Гектор (Эктор) Гимар (1867-1942)
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА 19-20 ВВ.
Общая характеристика культуры рубежа веков
2. Стиль модерн:
- архитектура
- ДПИ
- живопись и графика
Символизм в искусстве рубежа веков
Музыка рубежа веков
Вопрос 1. Общая характеристика культуры рубежа веков.
Исторические условия существования культуры рубежа веков:
1. Данное время можно обозначить как переходный период: от культуры Нового времени к культуре Новейшего периода. Этот переход совпал с кризисом буржуазной культуры, которая основывалась на рационалистическом мировосприятии. Кризис этого мировоззрения в культуре означал переосмысление картины мира, места человека в нём. Такая ситуация обусловила особую остроту переживаний, ощущение хаоса, потерянности, которую ощущал человек рубежа веков.
Данный период можно назвать findesiecle (фин де сёкль) – «конец века» - такое ощущение времени свойственно любой кризисной, переходной эпохе.
Основой мироощущения конца века стал декаданс (в переводе - упадок).
2. Экономическая ситуация: формирование индустриального общества, стремительные темпы развития экономики и связанные с этим изменения в социальных отношениях, появление новых классов. Формирование среднего класса (интеллигенция, предприниматели), который стал занимать значительное место в обществе.
– интеллигенция: 1.умственный труд как профессия; 2.высокий уровень образования и культуры.
|
|
– дворянство теряет свои экономические, социальные, политические позиции. С этим связан социальный пессимизм в дворянской среде, декаданс, особенно сильные в Англии и Франции, в которых слой дворянства имел в предыдущие периоды времени наибольшее влияние и которые по темпам экономического роста на рубеже веков резко уступали США, Германии, России, Японии. С этим связано резкое падение уровня жизни во Франции и Англии и ломку традиционного ощущения мирового господства.
– Крестьянство: основной процесс в крестьянской среде – миграция в города, усиление процессов урбанизации, распространение маргинальной культуры.
– Рабочий класс: усиление дифференциации в рабочем классе, повышение его неоднородности: люмпен и элита, рост преступности из-за чрезмерного богатства одних и неимоверной бедности других.
3. Колоссальные социальные потрясения, которые были незнакомы в 19 веке. Развитие машинного производства, которое сформировало новый менталитет:
– вера в прогресс
– изменение статуса человека – не центр вселенной, а придаток машины (конвейер).
4. Неуверенность человека в себе, в своих силах из-за слишком быстрых темпов прогресса, которые человек не успевал осмыслить.
|
|
5. Формирование новых ценностей:
– активная жизненная позиция
– бизнес, который приносит деньги
– прагматизм
– позитивизм как основа миропонимания
– индивидуализм
–креатитвность
6. Но при этом формально отстаивались сильные традиции морали, нравственности, которые уже не соответствовали духу времени. Отсюда проистекает явление двойной морали, суть которой в обязательном внешнем соблюдении приличий (истина скрыта).
7. Формирование массовой культуры (потребитель – средний слой; главная черта – демократичность; главное последствие – усиление декадансных настроений в культуре).
8. Методологический кризис науки (изменение парадигмы: учёт роли субъекта в процессе познания, возможности существования параллельных истин – неклассическая картина мира), который был воспринят как кризис науки вообще. Наука более не могла объяснить мир. С этим связано усиление иррациональных настроений в обществе, совпадавших с кризисом религии (которая тоже уже не соответствовала духу времени) – ситуация духовного вакуума (ни наука, ни религия).
Научные открытия:
– теория относительности (1905)
– явления радиоактивности
–открытие электрона
– рентген
|
|
–квантовая механика Бора
– открытия в химии Менделеева
– эволюционная концепция Дарвина
– открытия в области генетики.
Сомнение стало выступать как принцип и стиль мышления.
Всплеск мистицизма, оккультных наук.
9. Изменения среды обитания человека. Основная среда – города, усиление процессов урбанизации. Ощущение человека в городе, как в каменном мешке. Техницизированная среда, изменение темпа и уровня жизни (телефон, телеграф, радио, автомобиль, железная дорога, аэроплан, электричество, тепловоз, метро, фотография, кинематограф). С этим связано субъективное сокращение времени и пространства.
10. Кризис науки и религии сопровождался и кризисом философии, в которой также произошло усиление иррациональных настроений. Вера в разум сменилась верой в интуицию (интуитивизм А. Бергсона).
– интуитивизм
– философия Жизни (Ницше): жизнь – бесконечное начало мира, познать которую можно лишь с помощью интуиции
– экзистенционализм (перенос аспекта изучения с общественного на личностное и духовное начало.Основной объект познания – внутренний мир человека, его сознание)
– неокантианство (Риккерт): идея о том, что человек с внешним миром связан внешними переживаниями.
|
|
Последняя треть 19 века: господство декаданса – мировоззрение, комплекс умонастроений, духовная среда и образ жизни, характерный для определённой социальной среды (аристократия) и заключающийся в неприязни, отвращении к действительности как пошлой, вульгарной. Основные настроения – меланхолия, ощущение безнадёжности, усталости от жизни – сплин.
Термин «декаданс» предложил в 1869 году Готье. Для его представителей было характерно стремление противопоставить себя будничной повседневности, бегство от реальности в мир внутреннего «Я», мир грёз, искусственную реальность, вызов обществу, исключение себя из общества (нигилизм и эпатирующее поведение, гомосексуализм).
Декаденты ненавидели действительность за её антиэстетизм, компенсируя это в собственной устремленности в красоту. Свойство декаданса – эстетизм и дендизм (Уайльд).
Основа эстетизма – гедонизм – наслаждение красотой как смысл жизни. Культ красоты, красота безразлична морали.
Декаденты глубоко и трагично переживали происходящее, укрываясь за маской эстетизма и гедонизма.
Особое звучание для них имело искусство, которое отражало идею Красоты, которой не было в окружающем мире. Искусство синтетически воссоздавало мир как целостность (а реальный мир – разорванный, нецельный).
Вопрос 2. Стиль модерн
Общая характеристика стиля
Зародился в 80-е гг. 19 века. Существовал до 10-х гг. 20 века – мало. Разные названия:
Англия и Россия – модерн
Франция и Бельгия – Ар нуво.
Германия – югант-стиль
Австрия - сеццисион
Италия – либерти
Финляндия, Швеция – северный модерн.
Первоначально возник в ИЗО, книжной графике Англии. Предшественниками считаются прерафаэлиты, особенно Моррис + японское искусство (философия искусства: человек – малая песчинка большого мира, стремление к цельности, гармонии человека и природы). Стиль искусственно созданный, с чёткой теоретической программой – в этом его уникальность. Главная идея – тотальное преобразование мира на основе синтеза искусства и жизни, на основах красоты. «Красота – вот наша религия» (М. Врубель). Модерн иногда ещё называют неомифологизмом. Воплощается идеал художника-универсала (как в Ренессанс – и архитекторы, и художники, и ДПИ). Философская основа – философия жизни (жизнь бесконечно изменяющаяся и находящаяся в вечном движении, подражание формам органической жизни, идея метаморфоз, эта идя лучше всего фиксируется в образе танца).
Стиль призван изменить мир, который не устраивал теоретиков модерна, мир антиэстетичный, природа – источник преобразования мир, источник красоты. А современная им действительность – техника, человек задыхается в серости.
Основной стилевой признак – линия (кривая) как способ выражения мысли и чувства. Криволинейность – символ движения (движение – жизнь, статика – смерть, прямая линия - смерть). В природе нет прямых линий. Другой признак – орнаментальность и декоративизм (как на востоке).
Элемент, который отражает специфику стиля модерн – «удар бича» (Герман Обрист) на ковре «Цикламены».
Орнаменты – растительные (цветы, лианы), фауна – природа как источник красоты.
Архитектура
1. Модерн базировался на новейших архитектурных и инженерных достижениях, использовал новые материалы и технологии: железобетон, стекло, металлические конструкции и перегородки. Но эстетизация новых материалов, их декоративная перегородка. Принцип «правда материала» - он был виден.
2. Принцип построения архитектурных сооружений «изнутри наружу»: сначала планируется интерьер, потом под него подстраивается экстерьер – пластичность формы
3. интерьер – перетекающего пространства, линеарность, текучесть, криволинейность. Этажи соединяют лестницей. Минимум перегородок.
4. принцип «архитектурное сооружение как единое произведение искусства»: архитектор продумывал и экстерьер, и интерьер, все детали – от дверных проёмов до ручек и посуды.
Франция и Бельгия – «ар нуво» - классические черты
Бельгия
Виктор Орта (1861-1947)
Сначала поступил в Гентскую консерваторию, потом перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств.
1 заказ – особняк брюссельского промышленника и инженера Эмиля Тасселя в Брюсселе (1892-93). 8-гранный вестибюль плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная на полэтажа выше по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами. Наколонна, как на стволах деревьев, ветки и листья. Яркие краски витражей, геометрический узор мозаичных полов, невысокие настенные панели. Лестница напоминает ручей, извивающийся среди травы и деревьев.
«Особняк химика Сольве» (1895-1900) зажат соседними домами. Поверхность фасада – морская волна благодаря двум фонарям и ограждениям балконов. Самый известный – интерьер столовой.
«Отель Ван Этвелде» - Этвелде – архитектор в стиле модерн.
Франция
Гектор (Эктор) Гимар (1867-1942)
Учился в школе изящных искусств в Париже. За успехи награжден поездкой в Бельгию, где увидел дом Тасселя Орта, потрясён интерьером. Стал первым последователем бельгийского архитектора во Франции.
Впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения – особняк Беранже: вписал в каменную арку входа ассиметричную композицию кованных ворот, в рисунку которых нет ни одной повторяющейся линии.
«Стиль Гимар» или «Стиль метро». В 1898 получил заказ на возведение станций парижского метрополитена. Показал пластические возможности металла. Металл окрашен в тёмно-зелёный цвет под старую бронзу. Попытка эстетизировать транспортные сооружения общественного пользования.
Австрия
«Рациональный модерн»
Отто Вагнер (1841-1918)
Мечтал создать собственный стиль, чтобы он «стал подлинным представителем нас самих и нашего времени, должен будет привести к чётко выраженной в наших произведениях смене прежних понятий и представлений, к почти полному крушению романтизма, к почти всё подчиняющему себе разуму. Архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций».
Майолик-хауз.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!