Глава 2 Тема любви в романе Джоджа Оруэлла «1984»



С вариациями на тему тоталитаризма и абсолютного конформизма можно ознакомиться в произведениях Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (1945) и «1984» (1948), которые будут рассмотрены далее. Близки к идеям Оруэлла более поздние «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса. В настоящее время жанр антиутопии во многом смыкается с научной фантастикой и пост-апокалиптикой, также логическим продолжением традиций технократических антиутопий стал жанр киберпак, популярный как в литературе, так и в кинематографе. Антиутопия является логическим развитием утопии. В противоположность последней, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. Расцвет антиутопий приходится на ХХ век, век бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. На смену романам-мечтаниям проходят романы-предупреждения, писатели выносят на суд читателя своё видение дальнейшего развития человеческой цивилизации, обусловленное разочарованием в утопических идеалах прошлого и неуверенностью в завтрашнем дне. Угроза потери нравственности подкреплена научно-техническим прогрессом, делающим возможным духовное и физическое порабощение человечества. Идеи и цели писателей-анти утопистов мало отличаются друг от друга, средства же их выражения дают простор для осмысления как учёным-литературоведам, так и многочисленной читательской аудиторииЖанр антиутопии как никакой другой связан с исторической действительностью. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции, чаще всего современные самим авторам, как то фашизм, тоталитаризм и др. Произведения этого жанра являются одновременно и реакцией на эти тенденции, так и предсказанием их дальнейшего развития. Черты общества, вызывающие наибольшее неприятие автора, приписываются некоему воображаемому обществу, расположенному на расстоянии - в пространстве или во времени. Действие антиутопий происходит либо в будущем, либо на географически изолированных участках земли [Шишкин 1990].Общество, описываемое в антиутопии, обычно изображено зашедшим в тупик - экономический, политический или технологический, причиной чему послужил ряд неверно принятых человечеством решений. Это может быть, к примеру, неконтролируемый технологический прогресс, выражающийся в роботизации производства, внедрением технически совершенных систем слежения за населением, кризис перепроизводства и перевооружения; или диктат, крепнущий годами и держащий в страхе всё государство; или финансовая избыточность, обедняющая нравственность людей; или же совокупность этих причин. Важнейшей чертой мира, описанного в антиутопии, является ограничение внутренней свободы, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. Людям прививается абсолютный конформизм, устанавливаются рамки мыслительной деятельности, выход за которые - преступление. Сюжет выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей царящему диктату. Как мы видим антиутопия эта жанер который противопоставят все грани жизни человеческого общества, и политику вернее сказать даже все сферы жизни общества, в том числе и личную жизнь. В началеXX жанр антиутопий был очень популярен среди зарубежных авторов, хотя и среди советских авторов тоже было течение антиутопистов, но всё-таки сам жанр антиутопии зародился на западе. Главный герой романа ,Уил Смит работник министерства «ПРАВДЫ» он работает в отдели истории, переписывает цифры и заголовки газет газетные так как этого требовал порядок. Такие же обязанности были и у других работников, как и он, которые занимаются рутиной работой по переписки заголовки в газетах и числа. Да его стабильный ритм его работы и размерная жизнь, по началу приводят читателя в упадок духа и полную меланхолию, но со временим главный герой открывается с другой стороны, особенно это видно после , того когда он покупает дневник в который он записывает свои мысли. Поражает начало романа вернее само описания пейзажа в начале романа, мы практический сразу окунаемся в мрачный мир романа. Давайте обратимся к тексту романа « было холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать. Уткнув подбородок в грудь, чтобы спастись от злого ветра, Уинстон Смит торопливо шмыгнул за стеклянную дверь жилого дома «Победа», но все-таки впустил за собой вихрь зернистой пыли.» так начинает роман и уже было всё ясно и понятно, что речь ведётся о тоталитарном режиме. И буквально, через несколько страниц мы ещё больше погружаемся в мир роман, который автор описывает довольно мрачными красками ,благодаря этому чувствуется тоталитарный режим в романе. В дальнейшем мы в этом убедимся. Даже сама обстановка на улицах и в домах всё угнетало и говорило о том, что человек всего лишь винтик системы. И мы это замечаем на примере главного героя и его окружения , эти люди сами не понимают чего хотят, им выгодно что бы за них всё решали все проблемы. Хотя если подумать Смит только казался тихими , но это не так, если мы заглянем в его дневник то мы увидим многое из внутреннего мира героя , вот цитата из его дневника- « есть надежда, то больше ей негде быть: только в полах, в этой клубящейся на государственных задворках массе, которая составляет восемьдесят пять процентов населения Океании, может родиться сила, способная уничтожить партию. Партию нельзя свергнуть изнутри. Ее враги — если у нее есть враги — не могут соединиться, не могут даже узнать друг друга.» как мы видим герой выражает открытый протест против системы и её порядков, но при этом он этого не показывает открыто.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           И так давайте все-таки обратимся к основной проблеме романа. В романе Джодж Оуэл пытается раскрыть понятия, влияния системы на человеческую личность, для этого он и придумает несуществующею страну Океанария- « Объединения США и Велико Британии» , по мимо Океанарии в романе есть ещё две страны с которыми постоянно воюет Океанария, это «Востоко-азия, образующие объединения Китая и Японии и Евразия обозначающий остатки СССр» эти страны находятся в постоянном состоянии войны между собой. [7]Основной сюжет книги развивается в Океанарии. Окиония представляет собой диктатуру страну, в которой все сферы жизни подчинены государству и единой партии которое управляет этой страной, и представит себе общества в котором все сформировывается за счет полного тотального контроля, и решений правительства «БОЛЬШОВА БРАТА», если продолжать проводить параллели, то можно понять что Оуэлл намекает на КПСС. Мы буквально с первой страница понимаем то насколько мощный тотальный режим изображён в произведение Оуэлра, повсюду нам попадаются фразы вроде это «СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ,» и таких фраз наберётся очень много по всему роману, именно по этим фраза мы можем понять, что речь идёт о полном подчинении. В самом государстве, существует много учреждений, которые отвечают за управления народом прежде всего это четыре министерства: «ПРАВДЫ», «ЛЮБЬВИ», «ИЗИБИЛИЯ», «МИРА»- эти министерства следили за порядком в этой стране. Мы бы могли описать эти министерства, но лудьше обратимся к тексту «Министерство правды — на новоязе[1] Миниправ — разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступ за уступом, на трехсотметровую высоту. Из своего окна Уинстон мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга:

ВОЙНА — ЭТО МИР
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ — СИЛА»

Если попытается провести поалели межу выдуманной страной и реальными историческими событиями то можно найти параллели с двумя государствами . Однако давайте разберём более подробно тот момент, какой смысл вкладывает автор, в эти три партийных лозунга. В романе прослеживается три основные идеи тотального подчинения народа , которые выражаются тремя основными лозунгами Партии Окионарии. Первый из них «Война это мир» этот лозунг оправдывает постоянную воину между тремя мощными державами. При этом война бессмысленная для народа, но нужна для государства. Вы можете задать логический вопрос зачем? Давайте снова обратимся к тексту, который объясняет не только смысл войны в романе , но и по сути даётся объяснение реальной войны, даётся полное объяснения, как и зачем. И так перед вами текст из романа: «В том или ином сочетании три сверхдержавы постоянно ведут войну, которая длится уже двадцать пять лет. Война, однако, уже не то отчаянное, смертельное противоборство, каким она была в первой половине XX века. [8]Это военные действия с ограниченными целями, причем противники не в состоянии уничтожить друг друга, материально в войне не заинтересованы и не противостоят друг другу идеологически[9]. Но неверно думать, что методы ведения войны и преобладающее отношение к ней стали менее жестокими и кровавыми. Напротив, во всех странах военная истерия имеет всеобщий и постоянный характер, а такие акты, как насилие, мародерство, убийство детей, обращение всех жителей в рабство, репрессии против пленных, доходящие до варки или погребения живьем, считаются нормой и даже доблестью — если совершены своей стороной, а не противником. Но физически войной занята малая часть населения — в основном хорошо обученные профессионалы, и людские потери сравнительно невелики. Бои — когда бои идут — развертываются на отдаленных границах, о местоположении которых рядовой гражданин может только гадать, или вокруг плавающих крепостей, которые контролируют морские коммуникации. В центрах цивилизации война дает о себе знать лишь постоянной нехваткой потребительских товаров да от случая к случаю — взрывом ракеты, уносящим порой несколько десятков жизней. Война, в сущности, изменила свой характер. Точнее, вышли на первый план прежде второстепенные причины войны. Мотивы, присутствовавшие до некоторой степени в больших войнах начала XX века, стали доминировать, их осознали и ими руководствуются.
Дабы понять природу нынешней войны — а, несмотря на перегруппировки, происходящие раз в несколько лет, это все время одна и та же война, — надо прежде всего усвоить, что она никогда не станет решающей. Ни одна из трех сверхдержав не может быть завоевана даже объединены
[10]Все спорные земли располагают важными минеральными ресурсами, а некоторые производят ценные растительные продукты, как, например, каучук, который в холодных странах приходится синтезировать, причем сравнительно дорогими способами. Но самое главное, они располагают неограниченным резервом дешевой рабочей силы.»

Приведем несколько примеров которые описывают идею войны, но не буду я просто приведу ещё одни пример который показывает, что война в тоталитарном государстве нужна только для того, что бы держать народ этого государства в полном подчинении у правительства, которое только и делают что воюет ради своего господства и ради  того, что бы не отвликать народ на проблемы внутри « Сущность войны — уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы[11], которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счете сделать его разумнее. Даже когда оружие не уничтожается на поле боя, производство его — удобный способ истратить человеческий труд и не произвести ничего для потребления, чтобы поглотить все излишки, которые могли бы остаться после того, как будут удовлетворены минимальные нужды населения. Практически нужды населения всегда» Тоесть война сделана для того что бы люби ни чего не получали от своих трудов. Я бы сказал даже больше война по Оэлореру служит средством отвлечения людей, от того что происходит в государстве, не важно как живёт народ главное победа над врагом, а то что народ живет в впроголодь партии всё ровно. Этот момент даёт очень правильное преставления о том как живут люди в этой стран

Этот лозунг ясно даёт понятия тот момент когда показывается насколько тоталитарен режим в Океании всё в этой страны и то как относится к такому понятию как свобода политические мнений и пониманий того как относится «БОЛЬШОЙ БРАТ» с первых строк понятно идея «великого» тоталитарного общества которое управляется вождём или единым правителем. Пейзаж в произведении Оуэлас самого начала романа показывает нам такую систему государственного сторон. Стоит только главному герою выглянуть в окно и что он увидел: «Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна. Уинстон ни разу не переступал его порога, ни разу не подходил к нему ближе чем на полкилометра. Попасть туда можно было только по официальному делу, да и то преодолев целый лабиринт колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулеметных гнезд. Даже на улицах, ведущих к внешнему кольцу ограждений, патрулировали охранники в черной форме, с лицами горилл, вооруженные суставчатыми дубинками[12].» по иронии судьбы наш герой тоже окажется там но это место не единственный символ тотального контроля в романе даже есть так же параллельные средства контроля за людьми в этом обществ в каждой квартире установлены мониторы, которые предают все действия жильца прямо в «министерство любви» и правительство знает о каждом своём гражданине всё, что ему надо знать об этом человеке в любой момент к нему могли прейти из этого министерство и забрать в его подвалы откуда не никто ни возвращался однако это далеко не все понимании этого лозунга мы также можем обратитесь к такому пониманию, как промывка мозгов государственный идеологией детям, я уже упоминал выше о такой организации как «Юные сыщики» мы сразу можем провести несколько параллель которые нас снова приводят к двум тоталитарным режимам двадцатого века Фашистской Германии и СССР , а если быть точнее то к двум похожим по своему типу организациям «гитрел юнкер» и «пионеры» в этих организация точно так же как и в «Сыщиках» детей воспитывала партия в идеологическом ключе, в их юные головы вбиваются понимания готов на всё ради партии. Их учат тому, что нет другой морали кроме морали БОЛЬШОВА БРАТА в этой организации убиваться все человеческие качества, «ожидания судьба океании предопределена. Дети прилов станут проломи, дети членов партии – членами партии. Для партийных детей существую отряды «разведчиков», где их подвергают сильнейшей идеологической обработке. Доносы на родителей в духе Павлика Морозова поощряются. Множится число родителей, «распыленных» после того, как их сын или дочь заподозрили в них врага. Практически разорвана духовная связь между родителями и детьми, через которую детям могли бы передаться чуждые ангсоцу идеи. Подросшие разведчики переходят в «молодежный анти-половой союз», где борются с любыми проявлениями собственной сексуальности и занимаются общественно-полезными делами интересе. Затем они становятся членами партии.» вот так воспитываются дети в Океонарии с точки зрения политические идей, но помимо политики, партия БОЛШОВА БРАТ уделяет особое внимания половым отношениям между люди и особенно между членами партии. существуют лишь для того, что бы размножаться и не болея. Именно так видела семью и брак первая жена нашего героя но вот вопрос стоит ли создавать семью только ради долга перед партией и перед обществам? «Приходилось жить — и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, — с сознанием того, что каждое твое слово подслушивают и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают.» И так как я уже упоминал выше в романе изображено тоталитарное общество, которое беспрекословно подчиняется партийной элите. Всё общество в романе Оуэла разделено на несколько классом как при сословии , хотя об этом ни кто из живущих в Океанарии не знает, а особенно этого не знает низший класс общества который живёт награни бедности и даже можно сказать в определенном смысли нищеты. Хочется так же подчеркнут тот факт, что между классами практический не возможен переход хотя это общество пропагандирует равноправия между классами но на сомом дели такого нет, в этом обществе есть определённая элита которая пользуется всеми благами «справедливо построенного общества» а до народа а распределяться на верху между членами партии, которая в Окинарии как тут не провезти новую параллель с СССР и её номенклатурой.[13] Это класс точно так же как и рома не получал от правителей и от нижних слоёв общества все то что им потребуется ничего при этом не отдавая в замен. Следующими в социальной иерархии идут члены внешней партии. Как и в Советском Союзе, в Океании при упоминании слова «Партия» никто не спрашивает: «Какая?» Партия здесь одна, и именно она управляет страной. Но члены партии разделены на две категории – внешнюю и внутреннюю. Внешние партийцы – это довольно большое количество интеллектуально развитых людей, способных выполнять умственную работу. Они работают в министерствах на маленьких должностях, управляют сложными механизмами, ведут научные разработки. Это, по сути, «прирученная» техническая и творческая интеллигенция. Именно этот класс, как считает Оруэлл, может быть наиболее опасен для режима. Поэтому члены внешней партии и их дети подвергаются постоянной идеологической «дрессировке», слежке, репрессиям. Им положены немногие привилегии, например, употребление джина «Победа», проживание в чуть более благоустроенных домах типа «Победа». Однако эти привилегии не столько улучшают их жизнь, сколько отделяют их непреодолимой пропастью от «пролов», той силы, которую они могли бы возглавить в случае бунта. Не случайно они носят специальные форменные комбинезоны, при виде которых пролы отворачиваются и замолкают. Так например если например разбирается болея глубоко в этой проблеме то можно заметить что всё подчиняется строго определённой схеме или даже нескольким схемам которые разрабатывает БОЛЬШОЙ БРАТ эти схемы помогают ему управлять всем что есть в этой стране. И так вернёмся к системе управления в этой стране, как уже говорилась выше всё общество не имеет ни какого отношения и так называемое равноправия это всего лишь игра верхних слоёв общества, но об этом ни кто нечего не знает и знать не должен принципе Пролы получают только ту информацию которою им даёт партия и вожди, и не более того. За этим нательно следит «Министерство правды» именно в этом министерстве работает главный герой романа и именно это министерство отвечает за подделку цифр в простом документе о том на сколько ухудшилась жизнь народа в той или инойобласти экономики в этот год стало лудьше чем в прежнему. Министерство правды отвечает за всё что касается информационного простеца в этой стране, если снова проводить параллели между СССр, Фашисткой Германией и Океанарий то и здесь можно найти много одинаковых совпадений , например « СОВ ИМФОРМ бюро, или министерство Гелбильса» это две организации и породиктоваются «министерством правды» «арестовывают. Министерство Правды проводит в жизнь информационную политику партии, которая, по мнению Оруэлла, является важнейшим элементом современной диктатуры. Простой житель Океании, конечно же, видит и чувствует, что живет плохо и несвободно. Но в то же время он слышит в речах, читает в единственной газете, видит по «телеэкрану», что на самом деле он живет счастливо и сытно. При этом любой его товарищ, сосед, коллега с работы с готовностью подтвердит, что жизнь прекрасна. (А кто не подтвердит, тот будет «распылен» полицией мысли.) Таким образом, человек, в душе которого рождается протест, оказывается в полной информационной [14]изоляции. Сравнить свою жизнь ему не с чем. От иностранцев его отделяет «железный занавес». Таким образом мы можем сказать о таком приёме как пропаганда о которой Лоуэлл нам не двусмысленно даёт понять первых же страниц. В газетах на телевидение печатают и предают только то что выгодно виданный момент если же возвращаться к такому аспекту о котором мы говорили в раздели «Свобода это рабства» где малым детям вдалбливались в мозг идея партии при этом умалчивая о том как эти победы достигаются на самом дели это опять похоже на понимания СССР и Германии в 30х 40х годах прошлого века, Но самое страшное заключается в том что промытые мозги идеологическим понимание действительности и идами партии, была даже среди Молдова поколения, для этого применялись учебники о переписки которых Оуэлл нам намекает «НОВОЯЗАМ» о котором говориться в романе: «На переделку русского языка большевикам в 20-30 годы прошлого века». Но и это ещё не всё мы уже упоминали тот факт о том, что в романе описывается период 20-30 годов СССР, что это был период репрессий и политической борьбы между нашей партийной верхушкой, если внимательно посмотреть на политическую борьбу между О. Бревнам и Большим братом ведется политическая борьба в романе есть некое братство которое ведёт борьбу против БОЛЬШОВА БРАТА, эта борьба напоминает нам борьбу двух советских лидеров Иосифа Виссарионовича Сталина и Льва Давыдовича Троцкого. Без врагов и вредителей не будит работать механизм пропаганды в том числе и в радах партии нужно чем то оправдать тяжесть 30их годов. И что самое главное это то что в романе точно так же как и в СССР были люди которые сидели по ложным доносам тысячами десятками тысяч людей которых ссылали в ГУЛАГ не зачти просто так. Но при этом из всех газет говорилось только о наших успехах и нечего не говорилось про то сколько сидит при чем за многими приходили ночью точно так же как и в романе их просто забирали а куда все догадывались, но ни то об этом не говорил.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1003; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!