Отдельные примечания и дополнения



 

К главе «Существо человека. Тело, душа и дух».

Еще недавно говорить о «жизненной си­ле» считалось признаком ненаучного мышления. В на­стоящее время в науке снова то здесь, то там пере­стают отрицать идею «жизненной силы» в том виде, как ее признавали в более старые времена. Но тот, кто следит за направлением современного научного развития, найдет более последовательной логику тех, которые, исходя из этого развития, не желают ничего знать о «жизненной силе». «Жизненная сила» ни в коем случае не принадлежит к тому, что в настоящее время называется «силами природы». И тот, кто не же­лает от привычек мышления и образа представлений современной науки перейти к более высоким, тот не должен бы говорить о «жизненной силе». Лишь образ мышления и предпосылки духовной науки дают возможность, избегая противоречий, касаться подобных вещей. Даже такие мыслители, которые свои воззрения хотят обосновать исключительно на естественнонаучной почве, отказались в настоящее время от убеждения, которое во второй половине 19-го столетия допускало и для объяснения жизненных явлений существование только таких сил, которые действуют также и в без­жизненной природе. Книга столь значительного естест­воиспытателя, как Оскар Гертвиг: «Развитие организ­мов. Опровержение Дарвиновской теории случайно­стей» является весьма значительным научным явлением. Оно опровергает предположение, что лишь одно взаимодействие физических и химических законов мо­жет создавать живое. — Значительно также и то, что в так называемом неовитализме выражено воззрение, снова допускающее для живого начала существование особенных действий силы подобно тому, как это делали прежние приверженцы «жизненной силы». — Но в этой области тот не выйдет из схематически абстрактных понятий, кто не сможет признать, что действую­щее в живом сверх неорганических сил достижимо лишь при таком восприятии, которое восходит к созер­цанию сверхчувственного. Речь идет не о привнесении в область жизни способа познания, подобного естест­веннонаучному, но о том, чтобы приобрести другой вид познания.

Когда здесь говорится о «чувстве осяза­ния» низших организмов, то под этим словом подразу­мевается не то, что определяется этим выражением в обыденном понятии «чувство». О правильности этого выражения можно было бы даже многое возразить с точки зрения Духовной науки. Здесь под «чувством осязания» подразумевается скорее всеоб­щее восприятие внешнего впечатления в противопо­ложность частичным восприятиям, зрению, слуху и т. п.

Может показаться, что данное в этой изложении расчленение человеческого существа осно­вано на чисто произвольном различении частей в еди­ной душевной жизни. Против этого можно возразить, что это расчленение единой душевной жизни подобно появлению семи цветов радуги при прохождении све­та сквозь призму. То, что производит физик для объяс­нения световых явлений, изучая этот переход и семь цветовых оттенков в их последовательности, произво­дит соответствующим образом и духоиспытатель для существа души. Семь душевных членов являются не только результатом абстрагирующего рассудка. Этим они являются столь же мало, как и семь цветов по от­ношению к свету. В обоих случаях различие основано на внутренней природе фактов. Только в свете семь цветов становятся видимыми с помощью внешнего прибора, а семь членов души путем наблюдения, на­правленного на существо души в согласии с законами духа. Истинная сущность души не может быть понята без познания этого расчленения. Ибо тремя членами: физическим телом, жизненным телом, душевным те­лом душа принадлежит миру преходящему; другими четырьмя членами она коренится в вечном. В «единой душе» неразличимо связано преходящее и вечное. Не видя этого расчленения, нельзя познать отношения души к общему миру. Можно употребить еще одно сравнение. Химик разлагает воду на водород и кисло­род, оба эти вещества нельзя наблюдать в «единой воде». Но они имеют свою собственную сущность. И водород и кислород дают соединения с другими веще­ствами.

Так, в смерти три «низшие члена души» сое­диняются с преходящей сущностью мира; четыре выс­ших присоединяются к вечному. Тот, кто не хочет до­пустить расчленения души, подобен химику, который ничего бы не хотел знать о том, что вода разлагается на водород и кислород.

Духовно-научные описания должны быть принимаемы совершенно точно. Ибо они имеют цен­ность лишь при точной формулировке идей. Кто, на­пример, во фразе: «У него (т. е. у животного) они (ощущения и т. д.) не переплетаются с самостоятель­ными, переходящими за пределы непосредственных переживаний мыслями», оставит без внимания слова: «самостоятельными, переходящими за пределы непо­средственных переживаний», тот легко мог бы впасть в заблуждение, будто здесь утверждается, что в ощу­щениях или в инстинктах животных не содержится ни­каких мыслей. Но именно истинная духовная наука и стоит на почве познания, которое говорит, что всякое внутреннее переживание животных (как и все бытие вообще) переплетено с мыслями. Только мысли живот­ных являются не самостоятельными мыслями обитаю­щего в животном «Я», но мыслями группового Я жи­вотных, которое мы должны рассматривать как суще­ство, управляющее животным извне. Это групповое Я не находится в физическом мире, подобно Я человека, но действует на животное из мира душ. (Более подробно об этом можно найти в моем «Тайноведении»). Что же каса­ется человека, то в нем мысли приобретают самостоя­тельное бытие, так что и душевно переживаются не косвенно в ощущении, но непосредственно, как мысли.

Когда упоминается о том, что маленькие дети говорят: «Карл хороший», «Мария хочет этого», то нужно принять во внимание, что дело не в том, как рано начинают дети употреблять слово «Я», а в том, когда с этим словом они связывают соответствующее понятие. Когда дети слышат это слово от взрослых, то они могут употреблять его, не имея представления о «Я». Но употребление этого слова, возникающее в большинстве случаев поздно, указывает на важный факт в развития, а именно на постепенное раскрытие Я—представления из Я—чувства.

Описание истинной сущности «интуи­ции» можно найти в моей книге «Как достигается по­знание высших миров?» и в моем «Тайноведении». При невнимательном отношении к предмету легко можно найти противоречие между употреблением этого сло­ва в указанных двух книгах и тем, которое встречается в этой книге. Оно исчезает, если точно при­нять во внимание, что то, что из духовного мира, бла­годаря интуиции, в полноте реальности раскрывается для сверхчувственного познания, в своем низшем про­явлении открывается Самодуху так же, как внешнее бы­тие физического мира открывается в ощущении.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!