Славянофильство и западничество.
Русская религиозная философия.
Русский космизм.
Темы сообщений:
Ф.М. Достоевский о Русской идее, капитализме и социализме.
Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием.
Экзистенциальные взгляды Бердяева. Бердяев о свободе и творчестве.
Западники и славянофилы
Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство: И. В. Киреевский (1806 — 1856 гг.), А. С. Хомяков (1804—1860 гг.)Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.
В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. Исходный тезис состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.
Философия призвана служить распространению идеи соборности.
Славянофилы рассматривают народ как носитель особой духовности, в основе которой - православие и общинность.
Сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное.
В хозяйственной области община или «мир» выступает организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.
|
|
Достоинство сельской общины в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов; готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм. Возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.
Признавая общину лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой «мерзость административности в России».
В государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать «самоотречение каждого в пользу всех».
Монархия— лучшая форма правления для России. Но царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов); самодержец должен действовать в интересах всего народа. Западные государства, по мнению славянофилов, являются искусственными созданиями. Россия сформировалась органически, она «не построена», а «выросла». Это естественное органическое развитие России объясняется тем, что православие породило специфическую социальную организацию — сельскую общину и «мир».
|
|
Принято считать, что очерк Хомякова «О старом и новом» (1839) положил начало славянофильству. В нем поставлен ряд ключевых вопросов учения славянофилов. Среди них проблема соотношения России и Запада, оценка реформ Петра I как поворотного пункта в истории России, вопрос о роли религии в истории вообще и православия в русской истории в частности.
Основополагающим для религиозно-философского учения Хомякова является понятие «соборность», впоследствии использовавшееся многими русскими религиозными философами и вошедшее без перевода в европейские языки как sobornost.Оно обозначает свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жестким иерархическим порядкам официальной церкви.
По Хомякову, соборность является церковным идеалом, до сих пор не реализованным ни в одной из частей христианского мира, хотя русский народ, православный по своей вере, больше других приблизился к этому идеалу.
|
|
Продолжателями идей славянофилов стали Ф. М. Достоевский (1821— 1881), Л. Н. Толстой (1828—1910).
Западникисчитали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
ападники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Чаадаев (1794-1856 гг.) – первый философ современной русской философии.
Своими восемью «Философическими письмами» заложил основы философии истории России (1836 г.) и положил начало спору между Славянофилами и Западниками.
В этой книге Чаадаев резко критикует российскую историю, в том числе крепостничество, и превозносит западноевропейскую модель общества.
В католической церкви Запада видел защитницу свободы и просвещения. При этом большое значение придавал православию, которое способно оживить католическую церковь. Он был объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту и медицинскому надзору. Его труды были запрещены для опубликования.
В своей более поздней книге «Апология сумасшедшего» Чаадаев, отказавший России в истории, прогнозирует ее достойное будущее, считая, что Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы: в этом его взгляды совпадают с идеями славянофилов.
Чаадаев является одним из крупнейших идеологов западничества. Он – христианский, религиозный мыслитель, выдвинувший идеал Религиозного Универсализма– соединения народов на основе единогохристианства. «Законы установлены Богом, и человек может всего лишь познавать и выполнять их». Несмотря на религиозность своих взглядов, отстаивал атомистическую гипотезу, доказывая объективность пространства и бесконечность физического мира. Шеллинг отзывался о Чаадаеве как о «самом умном из известных мне умов».
|
|
Продолжатели идей западников в XIX в. В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский:
• критиковали православие ;
• акцентировали интерес на личностном начале;
• критически относились к российской самобытности;
• стояли на позициях материализма атеизма и позитивизма.
Религиозная философия
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 750; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!