Когнитивные стратегии улучшения и защиты образа «Я»
Люди хотят видеть себя в положительном свете по крайней мере по двум причинам.
Во-первых, положительное мнение о себе приносит веру в то, что они эффективны, а эта вера помогает аккумулировать энергию, необходимую для того, чтобы этих целей достигнуть (Бандура, 1977). С этой точки зрения позитивный взгляд на себя ведет к успеху.
Во-вторых,отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в социальной жизни.
Л. Фестингер (теория социального сравнения) к когнитивным стратегиям, которые люди используют для того, чтобы улучшить или защитить свой образ, относит социальное сравнение. Как известно, социальное сравнение — это один из способов формирования и развития Я-концепции, но оно может быть использовано и с целью представить самих себя в лучшем свете. Для этого можно использовать нисходящее социальное сравнение, то есть сравнение себя с кем-то, кто менее удачлив, менее способен, мене привлекателен и т.д. Нисходящее сравнение может улучшить или защитить «образ Я» только тогда, когда другой человек находится в положении явно менее благополучном. Поэтому люди часто ищут способы принизить других людей или поставить себя выше их.
Иногда люди могут формировать положительный взгляд на себя с помощью восходящего социального сравнения — сравнивая себя с теми, кто находится в относительно лучшем положении. Эта стратегия может быть и опасной для человека. С одной стороны, она может принести пользу, побуждая улучшать собственные достижения. С другой стороны, такая стратегия несет в себе риск, поскольку может снизить самооценку. Поэтому они стараются убедить себя, в том, что находятся примерно на том же уровне.
|
|
Существует несколько свидетельств, подтверждающих гипотезу о том, что люди испытывают желание связать себя с теми, кто кажется им более состоятельным. Для этого они часто подчеркивают, что они имеют какое-то отношение к тем, кто уже добился успеха и уважения, или повышают статус людей или событий, с которыми ощущают себя прочно связанными (видят в выгодном свете своих друзей, родственников и социальные группы, к которым принадлежат).
Таким образом, желание улучшить и защитить собственный внутренний образ влияет на то, к кому обращается наше внимание и что мы о них думаем. Применяя стратегию нисходящего сравнения, мы фокусируем внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, и думаем о них как об отличающихся от нас и менее достойных уважения людях. Иногда мы используем также стратегию восходящего сравнения, сосредоточивая свое внимание на тех, кто в чем-то лучше нас, в надежде, что нам удастся воспользоваться «отраженной славой».
|
|
Д. Майерс отмечает еще один ресурс поддержания позитивного самоотношения или оправдания собственных деяний–возможность множественной интерпретации событий, наделение их самыми разнообразными смыслами (особенности атрибутирования).
Эта возможность переинтерпетации в целях сохранения позитивного самоотношения, а в конечном итоге устойчивости Я-концепции, обозначается Д. Майерсом как самоудовлетворяющие предубеждения или тенденции. К ним относятся:
– готовность человека воспринять все то, что говорится о его успехах, отнеся успех на счет собственных способностей и усилий, а неудачи приписать влиянию внешних факторов — например, невезению или изначальной «неразрешимости» проблемы;
– приписывание большего значение тому, что хорошо получается;
–эффект ложного консенсуса –переоценка количества людей, которые мыслят и поступают так же, как и мы.
– склонность выдвигать в качестве критериев оценки других людей собственных сильных сторон. Чем выше мы оцениваем какие-то свои способности и качества (ум, настойчивость, чувство юмора), тем чаще используем именно их в качестве основы для оценки других;
– объяснение причинности, направленное на поддержание самоудовлетворенности (человек отбирает причины, устраивающие его, и игнорирует - не устраивающие);
|
|
– сравнения в собственную пользу (избирается устраивающая система координат или эталонов и провозглашается единственно верной);
– переоценка желательности именно совершенных действий в данной ситуации (я не мог поступить иначе);
– забывание прошлого в выгодном для себя свете;
– стремление к нахождению дополнительных возможностей самооправдания при невозможности избавиться от воспоминаний о совершенных негативных действиях;
преувеличение объективности результатов проверки собственных действий в случае их позитивности;
– склонность к эгоцентризму, проявляющаяся в преувеличении собственной – ответственности за действия других людей при объективно весьма незначительной роли для них (стремление дать совет при отсутствии просьбы о нем);
– склонность к рассмотрению собственных поведенческих мотивов как более позитивных, а мотивов других людей - как менее позитивных (я помог по причине собственной альтруистичности, он – из-за корысти);
– нереалистический оптимизм в отношении будущего развития событий.
Общая направленность перечисленных самоудовлетворяющих предубеждений очевидна – сохранение позитивного самоотношения.
|
|
5 Социализация личности: феноменология, механизмы и направления социализации
Понятие социализации
Одними из важнейших социально-психологических вопросов является, вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь? В социальной психологии данная проблематика обычно ассоциируется с категорией «социализация». Само понятие «социализации» было введено в социальную психологию в 1940-50 годы в работах А. Бандуры и Дж. Колемана, которые изучали особенности формирования социального опыта личности.
Социализация — это процесс, посредством которого люди усваивают правила поведения, а также системы убеждений и установок, позволяющие индивиду успешно действовать в качестве члена общества (М. Хьюстон, В. Штрёбе, 2004). В процессе социализации человека осуществляется его вооружение инструментами адаптации к социальному миру.
В зарубежных исследованиях к феноменологии социализации относят социальное поведение в целом, а так же про- и асоциальное поведение и моральное развитие,в частности, и большинство современных исследований посвящено именно этим проблемным вопросам. Более того, сталкиваясь с проявлениями асоциальности в поведении, общество формирует своеобразный социальный заказ социальным психологам на изучение проблематики социализации.
В отечественной психологии в качестве ведущих феноменов социализациивыделяют – усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентиров социальной среды, в которой он функционирует. Без этих ориентиров социальное взаимодействие человека становится невозможным, более того под угрозой становится и его выживание как биологического существа.
В системе отечественной психологии употребляются два термина в качестве синонимов социализации: развитие личности и воспитание.Формирование личности не исчерпывается понятием «социализации», не сводимо только к нему. Развитие личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности. Таким образом, в социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития – личность выступает не только как объект, но и субъект социальных отношений, способный оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности.
Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами. Факторами социализации являются – целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения. Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов.
Г.М.Андреева определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании. Важнейшие трансляторы норм и ценностей – большие и малые группы.
Основные направления социализации, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Таким образом, в процессе социализации люди обучаются тому,
· как себя вести,
· как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;
· каким образом познавать окружающий социальный и физический мир;
· как организовывать свой быт;
· каких морально-этических ориентиров придерживаться;
· как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношенийи многое, многое другое.
От того, каков будет процесс социализации, во многом определяется и последующая гармония или дисгармония социального бытия человека.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 876; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!