Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии
Нарративная терапия
Джером Брунер — социолог, который первый ввел термин • ииррлтивная психотерапия» и существенно повлиял на кон-ж'нцию повествования, ислользуемую в семейной психотерапии (Brunei, 19S6). Способ интерпретации людьми собственного опыта оказывает мощное воздействие на их жизнь: часто это последовательно связанные повествования, помогающие им разобраться в событиях своей жизни. По словам Брунера (Вшпег, 1991), «мы организуем свой опыт и память о жизненных событиях преимущественно в форме повествований — историй, оправданий, мифов, изложения причин, объясняющих, почему мы делаем или не делаем что-то, и т. д.». Особый интерес представляет способ, с помощью которого люди конструируют свои личные повествования, выделяя события, согласующиеся с сюжетом, и игнорируя те, которые в него не укладываются.
Нарративная терапия концентрируется на исследовании того, как опыт вызывает ожидания и как ожидания затем переформировывают опыт через создание организующих повествований. Иными словами, повествования о жизни действуют как фильтры, отделяющие тот опыт или те переживания, которые не согласуются с сюжетной линией, от того, что клиент воспринимает как истинный опыт своей жизни. Если их нельзя отфильтровать, события искажаются до тех пор, пока так или иначе не уложатся в основную канву.
Нарративная метафора позволяет психотерапевту: (1) занять позицию эмпатического сотрудничества с выраженным интересом к повествованию клиента; (2) искать те эпизоды в повествовании клиента, в которых он проявил себя сильным и обнаружил богатство своих внутренних ресурсов; (3) использовать вопросы, чтобы найти уважительный подход к любому новому повествованию, не навязывая клиенту своего мнения; (4) никогда не навешивать ярлыки, а видеть в человеке личность с уникальной историей; (5) помочь человеку отделить себя от доминирующего культурного нарратива, который он интернализовал, чтобы открыть пространство для альтернативных повествований о своей жизни (White, 1995; Freedman, Combs, 1996).
|
|
Сторонники нарративного подхода считают, что проблемы возникают потому, что наша культура вынуждает людей втискивать себя в узкие рамки саморазрушительных взглядов на себя и на мир. В определенном смысле нарративная терапия расширяет круг ответственности за проблему. Психоанализ обвинял индивидов, системные психотерапевты защищали отдельного человека и обвиняли семью, теперь же сторонники
нарративной терапии защищают человека и семью и возлагают вину за их проблемы на общество.
В противоположность культуре, которая убеждает людей в том, что их проблемы — это они сами, сторонники нарративной психотерапии экстернализуют проблемы.
|
|
Идея о том, что семья и индивид не виноваты в своих проблемах, требует особого взгляда на людей и на то, как легко они поддаются влиянию так называемого доминирующего в обществе дискурса (преобладающих культурных тем, нередко иредоносных). Социальный конструктивизм этому прекрасно соответствует, поскольку рисует образ человека, легко поддающегося влиянию культурных нарративов.
Поскольку на нас оказывают влияние доминирующие культурные нарративы, мы должны постоянно переоценивать свои представления, чтобы убедиться в том, что мы конституируем себя в соответствии с тем, какими мы хотим быть, а не с тем, какими нас вынуждает быть общество. Это ключевое положение, имеющее глубокий смысл для личных и профессиональных отношений (Freedman, Combs, 1996).
Концепция «текучей» личности, которая конституируется через меняющиеся нарративы и не обладает никакими неоть-гмлемыми и длительно сохраняющимися качествами, является краеугольным камнем в основании нарративной терапии. Эта концепция позволяет психотерапевту верить в то, что, создавая покые нарративы совместно с клиентами, он делает все необходимое для наступления глубоких и, главное, устойчивых изменений «Я»-концепции и жизни клиентов. Новый нарратив становится реконституированным «Я».
|
|
Сторонники нарративной психотерапии избегают суждений о том, что нормально и что ненормально. Можно вспомнить, что Фуко подвергал критике теории о том, что является нормальным, которые использовались для несправедливого распределения власти и притеснения отдельных групп. На протяжении истории подобные суждения, высказываемые и плеть имущими, часто навязывались тем, кто не имел права юиоеа по этому вопросу. Люди или семьи должны были придерживаться нормативного идеала и считались здоровыми или (кшьпыми в зависимости от соответствия этому идеалу. Скры-11,14 спою предубежденность под маркой науки или религии, ли концепции «овеществлялись» и интернализировались. Стандарты, предусматривающие одну мерку для всех, надели ли патологическими свойствами различия, связанные с половой принадлежностью, культурным и этническим фоном, сексуальной ориентацией и социально-экономическим статусом. Постмодернисты стремятся избегать подобных обобщений, отметающих всякие различия.
|
|
Можно выделить четыре основных положения нарративной теории: (1) у людей добрые намерения — они не ищут проблем и не нуждаются в них; (2) люди испытывают сильное влияние доминирующих дискурсов; (3) люди не тождественны своим проблемам; (4) люди способны конструировать альтернативные, повышающие их доверие к себе повествования, отказавшись от общепринятых взглядов, которые они интерна-лизовали. На этих положениях основывается практика нарративной психотерапии.
Если повествования, описывающие жизнь человека, показывают, что его опыт бесполезен, человек может увязнуть в собственных проблемах. Его проблемы, вероятно, сохранятся до тех пор, пока не возьмет верх более оптимистическая версия событий.
Сторонники нарративного подхода не фокусируются на результатах поведения. Вместо этого нарративисты сосредоточивают внимание на том, как люди обмениваются своими повествованиями. Именно их повествования («меня не любят», «ко мне придираются») влияют не только на то, что они замечают (опоздания, попреки), но и на то, как они интерпретируют свои наблюдения. Сторонники нарративного направления именуют такие паттерны узконаправленного видения «пробле-монасыщенными» повествованиями, которые, утвердившись раз, вынуждают каждую сторону к ответным реакциям, вписывающимся в проблемное повествование и поддерживающим ее.
Сторонники нарративной терапии предлагают переключить внимание с поиска патологии внутри человека или семьи на то вредное влияние, которое оказывают на нашу жизнь культурные нарративы.
Нарративные психотерапевты не решают проблемы. Они заинтересованы в пробуждении людей от гипноза доминирующих культурных внушений, чтобы они расширили диапазон выбора. Или, как любят говорить нарративные психотерапевты, их работа — это соавторство с клиентами в создании новых повествований о себе.
Цель нарративной психотерапии — трансформация идент ичности: переход от восприятия себя как неудачника к представлению о себе как о герое. Это достигается не тем, что членов семьи заставляют встретиться лицом к лицу с их конфликтами или быть честными друг с другом, но отделением личности от проблемы и затем сплачиванием семьи в борьбе против общего врага. Можно также перебрать семейную историю, чтобы найти «уникальный выход» или «блистательные события» — эпизоды, когда клиенты сопротивлялись проблеме или пели себя таким образом, который противоречил проблемному повествованию. Таким образом, нарративная психотерапия — л о терапия освобождения.
Практика нарративной психотерапии заключается в том, чтобы помочь клиентам деконструировать непродуктивные повествования и создать новые и более продуктивные. Под деконструкцией (термин заимствован из литературоведения) нарративные психотерапевты понимают оспаривание или разоблачение основных предположений. Экстернализация проблемы — один из способов деконструкции. Когда проблема жстернализована и заново сформулирована на языке, более приближенном к опыту, человек может противостоять ей. Рассматривая проблему как внешний феномен, нарративные психотерапевты дают семье возможность раскрыть ее влияние на их жизнь.
Для закрепления новой идентичности люди нуждаются в сообществах или документальных свидетельствах, подтверждающих и укрепляющих новые нарративы и ослабляющих нлияние превалирующих культурных или семейных установок, противоречащих этим новым повествованиям. То, что происходит во время сеанса, есть лишь начальный этап нарративной н'рапии, так как цель ее заключается не в том, чтобы просто решить проблему, а в том, чтобы изменить сам способ мышления клиента.
Техники нарративной психотерапии направлены на формирование у человека уверенности в собственных силах, они помогают отделиться от порабощающих повествований и проблем и открывают простор для альтернативных повествований, которые были потеряны или не осознаны.
В стратегии нарративной психотерапии выделяют три стации. На первой стадии психотерапевт имеет дело с проблемным нарративом, притом его мало интересуют причины про-1шсмы. Далее он выявляет исключения: частичные победы над неприятностями и примеры эффективных действий. И нако нец, это поддержка. Терапевт поощряет проиграть ситуацию в новом значении. Это некий общий ритуал для подкрепления новых предпочтительных интерпретаций, движение не просто к действию, но к действию социально поддерживаемому.
Тактика нарративной психотерапии предполагает использование тщательно разработанной серии вопросов:
1. Деконструкгивные вопросы экстернализируют проблему: «Что вам нашептывает депрессия?», «К каким выводам о ваших взаимоотношениях вы пришли из-за данной проблемы?»
2. Вопросы, открывающие новое пространство; они выявляют уникальные эпизоды: «Бывали ли времена, когда разногласия могли бы разрушить ваши взаимоотношения, но им это не удалось?»
3. Вопросы предпочтения помогают убедиться в том, что уникальные эпизоды представляют собой предпочтительный опыт: «Улучшил иной образ действий положение вещей или ухудшил?», «Было это положительным или отрицательным событием?»
4. Вопросы о развитии повествований, цель которых — создать новое повествование на основе предпочтительных уникальных эпизодов: «Чем это отличается от того, что вы сделали бы прежде?», «Кто сыграл роль в формировании такого образа действия?», «Кто первым заметит произошедшие в вас положительные изменения?»
5. Вопросы о смысле задаются для того, чтобы можно было преодолеть негативный взгляд на себя и подчеркнуть положительные стороны: «О каких ваших особенностях говорит тот факт, что вы сумели справиться с этим?»
6. Вопросы, способствующие перенесению повествования на будущее, предназначены для того, чтобы поддержать изменения и подкрепить позитивное развитие: «Каким вам видится наступающий год?»
Социально-конструктивистская основа нарративной терапии придает всему подходу политический оттенок и преуменьшает значение семейной динамики и конфликтов. Вместо того чтобы искать дисфункциональные паттерны внутри семьи, нарративные терапевты занимаются поисками деструктивных влияний определенных культурных ценностей и организаций вне ее. Они приглашают членов семьи сплотиться и дать отпор этим ценностям и посторонним влияниям. Вместо нейтральности они предлагают защиту.
Интегративная модель семейной терапии
Данная модель включает в себя системный подход Оудсхо-прпа, циркулярную модель Олсона и некоторые другие подходы (Черников, 1997).
Интегративная модель является «группо-центрированной» диагностикой и рассматривает прежде всего проблемы организации и функционирования семейной системы. Терапевт сметает фокус внимания с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункцией семейной системы.
В интегративной модели семья рассматривается как коммуникативная система, в которой сообщения передаются на разных логических уровнях. Принято выделять метакоммуни-кацию, как принадлежащую к более высокому логическому уровню, чем просто коммуникация. Метакоммуникация может быть вербальной и невербальной, она представляет собой комментарии по поводу коммуникации. Это сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения. Построение высказывания на двух логических уровнях, взаимно противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является случай «двойной связи» (Бейтсон и др., J993).
Системная модель Оудсхоорна позволяет преодолеть про-шноречие индивид—система и интегрировать разные теоретические подходы. Пытаясь приложить общую теорию систем к психиатрической практике, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней (Оудсхоорн, 1993):
1, Проблемы с внешним социальным окружением.
2, Проблемы в семейной системе.
3, Когнитивные и поведенческие проблемы.
4, Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного.
5, Нарушения развития и личностные расстройства.
6, Биологические нарушения.
Все эти уровни взаимосвязаны, и, в соответствии с общей i норией систем, улучшение в любой области и на любом уровне системы повлияет на все прочие (Spiegel, 1969). Разрабаты-niiH стратегию психотерапии, необходимо выбрать не более
трех уровней, на которых нарушения наиболее выражены, и сосредоточиться на них.
Интегративная модель работает со вторым уровнем системной модели Оудсхоорна, то есть собственно с проблемами в семейной системе. Интегративная модель показывает, что на семейную систему можно взглянуть с точки зрения ее: 1) структуры, 2) коммуникаций, 3) стадий развития жизненного цикла семьи, 4) семейной истории и 5) функций в ней проблемного поведения и симптомов. Семейные модели обычно используются для установления связи между теорией, эмпирическими исследованиями и клинической практикой. Такие модели обычно включают сплоченность, иерархию и гибкость, то есть способность семейной системы адаптироваться к изменениям, стрессам (Parsons, Bales, I955; Kantor, Lehr, 1975; Lewis et al., 1976; Epstein et al., 1978; Olson, 1986; Kinston et al., 1987; Klogetal., 1987; Gehrmg, 1993).
Одной из наиболее известных и широко применяемых структурных моделей является циркулярная модель Олсона (Olson, 1986; 1993). Эта модель включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры, и один дополнительный параметр — коммуникацию.
Выделяется 4 уровня сплоченности: низкий — разобщенный (disengaged) тип семьи; разделенный (separated) — умеренно низкий; объединенный (connected) и запутанный (enmeshed) — чрезмерно высокий уровень.
Семейная гибкость (flexibility) определяется Олсоном как количество изменений в семейном контроле, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет 4 уровня: ригидный, структурированный, гибкий, хаотичный — типы семейной системы.
Оптимальные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий), с точки зрения интегрального подхода, сбалансированы и обеспечивают адекватное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) порождают проблемы.
Если уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, так что отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно подавляются. Члены семьи за-
иимают мало личного пространства, и их дифференцирован-i теть по отношению друг к другу невысока. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и отдельными людьми.
При другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне разделены эмоционально, мало привязаны друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют сипи интересы и раздельных друзей. Им трудно оказывать поддержку и вместе решать житейские проблемы.
Члены сбалансированных семей способны сочетать неза-писимость и тесную связь с семьей.
Семьи с разделенным типом взаимоотношений в некоторой пепели эмоционально отдалены друг от друга, но не так резко, кик в разобщенной системе. Несмотря на то что время, проводимое отдельно, для членов семьи важнее, семья способна собираться, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг npvry и принимать совместные решения. Интересы и друзья обычно не совпадают, но некоторые из них все же пересекаются.
Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной 1Н1ИЮСТМО, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи ■ituio проводят время вместе. Это время для членов семьи бо-UV важно, чем время, посвященное частным друзьям и инте-pi'itiM. Однако сплоченность в таких семьях не достигает сте-ж'ни ншупшносги, когда стираются любые различия.
< емьи нуждаются не только в балансе близости—отдален-iiiit in, но также в оптимальном сочетании изменений и ста-iitvibnnvm, Несбалансированные по шкале гибкости системы 1 мпмнм Ныть или ригидными, или хаотичными.
tиск-ми становится ригидной, когда она перестает решать мнмчи, встающие перед семьей в ее продвижении по стадиям + и темнот цикла. Семья отказывается меняться иприспосаб-iiiiiiiu.in к изменившейся ситуации (рождение или смерть чле-им» и-мии, шросдение и отделение детей, изменения в карье-\» , меси- жительства и т. д.). По мнению Олсона, система часто i iiiidiiiiiicM ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. i уничщуег член семьи, который всем заведует и в значительны! Mcpi' псе контролирует. Есть тенденция к ограничению дис-KVcciiH, лидер ипшпыпист большинство решений. В ригидной tinн*мс роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Слишком малая гибкость в системе делает поведение ее членов ригидным и в значительной степени предсказуемым.
Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т. д. Такое состояние может носить временный характер. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения тут импульсивны и непродуманны. Роли неясны и часто переходят от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости поведения членов системы.
Структурированный тип системы в некоторой степени имеет демократическое руководство, предполагающее обсуждение проблем между членами семьи, включая детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны и в какой-то степени доступны для обсуждения.
Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, с активным участием детей. Роли не жестко закреплены за членами семьи, при необходимости их можно менять. Правила могут модифицироваться, они соотносятся с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает три гипотезы:
1. Семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалансированные типы.
2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не означает, что они всегда будут функционировать в среднем диапазоне. Семья может приближаться к крайним показателям, когда это необходимо, но при фиксации в таком положении у ее членов возникают психологические проблемы.
3. Коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т. д.) помогают поддерживать равновесие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять
ущипни близости и гибкости легче, чем несбалансированным пшлм. Напротив, крайние типы систем страдают от несовер-пнчкчиа коммуникации, что препятствует движению к сбалан-« ироваиным типам и увеличивает вероятность фиксации в крайних позициях.
Оценивая семьи по этой модели, следует также учитывать, ■по нормы близости и гибкости семейных систем у разных этнических групп могут отличаться (Olson, 1993).
Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспро-и пюдят структурный тип родительской семейной системы или иногда пытаются создать тип противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем mill предпочитают разные типы семейных динамик, им будет ipvniiee выработать общий стиль взаимоотношений.
Циркулярная модель позволяет соединить системную теорию с концепцией развития семьи и процессом жизненного никла. В течение периода ухаживания пара демонстрирует гиб-h ум объединенность во взаимоотношениях, чувство близости и ш()кий стиль в лидерстве и принятии решений. После брака < игуацию можно описать как структурированную запутан-нчапь. Они структурированы, так как по сравнению с перио-лом ухаживания роли и руководство стали более четкими. В то *г нремя начало совместной жизни любящей пары характери-ivi'rcw высокой степенью поглощенности партнеров друг дру-юм и эмоциональной запутанностью. После первого года браки эмоциональный накал взаимоотношений с партнером сни-*(и'(ся и пара становится более сбалансированной, обретая черты структурно-объединенного типа. В течение второго года жпицина часто беременеет, и отношения супругов приобретают характер гибкой разделенности. Их роли становятся не-i колько более гибкими, в то же время женщина фокусируется на опыте беременности, а муж больше сил вкладывает в рабо-IV Рождение ребенка переводит супругов в состояние хаотич-шш обьединенности, что является важным моментом во взаимоотношениях любой пары. В семье происходит много изменений, и пара пытается адаптироваться к появлению нового ччепа семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к дру-iv Их жизнь проходит в относительной суматохе, они не спят ночами, опекая ребенка. Женщина обычно вынуждена оста-luiTii работу. Супруги редко ходят в гости к друзьям, так как у них пет на это времени. Проходит еще год, и жизнь семьи ста-пиличируется. Семья теперь функционирует как ригидно-разде-
ленная и переживает очень мало изменений. Жена находится дома и наслаждается младенцем. Жена больше вовлечена е заботу о ребенке, чем о муже, а он много сил уделяет работе. Сплоченность супругов драматически снижается. Они мало времени вкладывают в отношения друг с другом, и их близость невелика.
Диагностическим инструментом, дополняющим модель Олсона, является FAST (системный семейный тест Геринга) (Gehring, 1993).
Для понимания процессов в системе также очень важной -является идея осцилляции. В интетративной модели семейной ■ терапии предлагается использовать понятие маневрирующей \ системы — эта концепция развивает структурную теорию. Маневрирующая система семьи переходит из одного состояния в другое и обратно. В результате система колеблется между разными, зачастую противоположными состояниями (мир и война в семье; обострение симптомов у ребенка и период затишья; ] запой и период трезвости мужа и т. п.). Очевидно, что пара- i метры иерархии и сплоченности (близости) могут меняться от ■ состояния к состоянию, оставаясь в целом неизменными за период времени, сравнимый со стадией жизненного цикла. >
Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии
Метод семейных расстановок Б. Хеллингера не представляет собой отдельную самостоятельную школу семейной терапии, но это эффективный метод психотерапии для разрешения проблем, который можно отнести к одному из. направлений системной психотерапии (Эйдемиллер и др., 2003).
По мнению Б. Хеллингера, более 50% тех проблем, с которыми люди приходят на психотерапию, представляют не их собственные проблемы (не восходят к их индивидуальным переживаниям), а повторение чужой судьбы. Для объяснения механизмов идентификации с фигурами прошлого Хеллингер разработал собственную систему представлений об отношениях в семье: между супругами, между родителями и детьми, между семьей и ее родными. По его мнению, для поддержания хороших отношений в семье необходимы следующие условия: привязанность, сбалансированность понятий «давать» и «брать» и определенный порядок в отношениях (Хеллингер, 2001; Вебер, 2001).
Привязанность — это сильная и устойчивая преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже жизнью. Ребенок знает, что именно здесь, в семейной системе, его место. Это знание есть его привязанность и любовь. Таким обра-юм, привязанность — первое базовое условие формирования отношений.
Однако любые отношения между людьми возможны только в том случае, когда они друг другу что-либо «дают» и друг от п.руга что-либо «берут». Постоянный взаимообмен, который удовлетворяет потребность в справедливости и счастье, зависит от оборота «давать» и «брать».
Третьим условием для того, чтобы отношения в семье сложились, является порядок — те правила, которые направляют совместную жизнь группы (семьи) по определенному руслу. И любых длительных отношениях функционируют общие нормы, ритуалы, убеждения и запреты, которые обязательны для псех. Так, из отношений вырастает система со своими порядком и структурой.
Как считает Хеллингер, на страже условий, необходимых ил я хороших отношений, стоит личная совесть человека. Со-иесть — это некий балансирующий орган, внутренняя инстанция, которая пробуждает чувство вины и тем самым заставляет предпринимать усилия для исправления или поддержания соответствующих отношений.
На свет человек появляется в небольшой группе — в своей семье. Отношения в семье необходимы для выживания. Они дают ребенку возможность раскрыться, способствуют его личностному росту, но в то же время вынуждают следовать прави-нам, которые не всегда совпадают с его стремлениями и желаниями. Поэтому в отношениях действуют силы, которые одновременно поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают счастье и ограничивают.
В своих работах Б. Хеллингер подробно описывает дисфункциональные отношения между членами семьи и анализирует их причины. Однако не меньшее значение он уделяет системным конфликтам, поскольку каждая семья принадлежит к роду, в котором оба родительских клана соединяются в большую систему людей (члены конкретной семьи могут не знать их всех, тем не менее родственники часто остаются значимыми фигурами). Если для удачного сохранения личных отношений необходимы три условия, описанные выше (привязанность,
баланс «давать» и «брать» и порядок), то на уровне рода действуют уже другие законы: право на принадлежность, законы целого числа, приоритета раннего и признания того, что ничто не вечно.
Из права на принадлежность проистекает следующий закон целого числа: каждый отдельно взятый член системы чувствует себя комфортно только в том случае, если для всех, кто относится к его системе, найдется место в его душе и сердце, если в его представлениях все члены семьи сохраняют свое достоинство.
Закон приоритета раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше,, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Если «поздний» вмешивается в сферу «раннего», то есть считает для себя возможным делать то, на что реального права не имеет, то за подобную самонадеянность человек нередко расплачивается проблемами и трудностями.
По мнению Б. Хеллингера, на службе у рода стоит родовая совесть. Именно она следит за тем, чтобы в семейной системе соблюдался порядок. Однако, в отличие от персональной, родовую совесть человек не чувствует. Ее действие обнаруживается по тем страданиям, которые навлекает на индивида и членов его семьи, прежде всего детей, несоблюдение правил и норм. Чаще всего это проявляется в том, что старшие члены семьи перекладывают негативное на младших, а те неосознанно берут его на себя. Дети несут груз чужой вины, чужих мыслей и забот, чужих целей. Только в том случае, если рожденный позже копирует судьбу «раннего» члена семьи и вдруг осознает, почему он это делал, он может отказаться от такой идентификации.
Хеллингер исходит из положения, что многие люди, как здоровые, так и больные, всю жизнь живут в соответствии с каким-либо внутренним образом, который представляет собой определенную историю (тему) — некий ход жизненных событий. Образы имеют разное происхождение. В одном случае в их основе лежит собственный детский психотравмирующий опыт, аналог которого человек неосознанно может найти в сюжете какой-либо сказки. Во втором случае человек находится под влиянием истории, никак не связанной с его детским опытом. Как правило, это член семьи, у которого была тяжелая судьба, по каким-то причинам его исключили из семейной системы или он освободил свое место внутри нее для кого-то другого. Семейная история, основанная на травматических со-
питиях и переживаниях, произошедших в другом месте и в другое время, нередко становится сценарием, который реально inn иющается в жизни.
Для решения конфликтов, которые охватывают несколько поколений семьи, Б. Хеллингер предложил метод семейной рисетановки, который позволяет выявить внутренние образы, ограничивающие возможности человека.
Семейная расстановка — групповой метод, но он не предназначен для работы со всеми членами семьи. Хеллингер про-подит терапию только со взрослыми, считая, что, если на прием придет вся семья, дети могут потерять уважение к родите-инм, а это слишком большая цена. Терапевт работает с одним it фослым или с супружеской парой, корректируя их взаимо-дсйетвие с детьми. По мнению Хеллингера, о разговорах роди-ююй с терапевтом детям знать вообще не обязательно.
До начала работы психотерапевт выясняет, кто принадлежит к семейной системе, и расспрашивает о решающих события из жизни семьи, таких как смерть, самоубийство, расста-и.шис, развод, несчастные случаи и пр. При этом рекомендует-i и не давать никаких характеристик персонажей и обращать пни мание только на самые необходимые сведения. Уже во вре-ми процедуры расстановки выявляются люди, освободившие место в системе или исключенные из нее (в результате аборта, отказа от внебрачного ребенка, развода, самоубийства и пр.).
Расстановка проводится следующим образом. Протагонист, в соответствии с заявленной проблемой, создает внутренний образ своей нынешней семьи. На роли членов семьи (в i«im числе и себя самого) он выбирает исполнителей из участии кон психотерапевтической группы и помещает их на то или iimv место в соответствии со своим внутренним образом. Про-ымшнст получает следующую инструкцию: «Ты расставляешь < ж ио систему, полностью ориентируясь на свои ощущения, |(Нч. кик ты, согласно своему внутреннему образу, видишь от-iini.Hux людей по отношению друг к другу. Внутренний образ проинлистся только во время расстановки. Так что забудь все, ■но наметил себе заранее. Ты только указываешь место, но не vi-.ii и.шаешь на их жесты или направление взгляда». После того шк участники расставлены, следует еще раз повторить, кто ко-i и должен изображать.
Обычно протагонист берет каждого из участников за руку him дотрагивается до него. Потом ведет его на определенное что, Он постоянно взвешивает: это сейчас верно или нет?
Для проверки соответствия расстановки внутреннему образу можно обойти вокруг расставленной группы.
Во время самой процедуры расстановки никто не должен ничего говорить — ни протагонист, ни остальные участники. Когда дается слишком много информации, это отвлекает. Хел-лингер просит участников сосредоточиться на их внутренних ощущениях, забыть собственные цели и намерения и регистрировать те чувства, которые приходят при перемещении или когда в системе появляются новые люди.
Затем по просьбе психотерапевта все участники по очереди сообщают, что они переживают, занимая соответствующие места в выстроенной протагонистом семейной системе.
Инструкция терапевта такова: «Предоставьте себя происходящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что ожидались. И просто, без критики, расскажите о том, каково вам на этом месте и что у вас на душе. Нередко человек испытывает пугающие или запретные чувства. К примеру — облегчение, когда другой уходит или умирает, или тягу к запретным отношениям. Если об этом не рассказать, можно упустить что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и быть откровенным».
В случае, если терапевт не уверен, что кто-то описывает реальные чувства, он может попросить другого члена группы занять его место и рассказать о том, каково ему здесь. В подавляющем большинстве случаев чувство первого подтверждается, а вместе с этим подтверждается и гипотеза о том, что чувства определяются местом в выстроенной системе. Наблюдая за расстановкой со стороны, невозможно предсказать, какими будут ощущения каждого человека. Небольшие позиционные перемещения могут привести к их удивительным трансформациям.
При использовании метода расстановки в центре внимания психотерапевтической группы одновременно находятся два сконцентрированных пространственно-временных образа. Первый из них — это образ семейного прошлого протагониста вплоть до момента проведения расстановки, то есть то внутреннее представление, которое сковывает его личность. Второй образ является образом-решением, способствующим освобождению личности протагониста (Вебер, 2001).
В заключение расстановки терапевт, учитывая обратную связь исполнителей, вносит ряд изменений в семейную систему (которые часто представляют собой важные, с терзлевтиче-fMtit точки зрения, промежуточные шаги). В результате формируется образ-решение, в котором у всех членов семьи, tiK чючая тех, кто был в свое время исключен из системы, появ-'шгк'н так называемое «хорошее место».
При расстановке образа-решения терапевт опирается на представления об определенной иерархии. Хеллингер считает, 'по система приходит в порядок только при правильной иерархической структуре. Кто имеет приоритет в семейной системе, ни стоит на первом месте. Обычно это член семьи, который пмк'чает за ее безопасность и тем самым создает пространство, it котором семья может развиваться. Поэтому сначала идет м\ж, затем, слева от него, жена, хотя в действительности они мшу г быть равноправными.
Хеллингер отмечает, что если женщина в обычных услови-их стоит на первом месте справа от мужа, то часто чувствует ссбн покинутой и не имеющей поддержки. А если мужчина на-ымштся слева от женщины, значит, он берет на себя мало от-tu'11'тиенности или у него иллюзия свободы. Как только он занимает место справа, то начинает чувствовать себя в ответе за ti'Mi.io. Таково влияние позиций.
(Лена от родителей по часовой стрелке в порядке старшин-I' та следуют дети. При хорошем построении дети стоят напро-|нн родителей. Мертворожденные помещаются возле братьев и 114' гор, а детей, не рожденных вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше поместить ме-*uv родителями.
Образ-решение возникает в результате взаимодействия тсч участников расстановки. Это взаимодействие включает множество пробных и промежуточных перемещений, которые in уществляются под руководством психотерапевта, и фиксацию соответствующих изменений самочувствия исполнителей (Исоср, 2001).
Важные моменты при семейных расстановках:
На что обращает внимание протагонист:
• совершать расстановку надо только в том случае, если есть адекватный повод и если он относится к этому серьезно (никакого любопытства!);
• после того как выбраны участники расстановки, надо сказать, кто кого должен изображать;
• не давать никаких характеристик персонажей, давать только необходимые сведения;
• сосредоточиться на запечатленном в душе образе систе мы (этот образ обнаруживается только в процессе рас становки. Вопросы типа «Какой период жизни должен отображать образ?» затемняют внутренний образ);
• брать и ставить на место каждого участника по отдельности;
• только расставлять, а не делать скульптуру;
• после того как все расставлены, еще раз сказать, кто и i участников кого представляет.
На что обращают внимание участники расстановки:
• сосредоточиться на непосредственном внутреннем чувстве, выразить его словами;
• освободиться от цензуры чувств;
• не преследовать никаких других целей, кроме той, чтобы чувствовать свой внутренний процесс и рассказать о нем.
На что обращает внимание руководитель группы:
• ищет решение;
• обращает внимание на то, был ли кто-нибудь, принадлежащий системе, исключен из нее, и привлекает его к участию;
• встает на сторону исключенного;
• избегает опрометчивых решений;
• больше полагается на собственное восприятие, чем на сообщения участников;
• прерывает процедуру:
— если протагонист не относится к этому серьезно;
— если протагонист не дотрагивается до каждого и не ставит каждого по отдельности;
— если отсутствуют важные данные;
— если он не видит решения;
• не дает включать в расстановку больше персонажей, чем это необходимо (лучше позже привлечь недостающих, чем начинать с теми, кто для решения не нужен);
• следит за тем, чтобы группа оставалась серьезной и сосредоточенной.
Принципы расстановки
— Тот, кто появился раньше, обладает приоритетом перед тем, кто приходит позже. При расстановке следует обращать внимание на иерархический порядок: по часовой стрелке. Второй стоит слева от первого и т. д. Родители по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом деле идет первым, нужно попробовать разные позиции. Как правило, первым идет муж.
— Что касается систем, то более поздняя система имеет преимущество перед более ранней. Поэтому нынешняя семья обладает приоритетом перед семьей родителей, а второй брак — перед первым. Если у одного из родителей, в то время как они состоят в браке, рождается ребенок от другого человека, то отношения с этим лицом имеют приоритет перед предыдущими.
— Если мужчина и женщина стоят друг против друга, это часто означает, что между ними нет больше интимных отношений.
— Если женщина выбирает на роль сына женщину, это шачит, что сын — гомосексуалист или рискует стать гомосексуалистом.
— Если один из участников хочет выйти за дверь или выходит за дверь, это значит, что для него существует опасность самоубийства.
— Если дети стоят между родителями, это означает, что брак распался (часто это бывает расстановкой-решением).
— Если был прежний возлюбленный, то в расстановке-решении муж должен стоять между ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленной мужа).
— Если в расстановке все участники смотрят в одном направлении, это значит, что перед ними стоит кто-то забытый или исключенный из системы.
Когда в работе психотерапевтической группы принимает участие супружеская пара и они хотят сделать расстановку сво-Hi системы, в этом случае Б. Хеллингер предлагает одному партнеру сделать расстановку актуального состояния системы и сразу вслед за этим велит другому выполнить то же самое с к'ми же людьми, передвинув их по-другому.
С системной точки зрения процедура объясняется следующим образом. Когда женщина выходит замуж, муж воспринимает ее вместе с ее семейной системой, причем именно с тем образом системы, который она запечатлела в своей душе. Если шиечатлен хаотичный образ родительской семьи, то и жену муж воспринимает как хаотичную. Когда оба партнера выполняют расстановку своих систем, то смогут увидеть, где они но разному воспринимают друг друга, и у них появляется воз-mi >жиость выстроить более адекватный образ партнера. Подобна» коррекция оказывает позитивное и освобождающее воздействие на отношения.
Терапевтический эффект расстановки семьи обусловлен ГСМ, что тут используется невербальный символический язык а старая и новая ориентация семьи в нем соединена в одном временном промежутке. В отличие от метода семейной скульптуры при расстановке участникам не задаются направления взглядов, определенные позы и жесты. Хеллингер считает, что построение скульптуры «связывает» и не оставляет места субъективным чувствам исполнителей. Если человека просто куда-то помещают и он стоит на своем месте, он тем не менее может сам повернуть голову, куда захочет, исходя из своей внутренней потребности. Если же заранее определить, на кого i он должен смотреть, то опираться на свои переживания ему ; попросту ни к чему. Заданные жесты и позы только отвлекают. , Когда человеку никаких других указаний, кроме где встать, не дают, он может ощущать даже внезапно появившиеся симпто- . мы (например, что вдруг подгибаются ноти, появляется сильное беспокойство).
Б. Хеллингер рассматривает свой психотерапевтический подход как феноменологический, основанный на созерцании и интуиции, привязанных к контексту жизни человека или события (Вебер, 2001).
Существуют также направления семейной психотерапии в рамках определенных психотерапевтических школ, таких как когнитивно-поведенческой, гештальттерапии и некоторых других, рассмотреть которые не позволяет объем настоящего справочника. С данными направлениями можно познакомиться в следующих источниках: Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гешталытерапия с супружескими парами и семьями. М.: Класс, 2000; Madame К. Стратегическая семейная терапия. М.: Класс, J999; Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004; Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М.: Класс, 1998. Методы терапии, фокусированной на решении (краткосрочной позитивной терапии) и транзактного анализа будут рассмотрены в главе 6 настоящего справочника.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!