И праздники, собственно, 10 мая.



Праздников в этот день приходится много, правда, 90% их – праздники в честь Новомучеников и исповедников Российских. Особняком среди них стоит праздник в честь прославления священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (имеется в виде не общецерковное, совершенное в августа 2000 года, а местное его прославление, совершенное 10 мая 1999).

Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень.

Дни памяти: 4 / 17 января (70 ап.), 27 апреля / 10 мая

Апостол от 70 Симеон сродник Господень

Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы[35], младшего брата святого Иосифа Обручника[36]. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова, брата Господня (+ 63; память 23 октября / 5 ноября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98 - 117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем и после долгих мучений распяли на кресте.

Тропарь, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, Симео́не священнонача́льниче,/ и му́ченика тве́рда свяще́нно восхваля́ем,/ пре́лесть потреби́вшаго/ и ве́ру соблю́дшаго./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Ин тропарь, глас 4

Прп. Стефан Печерский

В ми́ре ра́дуешися, Симео́не Иерусали́мский,/ любе́зно Христу́ Бо́гу,/ те́ло душе́вное чи́сто сохрани́в,/ претерпе́вый страсть теле́сную, долготерпели́ве, кре́пко,/ и в коне́ц на кресте́ ра́спят бысть./ Ты бо, И́стинному Рачи́телю подо́бяся,/ и от ми́ра ско́ро отлучи́ся,/ лю́тыя я́звы на себе́ понесе́/ и мо́лишися о душа́х на́ших.

ПРЕПОДОБНЫЙ СТЕФАН ПЕЧЕРСКИЙ, АРХИЕПИСКОП ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ

Память 27 апреля / 10 мая, в Соборах Галицких и Киевских святых

С молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия (+ 1074) и был любимым его учеником. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). "Он вырос, - говорили они, - под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам". И преподобный Феодосий вручил управление обителью преподобному Стефану. Во время его игуменства был в основном отстроен обширный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших.

В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Ее ризы во Влахерне), который был назван Кловским. Монастырь был основан в благодарность за благодеяния Матери Божией к Печерской обители. Преподобный Стефан видел, как пришли из Греции мастера-каменщики с иконой Матери Божией и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне. Именно поэтому святой Стефан и создал на Клове церковь в честь Влахернской иконы Матери Божией.

В 1091 году был поставлен епископом Владимира-Волынского[37] и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь.

Много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни[38].

Скончался 27 апреля / 10 мая 1094 года, в 6-м часу ночи.

Тропарь, глас 8.

Уче́нию повину́яся Богоно́снаго Феодо́сия,/ поста́влен бысть от него́ вождь бы́ти свято́му его́ ста́ду, е́же до́бре пасы́й,/ це́рковь Богоро́дицы, во́лею Тоя́ осно́ванную чу́дне,/ соверши́л еси́ благоле́пно,/ приснопа́мятне Стефа́не,/в не́йже нам, моля́щимся, испроси́ от Христа́ Бо́га ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 2.

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ его́ подража́тель,/ пе́рвый по нем бре́мя настоя́тельства понесы́й,/ те́мже и моще́й его́ честны́х самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чими святоле́пно прине́с,/ насле́дил еси́ с те́мже Ца́рство Небе́сное,/ Е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Стефа́не,/ Го́сподеви моли́ся.

Ин тропарь, глас 8.

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Волы́нския па́ствы свети́льниче,/ архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Стефа́не прему́дре,/ уче́ньми свои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,/ моли́ Христа́ Б́ога спасти́ся душа́м на́шим.

ПРАВЕДНЫЙ ЕВЛОГИЙ СТРАННОПРИИМЕЦ, КАМНЕТЕС (греч. Εὐλόγιος ὁ Ξενοδόχος, ὁ Λατόμος VI в.)

Память 27 апреля / 10 мая

Был каменотёсом в одной из фиваидских[39] деревень во времена императора Юстина I (518 - 527). Каждый вечер, возвращаясь домой после работы, он отправлялся на поиски какого-нибудь путешественника или странствующего монаха и радушно приглашал его под свой смиренный кров. Он встречал гостей братским целованием, омывал им ноги по примеру Христа, а затем готовил странникам еду, тратя на это свой каждодневный заработок. Затем он проводил долгие часы в беседе с гостями о божественных предметах и благах небесных. То, что было недоедено за ужином, Евлогий отдавал псам, чтобы ничего не оставалось на следующий день, потому что полагался во всём на Промысел Божий.

Однажды он подобным образом оказал гостеприимство преподобному Даниилу Скитскому, которому в то время еще не было и 40 лет. Подвижник, преисполненный благодарности, попросил у Господа процветания для Евлогия, чтобы он смог ещё более щедро творить благодеяния. Его молитва была услышана.

На следующий день, работая в поле, Евлогий обнаружил подземную пещеру, а в ней - множество золота. Опасаясь, как бы староста деревни не отобрал у него сокровище, Евлогий тайно отплыл в Константинополь, везя с собой золото вместо добродетелей, которыми отличался в бедности. В столице богатство открыло ему доступ ко двору. Путём щедрой раздачи денег он вскоре добился достоинства префекта претория. Евлогий окружил себя роскошью и стал жить на широкую ногу, не заботясь более о бедняках и пренебрегая богоугодными делами.

Два года спустя авва Даниил был извещён в видении об образе жизни того, за кого он поручился. Старец спешно прибыл в Константинополь, чтобы попытаться возвратить Евлогия к благочестию. Однако всякий раз когда Евлогий выходил из своего дворца, слуги грубо отталкивали монаха, не давая ему сказать ни единого слова. Тогда преподобному Даниилу явилась Матерь Божия, упрекнула его за дерзость взятого на себя поручительства и пообещала взять на Себя заботу об исправлении Евлогия.

Через три месяца, когда на престол взошёл Юстиниан (527 год), Евлогий принял участие в заговоре против него. Тайна, однако, вскоре была раскрыта, заговорщики казнены, а их имущество конфисковано. Евлогию же удалось спастись бегством под покровом ночи.

Оставив в прошлом вместе со всем богатством и своё высокомерие, он вернулся в родную деревню и, опасаясь солдат императора, не решился рассказать правду о себе, сказал, что был в паломничестве по святым местам. Осознав свой грех и раскаявшись, памятуя, что лучше нищим отправиться в рай, нежели богатым - в ад, Евлогий вернулся к своему ремеслу каменотёса и бескорыстному служению нищим и странникам.

Однажды прп. Даниил с учеником странствовали по Нижнему Египту и решили заночевать в одной деревне в Фиваиде. Но вместо того чтобы искать подходящий ночлег, авва Даниил приказал ученику ждать на площади посреди деревни. Когда ученик уже начал роптать, неожиданно появился старец, который привел их вместе с другими странниками к себе в дом, накормил их и прислуживал им весь вечер. Авва всю ночь беседовал со старцем. По возвращении в Скит ученик уговорил авву рассказать историю этого человека. Им оказался каменотес Евлогий, 100-летний старец, каждый вечер обходивший деревню в поисках странников и бедняков

По расчетам Л. Клюнье, Евлогий должен был покинуть Египет не позднее 522 года, т. к. в повествовании сообщается, что он жил в Константинополе в правление имп. Юстина I (518-527). Таким образом, его вторая встреча с прп. Даниилом произошла в 560-х гг.[40]. Некоторые современные исследователи усматривают в описании поспешного бегства Евлогия из Константинополя намек на восстание «Ника» (532), к которому тот мог быть причастен[41].

Святой Евлогий мирно скончался в преклонном возрасте.

Память Евлогия Странноприимца праздновалась в Константинопольском храме Святого Мокия[42], где, по всей вероятности, хранились его святые мощи. В некоторых греческих синаксарях память Евлогия Странноприимца отмечена под 28 апреля.

Повествование о св. Евлогии сохранилось в составе корпуса текстов, посвященных прп. Даниилу Скитскому. Известны греческая[43], эфиопская и коптская редакции этого рассказа. Эфиопская редакция с португальским переводом была опубликована в 1897 г., в 1901 г. под рук. Клюнье в одном томе были собраны все известные редакции рассказов о прп. Данииле (в т. ч. сирийская, которая не содержит повествования о Евлогии). Греческий текст рассказа о св. Евлогии был издан по парижской рукописи X в.[44] и сверен с другими списками (в основном парижскими и афонскими). Новейшее комментированное издание греческой редакции с английским переводом было подготовлено Б. Дальманом и основано на списках, неизвестных Клюнье[45].

Литература

  • ActaSS. Apr. T. 3. P. 493;
  • Vida do Abba Daniel do Mosteiro de Scete / Eds. L. Goldschmidt, Esteves Pereira F. M. Lisbone, 1897;
  • St. Daniel of Sketis: A Group of Hagiographic Texts / Ed., intr., transl., comment. B. Dahlman. Uppsala, 2007;
  • Vie et récits de l'abbé Daniele de Scété (VI s.) / Ed. L. Clugnet // ROC. 1900. Vol. 5. P. 50-73, 254-271, 370-391 [греч. Житие];
  • Idem / Ed. M. F. Nau // Ibid. P. 391-406; 1903. Vol. 8. P. 99 [сир.];
  • Idem / Ed. M. I. Guidi // Ibid. 1900. Vol. 5. P. 535-564; 1901. Vol. 6. P. 51-56 [копт.]; 1901. Vol. 6. P. 56-87 [введ. Л. Клунье];
  • Vie (et récits) de l'abbé Daniele le Scétiote (VI siècle) // Clugnet. Bibl. orient. Vol. 1. P. XVIII-XXXII [описание ркп., содерж. повесть о Е. С.], 30-47 [греч.], 83-99 [копт.], 102-106 [франц. пер. копт. ред.], 115-116 [эмендации к эфиоп. ред. по лиссабонскому изд.];
  • A Corpus of Christian Palestinian Aramaic. Vol. 3: The Forty Martyrs of the Sinai Desert, Eulogios the Stone Cutter, and Anastasia / Ed. and transl. by Ch. Muller-Kessler, M. Sokoloff. Groningen, 1996. P. 69-82.
  • ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1055; Sauget J.-M. Eulogio l'Ospitaliere // BiblSS. T. 5. Col. 222-223;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 147, 398;
  • Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., "Даниил, игум. Скитский" // Православная Энциклопедия, т. 14, с. 54-56:
    • http://www.pravenc.ru/text/171189.html

Использованные материалы


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!