. И тогда, если желание проявить свою активность присутствует, то посредством воли личность направляет ее на то, чтобы не просто оставаться роботическим исполнителем неких программ, но стать и быть дееспособным участником Завета. И в этом смысле между человеком и Автором исходящих предписаний устанавливаются отношения со-творчества, сотрудничества, со-авторства – через Слово.

Какова же прагматика материала, полученного в результате наших исследований? Цель одна – стать осознанным Со-Автором и снискать счастье.

Как и в отношении судьбы, о счастье ходит много толков, но в конечном итоге оказывается, что все толки совершенно бестолковы.

Обратимся к испытанному уже методу. Нетрудно заметить, что слово это самой своей фонетикой указывает на идею Участия. (По словарному определению Судьба трактуется как - 1. «доля», «участь». 2. «история существования кого-либо, чего-либо». 3. «будущее, то, что случится, произойдет». 4. «рок». В представленном ряду присутствует понятие «участь», которое и соотносится со смыслом «участие»).

 Тут мы вправе задаться вопросом – а в чем, собственно, участия? Ответ же прост, ибо очевиден – Участия в Завете,

Если я принимаю участие, то становлюсь Участником, а значит, и соавтором. Возможность быть причастным к Участию есть один из величайших даров, ибо раскрывает врата, ведущие в свободу.

Связь между понятиями Судьба и Счастье прояснилась. Счастлив тот, кто использует шанс сделаться соавтором своей судьбы и стать активным участником Договора (Завета) между собою и Законом – До-начальным, Предвечным, то есть – Богом. В этом случае человек обретает Судьбу. Стало быть еще, счастье – это способность обрести свою судьбу. А значит, кто вне Судьбы, тот как бы и вне Игры, вне Счастья, постольку поскольку вне Участия.

Безучастный несчастлив. И кто не имеет участия, тот не имеет и участи.

Отсюда следует, что не бывает судьбы плохой или хорошей. Само по себе наличие таковой есть благо. Снискать последнее можно лишь одним способом – найти и обрести свою судьбу. Она есть у каждого, но у кого-то она в совместном бытии, у кого-то – совершенно отдельно и отделенно. Ощущение этой раздельности и порождает переживание тревожности, сиротливости, потерянности и одинокости.

Семантическое поле: СудьбаЗаконДух - Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – СловоВоляЧисло – Рок – Речь - Происходить – Говорить – Становиться.

 

СЧАСТЬЕ

Историко-этимологически имеет отношение к древнерусскому Часъ.

Часъ – «время», «пора», «срок», «счастье», «удача».

И.-е. корень kei- (ki-) – «быть в движении», «приводить в движение», «двигаться».

Древнеиндийское cestati – «движется», «действует».

«Срок» соотносится с «Рок» (Судьба).

Параллельно, через ту же корневую основу можно проследить развитие ряда соотносимых значений.

И.-е. ke(i) означает также «почитать», «ценить», и является основой, на которой образовались и произросли такие понятия как «Честь» (Честность), «Чистый», «Читать», «Чета – Сочетаться».

Честь: старославянское чьсть – «почет», «благоговение», «прославление». Чьстити – «любить», «поклоняться».

Авестийское cisti-s – «мышление» (Мысль), «понимание».

Древнеиндийское cetati – «понимает», «наблюдает».

Чистота: древнерусское чистъ, чистый – «открытый», «свободный от обязательств», «святой», «священный».

Корень на славянской почве cit от и.-е. skei – «резать», «отсекать ненужное», «отделять». Отсюда и понятие «часть». Древнерусское часть – «часть», доля», «наследство». Следъ на древнерусском языке означает «знак», «указание»; следовати – «идти вслед», «согласоваться». Стало быть «наследство» буквально означает «согласоваться с указанием». «Указание» в свою очередь напрямую соотносится со смыслом понятия «Слово» и его разветвленными значениями: указать – рассказать – сказать - говорить, то есть непосредственно имеется в виду проявление речевой активности. Более понятно, какое или чье «указание» подразумевается, станет, если обратиться к предыдущей статье «Судьба».

Семантическое поле: Счастье – Час – Судьба – Любовь – Мысль – Чистота – Честь – Время – Делать – Свобода –Сочетание.

 

ТЕЛО

И.-е. корень tel- :tol-.

Латинское tellus – «твердая земля», «почва».

Греческое telos – «конец», «цель», «срок», «предел».

Общеславянская база telo – «вещество», «образ», «вид», «изображение». Общеславянское tьlo – «почва», «основа».

В Традиции понятие «тело» связывалось с целым рядом значений.

Антропоморфная модель Вселенной соотносила тело с Мировым Деревом: английское body “тело” – древнеиндийское bodhi «дерево».

Число: русское «тело» – древнеанглийское tal «число».

Огонь: английское body – индоевропейское bhaudo «гореть», «светить». Сравним «тело» – «тлеть».

Бездна: body – и.-е. bhodsa «бездна».

Сила: латинское corpus “тело” – русское «крепкий».

То, что связывает (душу): body – и.-е. bheudh «связывать».

Быть: body – и.-е. bhu «быть», «существовать», буквально «вздыматься вверх».

Сразу обращает на себя внимание разветвленная семантическая сеть, в которую вплетено данное понятие. Но при внимательном рассмотрении можно уловить обусловливающую взаимосвязанность присутствующих в этом обширном контексте понятий.

Подобный подход, изначально естественный и закономерный, отвечавший сугубо прагматическим нуждам, позже был обозначен как холистический, или целостный, который подчеркивал единство вещественного (telo) и не вещественного (telo).

Значит, тело – одновременно и вещество, и не вещество («образ», «вид», «изображение»). Но: образ, вид – чей? Изображение – чье?

Если оно «связывает душу» (body – bheudh), то, естественно, ее образом, видом, изображением и является.

С другой стороны на эту же объединенность указывает и спиритуальный оттенок, который несет в себе данное значение: Мировое Дерево – Огонь – Число.

На основе сказанного становится вполне очевидной и явственной антропологическая и этимологическая обоснованность такого понятия как психосоматика, получившая в наше время, благодаря психоанализу, столь бурное развитие. Что, в общем-то, подчеркивает действенность мысли: модерн – это актуализация архаического.

Стало быть, если строго придерживаться логической последовательности, то говорить о медицине или психологии не психосоматической, по меньшей мере, абсурдно.

В связи с тем, что данная парадигма в современном человековедении является актуальной и практически действенной, рассмотрим ее основополагающие позиции, которые определим так – ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Ниже предлагаются некие психосоматические критерии, по которым можно определить зоны своего неблагополучия и своевременно скорректировать их.

Волосы символизируют силу. Проблемы с волосами – признак хронического страха. Когда человек испуган, он как бы втягивает голову в плечи, словно пытается защититься от нападения. При этом создается сильное напряжение в плечевом поясе, распространяющееся и на голову, что в свою очередь блокирует питание волосяных мешочков.

Уши. Проблемы возникают тогда, когда в жизни происходит нечто такое, чего наотрез не хочется слышать. Боль в ушах сигнализирует о выраженном раздражении от того, что приходится слышать.

Глаза. Проблемы с глазами означают символический протест против того, что приходится видеть, в частности, в себе самом или собственной жизни. Возникающие микронапряжения в глазных мышцах изменяют фокус, и зрение рассеивается. Когда привычка к подобной физиологической реакции становится прочной, соответственно, и изменения делаются стойкими.

Шея. Отражает такую способность мышления как его гибкость. Проблемы с шеей могут указывать на упрямство и ригидность, “упертость” в собственные установки.

Горло. Связано с самоутверждением. Недаром существуют такие общераспространенные выражения, как «отдать за кого-то свой голос», про иного говорят «у него совсем нет своего голоса». Кашель зачастую выражает бессознательное сопротивление. Проблемы с самоутверждением психосоматически проявляются в проблемах с горлом.

Спина. Телесный символ поддержки и защиты.

Легкие. Способность участвовать в трансформации жизненной энергии. Обеспечение жизненного пространства. Проблемы с ними могут отражать бессознательный страх перед жизнью. Астма – это сигнал нежелания жить самостоятельно, страха перед откровенностью, искренностью и боязни перемен.

Груди. Материнский принцип. Встречаются ситуации, которые метафорически характеризуют – «задушить своим вниманием», «задушить своей любовью». Проблемы с грудями связаны с данным проявлением.

Сердце. Любовь. Нарушение сердечной деятельности связано с недостатком чувства любви и безопасности, невниманием к собственным чувствам, эмоциональным самоподавлением, боязнью открыться на встречу спонтанным чувствам, заниженной самооценкой по типу «не достоен любви».

Сосуды. Регуляция жизненного тонуса. Гипертония развивается как следствие самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, одержимости трудом без отдыха и передышек, потребности оправдать ожидания окружающих, стремления к утверждению собственной значимости перед другими, что является проявлением склонности к перфекционизму (см. Примитивная идеализация в статье Защиты).

Зубы. Сила. Решительность. Первое соприкосновение с незнакомой информацией. Подготовка к перевариванию. Размельчение информации. Проблемы с зубами отражают нерешительность и несамостоятельность. Иногда потеря зубов может означать символическую кастрацию как самонаказание вследствие чувства вины, реактивно возникшей на стремление к наслаждениям. Здесь обращает на себя внимание примечательное совпадение, что сладости, от которых якобы «портятся зубы» и «наслаждение» – слова одного корня.

Желудок. Усвоение новой информации. Расстройства желудка отражают тенденцию застревать в прошлом, привязанность к старым идеям и неготовность взять ответственность за настоящее. Гастрит возникает на фоне длительной раздражительности. Изжога – свидетельство подавленной агрессивности. 

Поджелудочная железа. Переработка и усвоение сладостного чувства любви. Диабет развивается как следствие потребности в контроле и сопротивления принятию и усвоению любви.

Печень. Фабрика организма по переработке негативной, токсической информации. Неотреагированный и не разряженный гнев приводит к нарушению деятельности данного органа.

Желчный пузырь. Переработка агрессии, в таких ее вариантах как злобность и раздражительность. Выражение «желчный характер» психосоматически весьма точно.

Толстая кишка. Освобождение от лишнего, переваренного и потому отжившего свое прошлого. Колиты и запоры являются непосредственной реакцией на избыток накопленных чувств, переживаний и жизненного опыта, с которыми субъект не желает расставаться.

Почки. Выведение токсической информации – страхов, разочарованияй, осуждения, критицизма. Соответственно, задержка в организме указанных качеств способствует нарушению функции почек.

Мочевой пузырь. Выделение переработанной, токсической информации.

Надпочечники. Трансформация страхов, тревог, беспокойств в силу.

Спина. Защита и поддержка.

Ноги. Опора. Связь с землей.

Простуда. Сигнализирует о сбое иммунной системы, стремлении слишком много успеть. Организм вынужден сделать остановку паузу, прервать спешку.

Суставы. Эмоциональная подвижность.

В качестве обобщения представленной темы рекомендуется отсылка к статье Болезнь данного словаря.

Семантическое поле: ТелоЗемля – Вещество – Образ – Вид – Изображение – Огонь – Число – Душа– Связывать – Крепкий – Верх.

 

 

ТОЛПА

И.-е. база telp- “быть емким, вместительным”; tolpa – «пространство», «емкость», «вместимость».

Сходным же смыслом – «вмещать в себя» обладает и другой символ – материнская утроба (Мать. Утроба).

Следовательно, толпа может бессознательно идентифицироваться с женским чревом и представляет собой коллективный аспект архетипической матери, причем в ее негативном, уничтожающем, хтоническом – первобытном проявлении.

При этом показательно соотнесение указанной языковой основы с другой и.-е. праформой – telk- «толочь», «толкать», «разбивать» – при едином корне tel-.

Даже столь краткий этимологический анализ позволяет прояснить важные нюансы, касающиеся психологии масс.

Кстати, тут же обращает на себя внимание корневая и символическая взаимосвязанность таких понятий как «Масса» и «Мать».

Подобный акцент уже представляет возможность разобраться с вопросом, отчего у многих людей существует потребность смешиваться с толпой, чем обусловлена их неодолимая тяга к массовым скоплениям.

Если учесть предыдущие положения, то станет понятно, что дело здесь заключается в материнском комплексе, обусловленном инфантильным желанием проникнуть обратно, в материнское чрево. Проникновение в толпу символически удовлетворяет подобное устремление.

С другой стороны, такое проявление можно рассматривать как влечение к смерти, ибо, как уже было сказано, толпа олицетворяет собой тьму неорганизованной, хаотической материи, бездну первобытного хаоса, где растворяется всякая индивидуальность и стираются отличительные признаки, подчеркивающие уникальность живого, и, стало быть, отдельного человеческого существа. При этом не следует забывать про корневую основу telk- и ее значение.

Поэтому тот, кто дорожит своей индивидуальностью и развил в себе творческие и продуктивные механизмы адаптации, не станет регрессировать до примитивного уровня младенца, наполненного дезорганизующе-агрессивными импульсами, столь характерными и для психологии толпы.

Семантическое поле: Толпа – Мать – Утроба – Тьма – МракСмерть – Толочь.           

ТРАВМА

Индоевропейская база treu- (tru-). Корень ter-«тереть», «сверлить». (Труд) – тот же, что и в слове «травить».

Древневерхненемецкое drava:thrauwa:droa – «угроза».

Греческое tryo – “мучаю”, “изнуряю”.

Семантическое поле: Травма – Мучение – Изнурять – Тереть – ТрудСтараниеСтрасть.

 

 

ТРУД

Индоевропейская база tr-eu-d(:troud) – «мять», «жать», «давить», «щемить». Корень ter- (tr) – «тереть». Отсюда древнерусское – «трудность», «беспокойство», «забота», «страдание», «скорбь», «болезнь». Трудитися – «работать», «страдать»; Тружати – «тревожить», «удручать».

Чешское trud – «усилие», «напряжение», «затруднение»; trudny – «тяжелый», «горький», «безотрадный», «грустный».

Польское trud – «работа», «беспокойство», «утомление», «усталость».

Средневерхненемецкое droz – «тяжелая ноша», «досада», «трудность».

Латинское trudo – «заставляю», «толкаю».

Албанское tredh – «кастрировать».

Примечательно, что из корня ter (trou) : tr – «тереть» выходит еще один словообразующий луч.

Литовское trupeti – «крошиться», «дробиться»; trapus – «хрупкий», «рассыпчатый»; латышское satrupet – «истлеть», «сгнить».

Греческое trupao – «буравлю», «сверлю».

Таким образом связь между понятиями «труд» и «труп» вполне очевидна.

Рассмотрим эквивалентное труду значение «работа».

Словенское rabota – «барщина»; rabotati – «отбывать барщину, трудовую повинность». Чешское robota – «барщина»; robotovati – «отбывать барщину», «тянуть лямку». Верхнелужицкое robota – «подневольный труд», «барщина».

Древнерусское работа, робота – «рабство», «неволя»; работати – «находиться в рабстве»; работьный – «относящийся к рабству», «порабощенный».

Общесловянский корень orbъ – «раб» – в старших значениях – «малый», «слабый», «беспомощный», «сирота».

Индоевропейская основа orbhos, корень orbh- «осиротелый», «маленький», «слабый», «беспомощный», «беззащитный сирота». Отсюда латинское orbus – «лишенный чего-либо», «осиротевший».

Теперь становится более понятным, почему общество «свободного труда» оказалось в действительности империей всеобщего гниения и рабства.

Семантическое поле: Труд – Мять – Жать – Давить – Щемить – Тереть – Трудность – Беспокойство – Забота – Страдание – Травма – Утомление – Труп – Гниение – Работа – Рабство – Слабый – Беспомощный – Сирота.

 

УМ

(См. такжеДелать, Закон выживания, Мнение, Программа)

И.-е. au- «воспринимать, понимать» и и.-е. au- «делать влажным». Отсюда и русское ум. Ум < и.-е. au-mo. Уместно сравнить древнесеверное safi – «сок», но sefi – «ум».

 Русское «смекать» (понимать), «кумекать» (соображать) и русское – «мокнуть», «мокрый». Отсюда же вытекает безусловная взаимосвязь понятий ум – уметь, где исторически устанавливается между ними четкое смысловое соотношение. Ум здесь выступает как некий инструментальный элемент, фактор не столько размышления, сколько овеществленного действия. Получается именно так, что размышляет разум, а ум умеет. И потому не следует эти понятия смешивать, путать, подменять одно другим, ибо они имеют отношение к различным аспектам человеческого жизнепроявления.

Разум – нечто другое. Сама частица раз- в применении к некоему понятию означает нечто оппозиционное тому, что в данном понятии заложено. Обиходные примеры хорошо это иллюстрируют: раз-деть противоположно – одеть, разуть – обуть, разъять – объять. В своем ядерном значении означает также через, сквозь.

Стало быть, разум как-раз демонтирует ум. Он его раз-девает, раз-увает. Разум раз-умеет. Он не думает, а раз-думывает, раз-мышляет. Ум примитивен, разум интеллектуален и в этом смысле, в какой-то степени, духовен. Можно сказать, что разум, проникая через ум, сквозь ум, находится за умом. Ум чистит зубы и отдергивает руку от утюга, разум создает теорию относительности и Лунную сонату. Животное может быть умным, но никак не разумным. Homo sapiens – человек именно разумный, а не умный! Даром ли говорят о Всемирном – Разуме, но никак не о Всемирном Уме? Разумный означает – способность проявлять себя креативно – творчески и созидающе.

Разум – также и то, что не только за умом, но и над умом. В этом их основное отличие.

 Ум на самом деле индефферентен к его носителю. Он, что называется, себе на уме. И потому вовсе не озабочен нуждами своего обладателя. Это как компьютер, который призван обслуживать потребителя, но которому вовсе нет никакого дела до своего хозяина. Он холоден и безучастен и просто делает свое дело. Ум – только умеет и не более того.

Однако, это вовсе не означает, что не следует заботиться о своем уме. Как и всякий механизм, он требует к себе известной заботы и внимания. Важно здесь другое – остаться в состоянии над умом, а не отождествляться с ним, что и происходит с большинством особей.

Алгоритм, по которому работает машина ума следующий:

1. Каждое событие, происходящее с индивидом или имеющее к нему хоть какое-то отношение, ум оценивает как «хорошее» или «плохое».

2. На основании произведенной оценки ум делает соответствующий ей вывод.

3. Вывод формирует предписание – программу.

4. Предписание можно определить как руководство к действию в соответствии с принятым выводом, который теперь уже обладает статусом личного закона.

5. Программа, до поры до времени существующая как тенденция, при определенном напряжении, сгущении ее параметров и стечении подходящих обстоятельств конденсируется в Установку – непосредственный импульс к действию.

6. Действие приводит к Результату – финалу всего процесса.

Вырисовывается следующая цепочка:

Событие– Оценка - Вывод – Программа – Установка – Действие – Результат (Событие).

Семантическое поле: Ум – Восприятие – Понимание – Умение - ПрограммаЗаконДействие.

 

 

УТРОБА

Древнерусское утроба – «чрево».

О.-с. Корень otr-.

Древнерусское ятро (из jetro) – «внутренности» (см. Вода). Соотносится с понятием «ядро».

Среднехорватское jedro – «ядро», «сердцевина» (см. Середина), jedrati – «становиться плотным, упругим, крепким», «крепнуть».

Польское jadro – «ядро», «яичко» (семенное).

Верхнелужицкое jadro –«ядро», «семя».

Древнеиндийское andam – «яйцо», «яичко» (здесь anda происходит из endro).

И.е. корень en- «внутри», «в», основа enter – «внутренний».

Латинское interus – «внутренний», interius – «находящийся ближе к середине (центру)». Латинское uterus – «живот, чрево», но и материнская утроба, матка, и в то же время – «недра», «полость». Показательно сравнение в русском ядронедра.

Семантическое поле: Утроба – Живот – Нутро – Недра – Ядро – Яйцо – Семя – Матка – Середина.

 

ХЛЕБ

 Издавна использовался в качестве жертвоприношения.

Греческое artos – «хлеб», древнеиндийское rati – «жертвоприношение». Литовское duonas – «хлеб», латышское donus – «дар», «жертвоприношение». Готское hlaifs – «хлеб», и.-е. – lep – «камень», «гора».

Значения, воплощенные в символе «Хлеб».

Принятие пищи издревле считалось жертвоприношением и символизировало слияние человека с Божеством.

Вместилище души. Английское bread – «хлеб», но английское breath – «дышать». Литовское duonas – «хлеб», но латинское Deus – «Бог».

Олицетворение Вселенной. «Преломление хлеба» – священный акт, имитирующий божественное сотворение Вселенной разрыванием хаоса. Готское hlaifs – «хлеб», но английское half – «половина», «Середина». Греческое artos – «хлеб», но древнеиндийское ardha – «середина» – как божественная символика нутра.

Фаллическая символика. Греческое artos – «хлеб», древнеиндийское ret – «мужское семя».

Плодородие. В древности полагалось, что центр плодородия находится в голове. Отсюда понятен переход значений – «хлеб» > “половые органы» > “разум» (Мировой Разум). Ирландское mann – «хлеб», но и.-е. men – «разум», латинское mens – «разум». Греческое artos – «хлеб», латинское ratio – «разум».

Священный экстаз. Английское bread – «хлеб», русское «бред» («священный»).

Гармония, порядок, благоденствие. Греческое artos – «хлеб», древнеиндийское rta – «гармония, порядок», древнеиндийское rdati – «процветает». Готское hlaifs – «хлеб», но английское help – «сила, сверхъестественная сила».

Семантическое поле: Хлеб – Дар – Жертвоприношение – Бог – Семя – Разум – Плодородие – Гармония – Сила.

 

 

ЦАРЬ

Латинское 1.Caesaries – «шевелюра», «густые кудри». 2. Caedo – «рублю», «рассекаю», «раскалываю», «бью». (Бить - Быть.). Первое соотносится с понятием «волос». Индоевропейский корень uel- «гореть». Древнеиндийское valsah – «отросток», «ветвь», «гибкий прут».

Согласно Традиции, волосы представляли средоточие жизненных сил организма.

Волос также символизировал связь миров – здешнего и запредельного. И в этом смысле он приобретал значимость таких сакральных явлений как огонь, свет, звук. Английское hair «волос» - индоевропейский корень ker- «гореть», а также – «издавать звуки» (Слово). Греческое kome «волосы» соотносится с тохарским A Kam «звук». Авестийское varesa «волосы» базируется на индоевропейской основе uer- «издавать звуки», но и «гореть».

Понятие «волос» смыкается с понятием «путь», что также подтверждается этимологически. Древнесеверное слово gata «дорога» в кельтском языке имеет свой аналог gait «волос». Русское соответствие «куда» (в смысле направления) и «кудри» является также достаточно показательным.

Проанализируем то, что представляет собой Путь.

В чешском pout означает «паломничество, богомолье». Польское patnik – «паломник». Древнерусское – «проход». Индоевропейский корень pent (pont) – «ступать», «идти». Латинское pons – «мост». Отсюда pontifex – «верховный жрец», первоначально – «строитель мостов, дорог».

Известно, что мост как символ означает связь миров и тем самым указывает на возможность перехода в сферу божественного. В этом смысле он относится к ряду священных символов, олицетворяющих собой сопричастность космического и бытового, небесного и земного, к которому принадлежат также: дерево, радуга, гора.

Английское way – «дорога, путь» имеет отношение к древнеанглийскому wang «Вселенная». Таким образом сразу обнаруживает себя сакральный смысл понятия «Путь». Литовское taka «тропинка» – индоевропейский корень tak «молчать» (имеется в виду священное безмолвие в религиозном экстазе). Греческое odos «дорога» – греческое же oda «песня» (священное песнопение). Греческое dromos «дорога» - древнеанглийское dream «радость, песня, музыка». Древнеирландское cassan «дорога» – греческое kosmos «Вселенная». Греческое poros «проход» – русское «пора» (во временном значении). Древнеирландское conar «дорога» – и.е. konos «делать, совершать сакральный акт». Русское «тропа» – и.-е. terp – «радоваться, ликовать, преуспевать, расти». Английское path «дорога» – древнеиндийское patah – охраняемый.

Теперь обратимся к понятию «прут», встречающемуся на этимологической линии значения «волос». Болгарское прът – «шест», «жердь». Сербскохорватское прут – «хлыст». Древнерусское прутъ – это «прут», «хлыст», «ветвь». Индоевропейский корень prou (pru) – «прыть» (как свойство и проявление жизненной силы).

В древнем традиционном представлении «прут», «ветка» ассоциировались с понятием божественной силы, Мирового Разума. Английское twig «ветка» – ирландское tuigin «понимать». Русское «прут» – литовское protos «разум» - греческое protos «первый» (что изначально трактовалось как изначальный, предшествующий всему остальному).

Еще одно понятие ветки выступает в значении жизненной силы, один из символов которой традиционно олицетворялся кровью. Русское «сук» – латинское sanguis «кровь».

Помимо остального ветка, прут символизируют духовную чистоту, святость. Латышское stars «ветка» – тохарское A astar «чистый» – английское star «звезда». Также сопоставимы русские ВЕТка – сВЕТ – сВЕТлый.

Как уже указано ранее, в одном из значений прут синонимично расположен по отношению к шесту, столбу. Шест же воплощает идею вертикали, вмещающую в себя идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, и таким образом обретающую смысл священной функции. Английское stake «столб» – ирландское dag «святой». Готское ans «столб» - и.е. es- «быть, существовать» – древнеиндийское as «жить».

И.-е. корень tak-, tek-, tuk- этимологически соотносится с русским «дух» (что соотносится и с и.-е. dheg- «огонь»).

Таким образом через разветвленную корневую сеть значений проступает кристаллизованный смысл понятия Царства. Выходит, что это не есть некая формальная структура государственного обустроения, но глубинное и сакральное качество бытия. «Царство» по сути своей представляет мистическое состояние, связанное с постижением изначальных вселенских таинств, соответственно – их тотальным переживанием и приобщением к ним. И тот Царь, кто сподобился насытить быт бытием и тем самым быт возвести до бытия, следуя Путем Слова, Разума и Духа.

«Что такое Царство? Созерцание Бога…» Св. Гр. Богослов.

Семантическое поле: Царь – Быть – Волос – Огонь –СветЗвук– Слово – Путь –РазумСвятость– Дух.

ЦВЕТ

Древнерусское цветъ – «цветок», «луг», «окраска», «красящее вещество».

Общеславянская база kvetъ.

Рассмотрим значения, которые раскрывает понятие «краска».

Небо: древнеанглийское deag «краска», литовское daugus «небо».

Красота, гармония, порядок: сравним понятийный ряд в русском языке – «красный» в смысле «красивый» – «пре-красный».

Огонь: английское dye «краска» – и.-е. dheg «гореть, огонь».

Слово: английское dye «краска» – латинское dicere «говорить», ducere «производить на свет».

Движение: и.-е. ker- «двигаться» и в то же время – «краска».

Экстаз - как выражение религиозно-мистического чувства: «красоваться» – «радоваться». Древнерусское крада – «огонь», «жертвенник». Первоначально крада означало «жертвенный огонь». Значение «красота» возникло именно отсюда.

И.-е. основа krot-s – kras.

Еще в древности считалось, что постольку поскольку цвет способен оказывать довольно активное психофизическое воздействие, то, значит, он и сам обладает набором определенных качеств, которые можно соотнести с теми или иными психологическими характеристиками. В этом смысле уместно говорить о психологии, или символическом значении цвета.

Ниже приводится описание основных цветов спектра с точки зрения отмеченных особенностей.

Красный («чувственный»): жизненная сила, сексуальная активность, в негативном аспекте – агрессия, гнев. Способствует устранению медлительности, вялости, уныния, а потому и рекомендуется созерцание данного цвета при указанных нарушениях.

Оранжевый («социальный»): социальные функции, общественные отношения, в негативном аспекте – амбициозность, гордыня. Рекомендован при наличии подозрительности, недоверчивости, гордыни.

Желтый («интеллектуальный»): гибкость мышления, оригинальность, творчество. Показан при склонности к осуждению, критике, вербальной агрессии, страхах.

Зеленый («целительный»): любовь, равновесие, развитие, исцеление. Показания к активному применению – сомнения, чувство незащищенности, раздражительность.

Голубой («объединяющий»): покой, самопонимание, терпение, выносливость. Показания – импульсивность, ригидность, косность, неподатливость к переменам.

Синий («концентрирующий»): сосредоточенность, уверенность, стабильность, ясное видение. Эффективен при нарушениях внимания, беспокойстве, чувстве непонимания или слабого понимания происходящего.

Фиолетовый («мистический»): самопогружение, самопостижение, космизм, мистицизм, визионизм. Способствует устранению чувство одиночества, обиды, забывчивости, рассеянности.

Семантическое поле: Цвет – Небо – Огонь – Красота – Гармония – Порядок – СловоДействие – Экстаз – Жертвоприношение.

 

 

ЧЕЛОВЕК

Двухосновное слово, которое раскладывается таким образом: общеславянское celovekъ в первой части содержит индоевропейский корень kuel- «род», во второй и.-е. корень ueik- «жизненная сила», (Власть), «энергичное проявление силы».

Сказанное в достаточной степени является основанием для понимания того, что не каждая антропная особь является человеком. Отличительные признаки последнего от человекоподобного организма как представителя людской стаи проявляются прежде всего в том, что он пребывает в Живой Зоне, реализует врожденную способность формировать собственную душу и таким образом самоосуществляет эволюционный процесс.

Антропоид, то есть человекоподобный организм, который, однако, внешне ничем не отличается от человека, соответственно занимает пространство Мертвой Зоны, не обладает развитой душой и не эволюционирует в плане индивидуальном. Он скорее является тотально запрограммированным на определенные функции биосоциальным роботом, управляемым только рефлексами и обусловленной генетической заданностью.

Следовательно, логика простых размышлений подводит нас к очевидному факту того, что человеческая особь не появляется на свет сразу человеком. Для того, чтобы сделаться таковым, им необходимо стать, а для этого пройти целый трансформационный процесс, который позволит реализовать в максимальной степени присутствующие в организме потенции. Динамика подобного перехода описана в статье Индивидуация.

Семантическое поле: Человек – Род – Сила – Власть –Душа.

 

 

ЧЕСТНОСТЬ

Старославянское чьсть – «прославление»; чьстити – «любить», «поклоняться», что соотносится с «жертвоприношением».

Общеславянским корень сit-, который также дает основу для образования понятий «честь», «читать», «число». Достаточно показательными фоносемантическими параллелями является авестийское cisti-s – «мышление» (Мысль), древнеиндийское citti – «мышление», «понимание», cetati – «понимает», «наблюдает».

Отсюда хорошо видно, что ядерное значение понятия «честность» вовсе не является нравоучительно-морализаторской категорией, но представляет собой фактор совсем иного толка. По смыслу он соотносится с теми явлениями психического бытия, которые соприкасаются уже с пространством Священного, с феноменом духовидческим. Поэтому честность как таковая, и прежде всего в отношении себя, является началом индивидуального процесса трансформации – индивидуации. Без намерения быть честным и ясным духовный путь совершенно невозможен, а говорить об изменении жизни в сторону усиления и укрепления ее позиций просто бессмысленно. В конце-концов отсутствие честности приводит к мучению, так как само по себе такое отсутствие есть ложь. И в этом случае запускается каскад разрушительных тенденций в личностном и личном бытии, который оставляет многочисленные отходы своего производства, называемые проблемами.

Семантическое поле: Честность -Честь– Любовь – Жертвоприношение – Число – Мысль.

 

 

ЧИСЛО

Корень cit- тот же, что и в слове «чистый» (Чистота), а также «читать» и «честность» происходит от и.-е. корня skei- «резать», «отсекать ненужное», «отделять», «очищать» (Бить). И эти понятия имеют непосредственное отношение к Первотворению, которое появилось в результате рассечения Божеством Хаоса (Бог).

Ближайшие родственные образования: латинское scindo – «разделять», «рассекать», «разрывать». Греческое schiso – «отделяю», «расщепляю». Древнеиндийское chinatti – «рассекает», «отделяет».

Рассмотрим синонимичное числу понятие «номер» -от латинского numerus, вышедшее из и.-е. корня nem-, содержащего те же значения «отделять», «выделять», «брать».

Издревле числу придавали сакральное значение и связывали его с Божественным Разумом, гармонией и порядком во Вселенной.

Интересно отметить близость таких понятий как «исчисление» – «исцеление». В древности под исцелением подразумевалось сложение всех частей тела воедино, то есть предполагался процесс объединения, суммирования, что никак невозможно без присутствия числа.

Что касается Суммы, то первоисточником данного понятия является латинское summa – «верх», «вершина», «высшая точка», «совокупность» (Целое), «итог». Summus – «наивысший», «высочайший», «(все)общий», «совокупный».

Относительно Порядка, то и здесь нетрудно узреть мистическую, таинственную основу, если принять во внимание и.-е. корень ar-, являющийся смысловой базой данного понятия и означающий «присоединять», «связывать». Последние значения напрямую отсылают нас к таким понятиям как «мысль» и «язык». Латинское ordior – «навиваю основу». Древнерусское рядъ – «правило», «суд», «договор» (Судьба). Таким образом, Число имеет отношение и к Судьбе. Древнеиндийское kala имеет значения «число», но и «судьба» одновременно.

Гармония – от греческого armonia (наблюдается присутствие того же корня ar-) означает «связь», «порядок».

Числа в символизме – это не просто выражение количества, но символы, сущности и архетипы, занимающие если и не основополагающие, то ключевые позиции в развитии и обустроении человеческой бытийности, соотнося ее с космическими, мировыми и надмирными ритмами. В мистической Традиции имеют значение, как относящиеся к духу, первые десять чисел – от 0 до 9, в то время как остальные представляют собой продукт их комбинации, которая путем последовательного суммирования приводит в конечном итоге к цифре, расположенной в пределах указанного ряда. Например, если мы ходим узнать ядерный смысл числа 1962, то выполняя операцию сложения присутствующих в нем компонентов до тех пор пока не достигнем однозначного числа, получим таковой: 1+9+6+2=18; 18=1+8=9.

Ниже приводятся символические значения каждого основного числа, выявленные как с учетом исторического ракурса, так и при посредстве лингвистического исследования.

Один

И.-е. and- «один», но также «дыхание, дух». И.-е. ond- “вздымающийся вверх” (Верх), “камень, гора” – Мировая Ось. Древнеиндийское and – «начало», но также и «слово». Древнесеверное ond - «душа, жизнь».

Символ зачатия – и.-е. корень sem- «один», являющийся началом для таких значений как русское «семя», «семья», латинское semen – «семя», древнеирландское speir - «небо». Латинское unda, древнесеверное уд – «волна» – согласно Преданию столкновение морских волн становилось причиной зачатия. В этой связи примыкает к данному смысловому контексту и древнерусское удъ – penis – как фаллический символ оплодотворения и зачатия.

Древнеиндийское addha – «явление Божества».

Символы единицы – камень, гора, фоллас, столб, вертикаль, Слово.

Два

И.-е. duo- «рассечение». К тому же корню относится русское «душа».

И.-е. do – «давать», «приносить в жертву». Следовательно, число «два» имеет отношение к жертвоприношению. С другой стороны do – «делать», что наделяет двойку значением сакрального действия.

Постольку поскольку речь здесь идет о разделении, образовании «двойственности», то подобная ситуация предполагает взаимо-действие в паре, некоем союзе с реальным или виртуальным объектом. Именно на данной стадии появляется душа (анима), и это значит, что базовое, актуальное сотрудничество предполагается именно с ней.

В некотором роде всякое разделение предполагает образование оппозиций, противодействующих и противостоящих сил, энергий, положений: мужское – женское, верх – низ, свет – тьма, жизнь – смерть, право – лево, добро – зло. Поэтому, несмотря на свою четность, это число нечеткое, нестабильное. Недаром же говорят о двойственности, когда хотят подчеркнуть неопределенность, незавершенность, амбивалентность. Столь неуравновешенная позиция конечно же тяготеет к определяющему завершению, и здесь возможны варианты. В силу того, что 2 вышло из 1, то оно и несет в себе память о пребывании в одном, и стремление с воссоединиться с единицей. Подобное достигается за счет сублимации и синтеза оппозиционных начал, когда между полюсами возникает «Любовь» и соответственно – перихорисис – взаимопроникновение без смешения. Противо-действие становится взаимо-действием. Когда же между полярностями возникает ненависть, они агрессивно уничтожают друг друга – из праха вышедший, во прах и уходит. Возможен еще один вариант, предполагающий смену, мотивов и импульсов, когда чередование любви – ненависти с интервалом в один шаг переходит в тройку. Символы 2 - Великая Мать, тигель, в котором происходят таинственные превращения.

Три

Корнем русского слова «строить» является числительное «три».

С другой стороны явно обозначает себя параллель и.-е. tris – «три» с английским tree «дерево». Последнее является одним из объектов, символизирующих Мировую Ось, которая связывает Небо и Землю.

А посему тройка представляется уже фактором примерения антагонизмов – постольку поскольку речь заходит о связи и строительстве. Это число синтеза и разрешения конфликта, поставленного дуальностью. А значит, оно выражает самодостаточность и «единство в себе». В этом смысле тройка отражает единицу и является ее творческим выражением, образом и подобием. Хорошо известен символизм Троицы единосущной и неразделимой.

Итак, три обретает статус одного. Но при этом, будучи творением, она сама начинает творить. «Три» – «Творить» – корневое и звуковое единство явно. В своем роде, три, возвысившись над второй двойкой, вторит единице. И ее способность эманировать предоставляет возможность продолжения ряда.

Четыре

Четыре – честь – чистый – читать.

Случайно ли выражение «чистый четверг»?

Число познания, откровения, ориентации, организации. В нем открываются четыре стороны света, четыре существа являются автору Апокалипсиса, четыре времени года, четыре реки в раю, четыре луча креста, четыре первоэлемента – огонь, вода, воздух, земля. Тетраграмматон, зашифрованное имя Бога также четырехзначно.

Че-тыре. Здесь ясно еще слышен отголосок тройки: «тыре» – «три». Правда, ее спиритуальный динамизм растягивается, замедляется, загустевает. Появляется кристаллическая структура. Основа материи, углерод – четырехвалентен.

Стало быть, четверка, это число оформления, формы, информации, стабильности. Осадок Бытия – быт. Он может быть мутным или благородным. Зависит от того, в какой степени материя взаимодействует с духом.

Четверка – число просвещения и успеха. Его потенция заключается в том, что развитие возможно не только экспансивное – центробежное, в ширь, но и концентрическое – центростремительное, в глубину. Если есть периферия, то существует и место, где пребывает неподвижная точка – центр. Освоив пространство внешнее, человек устремляется к постижению внутреннего.

Крест имеет не только четыре направления, но и точку, где все они пересекаются и объединяются – пятый элемент.

Пять

Пятый элемент, синтез, средоточие и управитель четырех стихий. Квинта. Квинтэссенция. Центр. Любовь. Священный Брак – Иерогамус, в котором сочетаются Небо (3) и Великая Мать (2).

Если представить цифровой ряд от 1 до 9, то 5 окажется в его середине. Стало быть, пятерка несет в себе свойства Середины.

Добравшийся до Центра, обретает свободу. Свобода открывает новые возможности. В этом смысле пять – это число перехода и перемен, а также связанной с ними активностью. Недаром же «Пять» созвучно таким словам как «пахнуть» (когда речь идет о движении воздушной струи), «распахнуть», то есть раскрыть и в основе своей несет ядро и.-е. корня pek-, выражающего смысл стремления. Ну а раз есть стремление, значит непременно будет и результат.

Шесть

Семья. Брак. Ответственность. Забота. Шесть дней творения.

В «шесть» слышится «есть» – констатация факта самоопределения. Шесть – осесть. Обустроение дома и быта. Латинское sex – не только обозначение числительного, но также и секс – воспроизводящая, продуцирующая сила, продолжение человека в себе подобном, предоставляющее возможность узнавания предыдущего в последующем. Это и есть преемственность и связь. И соответственно – ответственность, первый признак психической зрелости, проявление реализованной индивидуальности.

Посему плавно и органично ответственность переходит в мудрость, символом которой является семерка.

Семь

Семь – Семя – Semen –Spier «небо» – Spiritus.

Число гармонического взаимодействия Материи (4) и Духа (3).

Само слово «гармония» содержит в себе и.-е. корень ar-, означающий «связь». Тем же значением обладает корень se-,присутствующий в семеркеи корень mel-, который образует равно как «мысль», так и « мелодию».

Итак, мы видим органичное соединение разума, духа и звучания сфер, узнаваемое в космической согласованности математического ряда. В свое время математик и мистик Гвидо д’Ареццо обнаружил таинственные коды, присутствующие в музыкальной гамме и предоставил их интерпретацию. Нота ДО является началом латинского Dominus – Бог. РЕ – Regina astris – Звездная Королева, Великая Мать. МИ – Mixtus orbis – Земной мир в его смешении и разделении между Добром и Злом. ФА – Fatum – Энергия Рока. СОЛЬ – Sol – Солнце. ЛЯ – Lacteus orbis – Млечный путь, скопление галактик. СИ – Siderius orbis – Вселенная, совокупность всех Миров. DO – Dominus.

Мудрость свободна от обязательств в силу своей чистоты.

Седьмой день после шести предыдущих дней творения посвящается покою, самоуглублению и созерцанию. Иначе все творение лишено смысла. Без остановки, паузы оно перерастает в простое накопительство, становится фабрикой полуфабрикатов – получеловеков. Семерка – это выходной – выход в потустороннее, запредельное и заобычное. День отдыха – собеседование с Духом. И вроде по логике здесь бы и остановиться, А действительно, куда дальше? Свершение свершилось, и можно наслаждаться, завершив деяния. И можно уже воскликнуть, глядя с горней вершины удовлетворенности на содеянное: «Вот Семь»! Но вот именно – «Вот семь!» – «Восемь».

Восемь

Оказывается, и семерка может себя продолжить. Хотя, с какой стати и зачем? Неужели еще возможно новое? Не только возможно, но и необходимо, если творение сотворено ради творения, равно, как и для Творца. В этом проявляется принцип высшего бескорыстия Любви. Творение, сотворенное ради него самого, в какой-то степени наделяется полномочиями Творца и тем самым становится его подобием и образом.

Творение, несущее в себе соразмерность Разума, приближается к Сущему и в начальности своей обретает свойства бесконечности, форму символа которой и вырисовывает восьмерка – 8.

Было бы ошибочным полагать, что восьмерка – это усиленная четверка, ибо как мы уже поняли, эволюция не предполагает механического накопления количества, но ориентирована на качественные преобразования – телеологическую функцию цело-направленности и целе-устремленности.

8 подразумевает партнерство между Творением и Творцом. Принцип равновесия здесь достигает своей полноты. В единой точке сопрягаются Дух и Материя. Если мысленно поместить себя в середину восьмерки, то можно явно ощутить, что такое центр, где покоится неподвижность и в полной мере насладиться переживанием собственной уравновешенности. Обрести неподвижный центр в гуще движения, где нет ни времени, ни странствий означает переход в райское состояние уже при жизни. (Хотя именно при биологической жизни все как-раз и осуществляется – высеваются зерна рая или ада, которые затем прорастут в иных условиях инобытия, после того, как граница всех границ будет пересечена).

Восьмерка – единственная в числовом ряду цифра (кроме нуля), которую можно вычерчивать бессчетное количество раз, не отрывая руки и не останавливаясь.

Что даем, то и приобретаем, с чем приходим, то и получаем. Через восьмерку наши деяния нам же и возвращаются. Возвращение деяний есть воздаяние.

И здесь возникает вопрос: а кто отвечает? На ком ответственность за случающееся, то есть за получаемое? Число ответа – следующее.

Девять

Девятка симметрично отражает шестерку, значит, что-то с ней имеет общее, и не только форму эмбриона, но и – тему ответственности. Здесь она получает свое полное и максимальное развитие.

Де-Вять.

Частица де- выражает значения «говорить», «делать», причем на протяжении всего развития системы индоевропейских языков они совпадали: «говорить» = «делать». То есть Слово уже само по себе естьДеяние.

Де- происходит от и.-е. корня dhe- «дух». Дух через Слово, глас Логоса проявляет себя Деянием.

Продолжение «-вять» многоголосно, и его полифонический символизм раскрывается как «вить», а отсюда – «связь», и как «ведать» – «видеть». Кто видит, тот и ведает, кто ведает, тот и ведет. Ведающий – ведущий. Ведающий – побеждающий. Побеждающий – дающий. Таково содержание девятки – числа Посвящения.

Именно в ее инициатической способности ее отличие от остальных чисел.

Своеобразие девятки проявляется также и в том, что являясь воплощением завершенности и совершенства, целостности и самодостаточности, синтезирующей в себе опыт всего предыдущего ряда, она является и началом нового цикла, если учесть ее корневое происхождение от и.-е. базы neu-en, явившейся основой для образования латинского neuos «новый». Но вместе с тем мы имеем известные наименования девятки, содержащие в себе тот же корень – древнеиндийское nava, готское niun, греческое ennea, английское nine (и английское new – «новый»). В этом ее способность быть «альфой и омегой» в царстве чисел.

Девятка – символ Неба и Вселенной, олицетворяющий ритмику космогонического цикла Мирового Разума. С другой стороны, девять – это трехкратной повторение тройки, означающей гармонию порядок, совершенство. И следовательно девять представляет собой воплощение единства, непрерывности возобновления порядка и гармонии.

В звучании «новый» слышится «основа». Это значит, что новое неизменно связано, переплетено с исконным, извечным. Поэтому этимологически понятие «новый» соотносится со значением «связывать». И.-е. ieu- «связывать», но также «новый, молодой». Можно сказать, что «новое» – это вечное, проявляющееся здесь и сейчас, и в этом смысле через символику девятки олицетворяющее присутствие Бога. Английское nine «девять» - new «новый» – now «сейчас». Русское «теперь» созвучно древнесеверному tiffur «Бог».

Латинское nevem «девять» - novum «новый» – ovum «яйцо» генетически связаны. Биологическое яйцо символически соотносится с Мировым Яйцом, олицетворяющим сверхъестественную силу репродукции и рождения. Овуляция – оплодотворение на уровне физиологическом моделирует ритмику космогонических процессов. И постольку поскольку рождение – это обновление, то становится понятной столь тесная связь между novum и ovum, куда примыкает и русское «явить», «явление», «явиться». О том, что 9 имеет форму эмбриона, было указано в начале статьи Девять.

Ноль

Латинское nullum –«ничто».

В арифметике Магницкого (1703) встречаем: «0, еже цыфрою, или ничем именуется».

Оказывается, изначально понятие «цифра» – это ноль. Само слово происходит от арабского sifr, означающее «ноль», «ничто», но также и – «шифр». Значение же sifr развивается из sufr:safir – «пустой»; safira – «быть пустым». (Пустота).

Впрочем, нуль – весьма осязаемая реальность. Есть частицы, масса покоя которых равна нулю. Это фотон, то есть свет. Если сложить весовые показатели всех миров и антимиров, то масса Вселенной тоже окажется равной нулю.

В нумерологии (мистическом учении о влиянии чисел) ноль усиливает влияние того числа, рядом с которым стоит.

В приложении к земным реалиям человеческой практики мы можем выявить на основании проведенного исследования ключевые позиции чисел с тем, чтобы обрести в них своеобразное подспорье для ориентирования в пространстве жизненных индивидуальных ритмов. Если принять во внимание, что дата рождения имеет некоторое отношение к судьбинности, то учитывая сумму ее цифр, мы получим итоговое число, кодирующее тенденции в соответствии с его архетипическим значением. Такое число назовем Кодом Рождения, и оно определяется суммой чисел месяца, дня и года рождения. Например, я родился 31. 05. 1962. Стало быть, мой код рождения 3+1+0+5+1+9+6+2 = 9.

Код Рождения.(КР)

Интерпретации

1 - индивидуальность

2 - сотрудничество

3 - приятие

4 - организованность и практичность

5 - свобода

6 - ответственность

7 - мудрость

8 - движение

9 - посвящение

 

Код актуального года (КГ) – выражает влияющую тенденцию текущего года в жизненном пространстве субъекта.

Он рассчитывается сложением Кода Рождения и итогового числа данного года. (КР + Число года). Например, сейчас год 2000-й. Если я хочу узнать для себя актуальный код текущего года, то соответственно складываю 9 (код рождения) и 2+0+0+0, в результате чего получаю 11. Для получения однозначного числа, складываю и единицы, 1+1, и тем самым прихожу к окончательному значению – 2.

Интерпретации:

1 - Время новых начинаний.

2 - Сотрудничество и терпение.

3 - Самовыражение.

4 - Успех через работу.

5 - Перемены. Новые возможности.

6 - Ответственность. Дом, семья.

7 - Знание и мудрость. Самоуглубление и самосовершенствование.

8 - Достижение. Вознаграждение.

9 - Завершение. Время собирать плоды и определить направление нового цикла.

 

Код актуального месяца (КМ) – выражает влияющую тенденцию данного месяца в жизненном пространстве субъекта.

Определяется по формуле: Актуальный код года + итоговая сумма календарного числа текущего месяца. (КР + Число года + Число месяца).

Пример: сейчас ноябрь (календарный номер 11, итоговое число 1+1=2) 2000-го года. Код года составляет 2. Следовательно, 2+2=4 и составит актуальный код месяца.

Интерпретации:

1 - Начинания

2 - Партнерство

3 - Самовыражение

4 - Работа

5 - Перемены. Время для рекламы.

6 - Дом, семья.

7 - Время совершенствования.

8 - Руководство.

9 - Служение.

 

Код актуального дня (КД) – выражает влияющую тенденцию текущего дня в жизненном пространстве субъекта.

Рассчитывается формулой: Актуальный код месяца + итоговая сумма числа календарного дня. (КР + Число года + Число месяца + Число дня).

Пример: сейчас 7.11.2000. КД = 4 (КМ) + 7 (Число дня) = 11. 1 + 1 = 2.

Интерпретации:

1.

Наилучший день для новых начинаний                                                            

Не следует пытаться завершить начатое.

2.

Партнерство.

Продуктивное общение.

3.

Хороший день для отдыха.

4.

Оптимальное время для организации и проявления деловитости.

5.  

День поездок, лучше не оставаться дома.

Предприимчивость, энергия, активность.

6.

Дом. Семья. Обустроение быта и уюта.

7.                                                                                                                      

Время для уединения, самосозерцания, самоанализа.

8.

Оптимальный период для проявления собственного влияния, взаимодействия с соцуиумом.

9.

Подведение итогов. Можно составить сценарий на будущее.

Нежелательно начинать того, что невозможно закончить в этот же период.

 

Код актуального часа.

Расчет: КД + Числовое значение часа.

Интерпретации – схожи с таковыми для КД.

 

Постольку поскольку на уровне человеческой бытийности мы постоянно сталкиваемся с известным принципом дуальности, то и в отношении психологической характеристики того или иного числа, мы можем таковую обнаружить. Это значит, что каждое число содержит в себе как позитивные свойства, так и противостоящие им - касательно именно, подчеркиваю, субъективных качеств особенностей душевной организации их обладателя. Ниже предлагается своеобразная карта, на которой нанесены психологический интерпретации ключевых значений, соответствующих определенному числу.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!