Экспонирование естественных коллекций и формы работы с посетителями



Формы экспонирования

Согласно определению А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов». Результаты научно-исследовательской работы музеев находят отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.

Экспозиция музея – это своеобразный инструмент, с помощью которого передают людям определенные ценности природной среды. Принципиально важно, чтобы экспозиция могла конструктивно и эффективно влиять на посетителей, учитывала закономерности восприятия документальной и художественно-образной информации, функционировала в соответствии со спецификой этой информации, строилась на научно обоснованных методиках идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения и конкретную личность, способствовала бы ее преобразованию из объекта экологического просвещения в субъекта движения за сохранение природы.[48]

Наиболее общепризнанной является классификация видов музейной экспозиции, основанием которой служит метод построения экспозиции, то есть порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Методов насчитывается четыре: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. В соответствии с каждым методом определяют следующие виды экспозиции: систематическую, ансамблевую, ландшафтную и тематическую. Возникновение этих методов экспонирования и соответствующих им видов экспозиции представляет собой процесс, охватывающий достаточно длительный промежуток времени.
Систематические экспозиции зародились в конце XVIII – первой половине XIX в. Формированию этого типа экспонирования способствовало всё большее утверждение приоритета научного мышления, а также идея линейного исторического развития. Их развитие связано с процессом дифференциации в науке.

Систематическая экспозиция – музейная экспозиция. Построенная в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица такой экспозиции – это системный (типологический) ряд музейных предметов, отражающий эволюционный процессы в природе и человеческой деятельности.

Предметы, представленные в соответствии с систематическим методом экспонирования, отбираются, интерпретируются и размещаются в соответствии с классификационной системой научной дисциплины или отрасли производства, представленной в музее. Основной структурной единицей такой экспозиции становится типологический или системный ряд. Он позволяет показать биологическую эволюцию. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественнонаучных музеях.

Ландшафтная экспозиция – музейная экспозиция, воспроизводящая взаимосочетания, взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественнонаучных музеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания.

Таксидермия (от греч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и декоративность здесь недопустимы, поскольку естественнонаучные музеи призваны популяризировать достоверные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея.

В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

К концу XIX в. в практику естественнонаучных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. В ландшафтной панораме пейзаж служит вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности. В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественнонаучных музеях гораздо более широкое распространение.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира.

Рассмотрим ситуацию в муниципальных музеях Ярославской области. Среди рассматриваемых музеев нет естественно-исторических, хотя имеется музей Леса и краеведения в п. Пречистое. Основное разработки ведутся по истории края. Тем не менее ряд музеев имеют отделы природы – это историко-краеведческий музей имени П.К. Шарапова и Любимский музей. Основу отдела природы в последнем из перечисленных музеев составляет диорамма «Животный мир Любимского края»  

 

Рисунок 3.1 - Историко-краеведческий музей  г. Любим.

 

       Как правило, в муниципальных музеях, да и не только в них катастрофически не хватает выставочной площади. Практически все, что имеет музей, он размещает на экспозициях. В Любимском историко-краеведческом музее отдел природы небольшой, сотрудники разработали его таким образом, чтобы просто представить животных и птиц в музее, но есть и моменты, выхваченные из жизни животного. Например, рысь расположена на ветке.

В даниловском Музее имени П.К. Шарапова отдел природы занимает просторный зал 1-го этажа. Благодаря обширной выставочной площади здесь представлены почти все естественнонаучные экспонаты из имеющихся коллекций. В закрытых массивных витринах размещена минералогическая коллекция Ю.М. Тетерина, на выступающей когда-то школьной сцене сооружен пруд, в котором размещены не только водоплавающие птицы, но и млекопитающие, обитающие у воды – это бобр и норка. На заднем плане фотообои, которые дополняют и продолжают искусственный пруд на стене. Для создания искусственного водоема были использованы песок, камни, стекло, бревно, даже ветки, погрызенные бобром.

Рисунок 3.2 – Искусственный пруд в Музее имени П.К. Шарапова

 

Для сохранности предметов было решено закрыть все окна, в оконных проемах расположились отдельные выставки, посвященные пернатым созданиям. Здесь все максимально приближено к естественным условиям, мох, болотные кочки у турухтана, неясыть на ветке, самка тетерева на фоне фотообоях с упавшей желтой листвой сливается вместе с фоном и посетителю становится ясно, почему у нее пестрый окрас, в отличие от трех рядом стоящих самцов.

Рисунок 3.3 – Тетерева. Музей имени П.К. Шарапова

 

Нехватка площади для естественнонаучных коллекций характерна для всех муниципальных музеев ярославской области, имеющих эти коллекции. Если проводить сравнение с крупными зоологическими музеями, где каждый вид обособлен в отдельную витрину, то в небольших музеях приходится видеть в одном месте сразу несколько чучел различных животных и птиц, что мешает естественной картине восприятия живой природы.

Одной из характерных особенностей муниципальных музеев является то, что все имеющиеся естественнонаучные коллекции экспонируются, в депозитариях практически отсутствуют данные экземпляры. Следует отметить, что имеется еще одна проблема, характерная для всех муниципальных музеев – это нехватка площадей музейных хранилищ, по этой причине все природные объекты экспонируются. Кроме того ни в одном из них нет специального отдельного хранилища для объектов живой природы.

Подворье кацкарей представляет собой естественную деревенскую природную среду немыслимую без домашних животных, дающих мясо, яйца, молоко т.д.  Животные содержатся в загонах и вольерах, огороженные участки позволяют посетителям рассмотреть животных, покормить с рук. К вольерам, для поддержания чистоты в весеннее-осенний период, вымощены деревянные дорожки.

Природные музеи под открытым небом – так называют дендрарии и ботанические сады. В каждом из них, для придания уникального необычного облика, а также в научно-исследовательских целях, пытаются акклиматизировать некоторые виды растений. Растения, привезенные с различных климатических зон, нуждаются в особом уходе, поэтому всякий ботанический сад представляет собой несколько участков, где произрастают растения одного климата, либо требующие одних и тех же условий.

Дендрологический сад в Переславле-Залеском представляет собой несколько различных участков, приспособленных для выращивания различных растений. Деревья и кустарники переславского сада высажены в восьми зонах, в каждой из которых собраны представители флоры того или иного географического региона. Растения сюда пересаживают в 3-5 летнем возрасте. Прогуливаясь по саду, можно «побывать» в Северной Америке, в Крыму и на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Сибири, в Восточной и Западной Европе, а также в Средней Азии.[49]

Осмотр экспозиции обычно начинается с коллекционного участка, где, в основном, высажены растения из Северной Америки и Уссурийской тайги. Они очень красиво смотрятся вдоль обустроенного каскада прудов. Здесь, например, можно увидеть уссурийскую грушу, достигающую высоты в 10-15 м. Весной она очень красиво цветет, а в конце лета приносит небольшие кисловатые и терпкие плоды. В зарослях коллекционного участка нетрудно найти также маньчжурские орех и аралию, а также лимонник и бархат амурский. Посетителям всегда нравится участок сада, отданный под флору Сибири. Красивые хвойные деревья кедра и кедровый сосны, сибирской ели и лиственницы в жаркий день наполняют воздух прекрасным ароматом и укрывают гостей дендросада тенистыми кронами.[50]

Такую же картину можно наблюдать и в Ботаническом саду ЯГПУ. Сад был зонирован для выращивания определенных видов растений.

 


 

Формы работы с посетителями

Условно можно выделить две формы работы с посетителями: традиционные и инновационные. К первым можно отнести лекции, экскурсии, а к последним интерактивные программы, праздники, фестивали и т.п.[51]

ВКЛЮЧИТСЯ В ПЕРДИСТОРИЮ ОТ ПЕРВЫХ МУЗЕЕВ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОТОМ ПЕРЕЙТИ К СОВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ РАБОТЫ МУЗЕЯ

 

ЕСТЬ ТОЛЬКО ФОРМЫ РАБОТЫ МУЗЕЯ ИМ. ШАРАПОВА

Тутуев – сказочные листовики и пр.

Мартыново – контактный зоопарк

Музей леса и краеведения

Пошехонье

ЛЮБИМ

Современная ситуация такова, что музеи вынуждены включиться в конкурентную борьбу за посетителя. Следствием этой борьбы и основными потребностями целевой аудитории является появление новых форм работы с аудиторией.

А.И. Клюкина в своем педагогическом исследовании Обладая уникальными образовательными и воспитательными возможностями, музеи, как правило, ограничиваются эпизодическим просветительным воздействием на посетителей. У значительной части населения, даже в крупных культурных центрах, не выработана потребность стабильного использования музейных учреждений как неотъемлемого элемента духовной жизни, как места получения дополнительного образования. Реализация принципов музейной педагогики часто носит характер механического перенесения в сферу свободного времени неадекватных природе досуга методов школьной диалектики.

Образовательная и педагогическая деятельность музейных учреждений, в основе своей, ограничивается лекциями и экскурсиями и слабо связана с средней школой, высшей школой и Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; методика ее недостаточно учитывает специфику музея, как учреждения культуры, где механизм духовных ценностей существенно отличен от приемов и способов обеспечения процесса усвоения естественнонаучных знаний.

Явные противоречия между объективными возможностями музеев эффективно осуществлять не только просветительную, но и образовательно-воспитательную деятельность, и реальным уровнем решения этой задачи детерминирует актуальность проблемы преодоления эпизодичности и обеспечения стабильного созидающего воздействия музея на разные группы населения, предопределяет целесообразность осуществлять социально-педагогическое исследование, которое бы выявило оптимальные пути ее осуществления.

 

Последние двадцать лет стали бурно развиваться такие направления музейной работы как культурология и педагогика. Развитие этого направления музейной деятельности дало целый спектр совершенно новых форм работы с посетителями вообще и с детьми, подростками, молодежью и взрослым населением в частности. Однако, при довольно большом объеме исследований работы с разными категориями посетителей музеев, публикаций в области естественнонаучного музееведения очень мало и совсем незначительная их часть посвящена формированию естественнонаучных знаний музейными средствами, формированию активного познания в естественнонаучных музеях путем создания интерактивных экспозиций.[52]

Д.Е. Озерова в своем исследовании «Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России» пишет: «В настоящий момент дискуссия "Каким быть музею ХХI века?", начатая в конце 1980-х - начале 1990-х годов, продолжается и в нашей стране, и в других странах. Она связана, прежде всего, с той современной ситуацией, когда музею в прямом смысле слова приходится выживать в конкурентной борьбе с широкой индустрией развлечений. Если в предшествующие десятилетия к сфере культуры было принято относить только театры, библиотеки, кино и музеи, то сегодня ее пространство "агрессивно захватывается шоу-бизнесом". Поэтому многие музеи в мире стали ориентироваться на создание культурных, досуговых комплексов, куда входят, наряду с музеями, аудиовизуальные представления, всевозможные развлечения, рестораны, транспортные услуги. Один из разделов известной книги Д. Нэсбитта "Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год2000." называется "А что, если снять музей?". Автор предлагает использовать музей для встречи бывших одноклассников, проведения вечеров и даже свадебных торжеств .

Исконным призванием музея являлось и является желание соприкоснуться с миром прекрасного, предоставление знаний своим посетителям, удовлетворение их любознательности, а в наши дни к этому еще прибавилось снятие нервного напряжения, возможности приятно отдохнуть. Один из немецких специалистов музейного дела, Ганс Швиер, высказал свое мнение, что "музей девяностых" представляется ему как "место досуга". Возможности музея будущего кроются "в синтезе традиционных и новаторских действий" »[53]

В современном обществе музей становятся наиболее предпочтительным средством коммуникации в плане неформального образования, это видно из ряда опросов, посетитель рассматривает музей, как место, где можно познакомится с предметом, коллекцией, выставкой, где можно углубить свои знания и только потом, как место для проведения досуга[54] 171. Посетитель доверяет музею больше, чем учебникам и кинофильмам в надежности информации, особенно это касается краеведческих музеев, где представлена многогранная информация об истории одного конкретного региона.

Для поддержания и удовлетворения интереса посетителей ему необходимо видеть яркие, «читаемые» экспозиции, подлинные музейные предметы, понятные тексты, сейчас зритель стремится к диалогу 172. Таким образом, чтобы сохранить за музеем миссии общественного просвещения посредством демонстрации подлинных объектов культурного наследия, необходимо направить научно-исследовательскую деятельность музея на изучение музейной аудитории и сделать ее полноправным субъектом музейной коммуникации. Глава 3. Описание и анализ экспозиции Челябинского краеведческого музея Научная концепция музея это всестороннее обоснование целей и задач функционирования и развития музея, она является исходным документом для начала всех работ по развитию музея. При этом научная концепция создания музея в целом гораздо шире, чем научная концепция музейной экспозиции. Применительно к экспозиции понятие «концепция» как определенная система взглядов стало использоваться примерно с 1970-х годов. По выработанному в советское время взгляду на научное проектирование экспозиции, научная концепция «определяет идейное содержание экспозиции, принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывает требования к художественным решениям, 171 Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействии. - М Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект. Материалы XVII Международной научной конференции. СПб, мая 2005г. 56

 

ремя заездов – в 10.00 и 13.00 (только по предварительной договоренности), выходной – понедельник.
Интерактивная туристическая программа
«В гостях у фермера»
Туристская программа « В гостях у фермера» действует на базе трех объектов Первомайского МР таких как: Музей «Леса и краеведения», Багряниковская школа интернат для детей отстающих в развитии и фермерского хозяйства А.Е. Власова X

«На недельку, до второго мы уедем в Кузнецово……….»

В тур. программу (3-4 часа) входит:
1.Встреча гостей у музея «Леса и краеведения», Экскурсия по всем залам музея
2. Посещение Багряниковской школы- интерната для детей с ограниченными возможностями с экскурсионной программой, посещение пекарни, стадиона, фермы……….
3. экскурсия по фермерскому хозяйству А.Е.Власова, посещение контактной фермы, походы в лес за ягодами, грибами, лекарственными травами, катание на лодках, фотоохота. При желание туристы могут принять участие в сельскохозяйственных работах, научиться доить корову.

Возможна аренда инвентаря для рыбалки, походов в лес за грибами, ягодами.
Тур. программа и экспозиции на объектах постоянно обновляются.
На основе данной тур. программы возможна организация праздничных и корпоративных вечеров отдыха .
Услуги предоставляются как группам, так и индивидуальным посетителям.

Режим работы установлен, но с учетом потребности посетителей может быть изменен.

Дополнительно к программе возможно заказать обед в Багряниковской школе- интернате из экологически чистых продуктов выращенных на территории района . Стоимость обеда от 80 до 170 рублей с человека
Цена билета: из сайта http://www.naselo.ru/tour/id19628 дата обращения 29.08.2018 г

Современные формы работы с посетителями этих музеев (а также Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника) предлагаются для сравнения. Начнем с обычного описания мероприятий, проводимых музеями в Билефельде и Ярославле. Необходимо отметить, что и в том, и другом городе музейные работники занимаются музейной педагогикой и в первую очередь уделяют внимание подрастающему поколению источник тот же.

Сегодня музеи помимо традиционных форм, экскурсий и докладов, использует современные формы работы с посетителями: показ экспонатов в действии, музейные игры для детей, разнообразные программы музейных праздников. Самой главной целевой аудиторией остаются школьники. В последнее время музеи очень тесно сотрудничают со школами и разрабатывают для них музейные программы, в том числе связанные с естественнонаучными коллекциями.

В работе Д.Е. Озеровой «Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России», говорится о том, что в Ярославле в музее-заповеднике организован отдел "Музейная педагогика", сотрудники которого создали музейно-экскурсионную программу для начальной школы "Мир вокруг нас". В 1994-1996 гг. она прошла апробацию в нескольких ярославских школах. В 1996 г. коллектив музея назвал её "самым ярким достижением года" . Основной элемент программы - это сотрудничество музейного педагога и школьного учителя. Вместе они знакомят маленьких ярославцев с историей и культурой их малой Родины, формируют ценностное отношение к неповторимым памятникам и достопримечательностям Ярославля, способствуют развитию у детей наблюдательности, воображения, творчества. В настоящее время по программе "Мир вокруг нас" работают более 30 ярославских школ.

Каждый ученик имеет художественно оформленные "Творческие тетради", разработанные музейными работниками. В них задания по блокам программы: "Знакомьтесь, музей", "Природа, которая нас окружает", "Путешествие в мир рукотворных предметов", "Город, в котором мы живем", "Как жили наши предки» .

 

Ботанические сады ярославской области являются доступными для посетителей. Дендрологический сад в Переславле-Залесском открыт в теплое время года, с мая по октябрь с 10.00 до 20.00, без выходных. Деревья и кустарники переславского сада высажены в восьми зонах, в каждой из которых собраны представители флоры того или иного географического региона. Растения сюда пересаживают в 3-5 летнем возрасте. Прогуливаясь по саду, можно «побывать» в Северной Америке, в Крыму и на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Сибири, в Восточной и Западной Европе, а также в Средней Азии.

Очень интересно гулять по саду с экскурсоводами. Они увлекательно рассказывают о каждой коллекции и сообщают много занимательных фактов из жизни растений, а также легенд о местных «обитателях». А для детей по территории существует целый интерактивный маршрут «Тропа сказок». На ней установленны резные деревянные скульптуры сказочных героев и животных, и даже избушка на курьих ножках с Бабой Ягой. Для досуга детей в парке построена также красивая деревянная игровая площадка с качелями, горками и небольшими домиками. На выбор посетителей в саду можно прогуляться пешком, а можно совершить велопрогулку. [55]

 

 

Даниловский историко-краеведческий музей имени П.К. Шарапова также разработал программу «Данилов - моя родина» по которой работает с школьниками младших классов. Программа рассчитана на 32 часа. В этой программе имеются экскурсии, проводимые в отделе природы.

Во-первых, это тематические экскурсии:

т Приложить Рисунок.

Осенью 2011 года в отделе природы проходила двухнедельная выставка «Дары осени», которая пользовалась большим успехом. На ней были представлены всевозможные сорта растений, выращенных на огороде.

Весной 2014 года к историко-краеведческому музею имени П.К. Шарапова в оперативное управление передали Летний сад, площадью почти в два гектара, в дореволюционное время, принадлежавший купеческой семье. В связи с этим возможности отдела природы в перспективе существенно расширились. На дополнительной площади будут разрабатываться новые природоведческие экскурсии и игровые программы, для начала планируется создать грудку с лекарственными растениями.

Автор статьи «Другие формы культурно-образовательной работы в музеях» Поправко Е.А насчитывает до сотни различных форм работы с посетителями. К базовым формам культурно-образовательной работы относят, кроме экскурсии, лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.); конкурс (викторина, олимпиада и т.д.); вечер встреч, концерт (киносеанс, театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.); музейный праздник, семейные абонементы выходного дня, музейную игру, выездной день музея, мастер-класс. Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, – лекция. Лекции могут объединяться в циклы – лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в. Первоначально для чтения лекций приглашались ведущие специалисты в какой-либо научной области. Сейчас чаще всего лекции читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Особенность музейной лекции – тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад.[56] В даниловском историко-краеведческом музее такая форма работы также проводится, она позволяет расширить любую тематическую экскурсию, сделав ее более наглядной и увлекательной. Например, в музее имеются кости и зубы мамонта, раковина аммонита, древнее окаменевшее растение, чтобы расширить рассказ для школьников по данным предметам была разработана лекция и составлена презентация, которая сделала тему «Миллионы лет назад» интересной и востребованной школьниками.

Музеи по-своему стараются привлечь посетителей. В музее леса и краеведения природоведческий зал представлены как гостиная феи леса. В гостиной Феи леса представлены животные, птицы, рыбы, насекомые, обитающие в наших краях, проводятся интерактивные программы, посвящённые экологии района. Фея леса, которая является брендом музея, пригласит вас в сказочный мир, расскажет много удивительного и интересного о лесе и его обитателях, о целебных свойствах различных лесных трав и ягод.[57]

Чтобы привлечь городских посетителей в этнографическом музее кацкарей было обустроено собственное подворье с домашними животными. В кацком подворье ждут посетителей обаятельные животные: лошади Малко и Мазурка, овцы Чиба и Дикарка с ягнятами. Есть и куры с гусями. А наособицу всех ласково встречает тёлка Рыня. С животными можно пообщаться, сфотографироваться и покормить с рук.[58]

Пошехонский музей «Дом топтыгина» проводит интерактивные игровые программы, мастер-классы, выставки-конкурсы поделок, которые сориентированы, в основном для детей. В музее можно попробовать  ложечку душистого меда, отведать малинового варенья и вдохнуть аромат настоящих сушеных грибов из Пошехонских лесов.[59]

Безусловно, в каждом зоопарке есть своя специфика, но и общих черт, равно как и общих проблем, имеется достаточно много. Просветительская работа зоопарка состоит из нескольких видов и форм деятельности. В любом из зоопарков обязательно имеются видовые этикетки на экспонируемые виды животных, а также ориентировочно-предупредительные надписи. В последние годы во многих зоопарках этикетки пересматриваются и модернизируются (например, многословный текст заменяется графической информацией, названия даются на нескольких языках и пр.). Просветительская экспозиция в зоопарке – это плакаты, стенды, витрины и выставки природоохранной, экологической и зоологической тематики.


Глава 3.3 Научно-образовательная деятельность.

Говоря о научно-образовательной деятельности муниципальных музеев можно отметить, что в плане научной работы музея по естественнонаучным дисциплинам не проводится. Можно сделать только некоторые ссылки на проведение некоторых лекций. Как правило, в муниципальных музеях историко-краеведческие исследования преобладают во всех проводимых научных изысканиях. Сотрудники всех муниципальных музеев ярославской области в обязательном порядке проходят различные обучения, проводимые методическим отделом ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Как правило, обучение длится 2-3 дня, первые дни (день) посвящен какой-либо теме, которую готовит один из сотрудников ярославского музея-заповедника, а последний день – выездной. Таким образом, сотрудники музея знакомятся с работой других муниципальных музеев, отмечают оформление экспозиции, особенности работы с посетителями, замечают, что можно взять на вооружение, используя возможности своего музея. К большому сожалению, многие музеи, имеющие естественнонаучные коллекции не относятся к муниципальным, поэтому сотрудники музеев не пересекаются, не встречаются, не обсуждают какие-то вопросы, проблемы и т.д. Это одна из болевых точек – многоведомственность естественнонаучных музеев

научноестественной работы присутствуют только лекции Многоведомственность подчинения естественнонаучных музеев. Выше мы остановились на музеях, существующих при высших учебных учреждениях и в системе Российской Академии наук, но существует еще масса ведомств, перечисленных выше, которым подчиняются естественнонаучные музеи.

 

 

Выводы Положительные результаты от реализации программы получают и ребенок, и школа, и музей. Ребенок накапливает знания по истории и культуре родного края, учится ценить культурно-историческое наследие, развивает наблюдательность. Школа обогащает содержание учебных программ, наполняет их новым материалом. Музей получает уверенность в своем самостоятельном, а не вспомогательном значении.

Сотрудники отдела музейной педагогики ищут новые формы работы с подрастающим поколением. В музее действует образовательная программа "Семейный абонемент" для детей 5-6-ти лет и их родителей. Главная её задача - совместное обучение родителей и детей. План каждого занятия состоит из трех частей. Основное занятие проходит на экспозиции в игровой форме. Например, в отделе природы дети совершают прогулку в сказочный лес.

После рассмотрения конкретных примеров работы с посетителями исторических музеев Билефельда и Ярославля напрашивается несколько выводов. В обоих городах музейные сотрудники исходят из того, что современный музей должен учитывать потребности и запросы своих посетителей. Музей для человека - своеобразное психологическое убежище. Обстановка в мире быстро меняется, меняется политика государств, идеология, нравственные ориентиры. Музею присуща стабильность,тишина и умиротворение - полное противоречие внешнему бурно развивающему миру. Поэтому музеи постепенно становятся не только научно-просветительным учреждением, но и местом проведения досуга с использованием игровых методов и методов театрализации. Частыми формами работы стали музейные праздники. Их сценарии строятся в зависимости от истории региона, но принцип остается единым - через развлечения проводить популяризацию местной истории.

Если говорить о работе музеев с молодым поколением посетителей, то здесь есть одинаковые и разные моменты. Все мероприятия Исторического музея Билефельда, Музея истории города Ярославля и Ярославского музея-заповедника, устраиваемые для детей, имеют под собой обязательно игровую основу. Но в Ярославле стремятся к созданию долговременной музейно-педагогической программы, часто работают с одним и тем же контингентом детей, тесно сотрудничают со школой и с учителями.В Билефельде "детские музейные мероприятия" рассчитаны на случайных посетителей. С одной стороны, это неплохо выглядит, потому что ребенку не надо ждать, когда его класс решит пойти в музей, он может посетить его самостоятельно. С другой, - нет большого охвата и системного подхода. Поэтому идеальной можно назвать следующую ситуацию. Музей создает:

глобальные кропотливо разработанные программы, по которым работают не один год и с большим коллективом;

тематические мероприятия, в которых можно принять участие только в группе и по предварительному заказу;

возможность для отдельных маленьких посетителей с пользой и увлекательно провести время в музее.

Есть еще два момента, которые можно назвать характерными для обоих музеев. Эти моменты вытекают один из другого. Во-первых, и в том, и в другом музее музейной педагогикой занимаются отнюдь не профессионалы и даже не всегда люди, получившие музеологическое образование, не говоря уже о музейно-педагогическом образовании. Как правило, это энтузиасты своего дела, интуитивно чувствующие, как его лучше организовать и построить. Известно, что для успешной организации мероприятий, для создания новаторских идей везде требуется творческая личность. Здесь появляется второй общий момент для сравнения. Например, успех мероприятия"День рождения в музее" в Историческом музее Билефельда во многом зависел от женщины-волонтера, временно пришедшей работать в музей. Ею был придуман медвежонок из картона, который прячется от детей на экспозиции. От его имени она сочинила текст рекламной брошюры, написанный доходчивым детским языком и представляющий варианты проведения дня рождения: сказочный час за прялкой, езда на высоком велосипеде и другие. Творческий подход к своему делу можно также отметить и у молодых сотрудниц массового отдела Музея истории города Ярославля, разработавших программу "Посвящение в ярославичи",и у работников музея-заповедника, создавших и внедривших в жизнь музейно-педагогическую программу "Мир вокруг нас". Остается лишь согласиться с мнением о том, что "музей во всем многообразии и уникальности коллекций проявляется через конкретных людей" [20].Творческая личность необходима в любом музее, в какой стране он бы ни находился. Только в этом случае музей в состоянии выжить в конкуренции с другими учреждениями культуры и современными средствами предоставления досуга.

Примечания

Из официальный сайт Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области http://pervomayadm.ru/muzey-lesa-i-kraevedeniya-1.html 25.03.2018 официальный сайт Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области http://pervomayadm.ru/muzey-lesa-i-kraevedeniya-1.html 25.03.2018

 

Дата создания материала: 22-10-2015. История изменений

 

 

Источники и литература:

 

1. Тихомиров, Н.В. Основы естественноисторической музеологии: Текст лекций/ Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2003. 84 с.

 

2. Карпухович М.К. Ярославский музей-заповедник (К 120-летию со дня основания) \ М.К.Карпухович. «Краеведческие записки», в.2.- Ярославль, 1957.

3. Сара Блейк «Демидовы. Первые капиталисты России» серия «Династии», РИПОЛ-КЛАССИК, Москва 2014 год стр 71 – 86

4. Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. Т.1, с.183.

5. Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. - Л., 1978. – С.101

6. Ксенофонтова В.В. Ботанический сад // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. - Т.1. - С.79.

7. Микешина Л.А. Научная картина мира как мировоззренческая форма знания // Научная картина мира: логико-гносеологический аспект Киев: Наукова думка, 1983. - с.62 - 69.

8. Багрова Н.В. Из истории первых музеев Ярославля.

/Н.В.Багрова./«Краеведческие записки», в.2.- Ярославль, 1957

9. Введенский О.В. Культурный потенциал музеев в реализации интегративного подхода в естественнонаучном образовании // Школа молодых ученых: Научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых. Вып. 1. СПб., 2000. -с. 159-161.

10. Официальный сайт зоологического музея Музей природы п. Борок http://www.borok.ru/museums/nature/index.shtml

11. Автор: Клюкина Анна Иосифовна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Музеи в системе культуры

Статья в выпуске: 1 (33), 2010 года стр 76 - 81.)

 

12. Официальный сайт рыбинского музея-заповедника http://www.rybmuseum.ru/index.php/ru/collections/natural-scientific-collections

13. официальный сайт Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области http://pervomayadm.ru/muzey-lesa-i-kraevedeniya-1.html 25.03.2018

14. Официальный сайт МУК «Центр сохранения и развития культуры» Пошехонского муниципального района http://mukzentr.ru/muzey-toptygin-dom.html

15. Бесплатная библиотека России. Конференции, книги, пособия, научные издания http://libed.ru/dissertatsiya/476182-1-praktika-realizacii-pedagogicheskogo-potenciala-muzeya-na-primere-muzeev-estestvennonauchnogo-profilya.php ..25.03.2018

16.

 

Экскурсионное дело в России имеет более чем двухвековую историю. Первые школьные экскурсии начинают проводится с конца XVIII века. Именно, в это время передовые российские педагоги, просветили, среди которых прежде всего необходимо назвать

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!