Работа над звуковедением, дикцией, артикуляцией



   Итак, знакомство с произведением и его разбор состоялись.

   Далее начинается более кропотливая работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией.  

   Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени при работе над дикцией и артикуляцией.

   Часто неопытные певцы склонны к скандированию, вследствие чего теряется связность, певучесть и целостность мелодии. Один наиболее результативный приём работы над звуковедением заслуживает в этом случае особого внимания. Этот приём называется «выравнивание гласных».

   Выравнивание гласных – это пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, исключая произношение согласных (по фразам, по предложениям и полностью).

   К примеру, первая фраза романса А. Варламова «Белеет парус одинокий»:

    «Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий» петь гласными «Е-Е-Е-А-У-О-И-О-ИЙ», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их (согласные произносятся мысленно).

   Петь легато в нужном ритме и темпе. Петь со стремлением к кульминации в этой фразе, т.е. к началу слова «парус». К слогу «па», точнее к гласной «А», выполнить крещендо.

   Концентрировать внимание на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей.

   Следить за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы.

        

   Такая работа, когда, сосредотачиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет учащемуся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных. Определение кульминаций внутри фраз и стремление к ним (что требует выполнения динамических оттенков) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения красивого, правильного звуковедения с динамичным развитием мелодии. 

   Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, указав учащемуся на то, что петь надо, так же как и при выравнивании, сохранив оформление гласных звуков, их связность и динамику, а согласные при этом обязательно произносить коротко и отчётливо.

 

Определение формы произведения, нахождение смысловой и динамической кульминаций

   Следующий этап работы над вокальным произведением – осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст и определение наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, т.е. кульминации.

   Это важный этап в работе каждого музыканта, поскольку любое музыкальное произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия, когда оно не монотонно, а многогранно по динамическим оттенкам и имеет своё динамичное развитие от вступления до кульминационного момента и далее до завершающего аккорда.

   После определения динамической кульминации надо найти смысловую или, по-другому, логическую кульминацию, которая заключена в поэтическом тексте. Чаще всего кульминации совпадают.

   Но не всегда смысловая кульминация совпадает с динамической. Поэтому, требуется внимательно продумать, где находится самое значимое место в произведении, и каким образом можно его показать.

   Возможно, в зависимости от художественного образа и идеи всего произведения, от указаний композитора, кульминационный момент нужно будет исполнять ярким динамическим оттенком f, (ff) или p, (pp). А возможно этого надо будет добиваться за счёт замедления или ускорения. Но возможно, исполнение кульминации будет достигнуто посредством одновременного выполнения нужного динамического оттенка и агогики.

        Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет передать художественно - эмоциональный образ и идейный замысел авторов вокального произведения.

 

   Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально-технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.

 


 

Билет № 6

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

1. Основы постановки певческого дыхания

2. Защита курсовой работы

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!