III.7.1. Тобольская Архивная комиссия.



Архивная комиссия была образована 23 марта 1903 года и состояла из 16 человек. Среди них были преподаватели Тобольской Духовной Семинарии и духовного училища, духовенство Тобольский церквей. Члены архивной комиссии в свободное от служебных обязанностей время работали в архиве Тобольской духовной консистории. По архивным материалам писались научные труды по истории Русской церкви в Сибири. Комиссия собиралась несколько раз в год для чтения докладов, обмена мнениями, мыслями и научными изысканиями. На собраниях зачитывались разные архивные документы, биографии видных церковных деятелей Тобольской епархии, найденные материалы из жизни подвижников и святых Сибирской земли. Много исследований участники архивной комиссии посвящали истории Тобольской Духовной Семинарии. Среди исследователей, которые особо занимались историей Тобольской Духовной Семинарии был Н. Бирюков. Он же был и председателем архивной комиссии. 11 октября 1906 года на собрании архивной комиссии Н. Бирюковым были зачитаны выдержки из его труда под названием “Тобольская семинария при ректоре, архимандрите Илие Шумилевиче (1773-1784)”[56]. Сочинение было составлено на основании документов, хранящихся в архивах духовной консистории и семинарии. Н. Бирюков открыл и использовал в своём труде сочинение архимандрита Илии Шумилевича под названием “Мнение о порядке, коим в семинарии Тобольской преподавать учение”. “Мнение…” было найдено в деле архива семинарии за 1801 год.

В следующем году Н. Бирюков представил на суд членов архивной комиссии свой труд о семинарии в полном объёме. Также Н. Бирюкову принадлежало обширное и обстоятельное исследование о зданиях в которых помещалась Тобольская Духовная семинария с первых лет её существования и труд о быте и жизни духовенства XVIII века при митрополите Павле (Конюскевиче). Последний труд вызвал в собрании продолжительный и оживлённый обмен мнениями.

Священник Александр Юрьевский открыл в архивах Тобольской консистории древний памятник духовной литературы в Сибири под таким названием: “Гиштория или сказание о явлении и о чудесах Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии Казанския в Сибири, в царствовавшем граде Тобольску, на нижнем посаде, во обители Знаменского монастыря”[57]. В этом памятнике повествуется о видении послушнику Тобольского Знаменского монастыря Иоанникию и о прославлении иконы Казанской Божией Матери, которая была главной святыней Тобольского Знаменского монастыря. Прославление этой иконы связано с событием, которое произошло в 1661 году в Тобольске. Тобольск и его окрестности были наполнены неизвестными насекомыми, которые приносили огромный вред скоту и людям. К тому же в Тобольске шли не переставая проливные дожди, грозившие населению голодом и стихийными бедствиями.

Послушнику Знаменского Тобольского монастыря явился неизвестный святитель и объяснил ему, что гнев Божий постиг Тобольское население за сквернословие и курение табака. Ради умилостивления Господа явившийся святитель повелел Иоанникию рассказать видение “архимандриту и всему священному собору и правителю града того первое завещание Пресвятой Богородицы, чтобы строили церковь в три дня и на четвёртый день освятили её во имя Пречистой Богородицы Казанской и в новую церковь внесли бы образ Пречистыя Богородицы Казанския”[58], которая хранилась в чулане при Воздвиженской приходской церкви ликом к стене. Неизвестный святитель повелел праздновать Пресвятой Богородице в Знаменском монастыре три раза в году: 22 октября, во вторник светлой седмицы, и 8 июня. На все три праздника должны были совершаться крестные ходы. Затем автор “Гиштории…” подробно описывает 43 чуда совершившихся перед этой иконой. Священник Александр Юрьевский также сделал сообщение на тему: “Отношение царствующего дома Романовых к Тобольской епархии”. Архивная комиссия разработала план историко-статистического издания церквей и приходов Тобольской епархии. Была составлена полная биография бывшего воспитанника Тобольской Духовной семинарии протоиерея Григория Мансветова, который являлся выдающейся личностью среди русского духовенства и занимал пост оберсвященника армии и флота. Протоиерей Григорий был, к тому же, автором многих духовных сочинений. Одним из самых известных сочинений было “Училище благочестия” на котором воспитывались и до сих пор воспитываются многие поколения православных христиан. Труд о протоиерее Григории был написан и издан в честь семидесятипятилетия со дня его смерти († 12 ноября 1832 года).

Все работы членов Тобольской архивной комиссии печатались Братством в “Тобольских епархиальных ведомостях”, в журналах “Исторический вестник” и “Русская старина”.

Тобольская архивная комиссия была одним из последних учреждений при Братстве во имя великомученика Димитрия Солунского. Полностью своё дело по написанию истории Тобольской епархии она не успела завершить из-за начавшейся революции. Но за четырнадцать лет своего существования было сделано очень много. Участники архивной комиссии оставили нам ценный материал по истории Тобольской епархии и семинарии. Ими впервые была произведена попытка сделать летопись Тобольской епархии от основания и до начала XX века, но революция и дальнейшие годы атеизма свели на нет все усилия Тобольской архивной комиссии.

ЧАСТЬ II.
Цель создания Братства. Устав.
Внутреннее устройство и структура управления Братством.

Глава I.
Цели Братства во имя великомученика
Димитрия Солунского.

Главной целью создания Братств как на Западе Руси, так и в конце XIX века было прежде всего просвещение людей светом христианской веры, сохранение православия и охрана верующих от еретиков и раскольников. Братства, как религиозная общественная организация, лучше всего справлялись с такими задачами и представляли собой самый твёрдый и надёжный оплот для сохранения православной веры. Частное лицо при всей своей ревности к просвещению и сохранению православия не смогло бы сделать столько сколько делали православные Братства. Они, как учреждения общественные могли очень многое потому, что люди в них были объединены единой задачей и целью.

Тобольское епархиальное Братство Димитрия Солунского было создано с целью помогать епархиальному управлению в деле просвещения Русского народа православной верой и охранению его от нападок раскольников и сектантов. В уставе Братства об этом было сказано так: “Внимание Братства должно быть сосредоточено на следующих пунктах: а) На охранении православных от разных сектантов и, по преимуществу, от старообрядцев. б) на обучении и воспитании юношества в церковно-приходских школах. в) на просвещении всех вообще православных христиан посредством церковной проповеди и религиозно-нравственных чтений”[59].

Основной целью при создании Братства Димитрия Солунского, как видно из вышесказанного, было охранение православных от старообрядцев и сектантов. По цели создания Братство Димитрия Солунского ничем не отличалось от Братств Западной Руси XV-XVII веков. Только охраняло оно православных христиан не от католиков, а от старообрядцев и сектантов разного толка. Защита православных не была бы полной без просвещения их христианской верой и укрепления нравственности среди православных верующих. Поэтому Братство св. Димитрия Солунского, также как и Братства в Западной Руси, преследовало цель поднять нравственность среди русского народа и ликвидировать невежество и суеверия в среде православных христиан.

Все эти цели требовали от Братства четкой организации и слаженной работы, которая должна была проходить по определённым, заранее принятым правилам. Для чёткой и эффективной работы Братство имело свой устав, который был принят при его образовании.

Глава II.
Устав Братства, Внутреннее устройство и
структура управления Братством.

II.1. Устав Братства.

Создатели устава Тобольского Братства не начинали, так сказать, с нуля, а взяли за основу уже существующие уставы Братств других городов, а также уставы Братств Западной Руси. 19 ноября 1890 года епископ Иустин (Полянский), председатель Братства великомученика Димитрия Солунского, утвердил Устав Тобольского Православного Братства.

Устав Братства был разделён на несколько глав и параграфов. Они определяли цель учреждения Братства, в каких областях церковной жизни оно действует, состав и средства существования, действия Братства относительно сектантов и раскольников, воспитания юношества, относительно воспитания и просвещения христиан вообще. Для этих целей в Братстве были созданы специальные отделения, деятельность которых особо оговаривалась уставом. Устав определял правила управления Братством, отчётность перед общим собранием Братства и особые преимущества Братства, деятельность уездных и сельских отделений Братства.

Правила устава могли изменяться в зависимости от обстоятельств и нужд. Также правила могли дополняться главами и параграфами или наоборот отменять параграфы и главы устава. За время существования Братства его устав незначительно изменялся. Первый раз изменения произошли в 1897 году, а второй раз в 1901 году. Согласно первой редакции устава председателем Братства был правящий архиерей. После внесения изменений в 1897 году правящий архиерей становился попечителем Братства, председателем же Братства становился отныне ключарь Тобольского Софийско-Успенского кафедрального собора. При этом архиерей не терял своих прав и обязанностей. В 1901 году изменения коснулись названий некоторых подразделений Братства.

II.2. Управление Братством

Управление Братством во имя великомученика Димитрия Солунского осуществлялось согласно принятого устава. Братство управлялось под непосредственным управлением епархиального архиерея, который, согласно устава, был председателем Братства, а после изменения устава в 1897 году попечителем Братства. Основными же органами управления Братства были Общее собрание и Совет Братства.


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!