Женщины - свидетельницы Воскресения Иисуса.



Все четыре Евангелия сообщают, что ученицы Иисуса первыми услышали весть ангела о Воскресении* (они, кстати, единственные «провожали» на казнь. Мужчины разбежались!!!)и получили поручение рассказать об этом ученикам-мужчинам (Мф 28:1-8; Мк 16:1-8; Лк 24:1-12; си. Ин 20:1-13). Согласно Лк (24:10-11, 22-24), мужчины не поверили сообщению Ж. (см. также Мк 16:11 и дальнейшее дополнение к Мк). (раньше ж. не брали в свидетели вообще, или два женских голоса считались за один )

Мф и Ин и расширенная концовка Мк говорят, что Иисус впервые явился Марии Магдалине (Ин 20:14-18; Мк 16:9-11; Иисус поручает Марии Магдалине рассказать ученикам о том, что она видела и слышала.

Первое известное нам сочинение против христианства, составленное неоплатоником Цельсом «Истинное слово» (ок. 175 н.э.), основывает свою аргументацию на том, что свидетелями и глашатаями Воскресения Иисуса были Ж. Цельс отвергает это свидетельство как раз на том основании, что оно исходит от Ж., которую он считает истеричной, если не кем-то похуже (Ориген Против Цельса 2.55). На это Ориген (ок. 225) возражает, что кроме этой Ж. имелись и другие свидетели и что в Евангелиях нигде не сказано, будто она была склонна к истерии (то же 2.59-60). Нападки Цельса на христианские источники показывают, насколько явно в евангельской традиции и в ранней Церкви была запечатлена роль Ж. как первых свидетелей Воскресения.

Как видим,

! Именно женщины первыми свидетельствуют о Воскресении Христовом (см. Лк 24:9-11, Ин 20:17-18) по поручению ангела и Самого Христа (заметьте: в то время даже в судах не принимались свидетельства женщин). Многие притчи Христа имеют "женские" сюжеты: о потерянной драхме (см. Лк 15:8-10), о закваске (см. Лк 13:21), о родах (см. Ин 16:21). Иисус сострадал женщинам и творил чудеса для них (см. Лк 4:38-39, 8:40-56, 13:10-17; Ин 11:1-44). Он спас "женщину, взятую в прелюбодеянии" (Ин 8:3); предлагал самарянке жизнь вечную (см. Ин 4:1-14). Христос не осудил Марию, когда она разбила алавастровый сосуд с миром (см. Мк 14:1-9; Ин 12:1-8). Он сказал: "Она сделала, что могла... истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет в память ее" (Мк 14:8-9). Эта похвала позволяет понять, как Бог оценит наши дела в свете наших талантов и возможностей, когда мы предстанем перед Ним.

! В Евангелии присутствует замечательное "равноправие полов"! Мы знаем о двух Благовещениях: Захарии (см. Лк 1:8-24) и Марии (см. Лк 1:26-38). В Сретении участвуют Симеон и Анна. О рождении свыше Христос говорит с Никодимом (см. Ин 3:1-15) и с самарянкой (см. Ин 4:6-28). Христа, как Сына Божия, исповедуют Петр (см. Мф 16:16) и Марфа (см. Ин 11:27). Когда Иисус исцелял в субботу, Он исцелил мужчину (см. Лк 6:6-10) и женщину (см. Лк 13:10-13).

! В странствиях Христа сопровождали и мужчины, и женщины. Все это становится еще более поразительным, если принять во внимание традиционное отношение к женщине в то время. Христос никогда не отзывался о женщинах пренебрежительно, не смеялся над ними, входил в их положение. Неудивительно, что женщины любили Его! Женщины не предали и не покинули Его, оставались с Ним до крестной смерти. Женщины первыми пришли к Его могиле, стали первыми свидетельницами Воскресения. И первый человек, которому явился Воскресший Христос, была женщина - Мария Магдалина.

! Своей жизнью и проповедью Иисус показывает, что перед Богом, «у Которого нет лицеприятия» (Ефесянам 6:9), мужчина и женщина равны. О том, что означает это равенство и как оно проявляется в жизни, можно узнать из книги Деяния апостолов и новозаветных посланий. В христианской общине мужчины и женщины равны пред лицом Бога: здесь «нет мужского пола, ни женского», здесь все - «сыны Божии» и все - «одно во Иисусе Христе» (Галатам 3:26, 28). Согласно ветхозаветным пророчествам, Святой Дух нисходит как на мужчину, так и на женщину (Деяния 2:16-18; 8:12), и каждому даются дары Духа. ГЛАВНОЕ, ТО, ЧТО МОЖЕТ ПОРОЙ СДЕЛАТЬ Ж., НЕ МОЖЕТ М., И НАОБОРОТ!!!

 

ТЫ МОЖЕШЬ СЛУЖИТЬ: ПРИМЕРЫ ПЕРВОХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Согласно ветхозаветным пророчествам, Святой Дух нисходит как на мужчину, так и на женщину (Деяния 2:16-18; 8:12), и каждому даются дары Духа. Женщины молятся и пророчествуют во время богослужения (1 Коринфянам 11:5), и ничто не дает повода заключить, что они безучастные слушательницы.

Во многих посланиях апостола Павла, наряду с братьями, упоминаются и сестры (Римлянам 16:1; 1 Коринфянам 9:5; Иаков 2:15). В этом отношении очень интересна 16-я глава послания к римлянам. Апостол Павел передает приветствия многим христианам, в том числе женщинам, и здесь названы имена шести женщин. Уместно прочитать всю главу, где видно, как высоко оценивает он работу, выполняемую женщинами в церкви.

Остановимся на этом подробней. Женщины служили Церкви с первых дней Ее возникновения (см. Деян 1:12-14), присутствовали при сошествии Святого Духа (см. Деян 2:1-4). До III века н. э. не было специальных зданий для церковных собраний; и Церковь многим обязана женщинам, подобным Лидии, которые говорили: "Войдите в дом мой" (Деян 16:15).

 В апостольской церкви сестры играют очень заметную роль (только в Деяниях апостолов поименованы 33 такие женщины).

Прискиллуи ее мужа Акилу Павел приветствует как "сотрудников моих во Христе" (Рим 16:3); "Голову свою полагали за мою душу" (Рим 16:4), - добавляет он. Прискилла и ее муж Акила были ценными учителями раннехристианской Церкви. Интересно то, что когда речь идёт об этой семье, очень часто на первом месте стоит имя жены, хотя обычно на первом месте должно стоять имя мужа. Павел даже называет женщину словом «сотрудник», которым обозначаются помощники-мужчины. Кроме того, у Прискиллы даже был ученик. Учеником, которого она наставляла в вопросах веры, был Аполлос. (Деян. 18:26).

Первой новообращенной в Европе была Лидия (см. Деян 16:14-15), она открыла Павлу и Силе свой дом в Филиппах.

Ученица Тавифа, которую воскресил Петр (см. Деян 9:36-42), ".. была исполнена добрых дел и творила много милостынь" (Деян 9:36). Например, обшивала вдовиц и пользовалась любовью церкви.

О Филиппе благовестнике сказано: "У него были четыре дочери девицы, пророчествующие" (Деян 21:9). Вряд ли дочерям Филиппа был дан дар пророчества, а потом было запрещено говорить!

В Филиппийской церкви подвизались Еводия и Синтихия. Мы знаем о разногласиях между ними (см. Флп 4:2) и поэтому редко о них вспоминаем. А зря! Они не только ссорились между собою, но и благовествовали вместе с апостолом Павлом. Рассказывая о них, апостол подчёркивает: что их «имена - в книге жизни» (Филиппийцам 4:3).

В главе 16 Послания к Римлянам Павел обращается с приветствием к 10 женщинам (из них 8 названы по именам), причем Юнию (и ее мужа Андроника) он приветствует как "прославившихся между Апостолами" (Рим 16:7), а Фиву - как "диакониссу церкви Кенрихейской" (Рим 16:1). Институт диаконисс существовал в первой церкви; диакониссы учили женщин, готовили их к крещению. Многие диакониссы подверглись гонениям за веру.

О Фиве Павел говорит, что "она была помощницею многим" (Рим 16:2); это единственное употребление слова prostatis (греч. "помощник") в Новом Завете. К кому можно применить это слово сегодня? По всей видимости, к тем женщинам, которые служат при миссиях, помогают им материально, организуют для них различные встречи, "прокладывают пути" миссионерам.

Старые женщины обучали добру (Тит. 2:3).

Павел глубоко почитал Лоиду и Евникуи их нелицемерную веру (2 Тим. 1:5).

О Мариам, Трифене, Трифосе, Персиде Павел говорит, что они "много потрудились о Господе" (см. Рим 16:6, 16:12) (греческое слово aspasasto означает "трудиться до изнеможения"); этой похвалы от апостола удостоились только женщины.

Мать Руфа апостол Павел приветствует как "матерь его и мою" (Рим 16:13) (возможно, апостол был лишен в детстве материнской заботы; во всяком случае, он ее нашел в созданной им церкви и не отвергал).

В апостольской церкви женщины принимали активное участие в богослужении. В стихе "всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою" (1 Кор 11:5), мы обычно обращаем внимание на указания Павла, чтобы женщины покрывали голову, и забываем о том, что "жена, молящаяся или пророчествующая", была обыденным явлением. Итак, в первохристианской церкви считалось: женщина должна служить, и ей предоставлялась такая возможность.

 Но всему, что сказано о служении женщин, противоречат некоторые слова, которые как бы запрещают женщинам принимать участие в служении. Приведу их полностью. Когда речь заходит о служении женщин в церкви, часто приводят такие тексты:

1.«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Коринфянам 14:34-35);

2.«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тимофею 2:11-12).

1. Эта была специальная инструкция для жен, которые ходили в Коринфянскую церковь. Слово «говорить» является греческим словом «лалео», которое означает «длительную или беспорядочную речь; хвастаться и выкрикивать без должного приличия и уважения к другим». Противоположность слову «лалео», слово «говорит» происходит от греческого слова «лего», которое означает «изложить(идею или учение) в словах, обычно систематических или установившихся бесед».

2. В другом послании Павел написал: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1-Тим.2:11,12). Слово «учить» является ключом к пониманию этого отрывка. Это греческое слово «дидаскалео», которое означает «обучать или преподавать учение». Женщины не были уполномочены устанавливать доктринальные стандарты. Это была функция Апостольских советов: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян.2:42). Это правило было не только для женщин, но так же и для мужчин. Расширенный перевод этого отрывка звучит так: «Но я не позволяю женщинам учить доктрине, идущей в разрез с доктриной, установленной апостолами, и, таким образом, захватывать власть над ними, но оставаться в покое».

Эти слова нужно читать в историческом контексте, потому что изложенная в них точка зрения тесно связана со своей эпохой и обстоятельствами. Здесь получило отражение иудейское и греческое мировоззрение, о котором мы говорили выше. Поэтому, если бы в то время христианские женщины принимали активное участие в работе церкви, то церковь неизбежно обрела бы дурную славу «прибежища распущенных женщин». Раннехристианская церковь устанавливала эти нормы не как непреходящие, а лишь как необходимые в условиях и обстоятельствах, в которых она находилась. Не следует вычитывать из этих слов запрет всем женщинам участвовать в работе и служении в церкви. Обратите внимание на те места в посланиях Павла, где он подчёркивает, что стерлись многие различия, что мужчины и женщины, рабы и свободные, иудеи и язычники могут и должны служить Христу.

Многие исследователи Священного Писания обращают внимание на еще один немаловажный факт. В тех словах, где содержится запрет учить, говорится не о женщинах вообще, а о женах, которые должны спрашивать своих мужей дома. Считают, что здесь рассматривается ситуация, когда жены обсуждают со своими мужьями то, о чем идет речь на собрании, даже могут их перебивать, не дожидаясь его окончания. Такое поведение является нарушением приличия даже в том случае, когда жена сидит рядом с мужем. Если же учесть, что, согласно еврейской традиции того времени, женщины и мужчины сидели раздельно, началось бы нечто невообразимое, если бы жены и мужья стали пререкаться друг с другом. Поэтому апостол Павел советует женам молчать и спрашивать дома. И в наше время тоже - всё, что нужно выяснить между женой и мужем, даже в хорошем смысле этого слова, лучше делать дома, а не в церкви.

Павел также приводит примеры того ,как могут служить вдовицы. Кроме того, на их примере он показывает нам, что должны, и не должны делать служительницы.

ПОЧЕТНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ СТАРОСТЬ (1 Тим. 5,9.10) в Церкви существовал официальный орден вдовиц, орден пожилых женщин, избранных для выполнения особых задач. В Апостольских постановлениях, из которых мы узнаем о жизни и организации Церкви в третьем столетии, записано: "Должно назначить три вдовицы, две - для того, чтобы пребывали в молении о тех, кому грозит соблазн, и чтобы принимали откровения, когда это необходимо, а одну - для оказания помощи заболевшим женщинам; она должна быть готова к служению, благоразумно докладывая старейшинам - пресвитерам - все необходимое; она должна быть не скупой, не склонной к потреблению вина, чтобы она была трезвой и способной исполнять ночное служение и другие работы по уходу за больными". Такие вдовицы не назначались, как, например, пресвитеры и епископы; они выделялись своими молитвами для выполнения возложенной на них работы. Их выделяли для этого лишь после достижения ими шестидесяти лет. здесь приведены семь требований, которым должна отвечать вдовица. Она должна быть женой одного мужа. В эпоху, когда на брачные узы смотрели легкомысленно и когда почти все люди нарушали брачные узы, вдовицы должны были быть образцом чистоты, непорочности и верности. Они должны быть известны своими добрыми делами. Церковные должностные лица, мужского и женского пола, несут ответственность не только за свою личную репутацию: но и за доброе имя Церкви. Ничто не может обеспечить Церковь больше чем ее недостойные служители, и ничто не служит ей лучшим аттестатом, чем жизнь церковного служителя, воплотившего принципы христианства в свою будничную жизнь и деятельность. Они должны были воспитывать детей. Но это фраза может означать не только это. Она может означать, что вдовицы должны доказать свою верность принципам христианства, воспитав своих детей и свою семью в духе христианства. Но эта фраза может означать и нечто еще. В эпоху, когда брачные и семейные узы были очень свободны, а мужчины и женщины чрезвычайно быстро меняли своих партнеров, на детей смотрели как на несчастье. Это была эпоха, когда детей в массовом количестве бросали на произвол судьбы.. Новорожденного ребенка приносили и клали у ног отца. Если отец наклонялся и поднимал его, это означало, что он признает его и готов взять на себя ответственность за его воспитание. Если же отец отворачивался и уходил прочь, ребенка в буквальном смысле слова выбрасывали вон, как ненужный хлам. Таких брошенных детей часто подбирали беспринципные люди и выращивали их. Девочек - для пополнения общественных публичных домов; мальчиков - чтобы сделать из них рабов или гладиаторов. Спасти таких детей от смерти и даже от еще худшей участи, и воспитать их в христианском доме - долг христианина. Таким образом, эта фраза может значить, что вдовица должна быть женщиной, готовой дать приют брошенным детям. Вдовица должна быть гостеприимной и принимать странников. Гостиницы и постоялые дворы в древности были известны грязью, дороговизной и распущенностью нравов. Люди, открывавшие двери своего дома путникам и странникам в незнакомой стране, молодым людям, которых работа и учеба забросила далеко от дома, оказывали обществу крайне ценную услугу. Открытые двери христианского дома - вещь ценная во всякие времена. Она должна была умывать ноги святым. Не обязательно следует понимать это буквально, хотя и буквальный смысл не чужд этой фразе. Мытье ног, самую простую ручную работу, выполнял раб. Это значит, что христианские вдовицы должны были быть готовыми в своем служении Христу и Его последователям взяться за самую скромную работу. Церкви нужны руководители, которые всегда находятся на виду, но ей также нужны люди, готовые выполнять невидимую работу, не связанную с почестями и благодарностями. Вдова должна была помогать бедствующим людям. В эпоху гонений было непросто помогать христианам, страдавшим за свою веру: это значило отождествить себя с ними и рисковать навлечь на себя такие же наказания. Христиане должны помогать людям, страдающим за свою веру, даже если этим они навлекут страдания на себя. Вдовица должна была быть усердна во всяком добром деле. Все люди посвящают свою жизнь чему-нибудь, христиане посвящают свою жизнь служению Христу, повиновению Его воле и помощи людям. Рассматривая качества, которыми должны отличаться истинные вдовицы, мы видим, что это - качества каждого истинного христианина.

(можно выполнять служение дьякониссы – сопровождать женщин к служителю)

ПРИВИЛЕГИИ И ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ СО СЛУЖЕНИЕМ (1 Тим. 5,9.10 (продолжение)) Как мы уже говорили, если и не в эпоху написания Пастырских посланий, то, по крайней мере, позже, вдовы стали официальным орденом в христианской Церкви. Их месту и сфере деятельности в Церкви посвящены первые восемь глав третьей книги Апостольских постановлений. Из этих глав ясно видна польза такого ордена и опасности, с которыми это почти неизбежно было связано. 1) Женщины, принимающие участи в служении Церкви, должны быть благоразумными. (ВКЛЮЧИТЬ МЫСЛЮ О РАЗУМНОМ СЛУЖЕНИИ) Особенно сдержанными и осмотрительными должны они быть в своих разговорах: "Пусть каждая вдовица будет кроткой, спокойной, доброй, чистосердечной, незлобной, не болтливой, не шумливой, не сварливой, не злоязычной, не придирчивой, не лживой, не вмешиваясь в чужие дела. Если же услышит или увидит нечто неправедное, пусть она делает вид, что она ничего не видит и ничего не слышит". Такие церковные служащие должны быть очень внимательны при обсуждении вопросов веры с неверующими: "Потому что неверующие, услышав учение о Христе, изложенное не надлежащим образом, а извращенно, особенно по поводу Его воплощения и Его страстей, скорее с презрением отвергнут его или высмеют его как ложное, нежели возблагодарят за него Бога". Нет ничего более опасного для Церкви, чем ее официальный представитель, рассуждающий вслух о вещах, которые должны держать в секрете; должностные церковные лица должны быть надлежащим образом подготовлены для проповедования Евангелия, чтобы люди стали больше, а не меньше почитать христианскую истину. 2) Женщины, принимающие участи в служении Церкви, не должны быть праздношатающимися: "Пусть каждая вдовица признает себя "алтарем Божиим" и пребывает в своем доме и не входит в дома неверующих, под предлогом получить что-нибудь; потому что алтарь Божий не шатается праздно, а прочно установлен в одном месте. Пусть, поэтому, девственница и вдовица не бродит вокруг и не шатается в дома тех, кто чужд вере. Потому что они праздношатающиеся и опрометчивы". Бесконечная болтовня и сплетня не могут сослужить Церкви хорошую службу. 3) Женщины, принимающие благотворительную помощь Церкви, не должны быть жадными. "Есть такие вдовицы, которые считают наживу своим главным делом; они просят бесстыдно, никогда не довольствуются полученным и тем самым побуждают других людей давать все меньше и меньше... Такая женщина постоянно думает о том, куда бы ей пойти, чтобы получить еще, или о том, что какая-нибудь женщина, ее подруга, забыла о ней, и ей нужно сказать ей нечто... И она говорит диаконисе, раздающей милостыню: "Разве ты не видишь, что я в большем несчастье и нуждаюсь в твоей милостыне? Почему же ты оказала ей предпочтение?" Гадко стремиться к тому, чтобы жить за счет Церкви, вместо того, чтобы жить для Церкви. 4) Такие женщины должны делать все, что они могут, чтобы помочь себе: "Пусть она возьмет шерсть и помогает другим, а не требует помощи от них". Благотворительность Церкви существует не для того, чтобы люди становились ленивыми и зависимыми от других. 5) Такие женщины не должны быть завистливыми и ревнивыми: "Мы слышим, что некоторые вдовицы завистливые, ревнивые клеветницы, завидующие покою других людей... Им приличествует, когда одна из их подруг вдовиц получает от кого-нибудь одежду, деньги, еду, питье, обувь благодарить Бога за помощь, оказанную их сестре". Вот перед нами целое полотно недостатков, которых в нашей Церкви слишком много, и добродетель, которые должны украшать истинно христианскую жизнь.

В Священном Писании мы читаем, что женщины учили даже мужчин. Например, Аполлос был наставлен на истину Акилой и его женой Прискиллой (Деяния 18:26). Но во многих вопросах могут возникать крайности. Хотелось бы, чтобы в вопросе служения женщин также не возникали крайности. НО Поэтому важно подчеркнуть, что мы нигде не встречаем в Священном Писании, чтобы женщины были рукоположены, совершали обряды в церкви (например, крестили кого-либо) или были в ней руководителями.

Их служение состояло, в основном, из молитв, пения, благовестия, пророчеств. В число двенадцати апостолов Христос женщин не избрал. В выборе учеников инициатива исходила от Христа, Он выбрал тех, кого Сам хотел, и женщин там не оказалось.

Почему не рукополагают женщин?

Дело в том, что женщина в личности человека не рассматривается, как самостоятельная единица, а как его половина от дня его творения. "И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их." Быт.1:27; Мф.19:6. А поскольку в этом двойственном существе главою является муж, то его он поставляет и к священнодействию. Это значит, что рукополагая мука на служение, благословляется рядом с ним и жена, телесно хотя и врозь, в духовном существе - едино. 1Кор.11 :11-12.

Почему священнослужителям при избрании и ставятся условия, чтобы его жена была с ним едина и верна во всем, это значит, те же требования, что и пресвитеру. 1Тим.3:11. Как, с апостольских времен и по ныне, сестрам поручается Церковью служение диаконисс, проповедниц, миссионерок, регентов и другое, но без рукоположения, т.к. своим служением они входят соучастницами с мужьями, отцами, братьями и пр. и по участию в дарах благодати - сонаследницы благодатной жизни.

Сестры не могут совершать крещение, хлебопреломление, бракосочетания, благословения над детьми с возложением рук и прочих служений, связанных с возложением рук.

НО женщины могут служить тем, что входит в их предназначение! Рассмотрим другие примеры служений женщин в Библии.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!