Оригинальное решение вопроса о содержании сознания и марксистская теория познания



· «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание»

· «Сознание … с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [4, c. 29]. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением.

· само «идеальное ЕСТЬ не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею»

· Знание есть результат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельности человека посредством понятий

Отчуждение труда и эксплуатация

· По мысли Маркса, отчуждение продукта труда, самой трудовой деятельности, человеческой сущности и отчуждение человека от человека таковы результаты самоотчуждения человека в капиталистическом обществе, где господствует частная собственность

· Частная собственность, основанная на разделении труда, делает процесс труда принудительным.

Производственные силы и отношенияобщественно-экономических формаций

Поэтому история предстает как процесс смены видов и способов деятельности и людей. Основой существования и развития истории, общества и самих людей является способ производства «материальной жизни вообще». Структурными элементами его являются производительные силы и производственно-экономические отношения. Производительные силы составляют сами люди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности, орудийная техника и технология, которые находятся в распоряжении людей и которые содержательно-функционально качественно изменяются. В качестве особой производительной силы выступают и силы природы, освоенные человеком и включенные в процесс производства. Производственно-экономические отношения представляют собой сложную систему отношений между людьми, в которые вынуждены вступать субъекты производства. Это, прежде всего, технологические отношения, представляющие техническое овладение людьми орудиями производства. Своеобразное, исторически изменчивое технико-технологическое разделение труда.

Производственно-экономические отношения и составляют тот реальный базис общества, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».

 

Опирается на Фейербаха. Но если у Фейербаха отчуждение чела религиозное, то у Маркса – экономическое и отчуждение человека от человека, самоотчуждение. Частная собственность - это не причина, а следствие отчуждения. Если мы хотим понять человека, то надо изучить общество, в котором он живет и отношения в этом обществе между людьми. В основе всех отношений лежат производственные. Самый важный вид деятельности - революционный, борьба во имя изменения общества. Распределение по классам и по видам собственности - теория формаций. Общество не хаотично, а целостно и способно к саморазвитию. Общество развивается, так как развиваются производственные силы. Изменение идет от базиса к надстройке. Обосновал необходимость перехода к новому обществу без угнетения чела челом (научный социализм) – это третий пункт марксизма. Свой метод мышления Маркс определяет как диалектический. Пролетариат-это тот класс, который обесчеловечивается, поэтому именно он должен совершить революцию. Суть революции - в ликвидации частной собственности.

 

29. Философия жизни ХХв.- основные идеи, направления и представители.

Философия жизни, родоначальником которой является Фридрих Ницше (1844-1900), сформировалась во второй половине ХІХ века в Германии и Франции К данному направлению относятся В Дильтей, А Бергсон, О. Шпенглер, Г.Зиммель и многие другие философы.

В рамках данного направления была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентации. Ведущими категориями данного направления являются "жизнь" и "воля", которые, фактически, заменяют собой категорию бытия. Жизнь трактуется как первичная реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий. При этом в данном философском направлении категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф Ницше), жизненного порыва (А. Бергсон), до ее понимания как потока переживаний (Г. Зиммель).

Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание - как специфическое проявление воли к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.

Идеи:

1 Философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни. Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека.

 2 Другое критическое устремление философии жизни связано с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки. Ведь отвергались не науки как таковые, а безраздельное господство классических моделей в естествознании, власть механицизма

 3 Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины — философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, — образуют проблемный центр исследований философии жизни

 4 Философия жизни внесла заметный вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение таких пластов, элементов, функций духовно-психической жизни, как интуиция, память, время (в качестве временных структур сознания). Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако возобладало требование — критически, объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, оценить как их сильные, так и слабые стороны.

 5 Значительное место в философии жизни занимают и попытки предложить — в связи с новым истолкованием исторического процесса — непривычные для традиционной европейской мысли типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

Направления:

Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ницше. Историцистский вариант философии жизни (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) исходит из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Бергсон).

 

30. Экзистенциализм – общая характеристика, представители. Что такое экзистенция в её отношении к трансценденции?

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) - или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918: · Л. Шестов · Н. А. Бердяев период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции: · Ж.-П. Сартр · А. Камю

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

· К. Ясперс

· М. Хайдеггер

 

1) Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами).

2) Точка отсчет экзистенции – смерть.

3) Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы.

4) В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого, т.е. философией кризиса.

5) Философия экзистенциализма рассматривает 3 стадии человеческой жизни:

· Неподлинное существование – это существование человека в обществе, где он лишен индивидуальности, где процветает стандарт, где он чувствует себя одиноким, отчужденным. Где наука также не имеет ценности для мировоззрения

· Пограничных ситуациях - это такие ситуации, когда человек оказывается перед реальным выбором: либо моя подлинная экзистенция, либо измена ей. У М.Хайдеггера такая ситуация возникает из-за страха смерти, у Ясперса это состояние вины, из-за невозможности раскрыть свои потенциальные силы, у Сартра это возникающее состояние тошноты, когда бытие воспринимается как «куча дерьма, а мы как жуки навозные», это и состояние скуки у А. Камю.

· Подлинное существование – это ситуация в соответствии со своей истинной сущностью. Для Кьеркегора – это обретение веры, когда жизнь человека будет направлена на трансценденцию, к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта; для Сартра и Камю – это уйти в повседневность «забить свой день» (запомнить); для других – это пойти к психологу, (нейтральному другому) ему может помочь душевная беседа и т.д.

В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э.

Э. отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода, согласно Э.,— это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку "человек обречён быть свободным". Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности.

Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию — это диалог.Трансцендирование есть акт, посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического "Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере "таинства".

 

31. Психоанализ ХХв. и его философское значение.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм

Психоанализ является частью психологии как науки. Он представляет собой незаменимое средство научного исследования.

Этапы работы фрейда:

1) Изучение безссознательного

· сознание,

· предсознание,

· бессознательное.

2) Структурное деление психики

· Я

· Сверх-я

· Оно

Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида.

Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые психические образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека.

Разрешение конфликтов между человеком и окружающим его миром не представлялось было основано на предупреждении их возникновения (в ходе эволюции человек приспосабливается к изменчивости мира и предупреждает т.о. конфликты). Фрейд выдвигает представления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.

"Принцип удовольствия" - внутренне присущая человеку программа функционирования психических процессов, в соответствии с которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия.

"Принцип реальности" - внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный необходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориентиры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений.

. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов.

 

32. Является ли экзистенциализм гуманизмом? (По работе Ж.П.Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»)

 

33. Аналитическая традиция в философии ХХв. – общая характеристика.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — направление бурж. философии 20 в., которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки филос. проблем. .Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич. характер, либо предполагает конкретное содержат, исследование.

Черты:

· Это прежде всего «лингвистический поворот» — переформулировка филос. проблем как языковых проблем и их решение на основе анализа языковых выражений;

· «семантический акцент» — акцентирование внимания на проблеме значения;

· «методологический крен» — использование различных методов анализа с целью превращения философии в строго аргументированное знание;

· размывание граней между филос. логическими, лингвистическими и частнонаучными исследованиями,

· тенденция к нейтрализму и освобождению от ценностных посылок.

Внутри А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, которая в качестве средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую философию, отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естеств., обыденном языке, в том числе когда он применяется при формулировке филос. понятий. В то время как философия логич. анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в совр. бурж. философии, сторонники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л. культа науч. знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Логический позитивизм Лингвистический позитивизм
Представители: Рудольф Карнап (18.05.1891 — 16.09.1970) Бертран Рассел (18.5.1872 — 2.2.1970) Идеи: 1. Логика — единственно истинный метод философствования; 2. Предмета философии не существует; 3. Принцип верификации - суждение должно поддаваться проверке, чтобы быть принятым в качестве научного; 4. Протокольное предложение — это предложение, соответствующее некоему факту, атомарное предложение. Людвиг Виттгенштейн (26.04.1889 — 29.04.1951) Идеи: 1. Цель философии — логическое прояснение мысли. 2. Идеальный язык науки – некая комбинация символов, содержащих абсолютно однозначный смысл. 3. Предложения атомарны и независимы друг от друга 4. Отношения между предложениями носят внешний, формальный характер 5. В науке можно говорить лишь о том, о чем можно говорить: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».

 

34. Что такое философия с точки зрения логического позитивизма? Чем наука отличается от философии?

В первой статье Карнап указывает, что логика — единственно истинный метод философствования. Вся философия должна сводиться только к логике, т. е. к логическому анализу предложений и понятий эмпирической науки. Самого предмета у философии нет и быть не может. Вся философия должна сводиться к логическому анализу предложений и понятий науки, причем наука понимается только в эмпирическом ее содержании. Только те предложения имеют смысл, которые имеет своим референтом опыт.

Философствование может совершаться только в связи с эмпирической наукой. Сущность философского познания, в отличие от самой эмпирической науки, состоит в уяснении смысла предложений эмпирической науки путем логического анализа. Философии как отдельно существующей теоретической системы нет. Философия есть средство логического анализа языка науки; своего собственного языка у философии нет. Она берет свой метод и свой предмет из научного познания.

Все философские школы оказываются ложными, а поскольку они претендуют на обладание своим собственным методом, то они оказываются ложными не только по содержанию, но и бессмысленными по своему методу.

Для того, чтобы объяснить, каким образом философия может помочь уяснению своего логического и понятийного языка, Рудольф Карнап выдвигает принцип верификации —любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям.

Любое предложение должно быть в состоянии проверенным путем спускания по некоторым иерархиям этих предложений, сводя все к предложениям факта. В конце концов, мы получим протокольное предложение, которое непосредственно проверяемо на опыте. Если же предложение невозможно свести к такому протокольному предложению, то оно, следовательно, не имеет никакого смысла.

Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно встречается в протокольном предложении. Такими понятиями наполнена философия, к ним Карнап относит понятия «дух», «материя», «сущность», «субстанция», «принцип бытия», «Бог», целые предложения («Я мыслю, следовательно, я существую»).

Задача философии состоит не в построении идеального языка, а в исследовании реального конкретного языка, в прояснении этого языка. Возникает философия лингвистического анализа. Сейчас это одно из наиболее влиятельных направлений в современном позитивизме.

 

35. Принцип верификации – в чем его суть? А чем от него отличается принцип фальсификации?

Рудольф Карнап выдвигает принцип верификации — основной принцип неопозитивизма (суждение должно "поддаваться проверке", чтобы быть принятым в качестве "научного"). В связи с этим Карнап вводит понятие протокольного предложения. Протокольное предложение — это предложение, соответствующее некоему факту, атомарное предложение. Это атомарное предложение должно быть проверяемо на опыте, должно иметь своим референтом опыт. В этом и состоит принцип верификации, т. е. в том, что любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям.

Любое предложение должно быть в состоянии проверенным путем спускания по некоторым иерархиям этих предложений, сводя все к предложениям факта. В конце концов, мы получим протокольное предложение, которое непосредственно проверяемо на опыте. Если же предложение невозможно свести к такому протокольному предложению, то оно, следовательно, не имеет никакого смысла.

Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно встречается в протокольном предложении. Если понятие употребляется вне протокольного предложения, то это понятие окажется бессмысленным. Такими понятиями наполнена философия, к ним Карнап относит понятия «дух», «материя», «сущность», «субстанция», «принцип бытия», «Бог», целые предложения («Я мыслю, следовательно, я существую»).

Философия логического позитивизма оказалась достаточно влиятельной, хотя впоследствии столкнулась с серьезными трудностями и стала развиваться в нескольких направлениях. С одной стороны, Карл Поппер выдвинул принцип фальсификации взамен принципа верификации, а с другой — возникла философия лингвистического анализа. Позитивизм не смог остаться на точке зрения логического анализа, потому что позитивизм сразу же столкнулся с проблемой общезначимости протокольных предложений.

Почему протокольные предложения должны быть общезначимыми? Протокольные предложения есть не что иное, как констатация того, что некоему субъекту кажется в некотором его опыте. Таким образом, проблема общезначимости протокольных предложений сталкивается с проблемой индуктивного знания

Сторонники логического позитивизма, решая проблему общезначимости протокольных предложений, не нашли ничего лучшего, как решить ее путем конвенционализма, т. е. договора. Так, то, что трава зеленая, люди просто договорились, хотя какого она цвета на самом деле — неясно. Получается замкнутый круг. Принцип верификации оказывается догматичным, метафизичным, философским, но не научным, ибо сам он неверифицируем. Неверифицируемым оказывается и множество других предложений, причем, как правило, самых главных предложений, основных — т. е. законов. Никогда нельзя проверить закон в чистом виде.

Принцип верификации оказался сложным порождением, скорее приводящим к большому числу проблем, чем дающим решение. Сам Карнап впоследствии отказался от принципа логического позитивизма и стал выдвигать теорию логических каркасов - Разные научные системы могут строиться на основании разных языковых каркасов. Главное, чтобы этот каркас был правильно построенный, тогда научная теория оказывается истинной. В связи с этим появляется проблема объективности истины. Стали отказываться и от теории языковых каркасов. Витгенштейн и другие философы выдвинули концепцию о том, что философия должна исследовать реальный язык. Слово имеет значение не в некоем абстрактном языке, а в реальном, конкретном, существующем человеческом языке. Возникают сложности из-за того, что мы не можем правильно осмыслить текст, в котором встречается некое слово.

Карл Поппер — известный английский философ предложил другой принцип, принцип фальсификации.

В 30-х годах австрийским математиком Куртом Геделем были доказаны две теоремы — о непротиворечивости и обратная теорема о неполноте, которые утверждают, что любая непротиворечивая система неполна и, наоборот, любая полная система всегда противоречива. Если мы утверждаем, что система научных знаний построена логично и непротиворечиво, то тем самым мы утверждаем, что она неполна.

Она не может объяснить все. Физика не может объяснить особенности душевной жизни. Физика имеет свой узкий предмет так же, как математика, химия, биология и т. д. Биолог не обязан объяснять механизм взаимодействия атомов в организме животных. Этим занимается другая наука. Теория, которая объясняет все, противоречива, следовательно, ненаучна.

В этом и состоит принцип фальсификации Поппера. Научное знание должно быть фальсифицируемо, т. е. знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть. Его можно не то, что опровергнуть вообще. Научное знание должно быть опровергаемо, т. е. фальсифицируемо в принципе. Оно должно подвергаться опровержению, давать возможность с ним спорить. Такое знание есть научное знание, только такое знание дает прирост научного знания. Истина, как известно, рождается в споре, в умении опровергать положения и защищать их.

 

36. Постпозитивизм и критический рационализм – общая характеристика, представители, основные направления.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ — совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом).

Предстаивтели: Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин

Идеи:

  1. Принцип фальсификации - знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть
  2. Методология, приближенная к реальной практике науки, обязана объяснить возникновение новых научных теорий и процессы их принятия научными сообществами
  3. пересмотру представлений о науке как целенаправленном поиске истин. Само понятие “истины” либо вовсе устранялось из методологических рассуждений, либо подвергалось специфической интерпретации, приспособленной к антикумулятивистским, “дискретным” моделям эволюции науки.
  4. “коллективистское” понимание субъекта научного познания: “стиль мышления”, включающий ценностные ориентации наряду с понятийными “каркасами”, детерминируется научным “сообществом” и выступает как “априорное” условие всякой научно-познавательной деятельности.
  5. Теории, выдающие себя за научные:

• Научный коммунизм

• Гегелевская диалектика

• Фрейдизм

К основным течениям постпозитивизма относят:

· критический рационализм К. Поппера,

· "научный материализм" (Д. Армстронг, США) - течение в философии англоязычных стран, сформировавшееся в конце 50-х годов XX в. под влияниями психологического и логического бихевиоризма, физикализма и неопозитивистской программы единства научного знания. Он также связан с "эволюционным" материализмом, идущим от Ч. Дарвина.

· прагматический анализ (У.Куайн, США) – течение в философии, где каждый стремится выбирать свою языковую базу в соответствии с характером исследуемой проблемы и рассматривать научное знание не как буквальное описание, а как практическое руководство.

· концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти (США) - критика направлена против признания философии теоретической основой и ядром современной культуры, против закрепления за философией статуса фундаментальной, законодательной дисциплины, будто бы обладающей "привилегированным доступом к реальности"

 

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ — направление западной философии, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи К. Поппера и его последователей

Представители: И. Лакатоса, Дж. Агасси, Дж. Уоткинса, X. Альберта, Э. Топича, X. Шпинера

Идеи:

1) наука и рациональность могут и должны стать оплотом в борьбе против иррационального духа тоталитаризма и социально-политической демагогии.

2) В противовес индуктивизму критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного исследования, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных, а сами эти данные, опирающиеся на конвенционально определяемый эмпирический базис, во многом зависят от рационально-теоретических схем.

3) С точки зрения критического рационализма рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Более того, рациональность предполагает бескомпромиссную критику, в т. ч. и собственных позиций, опирающуюся на научную методологию (см. Фальсификация).

В развитии критического рационализма различимы четыре этапа:

· 1920—30-е гг. — формирование методологической доктрины К. Поппера;

· 1940—50-е гг. — распространение его идей на область социальной философии и социально-исторического знания;

· 1960—70-е гг. — “онтологическая реформа” критического рационализма и его сращивание с социал-демократической идеологией, с политологическими и социологическими концепциями;

· 1970—80-е гг. — ревизия “ортодоксального” попперианства и его модернизация с помощью идей когнитивной социологии науки, социальной психологии научных сообществ, герменевтики, что привело к заметным противоречиям с исходными принципами критического рационализма.

Направления:

· критицистская теоретико-методологические установки Поппера.

· "историческая школа" философии науки (по преимуществу американская и берущая свое начало в работах Куна, Лакатоса и Фейерабенда).

· неорационализм (социально-исторической тематики, взятая главным образом лишь в аспекте становления знаниевых систем; ограничивавшему себя исследованием области научного (и иного) знания в различных исторически изменявшихся социокультурных контекстах.)

 

37. В чем заключается эвристическая роль метафизики в науке?

Метафизика - понимается философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Термин идет от древнегреч. metataphysica (буквально - после физики), его предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля: сборник трактатов о "первых родах сущего" ("") должен был следовать после "Физики".


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!