Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.



Отсюда под диалектикой первоначаль­но понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философский метод исследования, представ­ляющий осознание формы внутреннего самодвижения со­держания предмета.

В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необ­ходимых формах. Различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно) и сознательную (в противоположность сти­хийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) и идеалистическую (осно­ванную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли).

Различают также диалектику объективную (принадлежа­щую самому объекту) и субъективную (которая принадле­жит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью).

Философское учение о связи. Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи. Связью называется такое отношение между вещами и явлениями, когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений. В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отно­шении. Таким образом, понятие «связь» выражает отно­шение зависимости вещей и явлений. Например, хими­ческие свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов; живой организм связан с внешней средой своего обитания, изме­нение которой вызывает определенные приспособитель­ные реакции и т.д.

Классификацию связей можно дать по основным фор­мам движения материи: физические, химические, биологические и социальные.

Философское учение о развитии. Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (зако­нам развития). В этом смысле всякое изменение есть дви­жение, но не всякое изменение есть развитие. Поэтому справедливо утверждение: все развива­ется. Развитие – это всеобщая и наиболее сложная (из всех известных нам сегодня) форма движе­ния. Его можно определить как процесс необратимых, по­ступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (т.е. в соответствии с законом меры, зако­ном противоречия, законом отрицания). Поэтому оно характеризуется: 1) направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому; 2) взаимным превращением количества и качества, непрерывностью и скачками; 3) противоречивостью: имманентным возникновением противоположно­стей, их единством и борьбой;

4) отрицанием, т.е. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.

Основные категории диалектики.

В диалектике имеется ряд закономерностей, конкретизирующих и дополняющих её основные законы. Они выражаются в категориях. Приоритет открытия диалектических законов и формирования категорий принадлежит немецкому философу Г. Гегелю. Такие категории диалектики, как «сущность и явление» отражают общие формы окружающего предметного мира и его изучение человеком. Сущность — это внутреннее (имплицитное) содержание предмета, которое выражается в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его существования, а явление — это внешние формы его бытия, обнаружение (проявление) этого предмета. Категории «сущность и явление» в человеческом мышлении означают переход от разнообразия существующих форм предмета к его внутренней сущности.

«Форма и содержание» – это категории диалектики, где содержание является определяющей стороной целого и представляет собой единство свойств предмета, его внутренних процессов, взаимосвязей элементов, а форма – это способ существования и проявления содержания. «Необходимость и случайность» – ещё одна пара диалектических категорий, конкретизирующих понимание характера зависимости явления, выражающих разные типы связей, степень детерминации явления. Случайность – отражение, по большей части, внешних, незначимых, единичных проявлений действительности, а необходимость характеризуется закономерной связью внутренних, устойчивых, повторяющихся связей и отношений действительности. «Причина и следствие» – это категории диалектики, которые отражают всеобщую форму связи и взаимодействия явлений. Причина – это явление, которое определяет, детерминирует, обуславливает другое явление, которое называется следствием. Следствие, которое производится причиной, зависит от определённых условий. Одна причина при различных условиях может вызывать разные следствия. Причина и следствие находятся в диалектическом единстве: одни и те же причины в одинаковых условиях вызывают одни и те же следствия.

«Возможность и действительность» – ещё две категории диалектики, которые отражают ступени развития всякого предмета или явления в обществе, природе и человеке. Говоря о возможности как о диалектической категории, необходимо иметь в виду, что это реально существующая тенденция эволюции явления либо предмета, которая может возникнуть на основе какой-либо закономерности эволюции предмета и определяет ее. Под действительностью же понимают объективно существующее единство закономерной взаимосвязи эволюции явлений или предметов. «Единичное, особенное и всеобщее». Под единичным будем понимать конкретное, ограниченное во времени и пространстве тело, вещь либо систему вещей определённого качества. Под особенным – диалектическую категорию, которая выражает действительный предмет или явление в соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Особенное, как правило, рассматривают как нечто, что опосредствует отношение между единичным и всеобщим. Под категорией всеобщего будем понимать отражение объективного единства разнообразных явлений природы и общества в сознании человека.

Законы диалектики.

 

Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Основные законы диалектики в философии следующие: 1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. 2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны – рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода. Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 941; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!