ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 18 страница



Вторая стадия - брахманизм - была результатом существенной трансформации в начале I тысячелетия до Р Хр. ведических верований, адаптированных к новым социальным условиям и вобравших в себя многие элементы прежних, доарийских религиозных представлений. Впрочем, брахманизм уже не представлял собой единой религиозной системы: для этой стадии была характерна лишь попытка выработки единообразных религиозных канонов. В качестве главного божества в брахманизме выдвинулся Брахма, важную роль также играли также боги Вишну и Шива. В брахманизме появились нехарактерные для ведической религии положения о посмертном воздаянии за совершенные в жизни поступки и о перевоплощении душ умерших. Но особенно заметной инновацией брахманизма было освящение религиозным ореолом сложившегося в Индии кастового строя.

Возникший в Южной Азии как антитеза брахманизму с его кастовым строем буддизм, к которому примкнули значительные группы отошедших от старой индийской религии ее прежних сторонников, заставил брахманских жрецов дать какой-то ответ на брошенный новой религией вызов. Произошла некоторая трансформация брахманизма, и такой сложившийся в IV - VI вв. “реформированный” брахманизм обычно называют индуизмом. Не порвав с кастовой системой, индуизм все же несколько приблизил культ к народу. В частности, в противоположность брахманизму, где культ имел закрытый , аристократический характер и простые люди не присутствовали при совершении религиозных ритуалов, в индуистском культе обряды во многих случаях стали совершаться публично.


Хотя в индуизме, по сравнению с брахманизмом, наблюдалось определенное стремление к унификации религиозных канонов, его все же трудно назвать единой религией в обычном смысле этого слова. Он, скорее, совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих рядом общих черт. В индуизме, кроме того, нет каких-либо центральных руководящих органов, он представляет своего рода “нецерковную религию”.

Как ведические верования и брахманизм, индуизм политеистичен. Среди большого числа божеств, почитаемых индуистами, наиболее высокое положение занимают Вишну, бог-хранитель, и Шива, бог - разрушитель и созидатель. Что же касается первого лица брахманистской троицы (Тримурти) -бога Брахмы, рассматривавшегося как высшее творческое начало, то он явно отошел на задний план, оттесненный Вишну и Шивой.

К числу важнейших доктрин индуизма относятся учения о дхарме, карме и сансаре. Дхарма - это установленный для каждой индуистской касты порядок жизни (занятие, поведение в быту, пищевые ограничения, ритуалы и т. п.). В зависимости от соблюдения или несоблюдения дхармы каждый человек, по представлениям индуистов, получает после смерти ту или иную карму (воздая­ние). Умершего человека, согласно индуизму, ожидает сансара (перерождение), причем душа воплотится в ту или иную оболочку в соответствии с принципом кармы. Душу праведника ждет воплощение в тело представителя более высокой касты или даже в тело небожителя. При несоблюдении дхармы душа согрешившего воплотится в тело человека, принадлежащего к более низкой касте, а то и в животное (например, в собаку) или в растение.


Нововведениями индуизма (по сравнению с брахманизмом) являются положение об ахимсе - непричинении зла любому живому существу, а также учение об аватаре, согласно которому бог может воплотиться в другом божестве, человеке, животном.

В индологии высказывалось обоснованное мнение, что термин “инду­изм” не исчерпывается понятием индуистская религия. В этом случае индуизм рассматривается как комплекс традиционных элементов и явлений духовной культуры, который включает в себя и религиозно-культовые представления.

Общая численность индуистов во всем мире равнялась в 1995 г. 781 млн. человек. Из этого числа 775 млн. (свыше 99 %) приходится на Азию. 1,9 млн. последователей индуистской религии живет в Америке, по 1,5 млн. - в Африке и Европе, 0,3 млн. - в Австралии и Океании. По приблизительным подсчетам в Индии в 1995 г. было сосредоточено свыше 750 млн. индуистов, что составляло 96 % всех приверженцев этой религии (именно по причине концентрации подавляющего большинства индуистов в Индии эту религию, несмотря на огромное число последователей, не относят к числу мировых). В Индии индуисты образуют 83 % населения. Значительные группы индуистов имеются в Непале (18 млн., или 89 % населения), Бангладеш (15 млн., или 12 %), Индонезии (3,7 млн., или 1,9 %), Шри-Ланке (2,6 млн., или 14 %), Пакистане (2,1 млн., или 1,5 %), Малайзии (1,2 млн., или 6 %), Южно­Африканской Республике (около 700 тыс., или 1,7 %), на Маврикии (около 600 тыс. или 50 %), в США (свыше 500 тыс., или 0,2 %), Великобритании и Северной Ирландии (более 400 тыс., или 0,7 %), на Тринидаде и Тобаго (свыше 350 тыс., или 24 %), Фиджи (около 300 тыс., или 37 %), в Гайане (более 250 тыс., или 34 %). Во всех перечисленных странах, кроме Индонезии, индуизм


исповедуют в основном представители разных индоарийских или дравидийских народов, в Индонезии (главным образом на острове Бали) - балийцы.

В зависимости от предпочтения, отдаваемого верующими одному из двух главных индийских божеств, индуизм подразделяется на два главных направления - вишнуизм и шиваизм.

В вишнуизме (вайшнавизме) культ верховного бога Вишну настолько превалирует над почитанием других божественных существ, что эта форма индуизма в какой-то мере приближается к монотеизму. Однако помимо Вишну в этом направлении все же имеются и иные объекты почитания, прежде всего жена Вишну - богиня Лакшми, являющаяся символом красоты, счастья, удачи и богатства. Кроме того, Вишну имеет несколько аватар, из которых особенно почитаются царевич Рама и пастух Кришна. Культ этих аватар фактически привел к появлению соответствующих течений внутри вишнуизма - рамаизма и кришнаизма.

В шиваизме (шайвизме) наибольшим поклонением пользуется дуалистический бог Шива, который как разрушает, так и воссоздает жизнь, является источником как добра, так и зла.

К шиваизму примыкает и шактизм - почитание женского начала, олицетворяемого в образе жены Шивы, называемой Дургой, Кали и другими именами. Несмотря на свой ужасный вид, эта богиня пользуется большим почитанием.

Шактисты подразделяются на две школы. Сторонники одной из них -Вамачар - почитают только женское божество и отличаются эзотеричностью своего культа, последователи другой - Дакшиначар - поклоняются как Кали, так и Шиве.


Все перечисленные выше направления охватываются понятием “саната-на”, под которым подразумевается их принадлежность к ортодоксальному индуизму. Однако уже несколько веков наряду с ним существует сектантский индуизм, в котором в настоящее время можно выделить две ветви: реформированный индуизм и неоиндуизм.

Из сект, относящихся к реформированному индуизму, наиболее известны Кабирпантх, Брахмо самадж, Арья самадж и Миссия Рамакришны.

Возникшая в XV - XVI вв. вишнуитская секта Кабирпантх (санскр. “Путь Кабира”), объединяющая последователей выдающегося индийского поэта Кабира, многое заимствовала из мусульманства. Сам Кабир очень хотел примирить индуизм и ислам. Он проповедовал веру в единого Бога и был противником кастового строя. Сектанты отвергли духовенство, отказались от любых священных книг, упростили обрядность (она состоит главным образом в чтении сочинений Кабира), призвали к религиозной терпимости, осудили фанатизм. В настоящее время в Индии к секте Кабирпантх относится около 1млн. человек.

Религиозно-реформаторское общество Брахмо самадж (санскр. “Обще­ство Брахмана”), созданное Раммоханом Роем в 20-х годах XIX в. в Калькутте, пыталось реформировать индуизм, отказавшись от политеизма и идолопоклонства. Общество отрицало непогрешимость Вед, настаивало на признании равенства между всеми индуистами и на равноправии женщин, осудило кастовый строй и вредные обычаи индуизма (самосожжение вдов, полигамию, браки в детском возрасте и т. п.), подчеркивало важность европейского образования. Во второй половине 60-х годов XIX в. Брахмо самадж распалось на две группы: Ади Брахмо самадж (“Исконное общество


Брахмана”), подчеркивавшее превосходство индуизма и индийской культуры над христианством и европейской цивилизацией, и Бхаратваршия Брахмо самадж (“Индийское общество Брахмана”), в котором появились элементы христианства и которое решительно выступило за межкастовые браки и допустимость вторичного замужества вдов.

Организованное в середине 70-х годов XIX в. в Бомбее гуджаратским странствующим монахом Свами Даянандой Сарасвати религиозно-реформатор­ское общество Арья самадж (санскр. “Общество ариев”) также ратует за “чистый” монотеистический индуизм и осуждает поклонение изображениям божеств. Оно настаивает на очищении индуизма от всех нововведений, которые были сделаны в послеведический период. Арья самадж требует отмены кастового строя, установления равноправия женщин, выступает против характерных для Индии детских браков, за предоставление права вдовам вторично вступить в брак. Молитвенные собрания в Арья самадж проводятся членами общины , не являющимися профессиональными жрецами. Ритуал состоит из возжигания огня, исполнения гимнов и комментирования их. Алтарь в храме отсутствует, обувь верующие не снимают, проповедник может вести собрание в европейском костюме. В отличие от Брахмо самадж, в Арья самадж отстаивается непогре-шимость и богодухновенность Вед. Если Брахмо самадж стремилось к сближе-нию всех религий, то Арья самадж относится к другим религиям, прежде всего к христианству и исламу, резко враждебно.

Миссия Рамакришны, основанная в конце XIX в. Свами Вивеканандой с целью воплощения в жизнь идей индийского религиозного деятеля и прорицателя Рамакришны, почитаемого некоторыми членами общества как воплощение бога, напротив, подчеркивает духовное родство всех религий и


проповедует необходимость создания в мире единой религии. Миссия, опираясь на монахов, активно работающих в миру, ведет большую просветительную, благотворительную и миротворческую деятельность. Отделения Миссии Рамакришны имеются во многих странах мира, в том числе в России.

Что же касается неоиндуизма, то под ним обычно понимают совокупность сект (Брахма Кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны и др.), сильно отдалившихся от ортодоксального индуизма.

Неоиндуистская шиваитская секта Брахма Кумарис была создана в конце 30-х годов XX в. в Карачи ювелиром Дада Лен Раджем. Единственным объектом почитания в ней является Шива, наделяемый сектантами всеми свойствами, которыми в ортодоксальном индуизме обладает божественная троица Тримурти. Для секты характерна йогическая практика. Целью Брахма Кумарис является достижение ее членами слияния с Шивой, что должно освободить их от нового цикла перерождений. Сектанты верят в скорый конец света. Брахма Кумарис требует от своих членов безбрачия и отказа от мясной пищи.

Численность членов секты составляет 350 тыс. человек. Они сосредото­чены в основном в странах Северной Америки и Западной Европы, а также в Индии и Пакистане.

Основанная мелким чиновником Саркаром в середине 50-х годов XX в. в Бихаре секта Ананда марг (санскр. “Путь радости”) взяла за основу своего


вероучения мистические положения йоги5 и тантру6. Секта отличается своим авторитарным устройством, методы ее деятельности вызывают нарекания индийской общественности. К Ананда марг примкнул некогда живший в России известный гроссмейстер по шахматам Виктор Корчной. Секта развернула свою деятельность на территории ряда стран, пытается она действовать и в России.

Еще одна неоиндуистская секта - Трансцендентальная медитация -появилась в Индии в конце 50-х годов, но вскоре широко развернула свою деятельность за пределами этой страны, и в первую очередь в США. Основателем секты был Махеш Брасад Варма, получивший университетское физическое образование, но решивший посвятить себя религиозной деятельности, приняв имя Махариши Махеш Йоги. В США Махариши старался утверждать, что проповедуемая им Трансцендентальная медитация не имеет религиозной основы, а представляет собой научный способ укрепления здоровья, подъема производительности труда и снятия стресса.

На самом же деле Трансцендентальная медитация - одна из сект нео­индуизма, придерживающаяся пантеистической идеи присутствия Бога во всем сущем. Основной целью человека поставлено достижение абсолютного слияния с Богом путем выхода из череды перерождений (в секте распространена вера в реинкарнацию).

5 В данном случае йога понимается как одна из шести систем индийской
философии. В этой систем, в частности, состояние психического
сосредоточения и методы достижения его.

6 Тантра - тексты, относящиеся к шиваитскому и шактистскому направлениям
индуизма, посвященные теологическим проблемам, ритуальным процедурам и
другим вопросам и часто изложенные в форме беседы богов.


Сектантам предписано почитать индуистские божества, прежде всего аватару Вишну - Кришну, а также выступающего под именем Шанкары Шиву. Формами почитания является распевание назначенной наставником мантры (своего рода магического заклинания), а также проведение церемонии “пуджа”, заключающейся, в частности, в приношении идолу разных предметов: цветов, фруктов, белых носовых платков.

Каждый сторонник Трансцендентальной медитации обязан дважды в день - утром и вечером медитировать по 20 минут. Медитации сопровождаются повторением мантры.

Секта объявляет все религии равноценными и предлагает своим привер­женцам, продолжая придерживаться прежних верований, добавлять к ним практику Трансцендентальной медитации.

Численность сторонников Трансцендентальной медитации, по одной из оценок, - 3 млн. человек. Они имеются во многих странах мира, но наиболее крупная группа их находится в США, в столице которых - Вашингтоне -расположен центр секты. Секта предприняла попытки вербовать последователей и в России, но успехи ее здесь пока невелики.

Международное общество сознания Кришны (Харе Кришна) было организовано в середине 60-х годов нашего века за пределами Индии, в американском городе Лос-Анджелесе, индийским проповедником Прабхупадой. Общество представляет собой сильно обособившуюся секту кришнаитского варианта вишнуизма. Вероучение секты приближено к монотеизму, объектом поклонения является бог Кришна, беспредельная любовь к которому считается основным средством спасения. В Международном обществе сознания Кришны большое значение придается совместному принятию его членами освященной


пищи. В отличие ортодоксальных индуистов, для которых совершенно не характерна прозелитическая деятельность, приверженцы этой секты ведут исключительно активную миссионерскую работу, в первую очередь среди неиндуистов. Существенные успехи достигнуты Международным обществом сознания Кришны, в частности, в России и других странах бывшего СССР, где численность его членов, по данным самих сектантов, достигала в 1994 г. 400 тыс. человек.

Влиятельность различных направлений и сект индуизма такова: вишнуиты составляют 70 % всех индуистов, шиваиты - 25 %, шактисты - 3 %, приверженцы реформированного индуизма и неоиндуистских сект - 2 %.

Джайнизм.Джайнизм, возникший примерно в одно время с буддизмом -в VI в. до Р. Хр.7, был, так же как и буддийская религия, своего рода альтернативой господствовавшему в Индии брахманизму с его кастовым строем. Отвергнув кастовую систему, джайнизм (как, впрочем, и буддизм) сохранил тем не менее ряд брахманистских положений.

Основателем джайнизма считается Вардхамана Джнятрипутра, явля­вшийся вторым сыном принадлежавшего к касте кшатриев правителя небольшого государственного образования, находившегося на современной территории штата Бихар. В 30-летнем возрасте (по другим данным - в 28 лет) он покинул дворец и стал бродячим нищенствующим аскетом, отказавшимся даже от любой одежды. Через 12 лет ему удалось, как полагают джайны, достичь совершенства и просветления, он получил дар всевидения, освободился от сил, державших его в цепи перерождений, став Джиной (санскр. “Победитель”).

7 Некоторые исследователи относят время возникновения джайнизма к гораздо более раннему времени.


Джайны отказались не только от кастовой системы, но и от брахманского пантеона божеств, признав важнейшей субстанцией индивидуальные души, являющиеся бессмертными и находящиеся в каждый конкретный момент в той или иной телесной оболочке.

В религиеведческой литературе высказывалось мнение, что у джайнов вообще нет богов. Такая точка зрения, по-видимому, в целом оказалась неверной, хотя джайны и отводят божествам лишь небольшую роль. В частности, они не признают существование Бога - творца и властителя.

Для джайнизма, как и для брахманизма и буддизма, характерны понятия о дхарме, карме и сансаре. Воплощение души умершего человека в ту или другую новую оболочку зависит, согласно джайнской религии, от того, насколько праведной была предыдущая жизнь. В этом вопросе джайнизм полностью принял брахманистские положения о карме и сансаре.

Важным положением джайнизма, заимствованным позже от него (и буддизма) индуизмом, является положение о недопустимости причинения вреда любому живому существу. Правоверные джайны, не считая допустимым уничтожить что-нибудь живое, полностью исключают из своего рациона мясную пищу, пьют воду, процеженную через ситечко, дышат через вуаль и разметают перед собой дорогу веником.

При значительном сходстве джайнизма с буддизмом между ними имеются и существенные различия. Джайны, в частности, не считают, что любая жизнь - это непременно страдание. Плоха лишь дурная жизнь. По-иному понимают джайны и нирвану, она рассматривается ими как достижение вечного блаженства. Аскетизм у них, в отличие от буддистов, признается непременным условием спасения


Если в буддизме существует учение о “четырех благородных истинах”, которые способны прервать цикл перерождений”, то в джайнизме человек сможет освободиться от круговорота смены рождений и смертей обретением “трех сокровищ” (“трех бриллиантов”): “правильного видения истины” (то есть взгляда на мир, соответствующего канону джайнизма), “правильного познания” (под чем подразумевается использование правильных средств и методов познания) и “правильного поведения” (человек должен не причинять вреда животным и людям, быть правдивым, не воровать, вести целомудренную жизнь, довольствоваться лишь тем, что абсолютно необходимо, и преодолевать мирские привязанности).

Объектом почитания джайнов являются не божества, а 24 провозвестника веры, первым из которых считается культурный герой Ришабха, научивший людей многим полезным вещам, а последним - Джина, которого именуют также Махавира (санскр. “Великий герой”). Литургическим языком в джайнизме является ныне мертвый индоарийский язык ардхамагадхи.

Споры о соблюдении или несоблюдении завещанной Джиной наготы, а также разногласия по некоторым каноническим вопросам привели к тому, что джайны разделились в I в. по Р. Хр. на две основные секты: Дигамбара и Шветамбара (Светамбара). Аскеты секты Дигамбара (санскр. “Одетые воздухом”) доводят свою аскезу до отказа от ношения любой одежды8, Шветамбара (санскр. “Одетые в белое”) требует от своих послушников носить одежду только белого цвета. Из состава обеих сект выделилось несколько подсект. Из Дигамбары в XIII в. вышла подсекта Висапантхи, а в XVI в. -


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!