ТЕМА 3. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКИ



Определение акустики, как части науки физики. Музыка как носитель невербальной информации. Основные акустические понятия и термины.

Четыре свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.

3.1. Музыкальная акустика (от греч. axoystixos — слуховой) — наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Акустика исследует такие явления, как высота, громкость, тембр и длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи. Она занимается изучением музыкального слуха, исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов. Одна из центральных проблем музыкальной акустики — выяснение того, как физических и психофизиологических закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В акустике широко используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиологической акустикой). Музыкальная акустика привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения, оркестровки и т.д.

Звук в теории музыки

Звук как физическое явление обладает рядом присущих ему свойств, из которых теорию музыки интересуют частота колебаний, их продолжительность, амплитуда и состав. Отражение физических свойств звука в наших ощущениях называется качеством или характеристикой звука. К качествам звука относят высоту, длительность, громкость и тембр. Высота звука определяется частотой колебаний — чем больше частота, тем выше звук, и наоборот, чем меньше частота — тем ниже звук; продолжительность колебательного движения определяет длительность звука; громкость зависит от амплитуды (размаха) колебательного движения — чем больше амплитуда, тем более громким воспринимается звук; гармонический состав колебаний задает тембровую окраску (или просто тембр) звука.

Наиболее важной характеристикой звука является его высота. Высота может выражена с разной степенью ясности, поэтому звуки делят на две группы — звуки, имеющие ясно выраженную высоту и звуки, не имеющие ясно выраженной высоты. Звуки первой группы называются музыкальными звуками. Теория музыки занимается преимущественно музыкальными звуками.

Музыкальные звуки объединяются в различные музыкальные системы. Звук, входящий в музыкальную систему называется ступенью этой музыкальной системы. Расположенные в определенном порядке (как правило, в восходящем по высоте) ступени образуют звукоряд музыкальной системы.

 

ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

При изучении музыкальных инструментов должен не только четко представлять себе конструкцию и музыкальные особенности изучаемого объекта, но и знать его отношение к другим объектам, ко всем музыкальным инструментам в целом. Кроме того, следует осознавать системность распределения музыкальных инструментов по группам, сохраняя единый классификационный критерий, исходя из основного принципа, положенного в основу предполагаемой классификации.

Попытки классифицировать музыкальные инструменты делались неоднократно и каждая последующая классификация учитывала положительные и отрицательные особенности предыдущей.

Инструменты классифицируются по-разному, некоторые из них частично совпадают. Китайцы делят их согласно материалу из которого они сделаны, например: каменные, деревянные, шелковые, и металлические. Индусы по крайней мере еще в 1-е столетие до Нашей Эры признавали струнные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты из дерева или металла, и ударные инструменты с кожаной мембраной (то есть, барабаны). Эта древняя система, основанная на материале, производящем звук, была принята бельгийским изготовителем инструментов и акустиком Victor-Charles Mahillon (1841-1924), который назвал свои четыре основных класса:

– Autophones (самозвучащие), инструменты, изготовленные из звучного материала, (напр., колокола, трещотки);

– Membranophones (мембранные), в которых вибрирует растянутая кожа (напр., барабаны);

– Aerophones, в которых звук производится вибрирующим столбом воздуха (духовые инструменты);

– Chordophones, или струнные инструменты.

Однако, все известные на сегодняшний день классификации страдают рядом недостатков:

– Во-первых, нарушениями классификационных критериев;

– Во-вторых, не правильным отношением к акустике духовых инструментов, что вносит определенную путаницу практически во все системы;

– В-третьих, внесением в системы "бытовых" названий музыкальных инструментов, нарушающих целостность предлагаемой классификации;

– В-четвертых, исключением из классификационных признаков такого важнейшего элемента музыкальных инструментов, как резонатор.

Таким образом, вышеперечисленные недостатки вызывают критическое отношение к известным классификациям у некоторых инструментоведов и музыкантов, что мешает принять какую-нибудь систему хотя бы за основу.

При изучении музыкальных инструментов обнаруживается определенная зависимость: если детальное изучение конструктивных и акустических особенностей инструментов помогает лучше их классифицировать, то строго научная классификация, наоборот, должна помочь лучше понять отдельный инструмент. Таким образом, можно сказать, что отсутствие на сегодняшний день правильной классификации музыкальных инструментов способствовало созданию неверных представлений об акустике этих инструментов. И наоборот, уточнение происходящих в инструменте акустических закономерностей продвигает вперед дело об их научной, а значит и рациональной, классификации.

Здесь в самом невыгодном положении оказались духовые инструменты. Но, так как за последние годы многое в представлении об особенностях звукообразования у духовых инструментов изменилось, можно говорить о возможности создания "правильной" классификации всех музыкальных инструментов.

Все инструменты принято делит на две большие группы:

1 – инструменты с звучанием твердого тела ;

2 – инструменты с звучанием газового объема (аэрофоны), т.е. по физическому состоянию звучащего тела. Уже в самом начале совсем непонятно, что автор подразумевает под звучащим телом. Если это первичный источник звука, который впоследствии будет или нет усилен определенным резонатором, то газовый объем никак под эту категорию не подпадает. Если имеется ввиду источник звука, который воспринимается слушателем, то газовый объем как резонатор присутствует практически во всех инструмента: и в барабанах, и скрипках, и трубах, и арфах, и др. Я думаю, что воздушный столб внутри трубы Зимин принимает и за первичный источник звука, и за резонатор одновременно, а в его таблице «газовый объем» является первичным источником звука.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!