ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДКПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА



 

    магистрант 1-3М группы кафедры«Электроснабжение и электропривод»Электромеханического факультета, Южно-Российский государственный политехнический университет («Новочеркасский политехнический институт») им. М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск.

к.ф.н., доцент кафедры «Философия и право»,Южно-Российский государственный политехнический университет («Новочеркасский политехнический институт») им. М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск.

Аннотация:Авторы поднимают вопросы о приоритетах знаний и социальной роли образования в условиях современного потребительского общества.

Трезво оценивая риски техногенной цивилизации, предлагается подойти к подготовке магистрантов технического вуза с экзистенциальной точки зрения. Приходят к выводу, что при подготовке современных магистрантов технического вуза надо учитывать все без исключения экзистенциальные основы жизни.

Подчёркивается, что на сегодняшний день самой важной и ценной чертой современной молодёжи – это уверенность каждого молодого человека в собственной исключительности.

Рассматривая нравственные установки и иерархию моральных ценностей молодого поколения, исследователи приходят к заключению, что главным ориентиром выступает поиск своего жизненного пути сопряжённый с правильным, но самое главное своим выбором, неизменно ведущий к успеху.

При этом авторы отвергают никчёмные упрёки в отсутствии воспитания или патриотических чувств современной молодёжи, так как наравне с ними и богатство и статус, и прочие стимулы и качество жизни воспринимаются как равные, без обожествления и фанатичного восхваления чего то одного.

В рамках предложенной парадигмы, понятен и механизм подготовки современных магистрантов технического вуза - создать такие экзистенциональные программы обучения, которые бы включали в себя самые разные форматы самосовершенствования и саморазвития личности.

Выражается уверенность, что путь успеха в целом, равно как и подготовка современных магистрантов технического вуза в частности, должен измеряться не только пользой, эффективностью, но и творческим разнообразием жизни и удовольствием от неё.

 

Ключевыеслова:о приоритетах знаний, социальная роль образования,риски техногенной цивилизации,современное потребительское общество,стремление к успеху,информационныетехнологии,процедура выбора, интересы и ценностные ориентиры,гуманистические основания в образовании,поиск своего жизненного пути, самосовершенствование и саморазвитие.

G.A. Kukva, N.D. Bardakov

EXISTENTIAL APPROACH TO PREPARATION OF TECHNICAL UNIVERSITY UNDERGRADUATES

undergraduate of the 1-3M group of the department "Electric power supply and electric drive" of the Electromechanical Faculty, South-Russian State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute). M.I. Platov, Rostov Region, Novocherkassk.

candidate of philosophical sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Law, South-Russian State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute). M.I. Platov, Rostov Region, Novocherkassk

Annotation: The authors raise questions about the priorities of knowledge and the social role of education in the conditions of a modern consumer society.

Soberly assessing the risks of anthropogenic civilization, it is proposed to approach the preparation of undergraduates of a technical university from an existential point of view. They come to the conclusion that when preparing modern undergraduatesof a technical university, all the existential bases of life.

It is emphasized that for today the most important and valuable feature of modern youth is the confidence of every young person in his own exclusiveness.

Considering the moral attitudes and the hierarchy of moral values of the younger generation, the researchers come to the conclusion that the main reference is the search for one's life path conjugated with the right one, but most importantly with his choice, which invariably leads to success.

At the same time, the authors reject worthless reproaches in the absence of upbringing or patriotic feelings of modern youth, as well as wealth and status, and other incentives and quality of life are perceived as equal, without deification and fanatical praise of something one.

Within the framework of the proposed paradigm, it is also understandable the mechanism of preparing modern undergraduates of a technical university - to create such existential training programs that would include a variety of formats for self-improvement and self-development of the individual.

The confidence is expressed that the path of success in general, as well as the preparation of modern undergraduates of a technical university in particular, should be measured not only by the use, efficiency, but also by the creative diversity of life and the pleasure from it.

 

Key words: knowledge priorities, the social role of education, the risks of technogenic civilization, modern consumer society, the pursuit of success, information technologies, the procedure of choice, interests and values, humanistic foundations in education, the search for one's life path, self-improvement and self-development.

Высшее образование, для большинства магистрантов ЮРГПУ (НПИ), это не только «невиданные до этого возможности академической и трудовой мобильности», а так же «престижный «лоск», гарантирующий высокооплачиваемую работу и карьерные возможности» [1,6].

 На самом деле, это в первую очередь, как нам кажется, объём систематизированных знаний, умений, навыков и способов мышления, которыми должен овладеть магистрант.

Однако, для всех очевидно, что тот огромный объём знаний, накопленный человечеством к настоящему времени, невозможно овладеть даже после очень длительного обучения.

Поэтому на повестку дня выносятся вопросы о приоритетах знаний. С одной стороны, с высоких трибун звучат призывы существенно повысить социальную роль образования и особенно технического, так как от его направленности и эффективности во многом зависит перспектива развития всей страны. Для большинства изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд, по-прежнему непоколебима.

С другой стороны, нельзя не видеть и не признавать того факта, что современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также и к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств.

Если инженер не предусмотрел, что, наряду с точными экономическими и чёткими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены требования безопасного, бесшумного, удобного, экологически чистого применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле.

В результате, сколько бы мы, вслед за другими антисциентистами и антиглобалистами не обвиняли науку, технику и всё что только можно за текущее состояние дел, а особенно за плачевное состояние природы, научно-технический прогресс не остановить и порой, спотыкаясь, человечество, всё-таки продолжает строительство техногенной цивилизации.

Следовательно, не впадая в крайности, необходимо трезво оценить особенность современной ситуации и подойти к подготовке магистрантов технического вуза с экзистенциальной точки зрения.

 Говоря не философским языком (хотя в данном случае философы экзистенциалисты, действительно, глубже зрят в корень проблемы) пора, наконец, распрощаться с вековой классической научной (объективистской) точкой зрения, считавшей главным критерием образованности – непротиворечивость и совершенно лишенных «личностных качеств» знаний.

В действительности, в современном потребительском обществе, технологическая составляющая науки растёт и стабильно поддерживает свой вектор развития, как раз таки в угоду потребности человека, уровень которых неизменно только возрастает.

 Следует признать тот факт, что современные люди, так называемого цивилизованного мира, неважно, то ли по природе для одних философов, то ли из-за отсутствия таковой, для других, падки ко всему новому, передовому. Поэтому, даже если бы не было никакого научно-технического прогресса, то и тогда общество поделилось на тех, кто стремился бы к успеху, и тех, кто равнялся на них.

В этом можно убедиться на примере магистрантов первокурсников, среди которых каждый второй имеет у себя в голове идею-фикс купить из всей имеющийся продукции именно «iPhone» (самое лучшее техническое изобретение, по мнению современной молодёжи), а ещё желательно и последней модели, чтобы если и не быть первым, то хотя бы не отставать.

Поэтому, все досужие ворчания и возражения, типа это не про всех людей, есть и те, которым и даром не нужны всякого рода «iPhone'ы», считаю как минимум неискренними, так как в наше время все без исключения, так или иначе, пользуются если не «iPhone'ами», то аналогами этого «идеала».

Скорее проблема состоит в том, что не каждый может позволить себе стоять в авангарде потребителей технического прогресса.

Из этого следует вывод, что система образования должна готовить молодое поколение к безболезненной адаптации техногенного общества, пронизанного снизу доверху компьютерными технологиями.

 Смешно и одновременно грустно читать охи и ахи «консерваторов-пессимистов», видящих в НТП (Научно-техническом прогрессе) и развивающемся потребительском обществе неминуемую гибель человечества.

Особенно саркастически глупо выглядят попытки обосновать свои страхи и фобии наукообразным способом. Оказывается, стоит только обратиться к теории термодинамики и к такому понятию как энтропия, чтобы окончательно уверовать в неминуемой катастрофе. Подумать только, второй закон термодинамики гласит, что самопроизвольно в замкнутой системе энтропия не может убывать (обычно она возрастает). Именно под её влиянием рассеивается дым, растворяется сахар, рассыпаются со временем камни и носки. Эта тенденция объясняется просто: вещи движутся (перемещаются нами или силами природы) обычно под влиянием случайных импульсов, не имеющих общей цели. Если импульсы случайны, всё будет двигаться от порядка к беспорядку, потому что способов достижения беспорядка всегда больше.

Энтропия, без тени сомнения и рефлексии, заявляют твердолобые авторы, чётко прослеживается на примере коровы, которую родили, она сосала молоко из вымени своей матери, выхаживалась и лелеялась, ходила по степям под солнцем и по мере достижения кондиции была убита человеком. Порезана, рассортирована, упакована и продана. И нам как обществу потребителей осталось только налить масла в сковороду и кинуть туда мясо. Корова просто растворилась, оставив миру только память о своём рождении, боли и смерти [5].

Ещё большей глупостью, которая воистину не имеет границ, выглядят рассуждения и о наших растущих потребностях. Почему то голод, социальные и сексуальные потребности – неизменно ведут к разрушению, как моральному, так и физическому. Удовлетворение этих потребностей, с упорством достойного иного применения, утверждают представители либеральной интеллигенции, всегда приводит в конечном итоге к страданиям, старению и смерти [4;13].

Даже если на короткое время проникнуться состраданием (только не к судьбе коровы) к безутешным стенаниям конченных пессимистов, по поводу ужасных последствий кислотных дождей, выбросов химических паров в атмосферу, загрязнения рек отходами, нефтяных аварий в морях и океанах, уничтожения озонового слоя и вырубки лесов, то и тогда на повестку дня встанет вопрос о процедуре выбора того или иного решения.

При этом выбор следует рассматривать не просто как акт умственно-логической деятельности человека, или как момент, объединяющий личностные стимулы, интересы и ценностные ориентиры.

В самом деле, на сегодняшний день не достаточно «проявить креативность и коллективно или в одиночку руководствуясь, чисто благими намерениями составить исключительно правильные моральные нормы, к примеру, для интеллектуально продвинутых и уже личностно сформированных магистрантов технического вуза» [2;9].

Если же не сбрасывать со счетов тот факт, что современное техническое образование осуществляется при широком внедрении в практику современных информационных технологий, то и вовсе все чаяния о нравственном воспитании субъектов обучения можно как минимум отложить до лучших времён.

Равно как и беспомощные призывы вернуться к славным страницам прошлого с якобы твёрдыми гуманистическими основаниями в образовании, так же не выглядят перспективными, хотя бы потому, что моё поколение, к сожалению или, скорее, наоборот, к радости уже приличное время живёт в иных, новых социальных и научно-технических реалиях.

Надо признать и принять как данность, что на сегодняшний день самой важной и ценной чертой современной молодёжи – это уверенность каждого молодого человека в собственной исключительности.

Правы те исследователи социологи, которые отмечают отсутствие ярко выраженных субкультур, а, следовательно, и твёрдой иерархии нравственных ориентиров. Для нынешнего поколения, скорее, типично тотальное следование рекомендациям on-line-медиа, которые постоянно меняются.

В целом же, и в масс-медиа, и в политике и в различных сферах жизни воспевают лишь те истории, в которых говорится о внезапном и стремительном успехе.

Поэтому, если говорить об установках и ценностях подрастающего поколения, то главным, на наш взгляд, является поиск своего жизненного пути или как выше уже было отмечено, сделать правильный, но самое главное свой выбор.

В результате современную молодёжь нельзя упрекнуть ни в отсутствии воспитания, ни в потере патриотических чувств, так как и богатство и статус, и прочие стимулы и качество жизни воспринимаются ими как равные, без обожествления и фанатичного восхваления чего то одного.

Вот почему и в подготовке современных магистрантов технического вуза надо учитывать все без исключения экзистенциальные основы жизни.

Равно как и пора, наконец,  перестать хулить тех, кто считает, что путь успеха должен измеряться не только пользой или  эффективностью (конечно, не отбрасывая эти критерии и подобные им), а разнообразием жизни и удовольствием от неё.

В рамках описанной парадигмы, понятен и механизм подготовки современных магистрантов технического вуза. А именно – создать такие экзистенциональные программы обучения, которые бы включали в себя самые разные форматы самосовершенствования и саморазвития, творчества и отношений «направленные на воспитание добродетелей конкретного магистранта с целью формирования подлинной национальной элиты» [2;9]. 

 

Список литературы:

1. Бардаков Н.Д.О назначении магистра. //В поисках аутентичного портрета магистра технического вуза: труды научной конференции, г. Новочеркасск декабрь 2015 г. / Южно – Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Новочеркасск: 2015 г.

 2. Бардаков Н.Д., Ценностные антиномии и/или дефицит ценностей. //Аксиологический аспект подготовки магистрантов технического вуза: труды научной конференции, г. Новочеркасск декабрь 2016 г. / Южно – Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Новочеркасск: 2016 г.

3. Бардаков Н.Д. «Третья миссия» университета в современной России: вызов или возможность? - Лосевские чтения: труды Всероссийской ежегодной научной конференции, г. Новочеркасск, май 2016 г. / Южно – Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова - Новочеркасск: 2016 г.

4. Розин В.М. «Перспективы научной рациональности в XXI веке». Журнал «НГ-наука» 2000 г.

    5.Свободная энциклопедия Википедия, статья «Энтропия» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F

 

УДК 378-043.86

П.А. Молчанов

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУСТВИЕ


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!