Протестантский фундаментализм



Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-12-е годы Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания .

В 20-е годы XX века фундаменталисты провели ряд выступлений критикующих победившие, к тому времени, эволюционистские основы в науке, а в южных штатах (Теннеси, Арканзас, Миссисипи и др.) в 1921-29 годы были приняты законы, запрещающие преподавание в государственных школах теории Дарвина о происхождении человека (Обезьяний процесс).

В 1973 году в штате Теннеси была принята поправка к закону, позволяющая преподавать дарвиновское учение в качестве гипотезы наряду с креационистской библейской версией.

Весьма любопытным представляется одно из течений внутри протестантского фундаментализма, возникшее на базе концепций Сайруса Скофилда, в XIX веке выпустившего особую Библию с собственными комментариями, которые очень часто путают и отождествляют с действительно библейскими текстами. Эту Библию прочитали десятки миллионов американцев, и она оказала гигантское влияние на их религиозное мировоззрение. Центральная идея Скофилда заключалась в том, что в конце времен спасутся лишь немногие избранные, остальные, да и вся планета погибнут в огне, который уничтожит землю в ходе семилетней всемирной войны. Создание ядерного оружия чрезвычайно усилило "скофилдизм". Евангелист Хал Линдси написал книгу "Покойная великая планета" (разошлась тиражом в 18 миллионов экземпляров). В ней он предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоком, завершающуюся смертью (от ядерного удара) одной трети всего населения планеты и полным уничтожением русских и арабов.

В разное время подобных воззрений придерживались до трети американцев, в их числе и президент Рональд Рейган - горячий приверженец Линдси. Рейган даже приглашал его читать лекции стратегам Пентагона.   

Католические фундаменталисты менее радикальны, чем протестантские, хотя также весьма влиятельны. Достаточно вспомнить хотя бы об "Обществе св. Пия X" (этот папа в начале XX века наиболее четко сформулировал основы католического консерватизма, направленные против модернизма, либерализма и социализма). Общество это было основано архиепископом Марселем Лефевром в 1970 году. Архиепископ-традиционалист решительно выступил против церковного модернизма и экуменизма. Он отказался от реформированного богослужения и призвал проводить его по старым книгам. Противостояние Лефевра и Ватикана привело к отлучению архиепископа от церкви. В 1991 году Лефевр умер, но его сторонники по-прежнему активно борются против модернизма. При этом одни лефевристы действуют внутри католической церкви, а другие существуют совершенно независимо от папы.

Конечно же, нельзя пройти мимо влиятельнейшей организации "Opys Dei" ("Божье дело"), основанной испанцем Эскривой де Балагером и являющейся своеобразным закрытым католическим орденом. В свое время "Божье дело" оказало огромнейшее влияние на политику Франко, Салазара, Перона, Стресснера и Пиночета. Сейчас в прессе время от времени появляются сообщения о том, что больной папа Иоанн Павел II целиком находится под контролем этой организации, которая и управляет Ватиканом.

Существуют и другие общества католических фундаменталистов, международные и национальные, такие как "Militas Dei" ("Воины Божьи") или "Лига католической контр-реформации" (Франция). В той или иной степени под влиянием католического фундаментализма находятся и праворадикальные партии Западной Европы. Для примера укажем на французский "Национальный фронт" Жана Мари Ле Пена и "Независимую испанскую фалангу".

 

Религиозный фундаментализм крайне силен в Израиле. Здесь существует несколько политических партий, отстаивающих иудейский фундаментализм. Так или иначе, на религиозный фундаментализм ориентирован 41 депутат кнессета (из 120). Некоторые организации напрямую руководятся иудейским духовенством. Например, в движении ШАС ("Сефардские стражи Торы") предвыборный список составляется Советом мудрецов Торы, в который входят наиболее уважаемые раввины восточных еврейских общин.

Любопытно, что далеко не все иудейские ортодоксы являются сторонниками создания государства Израиль. Так, религиозная иудейская организация "Натурей карта" ("Стражники города"), основанная рабби Амраном Блау, считает сионизм нарушением талмудической клятвы не создавать еврейского государства до прихода мессии.

 

Надо сказать несколько слов и об индуистском фундаментализме. В Индии весьма успешно действует "Раштрия сваямсевак сангх" ("Союз добровольных служителей нации" - РСС), около 4 млн. членов (в основном - студенты). РСС имеет свои военизированные подразделения и профсоюзы, обгоняющие по численности профсозы коммунистов и ИНК. Далее следует назвать ультрарадикальную организацию "Шивсена" ("Армия Шивы"), прославившуюся своими силовыми акциями против "осквернения индуизма". Радикальные индуисты в 1992 году снесли знаменитую мечеть в Бабри-масджид в городе Айодхъе (штат Утар Прадеш), построенную исламскими завоевателями на месте храма бога Рамы. Сейчас индуистские фундаменталисты враждуют с мусульманами, но и не только с ними. В последнее время участились случаи нападений на католиков.

 

Православный фундаментализм ( это в вопрос не входит, но вдруг спросят !!!)

Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом – созданием “Союза русского народа”. Среди теоретиков того времени можно назвать А. И. Дубровина, В. А. Грингмута, о. Иоанна Восторгова, Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича, архим. Макария (Гневушева), архиеп. Андроника (Никольского) и др.

Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980-1990-е годы. В политическом поле оно ознаменовалось появлением национально-патриотических объединений с православной риторикой (первым из них было Общество «Память»). Если на ранних этапах значительную роль для таких объединений играли антисемитские и монархические настроения, то позднее основную роль стал играть самостоятельный религиозный фактор. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как “Православие или смерть”, “Общества ревнителей митрополита Иоанна”, “Чёрной сотни”, “Славянского мира”, “Союза православных граждан”, “Общественного комитета за нравственное возрождение отечества”, Христианско-патриотического движения “Александр Невский”.

Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи Православно церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего "нетрадиционным". Начиная с 1998 года тенденция самостоятельной выработки консервативно-антилиберальных идей проявляться в выступлениях ряда церковных иерархов (в частности, митр. Кирилла (Гундяева), митр. Иоанна (Снычёва), еп. Серафима (Соболева)). Фундаменталистские круги объединялись вокруг широко известных проправославных СМИ (газета “Русь православная” и “Русь державная”, “Радонеж”, телепередача “Русский Дом”). Вместе с тем, в целом сторонники радикального фундаментализма в православии в настоящее время составляют маргинальное меньшинство верующих.

Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм); антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Святое Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и "Народ и Родина".

 

68. Религиозное и национальное в современном мире

В самом общем смысле под идентичностью понимается процесс становления представлений индивида о себе, своем месте в мире, об отношении с собственной статусной и референтной группами. Проблемы идентификации становятся особенно актуальными в переломные, кризисные периоды в истории стран. Самоидентификация проявляется в деятельности социальных групп и политических институтов, она связана с социальными статусом и ролью, но определяется не только ими, но и индивидуальными особенностями личности.

Проблема социальной идентичности имеет и определенный этнокультурный аспект. В одних культурах (например, в западноевропейской традиции) подчеркиваются единство и цельность личности независимо от ее конкретных социальных идентичностей; текучесть и зависимость личностных свойств от системы социальных ролей рассматриваются как нечто болезненное или как показатель «кризиса идентичности». В восточных культурах (например, японской) высоко ценится «свобода от самости» и акцентируется множественность «Я», представленная как совокупность относительно автономных рядов отношений, прав и обязанностей. Эти различные ориентации проявляются на уровне теории (религиозные, философские и т.п. представления, идеология) и обыденного массового сознания и языка.                                                

Большую социальную ценность имеет групповая идентичность. Начиная с 1960-х, роль групповой идентичности «национальность» беспрецедентно возросла.

Национальная идентичность является результатом сложного, противоречивого процесса национальной идентификации. Поскольку в само понятие «нации» и, соответственно, «национального» может закладываться различный смысл, то и конечный результат может носить двойственный характер.

В результате процесса социализации, неотъемлемой составной частью которого является самоидентификация личности, доминирующим для человека становится ощущение своей принадлежности к определенной этнической группе или же к определенной нации как согражданству.

Индивидуальная религиозная идентичность определяется как субъективная причастность к группе, которая имеет следующую структуру: «индивид (субъект) – принадлежность – группа», или, иначе говоря, как субъективное переживание индивидом своей принадлежности к религиозному сообществу. Такое переживание может базироваться на разных основаниях, как то - на религиозной вере, на символических культовых практиках, на принадлежности к группе, формально не религиозного характера, но из принадлежности к которой следует вторичная принадлежность к религиозному сообществу, на идеологических убеждениях, на традициях, ценностях и т. д. Некоторые дефиниции религиозной идентичности вводят дополнительные критерии для ее определения, как, например, мировоззренческое и эмоционально-ценностное принятие основных принципов и положений какой-то конкретной религиозной системы. Таким критерием может быть и определенный образ поведения в ситуациях с выраженным религиозным контекстом. Однако индивидуальная религиознаяч идентичность совсем не обязательно отвечает таким критериям. Подобные требования, скорее, выставляются для легитимизации такой самономинации со стороны религиозной группы. Эта легитимизация является важным элементом конструирования индивидуальной идентичности субъекта, которая формируется не только через самоопределение субъекта во внешнем коммуникативном пространстве, но и через признание такой идентичности другими. Это позволяет, пользуясь концепцией стигмы Гофмана, отличать номинальную и фактическую идентичность и влияет не только на идентичность индивидуальную, но и на коллективную идентичность группы, к которой себя относит субъект и которая признает такую отнесенность как действительную. Это показывает и исследователь этнических процессов Ф. Барт, который утверждает, что недостаточно просто «послать уведомление» об идентичности, но оно еще должно быть принятым, чтобы была принята и идентичность.

Национальные религии - религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.

 Это религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич. общностей и не получившие заметного распространения у др. народов. Термин Н.р. вошел в обращение еще в 19 в. (Ф. Энгельс, А. Мензис, П.Д. Шантепи-де-ля-Сосей и др.). К Н.р. принято относить религии, возникшие с “началом цивилизации” или, иначе говоря, с появлением классового общественного строя. Примерами  Н.р. служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т.д. В настоящее время продолжают существовать немногие Н.р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Широкое распространение Н.р. было затруднено тесной связью между религией и этнич. средой: во многих случаях (например, иудаизм, синтоизм) чужеземец не допускался к культовой практике. Термин Н.р. не вполне корректен. “Ранние этнич. общности, в рамках к-рых сложились подобные религии, конечно, не были нациями... Некоторые из этих религий (напр., индуизм) были распространены не у одного народа, а среди группы близких между собой в культурном отношении этнич. общностей”, — считает П.И. Пучков, предлагая ввести вместо Н.р. другой термин: локально ограниченные религии классового об-ва. А. Донини считал правильным вовсе отказаться от деления религий на племенные, национальные и всемирные.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!