Вопрос 26. Русская философия конца ХVIII – первой половины ХIХ вв. Славянофилы и западники.



Русская философия– феномен мировой фил.мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Русская философия ХIХ в. предстает как многообразие философских доктрин, систем, школ и традиций, развивающееся вокруг двух «полюсов»: «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». Этот процесс отразил становление культурно-исторической альтернативы «славянофильство-западничество».

Славянофильство - идейное движение в России. Возникло в 30-х годах Х1Х в. и возглавлялось И.В. Киреевским, братьями К.С. и И.С. Аксаковыми и А.С. Хомяковым. Они старались определить миссию славянского миро- и жизнепонимания, заняли нетерпимую позицию к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодоксальному христианству. Усилия славянофиловбыли направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализировали прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

Западничество -движение русской общественной мысли 40-50-х годов ХIХ в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идеи «европеизации» России, начатую еще государственными, политическими и церковными реформами Петра I. На этом пути, как считали представители западничества, Россия должна в исторически короткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации. К середине 40-х годов западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). Западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую культуру и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.

Вопрос 27. Русская религиозная философия второй половины XIX – первой половины ХХ вв. (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.).

Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – нач. XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева.

Соловьёв Владимир Сергеевич -русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии — славянофилы. В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытки его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев предлагает проект всемирной теократии, в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь. Проявляя симпатии к католицизму, Соловьев призывал к национальному самоотречению во имя общечеловеческой задачи, занимая, таким образом, особое место в историческом споре славянофилов и западников.Также Соловьёв возрождает философию всеединства.

В начале ХХ века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот - “религиозно-философское возрождение” (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948),принадлежащий к числу наиболее ярких деятелей культуры “серебряного века”. Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо: “Бесконечный дух человека претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он создает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетарной системы, а всего бытия, всех миров ”. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы – одна из оригинальных особенностей философии Бердяева. Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. “Цель человека — не спасение, а творчество”. Бердяев разрабатывал этику творчества, которая “ вне добра и зла ”. В этом он также отступает от христианской традиции и критикует христианство за недооценку роли творчества. Но, обожествляя творчество, философ “свободного духа” отмечает его проблематичность в мире. “Бытие в мире есть уже падение”. В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект, в “природу” – происходит объективациядуха, подавляющая свободную личность.Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!