Проблема войны в контексте глобальных проблем современности



Как показывает реальный, конкретно – исторический опыт XXв., в современных условиях человечество столкнулось с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных. Эти проблемы порождены противоречиями процесса общественного развития в целом и затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете, всех стран и народов. От их позитивного решения в значительной степени зависит благополучие нынешних и будущих поколений. Решить их силами одного государства или группы государств просто невозможно, ибо для этого необходимо мировое международное сотрудничество на основе абсолютно полного взаимопонимания и равноправия, уважения и суверенитета каждого участника переговоров на основе общепринятых норм международного права. Выделяются три группы глобальных проблем современности: к первой отнесли – проблемы войны и мира разоружения, выживания; ковторой – проблемы использования достижений научно – техничного прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры; к третьей – это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией. В целом, можно сказать, что глобальные проблемы современности чрезвычайно разнообразны по характеру и содержанию, глубине и последствиям. Их основные причины: 1) в условиях "раскола" мира на две противоположные общественные системы; 2) в связи с растущей интернационализацией мировых хозяйственных, социальных, политических и культурно – духовных связей, с углублением международного разделения труда; 3) в связи с универсальной и изменчивой природой и сущностью самого человека.

Одной из важнейших проблем глобального характера является проблема войны и мира.В современный век главной опасностью для всего человечества является ядерная и термоядерная война. По сути своей ядерное и термоядерное оружие является аморальным, бесчеловечным, безнравственным… Оно указывает только на одно – насколько может быть глух и несовершенен, недальновиден человек или политик, от которого зависит приведение его в действие. Цивилизация уже в 60-х гг. XX в. стояло на грани ядерной войны между СССР и США. И только взвешенность и благоразумие Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди позволило избежать ядерной катастрофы.

Дорого человечеству обходились и обходятся войны, ибо они "уносят" миллионы человеческих жизней. К сожалению приходится константировать тот факт, что войны сопровождают всю историю человечества. С 3500г. до н.э. по настоящее время человечество жило без войн 300 лет. Остальное время в мире произошло 14 тысяч 530 войн.

В XX в. масштабность войн была таковой, что они стали мировыми, ибо охватили собой целые регионы, континенты, десятки стран, в свое пекло вторгнули миллионы людей. Если в 1-й мировой войне приняли участие 38 стран, то во второй – 61 государство, т.е. 80% всего населения нашей планеты. В XX в. локальные конфликты грозили перерасти в мировые войны: американская война во Въетнаме, советская экспансия в Афганистане и нынешняя американская экспансия в этой стране, война США с Ираком и т.д.

Можно констатировать тот факт, что в мировое сознание человечества вошла простая идея: от собственной деятельности людей, от их благоразумия или его отсутствия, от человеческой дальновидности или близорукости зависит сохранение человека, всего человеческого рода, всей цивилизации в целом. Очевидно, что без формирования современного политического мышления, опирающегося на реализацию норм международного права, мышления, отличающегося уважением к людям и народам иного цвета кожи, иных взглядов или иной веры, а само международное право, окончательно очищенное от двойных стандартов – категорически и абсолютно объявляющего вне закона все войны и другие формы международного насилия.

Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (С. Хантингтон).

Существует несколько теорий развития будущего человечества. Она из них - столкновение цивилизаций по С. Хантингтону. С.Хантингтон исходит из того, что в нарождающемся новом мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура, точнее, разность культур, лежащих в основе разных цивилизаций. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. В современном мире существуют 7–8 крупных цивилизаций: западная, православно-славянская,исламская, индуистская, конфуцианская, японская, латиноамериканская и,возможно, африканская. Американский ученый считает, что самые значительные конфликты будущего могут развернуться вдоль линии “разлома” между цивилизациями в силу следующих факторов.

1.Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религиям. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями и не исчезнут в обозримом будущем.

2.Мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. В этом не было бы ничего плохого – даже наоборот, если бы это не приводило к такому росту цивилизационного самосознания, которое культивирует враждебное отношение к представителям иных цивилизаций.

3.Одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. – происходящая десекуляризация мира, т.е. возрождение религии после “атеистических” XVII –первой половины XX в. Этот своеобразный “реванш Бога” нередко происходит в форме воинствующих фундаменталистских, непримиримых с другими религиями,движений. Религия разделяет людей еще более резко, чем этническая, национальная принадлежность.

4.Хотя сегодня Запад находится на вершине своего могущества, завтра все может измениться, ибо у незападных стран “достаточно стремления, воли и ресурсов,чтобы придать миру незападный облик”. К тому же во многих незападных странах идет интенсивный процесс девестернизации элит и их возврата к собственным культурным корням.

5.Цивилизационный фактор играет все возрастающую роль в процессах региональной экономической интеграции. Так, Европейское сообщество покоится на общих основаниях европейской культуры и западного христианства. Культурно-религиозная схожесть лежит в основе Организации экономического сотрудничества, объединяющей десять неарабских мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан,Казахстан и др.

Завершая свой впечатляющий анализ основных факторов, ведущих человечество к конфликту цивилизаций, Хантингтон делает следующий вывод: конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях: на микроуровне и на макроуровне. На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!