Обучающий тренинг: задания и и тестовые тренинги.



Материал для данного вида работы брать в приложении № 5.

 

 

В завершении работы над модулем по «истории философии -2» студент проходит модульное промежуточное тестирование.

Материалы теста по модулям имеются в приложении №4 и в данном пособии.

КРУГЛЫЙ СТОЛ (семинар)

Постмодернизм: кризис или новые возможности                  

Развития цивилизационного сознания.

Вопросы для обсуждения:

Теоретические и прагматические установки постмодернизма:

1.Что значит - постмодернизм, который сознавая традицию как ценность не хочет жить в ей? К чему придет мир, когда скептическое отстранение от установки на преобразование ира влечет за собой отказ от попыток его систематизации, и когда мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Событие всегда опережает теорию ( по Бодрийару).

2. Отчего одни уже «гармонично встроенные категории» заменяются другими? Место атегорий «субъективности», «интенциональности», «рефлексивности» занимают безличные «потоки желания», имперсональные «скорости», неконцептуализируемые «интенсивности». От чего происходят такие «замены»?

3. Источником постмодернистского сдвига в гносеологической плоскости была «деконструкция», в которой классическая философия понимается как «философия присутствия». Основной интуицией такой философии является абсолютная полнота (заполненность) мысла, его тотального, не знающего пустот и разрывов присутствия (presence).

4. Если по Гегелю истина - это целое, то для постмодернистов: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истина плюралистична, а через это не охватна. Человек - чаще случай, чем выбор и в таком случае он не индивидуален, не является свободным, сознательно избирающим свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни.

5. Человечество подошло к опасному рубежу, за которым ничего нет, «конец истории» — ядерная вспышка и самоистребление. Единственно возможный разумный путь - назад, к «нулевому варианту», к уничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние — в прошлом, когда мир не знал средств самоубийства, будущее возможно только как прошлое.

6. Приметой и символом, выражаемой культурной ситуации становятся «кавычки», которые подчеркивают небезусловность любых сигнификаций (обозначений).

 

При подготовке обратите внимание на положения, предлагаемые И.Хасаном и комментарии к ним.

Постмодернизм в общем по И. Хасану включает в себя:

1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность и принцип монтажа.

3. «Деканонизацию», борьбу с традиционными ценностными центрами, такими как: САкральное в культуре, человеком, этносом, логосом, авторскими приоритетами.

4. Для посмодернизма «все происходит на поверхности» – без психологических и символических глубин, «мы остаемся с игрой языка, без Эго».

5. Наличествуют молчание, отказ от мимесиса[1] и от изобразительного начала.

6. Утверждается ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

7. Характерно смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет

аудитории.

9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними[2].

Постмодерн отвергает «все метаповествования, все системы объяснения мира», заменяя их плюрализмом «фрагментарного опыта» (И.Хасан). Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрального означивания бытия (см. Конструкция).

По Лиотару, «эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ланч идут в McDonald's, на обед - в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге». Коллаж превращается в постмодернизме из частного приема художественной техники в универсальный принцип построения культуры.

Постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи конституирования традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один нарратив не является претензией на основоположение приоритетной линии. В качестве единственной традиции, конституируемой постмодерном, признается «традиция отказа от традиции».

Если « модернизм…в значительной степени обосновывался авторитетом метаповествований», намереваясь обрести утешение перед «хаосом нигилизма», то постмодернв его коллажности, нестабильности, иронии основан на отказе от самообмана, от ложного постулирования возможности выразить в конечности индивидуальности усилия семантическую бесконечность сущности бытия, ибо «не хочет утешаться консенсусом», но открыто и честно «ищет новые способы изображения... чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, чего нельзя представить» (Лиотар).

Д.Белл высказывает опасение, что бунт постмодернизма против стереотипов современности в социальном мышлении не может гарантировать сохранения терпимости и плюрализма и приведет лишь к новому утверждению насилия и обмана.

 

 

Вопросы теста по истории философии-2:

1. О. Конт считается родоначальником:

а) научной метафизики

б) социального реализма

в) позитивизма

г) эмпиризма

 

2. По Конту история познания в обществе проходит следующие стадии:

а) зарождения, расцвета, угасания

б) искусств, ремесел, наук

в) теологическую, метафизическую, позитивную

г) теоретическую, практическую, организационную

 

3. Позитивизм проходит разные стадии:

а) эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма

б) эмпириокритицизма, постпозитивизма, модернизма

в) эмпириокритицизма, семантического позитивизма, логического пози-                       

тивизма

г) логического позитивизма, аналитической философии,

лингвистической философии

4. Неопозитивизм опирается на следующие принципы:

а) принцип координации знания

б) принцип логического выражения знаний

в) принцип соответствия знаний действительности

г) принцип экономии знаний

 

5. В постпозитивизме выделяются следующие принципы:

а) принцип логического уточнения научного знания

б) принцип лингвистического уточнения научного знания

в) принцип верификации научного знания

г) принцип фальсификации научного знания

 

 

6. Основой эволюции мира по А. Бергсону выступает:

а) активность материи

б) жизненный порыв

в) интеллект

г) идея

 

7. К основным проблемам экзистенциализма относят:

а) проблему активности человека

б) проблему существования человека

в) проблему смерти человека

г) проблему гуманности человека

 

 

8. Философия экзистенциализма имеет следующие виды:

а) религиозный

б) атеистический

в) творческий

г) социально-политический

 

 

9. Феноменология – это описание:

а) предметов

б) стереотипов сознания

в) того, как дано сознание

г) субстанциональности сознания

 

10. Э. Гуссерль связывает природу сознания с:

а) набором свойств

б) интенциональностью

в) многоуровневостью

г) стабильностью

 

11. К философам экзистенциализма не относится:

а) Шеллинг

б) Сартр

в) Ясперс

г) Камю

 

12. Философия психоанализа обращает внимание на:

а) подсознательное

б) бессознательное

в) предсознательное

г) полусознательное

 

13. Психоанализ выделяет следующие характерные структуры:

а) бессознательное, Я – эго, сверх – Я

б) предсознательное, сверхсознательное, подсознательное

в) подсознательное, Я – эго, свободное сознание

г) Я – эго, сверх - Я, свободное сознание

 

14. Психоанализ неоднороден, он включает в себя разную природу бессознательного:

а) индивидуальное бессознательное

б) коллективное бессознательное

в) историческое бессознательное

г) космическое бессознательное

 

15. К представителям психоанализа относят:

а) З. Фрейда

б) К. Юнга

в) Тейлора

г) Э. Фромма

 

16. Психоанализ позволяет понять по-новому особенности:

а) человека и общества

б) телесности человека

в) функционирования сознания человека и общества

г) структуры психического в человеке и обществе

 

17. Герменевтика – философское учение, основой которого является:

а) техника текста

б) обнаружение смысла

в) восстановление смысла

г) метод открытия истины

 

18. Герменевтика представляет собой:

а) способ литературоведения

б) способ философствования

в) способ разъяснения

г) способ изложения

 

19. Сущность метода герменевтики заключена:

а) только в искусстве толкования

б)в искусстве толкования, понимания, реконструкции текста, ситуации

в) в искусстве распредмечивания текста и его дополнения

г) в искусстве накопления опыта и открытия истины

 

20. К представителям герменевтики не относится:

а) Г. Гадамер

б) П. Рикер

в) В. Дильтей

г) А. Гумбольдт

 

21. Герменевтический круг – это:

а) взаимосвязь текстов

б) взаимосвязь целого и частей текста

в) переход от одного этапа к другому

г) взаимообусловленность автора и читателя

 

22. Аналитическая философия обращает внимание на:

а) природу рационального

б) логические структуры

в) логический способ объяснения

г) математические особенности познания

 

23. К представителям аналитической философии относится:

а) Б.Рассел

б) З.Фрейд,

в) А.Пуанкаре

г) А.Швейцер

 

 

24. Структурализм обращается к выявлению роли:

а) целого и части

б) структуры и функции

в) фундаментального и относительного

г) устойчивого и меняющегося

 

25. Представителем структурализма не является:

а) Ф. де Соссюр

б) К. Леви-Стросс

в) Ж.Деррида

г) Ж.Делез

 

26. Эпоха начала современной философии определяется как:

а) дадаизм

б) акмеизм

в) модернизм

г) техницизм

 

27. За модернизмом в философии следует направление:

а) авангардизм

б) соцреализм

в) постмодернизм

г) сюрреализм

 

28. К представителям постмодернизма относят (три выбора):

а) Ж.Бодрийяра

б) М.Фуко

в) Ж Делеза

г) М.Шлика

 

29. Постмодернизм отвергает роль и значение:

а) центра

б) периферии

в) абсолютного

г) структурированного

 

30. Л.Толстой обращается к проблемам (два выбора):

а) свободы

б) веры

в) насилия

г) фатализма

 

31. Русский космизм развивает свои идеи опираясь на (два выбора):

а) естествознание

б) западную философию

в) экологические требования

г) религиозные основы бытия

 

 

32. Представителями русского космизма не являются:

а) Н. Федоров, Э. Циолковский

б) Л. Чижевский, В. Вернадский

в) П. Флоренский, А. Лосев

г) Э. Циолковский, Л. Чижевский

 

33. Понятие «симулякр» в постмодернизме означает:

а) смешанный

б) спутанный

в) спонтанный

г) не имеющий объектного смысла

 

34. Постмодернизм вводит различные обозначения реальности:

а) субъективная реальность

б) объективная реальность

в) гиперреальность

г) сверхчувственная реальность

 

35. Для описания действительности постмодернизм вводит термин:

а) матрица

б) ризома

в) симулякр

г) перфоманс

 

36. Какой принцип не характерен для постмодернистского мышления:

а) периферийности

б) децентрации

в) презентизма

г) гармонии

  

37. К основным факторам, порождающим современную философию, относят:

а) экономику, политику, религию

б) глобализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию

в) средства массовой информации, либерализацию, новые формы коммуникации

г) компьютеризацию, массификация, технократизм

 

38. «Философия абсурда» получила разработку в творчестве:

а) А. Камю, Ж.-П. Сартра

б) Р. Декарта, В. Лейбница

в) Платона, Аристотеля

г) И. Канта, Г. Гегеля

39. Как называется учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью:

а) теология

б) сенсуализм

в) персонализм

г) прагматизм

 

40. Соборность в качестве нравственного начала русского народного духа рассматривали:

а) анархисты

б) марксисты

в) славянофилы

г) позитивисты

41. Кому из философов принадлежит следующая формулировка основного нравственного закона: «Все, что угодно может быть употреблено лишь как средство, только человек – цель сама по себе»

а) Вольтер

б) Р. Декарт

в) Д. Беркли

г) И. Кант

42. Положение о том, что бессознательное (Эрос и Танатос) являются определяющими факторами поведения и жизнедеятельности человека, принадлежит:

а) психоанализу (фрейдизму)

б) экзистенциализму

в) философии жизни

г) ницшеанству

43. В каком направлении философии проблема смысла жизни выступала как основной философский вопрос:

а) марксизм

б) экзистенциализм

в) герменевтика

г) позитивизм

44. Кто из философов 19 века считал, что условием прогресса человека является создание новой морали сверхчеловека:

а) Л. Фейербах

б) О. Конт

в) Ф. Ницше

г) К. Маркс

45. Подлинно свободный, моральный поступок состоит, согласно философии И. Канта, в:

а) следовании требованиям естественной человеческой природы

б) действиях, отвечающих интересам общества и государства

в) следовании религиозным заповедям

г) исполнении долга, требований категорического императива (морального закона)

46. Реализация и раскрытие личности осуществляется через свободу и творчество. Это позиция:

а) З. Фрейда

б) Н. Бердяева

в) Р. Декарта

г) Ф. Энгельса

47. Конформизм – это...

а) стремление обустроить свой быт

б) добровольный отказ от свободы

в) умение отстоять свою мировоззренческую позицию

г) умение следовать естественным человеческим потребностям

 

48. Кто из перечисленных мыслителей считал основанием бытия и развития мира волю к жизни:

а) Ж.-П. Сартр

б) А. Шопенгауэр

в) Г. Гегель

г) З. Фрейд

49. Укажите, какая проблема является основной в философии прагматизма:

а) проблема достижения успеха в делах и поступках человека

б) проблема ценностей, определяющих поведение человека

в) проблема политической свободы

г) проблема сущности и существования человека

50. Проблема соотношения сущности и существования человека была поставлена в философии:

а) позитивизма

б) марксизма

в) экзистенциализма

г) прагматизма

51. Какому философскому направлению соответствует следующее понимание свободы: «Свобода приходит в мир вместе с человеком. Она есть бытие человека. Индивид полностью и всегда свободен. Свобода – тяжкий крест».

а) позитивизм

б) герменевтика

в) марксизм

г) экзистенциализм

 

 

Тест по историческому модулю:

ИСТОРИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПОЛНЫЙ 

ТЕСТЫ

ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

И.М.1.Когда зародилась философия:

а) в X в. до н.э.

б) в VIII в. до н.э.

в) в VII в. до н.э.

г) в VI в. до н.э.

 

2.Где сформировалась классическая философия:

а) в древнем Китае

б) в Древней Индии

в) в Древней Греции

г) в Древней Европе в целом

 

3. Понятие «философ» введено:  

а) Сократом

б) Пифагором

в) Аристотелем

г) Конфуцием

 

4. Философия как знание выделена:

а) Сократом

б) Демокритом

в) Платоном

г) Эпикуром

 

5. Учением о «бытии» занимается:

а) логика

б) гносеология

в) онтология

г) эстетика

 

6. Учение о человеке представлено:

а) этикой

б) антропологией

в) гносеологией

г) методологией

 

7. Аксиология – это учение о:

а) человеке

б) знании

в) ценностях

г) целях

 

8. Философия – это знание:

а) о философских проблемах

б) о мире в целом, отношении человека к миру

в) о способах познания

г) о нормах общества и человека

 

9. К числу философских функций не относятся:

а) нормативная

б) мировоззренческая

в) методологическая

г) интегративная

 

10. Сократ известен как:

а) афинский философ

б) милетский философ

в) философ из Спарты

г) римский философ

 

11. Сократ опирался на принцип:

а) познай самого себя

б) подвергай все сомнению

в) начинай с малого

г) вера – начало познания

 

 

12. Сократ применял метод:

а) давления

б) майевтики

в) многознания

г) опоры на авторитет

 

13. Сократ говорил о следующих добродетелях:

а) сдержанности, мужестве, справедливости, знании

б) знании, щедрости, справедливости, ловкости

в) справедливости, полноте чувств, зрелости, знании

г) мужестве, честности, знании, самокритики

 

14. Предшественниками Сократа не были следующие школы:

а) милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) в Малой Азии

б) пифагорийская (Пифагор и его ученики) в южной Италии

в) элеатская (Паменид, Зенон из Элеи) в южной Италии

г) школа неоплатоников (Греция, Италия)

 

15. Философия Сократа относится к следующему направлению античной философии:

а) натуралистическому

б) гуманистическому

в) эллинистическому

г) религиозному

 

16. Составьте соответствие имен философов и их первоначал. Все состоит утверждает (Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен):

а) из воды (Фалес)

б) из огня (Гераклит)

в) из воздуха (Анаксимен)

г) из апейрона (Анаксимандр)

 

17.Космогония – это – учение:

а) об устройстве космоса

б) о происхождении космоса

в) о многообразии космоса

г) о бесконечности космоса

 

18. Атомисты (Демокрит, Левкипп и Эпикур) утверждают что:

а) все состоит из атомов

б) все состоит из атомов и пустоты

в) все состоит из атомов и хаоса

г) все состоит из атомов и структур

 

19. Платон является основателем:

а) объективного идеализма

б) субъективного идеализма

в) метафизического материализма

г) диалектического материализма

 

20. Основой мира по Платону является:

а) вещи

б) идеи

в) чувства

г) разум

 

21. Платон считает подлинным методом познания:

а) чувственный

б) практический

в) мысленный

г) догматический

 

22. Познание по Платону есть процесс:

а) погружения

б) припоминания

в) открытия

г) просветления

 

23. Идеи по Платону не являются:

а) архетипом

б) единой структурой вещей

в) сверхчувственной основой

г) конкретно чувственной основой

 

 

24. В учении о государстве Платон предлагает соответствие деятельности в зависимости от склада человеческой души:

а) разумная участие в (управлении обществом)

б) чувственная участие в ( эстетической деятельности)

в) мужественная участие в ( защите общества)

г) вожделеющая участие в (хозяйственной, ремесленнической деятельности)

 

25. Платон основал свою школу обучения, где учил философствовать:

а) гимназию

б) академию

в) лицей

г) творческую мастерскую

 

26. Аристотель создавал свое философское учение:

а) в 5 в. до н.э.

б) в 6 в.до н.э.

в) в 3 в. до н.э.

г) в 4 в. до н.э.

 

27. Аристотель основатель философской школы:

а) лицея

б) гимназии

в) творческой мастерской

г) университета

 

28. Аристотель критикует своего учителя Платона за:

а) автономность идей

б) сложность идей

в) многообразие идей

г) реальность идей

 

29. Аристотель в качестве сущности рассматривает:

а) идею

б) вещь

в) качество явления

г) субстанцию

 

30. Субстанция Аристотеля – это:

а) идеи и вещи

б) сверхчувственное и чувственное

в) форма и материя

г) внешнее и внутреннее

 

31. Субстанция порождает по Аристотелю все существующее благодаря составу причин, к ним он относит (выбрать одну или все причины):

а) материальную

б) формальную

в) действующую (двигательную)

г) целевую (конечную)                                          

 

32. Аристотель не создавал следующих философских трудов:

а) физику

б) логику

в) этику

г) этнологию

 

33. По Аристотелю человек это:

а) политическое животное

б) этическая особь

в) эстетическая натура

г) рациональный субъект

 

34. Что по Аристотелю относится к неправильным формам государства:

а) монархия

б) аристократия

в) полития

г) демократия

 

35. Аристотель является учителем выдающегося государственного деятеля:

а) Помпея

б) А.Македонского

в) Цезаря

г) Клеопатры

 

36. В число стоиков не входит (один вариант):

а) Зенон

б) Сенека

в) Марк Аврелий

г) Гроций

 

37.Основная идея стоиков заключена в:

а) самообладании, свободе от собственных страстей

б) размеренности и аккуратности

в) природной заложенности, целесообразности поведения

г) умению настоять на своем

 

38. Эпикуризм основан на идее:

а) послушании

б) целесообразности

в) получении удовольствия

г) движении к цели

 

39. Эпикур выступает против разных страхов (исключить одно):

а) перед природой

б) перед смертью

в) перед богом

г) перед бедностью

40.Скептицизм основан на (найти два варианта):

а) ограниченности познания

б) плюрализма познания

в) несовершенности в человеке

г) апатии

 

 

41. Неоплатонизм в лице Плотина утверждает новую природу единого:

а) единое это не мировая душа

б) единое ничего не производит

в) единое не делает реальный мир

г) единое дробит мир

 

42. Философия Средневековья имеет следующие временные рамки:

а) 6-8 в. н.э.

б) 6-10 в. н.э.

в) 4-12 в. н.э.

г) 6-15 в. н.э.

 

43. Средневековая философия строится на принципе:

а) быть основой теологии +

б) быть основой житейской мудрости

в) быть основой коммуникации

г) быть основой искусства

 

44. Кто из средневековых философов говорит о времени как расширении души:

а) Августин

б) Эриугена

в) Д.Скотт

г) Ф.Аквинский

 

45.Для средневекового мировоззрения (мышления) характерен принцип:

а) гуманизма

б) теоцентризма

в) географизма

г) символизма

 

46. Учение о познании в Средневековье основано на:

а) идеи прощения

б) идеи откровения

в) идеи абсолютного знания

г) идеи относительности познания

 

47. Раннее Средневековье включает в себя такое направление:

а) экзистенциализм

б) натурализм

в) патристика

г) космоцентризм

 

48. Схоластика – это школа:

а) логического обоснования, толкования

б) чувственного постижения

в) разумной критики, оценки

г) сакрального познания (толкования)

 

49. Средневековая философия включает в себя следующие философские направления:

а) дидактизм и традиционализм

б) номинализм и реализм

в) субъективизм и объективизм

г) рационализм и иррационализм

 

50. Средневековое мировоззрение развивали:

а) Аристотель

б) Ф.Аквинский

в) Петрарка

г) Н.Коперник

 

51. В Средневековье ставились следующие проблемы:

а) разума и веры

б) разума и природы

в) разума и чувства

г) чувства и опыта

 

 

52. Священные тексты в период Средневековья должны:

а) критиковаться

б) отвергаться

в) комментироваться

г) запоминаться

 

53. Провиденциализм и эсхатологизм – это учение:

а) о начале истории, мира

б) о будущем и завершенности истории и мира

в) о целях и результатах истории и мира

г) о справедливых путях развития общества

 

54. Эпоха Возрождения – это эпоха:

а) борьбы со Средневековьем

б) возобновления и продолжения развития идей Античности

в) исторического движения к созданию идеалов

г) неизбежности соперничества художественной деятельности

55. Возрождение несет в себе следующие черты:

а) психологизм

б) скептицизм

в) гедонизм

г) гуманизм

 

56. К центральным идеям Возрождения относят:

а) антропоцентризм

б) космоцентризм

в) силу права

г) плюрализм

 

57. Возрождение включает в себя разные направления (исключить один):

а) натуралистический

б) художественно-гуманистический

в) социально-политический

г) умозрительный

 

58. Центральной идеей философии Возрождения становится:

а) природа

б) познавательная деятельность

в) политическое устройство

г) человек

 

59. Для Возрождения характерно развитие (одно исключить) :

а) естественных наук

б) гуманитарных наук

в) искусств

г) политической деятельности

 

 

60. К известным деятелям эпохи Возрождения относят (два выбора):

а) Декарта

б) Коперника

в) Макиавелли

г) Локка

 

61. Эпоха философии Нового времени – это:

а) 15-16 вв.

б) 16-17 вв.

в) 17-18 вв.

г) 18-19 вв.

 

62. К классическим направлениям философии Нового времени относят:

а) скептицизм-догматизм

б) эмпиризм-рационализм

в) интуитивизм-онтологизм

г) гносеологизм-агностицизм

 

63. Высказывание « мыслю - следовательно существую» принадлежит:

а) Л.да Винчи

б) Аристотелю

в) Декарту

г) Спинозе

 

64. Декарт разработал учение о методе, где важны такие черты:

а) ясность, полнота, сомнение, деление вопросов на части

б) очевидность, точность, доступность, правильность

в) сомнение, вера, проблемность, четкость

г) доверие, ясность, проблемность, деление до простых вопросов

 

65. По своему философскому мировоззрению Р.Декарт:

а) монист

б) дуалист

в) идеалист

г) материалист

66. Декарта относят к представителям такого направления:

а) рационализма

б) агностицизма

в) эмпиризма

г) интуитивизма

 

67. Ф.Бэкон опирается на следующий метод познания:

а) дедукцию

б) синтез

в) индукцию

г) экстраполяцию

 

 

68. Ф.Бэкон говорит о разных препятствиях познания:

а) идолах рода, пещеры, рынка, театра

б) идолах доверия, коммуникации, власти, Я-человека

в) идолах стереотипов, незнания, упрощения, страхе неполноты

г) идолах разума, чувства, отношений, впечатлений

 

69. Ф.Бэкон – сторонник следующей познавательной традиции:

а) рационализма

б) эмпиризма

в) сенсуализма

г) скептицизма

 

70. Ф.Бэкон говорит о трех путях познания (один исключить):

а) паука

б) муравья

в) пчелы

г) червяка

 

71. Рационализм не представлен в идеях (учениях):

а) Локка

б) Спинозы

в) Лейбница

г) Декарта

 

72. Спиноза в своем труде «Этика» развивает идеи:

а) свободы воли

б) свободы и необходимости

в) причины и следствия

г) самоуверенности и принуждения

 

73. Эмпиризм развивают (одно исключить):

а) Аристотель

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

 

 

74. В философии 17-18 веков появляется «идея общественного договора»:

а) общество подчиняется всем

б) общество создает разные социальные структуры

в) общество разделено по деятельности

г) общество на базе согласия создает институты власти, управления

 

75. Идеи эпохи Просвещения связаны с:

а) накоплением знания

б) распространением знания

в) организацией трансляции знания

г) пониманием роли знания в прогрессе общества

 

76. Эпоха Просвещения складывается под влиянием таких философов как (два выбора):

а) Т.Кампанелла

б) Ж.Руссо

в) Вольтер 

г) Гердер

 

77. В 18 веке складывается школа философов-энциклопедистов к ним отно  

сят (два выбора):

а) Фурье

б) Дидро

в) Гольбах

г) Сен-Симон

 

78. И.Кант пишет известные работы – это (сделать три выбора):

а) Критика чистого разума

б) Критика практического разума

в) Критика способности суждений

г) Критика человеческих заблуждений

 

79. И.Кант исследует (сделать два выбора):

а) природу эмпирического познания

б) природу рационального познания

в) природу единичного познания

г) природу вероятностного познания

 

80. Для Канта важными границами познания являются (сделать два выбора):

а) единичное

б) обобщенное

в) априорное

г) апостериорное

 

81. Человек, по Канту, живет подчиняясь нравственным законам (максимам) (два выбора):

а) поступай разумно

б) поступай честно

в) поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

г) поступай так, чтобы человек был только целью, но не средством

 

82. Кант утверждает, что явления можно:

а) познавать

б) помыслить

в) назвать

г) почувствовать

 

83.Условия и возможности человеческого познания по Канту определяются (три выбора):

а) чувствами

б) разумом 

в) желаниями

г) верой

 

84. «Вещи в себе» у Канта не познаваемы так как:

а) они материальны

б) они идеальны

в) они есть данность явлений

г) они есть граница наших способностей познавать

 

85. Кант придерживается позиции:

а) скептицизма

б) агностицизма

в) логицизма

г) познаваемости

 

86.Гегель считается основателем:

а) метафизики

б) идеализма

в) диалектики

г) историзма

 

87. В основе философской системы Гегеля лежит:

а) развитие человека

б) развитие природы

в) развитие идеи +

г) развитие общества

 

88. Фейербах создает свою философскую концепцию, которая характеризуется как:

а) развитый материализм

б) сенсуалистический материализм

в) критический материализм

г) антропологический материализм

 

89.Фейербах критикует философию:

а) Платона

б) Гегеля

в) Лейбница

г) Аристотеля

 

90. Философия Фейербаха носит (два выбора):

а) антирелигиозный характер

б) антисенсуалистический характер

в) антинатуралистический характер

г) антисоциальный характер

 

91. Основные идеи диалектического материализма разрабатывают:

а) Платон-Аристотель

б) Декарт-Гоббс

в) Дидро-Гольбах

г) Маркс-Энгельс

 

92. Сознание в философии марксизма – это результат (три выбора) :

а) развития мозга

б) развития форм деятельности

в) развития индивидуального отношения к миру

г) развития социального отношения к миру

 

93. В философии марксизма разрабатываются законы (три выбора):

а) единства и борьбы противоположностей

б) перехода количества в качество

в) отрицания отрицания

г) движения явлений, объектов

 

94. Социальная часть философии марксизма есть:

а) социальный позитивизм

б) социальный динамизм

в) исторический материализм

г) историческая механика

 

95. В философии 19 века развиваются следующие направления (два выбора) :

а) атомизм

б) иррационализм

в) объективизм

г) волюнтаризм

 

96. Русская философия тесно связана с чертами менталитета:

а) рациональностью

б) эмоциональностью

в) повседневностью

г) ценностями

 

97. На содержание и развитие русской философии оказали влияние:

а) географическое положение

б) экономика

в) политика

г) религия

 

98. К славянофилам относятся такие отечественные философы (два выбора):

а) Киреев

б) Ломоносов

в) Аксаков

г) Бакунин

 

99. Русская философия 19-20 века несла в себе идеи (два выбора):

а) космизма

б) биологизма

в) атеизма

г) религиозности

 

 

100. К представителям западников относят (два выбора):

а) Кропоткина

б) Чаадаева

в) Соловьева

г) Чернышевского

 

101. В.Соловьев в своем философском учении развивает идеи:

а) антропологизма

б) атеизма

в) всеединства

г) духовности

 

102. В.Соловьев в своем учении опирается на принципы:

а) прагматизма

б) разумности

в) триадности

г) критичности

 

103. В.Соловьев использует триаду в виде объединения (два выбора):

а) фактов, обобщений, истины

б) эмпирии, разумности, веры

в) чувственности, рациональности, сверхчувственности

г) аскетизма, альтруизма, высшего добра 

 

104. Ф.Достоевский и Л.Толстой в своих работах обращают внимание на проблемы:

а) чувства

б) разума

в) совести

г) общественного прогресса

 

105. Ф.Достоевский поднимает вопросы (два выбора):

а) совести и долга

б) свободы и ответственности

в) разумности и безверия

г) честности и лжи

 

106. Философия иррационализма направлена против (два выбора):

а) рационализма

б) материализма

в) имморализма

г) логицизма

 

107. Шопенгауэр основой мира считает:

а) идеи

б) поступки

в) мировую волю

г) материю

 

 

108. Основой жизни для Ницше является:

а) воля к разуму

б) воля к действию

в) воля к власти

г) воля к активности

 

109. Ницше основой мира считает:

а) мировую волю

б) государственную волю

в) субъективную волю

г) спонтанное желание

 

110. Шопенгауэр является представителем:

а) субъективного идеализма

б) объективного идеализма

в) метафизического материализма

г) вульгарного материализма

 

111. Какая жизненно-смысловая направленность человека по Кьеркегору является полноценной:

а) эстетическая

б) этическая

в) психологическая

г) религиозная 

 

112. Главным в человеке Кьеркегор считает:

а) быть открытым к внешнему миру

б) быть уверенным в себе

в) жить своими чувствами

г) уметь взаимодействовать с людьми

 

113. Для Кьеркегора важным механизмом человека выступают:

а) страсти

б) разум

в) вера

г) знание

 

114. О. Конт считается родоначальником:

а) научной метафизики

б) социального реализма

в) позитивизма

г) эмпиризма

 

115. По Конту история познания в обществе проходит следующие стадии:

а) зарождения, расцвета, угасания

б) искусств, ремесел, наук

в) теологическую, метафизическую, позитивную

г) теоретическую, практическую, организационную

 

116. Позитивизм проходит разные стадии:

а) эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма

б) эмпириокритицизма, постпозитивизма, модернизма

в) эмпириокритицизма, семантического позитивизма, логического пози-                       

тивизма

г) логического позитивизма, аналитической философии,

лингвистической философии

117. Неопозитивизм опирается на следующие принципы:

а) принцип координации знания

б) принцип логического выражения знаний

в) принцип соответствия знаний действительности

г) принцип экономии знаний

 

118. В постпозитивизме выделяются следующие принципы:

а) принцип логического уточнения научного знания

б) принцип лингвистического уточнения научного знания

в) принцип верификации научного знания

г) принцип фальсификации научного знания

 

 

119. Основой эволюции мира по А. Бергсону выступает:

а) активность материи

б) жизненный порыв

в) интеллект

г) идея

 

120. К основным проблемам экзистенциализма относят:

а) проблему активности человека

б) проблему существования человека

в) проблему смерти человека

г) проблему гуманности человека

 

121. Философия экзистенциализма имеет следующие виды (два выбора):

а) религиозный

б) атеистический

в) творческий

г) социально-политический

 

122. Феноменология – это описание (два выбора):

а) предметов

б) стереотипов сознания

в) того, как дано сознание

г) субстанциональности сознания

 

123. Э. Гуссерль связывает природу сознания с:

а) набором свойств

б) интенциональностью

в) многоуровневостью

г) стабильностью

 

124. К философам экзистенциализма не относится:

а) Шеллинг

б) Сартр

в) Ясперс

г) Камю

 

125. Философия психоанализа обращает внимание на:

а) подсознательное

б) бессознательное

в) предсознательное

г) полусознательное

 

126. Психоанализ выделяет следующие характерные структуры:

а) бессознательное, Я – эго, сверх – Я

б) предсознательное, сверхсознательное, подсознательное

в) подсознательное, Я – эго, свободное сознание

г) Я – эго, сверх - Я, свободное сознание

 

127. Психоанализ неоднороден, он включает в себя разную природу бессознательного (два выбора):

а) индивидуальное бессознательное

б) коллективное бессознательное

в) историческое бессознательное

г) космическое бессознательное

 

128. К представителям психоанализа относят (три выбора):

а) З. Фрейда

б) К. Юнга

в) Тейлора

г) Э. Фромма

 

129. Психоанализ позволяет понять по-новому особенности (два выбора):

а) человека и общества

б) телесности человека

в) функционирования сознания человека и общества

г) структуры психического в человеке и обществе

 

130. Герменевтика – философское учение, основой которого является:

а) техника текста

б) обнаружение смысла

в) восстановление смысла

г) метод открытия истины

 

131. Герменевтика представляет собой:

а) способ литературоведения

б) способ философствования

в) способ разъяснения

г) способ изложения

 

132. Сущность метода герменевтики заключена:

а) только в искусстве толкования

б)в искусстве толкования, понимания, реконструкции текста, ситуации

в) в искусстве распредмечивания текста и его дополнения

г) в искусстве накопления опыта и открытия истины

 

133. К представителям герменевтики не относится:

а) Г. Гадамер

б) П. Рикер

в) В. Дильтей

г) А. Гумбольдт

 

134. Герменевтический круг – это:

а) взаимосвязь текстов

б) взаимосвязь целого и частей текста

в) переход от одного этапа к другому

г) взаимообусловленность автора и читателя

 

135. Аналитическая философия обращает внимание на (два выбора):

а) природу рационального

б) логические структуры

в) логический способ объяснения

г) математические особенности познания

 

136. К представителям аналитической философии относится:

а) Б.Рассел

б) З.Фрейд,

в) А.Пуанкаре

г) А.Швейцер

 

137. Структурализм обращается к выявлению роли (два выбора):

а) целого и части

б) структуры и функции

в) фундаментального и относительного

г) устойчивого и меняющегося

 

138. Представителем структурализма не является:

а) Ф. де Соссюр

б) К. Леви-Стросс

в) Ж.Деррида

г) Ж.Делез

 

139. Эпоха начала современной философии определяется как:

а) дадаизм

б) акмеизм

в) модернизм

г) техницизм

 

140. За модернизмом в философии следует направление:

а) авангардизм

б) соцреализм

в) постмодернизм

г) сюрреализм

 

141. К представителям постмодернизма относят (три выбора):

а) Ж.Бодрийяра

б) М.Фуко

в) Ж Делеза

г) М.Шлика

 

142. Постмодернизм отвергает роль и значение (два выбора):

а) центра

б) периферии

в) абсолютного

г) структурированного

 

143. Л.Толстой обращается к проблемам (два выбора):

а) свободы

б) веры

в) насилия

г) фатализма

 

144. Русский космизм развивает свои идеи опираясь на (два выбора):

а) естествознание

б) западную философию

в) экологические требования

г) религиозные основы бытия

 

145. Представителями русского космизма не являются:

а) Н. Федоров, Э. Циолковский

б) Л. Чижевский, В. Вернадский

в) П. Флоренский, А. Лосев

г) Э. Циолковский, Л. Чижевский

 

146. Понятие «симулякр» в постмодернизме означает:

а) смешанный

б) спутанный

в) спонтанный

г) не имеющий объектного смысла

 

147. Постмодернизм вводит различные обозначения реальности:

а) субъективная реальность

б) объективная реальность

в) гиперреальность

г) сверхчувственная реальность

 

 

148. Для описания действительности постмодернизм вводит термин:

а) матрица

б) ризома

в) симулякр

г) перфоманс

 

149. Какой принцип не характерен для постмодернистского мышления:

а) периферийности

б) децентрации

в) презентизма

г) гармонии

  

150. К основным факторам, порождающим современную философию, относят:

а) экономику, политику, религию

б) глобализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию

в) средства массовой информации, либерализацию, новые формы коммуникации

г) компьютеризацию, массофикацию, технократизм

 

 

                                                                                                      


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!