Сущность и исторические особенности средневековой теоцентрической картины мира.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.
Основные проблемы и направления средневековой онтологии и гносеологии.
|
|
. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология). Философии Средневековья присущи свои особенности. Понижение социального статуса философии, ее полная зависимость от религии отразились и на ее содержании, круге обсуждавшихся ею основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии.
1)Основой, первопричиной всего существующего является Бог. Причем Бог как всемогущее существо — не только создатель мира и человека, он еще и постоянный руководитель всей жизни, «провидец» жизни каждого. Таким образом, с точки зрения своего учения о бытии средневековая философия была философией теоцентризма.
У средневековой философии была и своеобразная антропология, учение о человеке. Согласно этому учению человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна. В нем есть не только душа, но и тело, не только нечто божественное, духовное, но и нечто телесное, греховное. Для преодоления своей греховности человеку и нужна постоянная, от рождения и до смерти, поддержка религии, церкви.
Поскольку рационально обосновать свою онтологию и антропологию средневековой философии было довольно трудно, ею была создана своеобразная теория познания, гносеология. Ее суть сводилась к тому, что истиной может быть признано не только то, что обоснованно разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая.
|
|
.9 Учение о единстве Бога и чёловека в средневековой философии.
До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.).
Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях
Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время
возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого
строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея
Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей
которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны.
Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия
полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном
было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и
другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно
|
|
богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской
империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы
были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение
христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно
мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой
христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе
заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы
(325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется
творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а)
апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3)
греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот
период христианская философия развивается более основательно. Схоластика
делится на 1) Ранняя схоластика 8...12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика
14...15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия
Аристотеля считались образцом.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1073; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!