Средневековье(476—1400)       Ренессанс (1400—1600)          Барокко (1600—1750)



Экзамен по музлитературе. Теоретические вопросы.

Цветом выделена дополнительная информация.

· 1. Что такое романс, его разновидности. Назови русских композиторов, писавших романсы.

Романс  -камерное музыкально-поэтическое произведения для голоса и сопровождения. Содержание романса - лирические переживания.Его текст-высокая поэзия, а не просто слова в рифму; - форма часто 3-х частная; - обязательно инструментальное сопровождение; - известен автор текста и музыки.

«Романс» — испанское слово, которое в старину обозначало светскую песню на родном (романском, то есть испанском) языке (в отличие от церковной музыки, ис­пол­няв­шей­ся на латинском языке).

Особенно популярным романс стал в России в начале 19 века. Много романсов написали композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов.

· 2. Что такое опера?Опера – музыкально-театральный жанр. Это музыкальный спектакль с участием вокалистов, хора, оркестра, танцоров. В опере соединяются все виды искусства – музыка, литература, изобразительное искусство, хореография, театральное искусство.

ОПЕРА родилась в Италии в начале 17 века. Первые дошедшие до нас оперы:

 1598 г опера «Дафна», 1600 г опера «Эвридика» – автор музыки Якопо Пери.

Опера в переводе с итальянского – труд, дело, сочинение. Либретто (ит. - книжечка) – литературный текст оперы. Либреттист – автор либретто.КЛАВИР – переложение оперы для пения и фортепиано.

ПАРТИТУРА – ноты оперы с партиями всех исполнителей.

Кристоф Вилибальд Глюк (Германия).Самая знаменитая опера Глюка – «Орфей и Эвридика».

Моцарт (Австрия) – великий оперный композитор. Им создано 17 опер. Самые известные  «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Верди(Италия) – оперы «Аида», «Риголетто», «Травиата».

Бизе(Франция) – опера «Кармен». Оперы русских композиторов вспомнить самим.

· 3. Что такое программная музыка?

Программная музыка –это ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ произведения, имеющие название, которое дал САМ АВТОР. Так композитор хочет подсказать слушателю конкретные образы своей музыки. Например, у Бетховена есть программная ПАТЕТИЧЕСКАЯ соната. А ЛУННУЮ СОНАТУ программным произведением назвать нельзя (это название после смерти Бетховена дал поэт Рельштаб.)

Одними из первых программных произведений стали струнные концерты Вивальди «Времена года». Первые программные пьесы для клавесина - Рамо «Перекличка птиц», Дакен «Кукушка».

Иногда кроме названия в произведении есть более развёрнутая программа – то есть литературный текст, который поясняет содержание музыкального произведения. Например, музыкальная сказка Прокофьева «Петя и волк». Каждый номер поясняется текстом автора.

Часто программные произведения пишутся на известный литературный сюжет (Чайковский симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта».) Лядов «Баба Яга», «Кикимора» - на тему народных сказок. Иногда основа музыки – произведения изобразительного искусства. (По рисункам художника Гартмана создан цикл для фортепиано «Картинки с выставки» Мусоргского.)

ПЕСНЯ, БАЛЕТ и ОПЕРА к программной музыке НЕ ОТНОСЯТСЯ!!!

· 4. Что такое музыкальные жанры?       ЖАНРЫ – это разные виды музыкальных произведений.

Жанры различаются 1. назначением (для чего?), 2. содержанием (о чём?)

           3. формой (как строятся?), 4. способом исполнения (как исполняется?)

По назначениюжанры бывают:

1. Бытовые (песня, марш, танец) – Это самые древние жанры, появились в повседневной жизни человека (в быту). От них произошли ВСЕ ДРУГИЕ ЖАНРЫ.

2. Театральные (опера, балет, оперетта)

3. Концертные  (соната, симфония, сюита, квартет, концерт)

4. Церковные (месса, оратория, реквием, страсти, хорал)

По способу исполненияжанры бывают:

1. Вокальные (песня, романс, ария, вокализ, хор)

2. Инструментальные (марш, танец, балет, соната, симфония, сюита, квартет, концерт)

3. Вокально-инструментальные (опера, месса, оратория, кантата)

По содержанию (настроению) жанры бывают: 1. лирические (главное - чувства)

2. драматические (главное – действие, развитие) 3. комические (юмор, шутка).

· 5. Что такое средства музыкальной выразительности?

      - Это музыкальные средства, с помощью которых композитор передаёт в музыке различные мысли, 

      чувства, образы.

Главные среди них  – это МЕЛОДИЯ, ИНТОНАЦИЯ, МЕТРОРИТМ (МЕТР+РИТМ), ЛАД, ГАРМОНИЯ, ФАКТУРА, РЕГИСТР, ТЕМБР, ТЕМП, ДИНАМИКА.

1. МЕЛОДИЯ– одноголосная музыкальная мысль, развитая и законченная. Мелодию можно пропеть голосом. Типы мелодий:  -кантилена– плавная распевная мелодия;

-речитатив– мелодия, похожая на речь;  -танцевальная мелодия;  -маршевая мелодия.

КУЛЬМИНАЦИЯ –самый яркий момент в мелодии или произведении.КАДАНС – заключение.

Звук Интонация Мотив Фраза Предложение - Мелодия = период (это форма мелодии)

2. ИНТОНАЦИЯ– выразительный оборот из нескольких звуков.  Характерные интонации:

2 м - стон, жалоба, вздох   4 ч - активно 6 м, б  - широко, лирически

3. МЕТР +РИТМ=МЕТРОРИТМ

РИТМ– последовательность долгих и коротких звуков, организованных метром.

МЕТР –ровное чередование сильных и слабых долей в музыке, её ПУЛЬС.

РАЗМЕР – это обозначение пульса цифрами. Размеры бывают ДВУДОЛЬНЫМИ (2/2 – две вторых, 2/4, 4/4), ТРЁХДОЛЬНЫМИ (3/4, 3/8, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8), СМЕШАННЫМИ (смешали разные размеры - 5/4 это 2/4 + 3/4, 11/8 это 5/8 + 6/8). Бывает 3 основных типа РИТМА: ровный (делает мелодию плавной),  пунктирный, острый (делает мелодию резкой, активной, напряжёной),   синкопированный ритм, со смещение сильной доли (придаёт мелодии своеобразие).

Именно метром (пульсом) и ритмом, а не мелодией отличаются друг от друга разные танцы и марши

4. ЛАД– «согласие», организация звуков вокруг тоники. В музыке существует более 30 ладов:

- лады классической музыки: Мажор = dur = твёрдый = 7 ступеней Минор = moll = мягкий = 7 ступеней

- лады народной музыки, например Пентатоника – лад из 5 ступеней

- искусственные лады, их создали композиторы:Лад Римского-Корсакова – тон-полутон;

      Целотонная гамма Глинки («гамма Черномора») – строится  по тонам, в ней 6 ступеней.

5. ГАРМОНИЯ– последования аккордов и голосов, сопровождающие мелодию.

Гармония обогащает мелодию, добавляет красочности.

6. ФАКТУРА– вся музыкальная ткань произведения или способ изложения музыки.

2 Типа фактуры: полифоническая– многоголосная, все голоса равны (фуга, канон, инвенция)

  Гомофонно-гармоническая– многоголосная, но 1 голос главный - это мелодия - остальные аккомпанирующие ( песня с аккомпанементом). Аккордовая фактура (вид гомофонно-гармонической фактуры). Унисон – одноголосная фактура, (голоса исполнителей сливаются в одну мелодию).

7. РЕГИСТР –группа звуков, соседних по высоте и близких по характеру звучания.

Все музыкальные звуки делят на 3 регистра: Низкий  Средний Высокий.

8. ТЕМБРсвоеобразная окраска голоса человека или звучания инструмента.

9. ТЕМП –скорость движения музыки. 3 группы темпов: медленные, умеренные, быстрые. Обозначаются итальянскими терминами.

10. ДИНАМИКА –сила звучания. 2 основных динамических оттенка – F – форте, P- пиано, Также применяется термин m – меццо, не слишком (mf, mp) и обозначения изменения силы звучания -  сrescendo (крещендо), diminuendo (диминуэндо).FF – фортиссимо FFF - форте-фортиссимо или 3 форте; PP – пианиссимо, PPP – пиано-пианиссимо или 3 пиано.  Бывает FFFFF и PPPPP.

11. ШТРИХИ –приёмы исполнения. Legato, staccato, non legato, пиццикато.

· 6. Что такое музыкальная форма?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения.

1. ПЕРИОД – самая простая форма в музыке (8, 16, 32 такта). Это форма законченной мелодии, форма музыкального диктанта, маленького этюда или прелюдии. Период делится на предложения, фразы, мотивы.

2. Куплетная форма – это форма песни. В песне повторяются несколько куплетов с одинаковой мелодией. Схема куплетной формы - А А А А А (А –куплет в форме ПЕРИОД)

3. 2-хчастн. форма -Репризная АА или   безрепризная АВ. Реприза – это раздел, повторяющий тему 1 части.

4. 3-хчастная форма -С развивающей серединой А А⃰ А, с контрастной серединой АВА.Все танцы и марши пишутся в 3х частной форме.

5. Трёх-пятичастная форма –если в 3-хчастной форме повторить 2 и 3 части   А ‖:В А :‖  А В А В А

     Глинка. Марш Черномора – 3-7-частная форма.

6. Форма рондо– (фр. круг) это музыкальная форма, в которой одна из частей (рефрен R, то есть припев) повторяется не менее 3-х раз и чередуется с разными по характеру эпизодами (АВCD).

R A R B R C R D Например -  Бетховен. К Элизе. Глинка. Рондо Фарлафа из оп.«Руслан и Людмила»

7. Вариационная форма – сначала идёт ТЕМА, потом несколько её вариантов (ВАРИАЦИЙ).

Схема вариаций    - А А1 А2 А3 А4 ….. А32. Вариаций может быть сколько угодно.

7. СОНАТНАЯ ФОРМА -  самая сложная из музыкальных форм, так как в ней много тем, образов, они показаны в развитии. В сонатной форме пишутся 1-е части сонат, симфоний, квартетов, концертов.


ВСТУПЛЕНИЕ

1 ЭКСПОЗИЦИЯ

2 РАЗРАБОТКА

3 РЕПРИЗА

        КОДА

ГП

 

Тони

  ка

 

СП

ПП

 

Доминан

та

 

ЗП

Доминан

та

ГП ВСТ ПП ЗП СП ГП   СП   ПП   ЗП
разные тональности Тони ка Тони  ка Тони ка Тони   ка

Знакомство с темами и образами

Развитие, изменен. тем и образов

Итог развития

 

ГП – главная партия СП – связующая партия ПП – побочная партия ЗП – заключительная партия

Партия – раздел ЭКСПОЗИЦИИ.

Тема - главная музыкальная мысль партии – это МЕЛОДИЯ+ГАРМОНИЯ+ФАКТУРА+ТЕМБРЫ

· 7. Что такое симфония, как она строится. Назови композиторов, писавших симфонии.

Симфония (от греч. «созвучие») — произведение для симфонического оркестра из 4-х частей. 1 часть обычно пишется в сонатной форме. Симфония обрела свой окончательный вид в эпоху классицизма в творчестве Гайдна (104) и Моцарта (ок50).  Вершиной жанра стали симфонии Бетховена (9).
Классическая симфония – это цикл из 4 частей, разных по характеру. 1-я часть -  быстрая, пишется в сонатной форме;  2-я -  медленная, это картины природы или размышление;  3-я —менуэт или скерцо, в трёхчастной форме; 4-я  - быстрый финал, итог развития, в сонатной форме,   рондо или рондо-соната.

Симфония – это масштабное произведение, предназначенное для большой аудитории. В симфонии можно выразить многие события и разные образы в развитии. Симфонию можно сравнить с повестью или романом. Симфонии писали  также Шуберт 9, Бородин 2, Чайковский 6, Скрябин, Рахманинов, Прокофьев 7, Шостакович 15.

· 8. Кто такие венские классики? Что общего было в их творчестве?

  ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА –музыкальное направление эпохи классицизма.

Венскими классиками называют Гайдна, Моцарта и Бетховена. Они жили в эпоху КЛАССИЦИЗМА (середина 18 века) в Вене, которая была в то время музыкальным центром Европы. Творчество венских классиков объединяют общие принципы: главные жанры творчества - симфония, соната, квартет, концерт. В этих произведениях показаны все стороны окружающей жизни в развитии, показан итог, результат этого развития. Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Однако, каждый из композиторов неповторим и индивидуален. В музыке Гайдна - народно-жанровые образы, картинки народных празднеств, юмор, шутка. Моцарт – олицетворение солнечного света, совершенства в музыке и многообразия лирических переживаний. Бетховен показал героические образы, борьбу и победу над судьбой. Его музыка обращена не к кучке аристократов, а ко всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ!

· 9. Что такое романтизм? Назови композиторов-романтиков и их сочинения.

РОМАНТИЗМ- идейное и художественное направление в европейской культуре конца 18 - начала 19 веков. Пришёл на смену КЛАССИЦИЗМУ, стал результатом  разочарования в окружающей действительности, общественных порядках (крушение идей Великой французской революции и эпохи Просвещения). В своих произведениях романтики показывали несоответствие мечты и действительности, разочарование в жизни, желание творческой свободы.  Герой произведения часто – одинокий скиталец, не понятый окружающими. Главное в произведении – лирические переживания, а не РЕЗУЛЬТАТ, как было в КЛАССИЦИЗМЕ. Часто романтики обращаются к народным преданиям, истории, фантастике (Шуберт. Баллада «Лесной царь» на стихи Гёте.) Новые жанры выходят на первый план – ПЕСНЯ, МИНИАТЮРА (прелюдия, ноктюрн, экспромт), ЦИКЛ МИНИАТЮР (Шопен 24 прелюдии, Шуберт, песенные циклы, Шуман цикл пьес «Карнавал»)     Сначала романтизм появился в литературе (Гофман, Байрон).

 

· 10. Что такое цикл? Приведи примеры разных циклов. ЦИКЛ – произведение, состоящее из самостоятельных частей, объединённых замыслом композитора в единое целое. Цикл составляют контрастные пьесы, дополняющие друг друга. Иногда их объединяет общая тональность, общие интонации.  Виды циклов – ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ (прелюдия и фуга, токката и фуга, это произведения Баха), СЮИТНЫЙ – старинная танцевальная сюита (английские и французские сюиты Баха для клавира), ПРОГРАММНАЯ СЮИТА (Римский-Корсаков «Шехеразада»),

 СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (соната, симфония, концерт, квартет. Первые части этих произведений пишутся в сонатной форме),

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»).

ЭПОХИ в ИСТОРИИ

Средневековье(476—1400)       Ренессанс (1400—1600)          Барокко (1600—1750)


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!