СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ КУЛЬТУРА.



        Существуют различные варианты типологизации культур.

    Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, неукоснительное следование образцам (паттернам) поведения, деятельности, обычаям, ритуалам, старшее поколение воспринимается как хранитель опыта. Эта культура консервативна, «насторожена» ко всему новому и непривычному. Инновационная культура динамична и восприимчива новациям, в ней ценятся знания и творчество, личность обретает автономию. Возрождение - начало формирования инновационной культуры и поворотный пункт европейской истории. Но конкретную культуру не всегда можно отнести к определенному типу, реальные культуры нередко обладают смешанными чертами. Американский антрополог М.Мид в соответствии с соотношением традиций и инноваций выделяет постфигуративную (традиционную), кофигуративную (культура индустриально развитых стран) и префигуративную культуру будущего.

    Существенным признаком этнической культуры является акцентирование генетического родства отдельной этнической группы и особые представления об этой связи. Язык и вероисповедание – важнейший признак этнического своеобразия, причем язык, как «материнский язык»,становится средством эмоциональной связи с общиной. Исторически первая форма данной культуры –племенная культура. Национальная культура основывается не на дифференцирующих, а на интегрирующих началах (хотя этническая культура – базис национальной), основывается на территориальном, языковом, экономическом, религиозном единстве, а также общности письменности и закона.Национальная идентификация совсем иная: личностная коммуникация опосредована, а общность по сути воображаемая, т.е. члены любой нации не знают большинства своих собратьев, но в их умах живет образ их общности. Этническая культура по сути традиционна, национальная – инновационна, динамична и прогностична, нацелена на реализацию идеально представляемого будущего.

    Региональными культурами являются западная и восточная (Запад-Восток), северная и южная (Север-Юг) культуры. Этим условно выделяемым типам свойственны различные формы мировоззрения, ценностные ориентации, верования и т.д. Важно понимать, что такая типология отражает не степень развитости в культурном отношении региона (зрелость-отсталость), а особенность различных ветвей мировой культуры.

    Историческая типология культур позволяет выявить специфику отдельной культуры и описать ход культурно-исторического процесса. Традиционно рассматриваются такие исторические типы культуры: первобытная, античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, современная. Но это периодизация главным образом социокультурной истории Европы.

    Анализ первобытной культуры сопряжен с большими трудностями из-за недостатка эмпирического и теоретического материала. Точка зрения, что человеческое в человеке появляется с погребением умерших представляется весьма продуктивной. Смерть воспринималась как нарушение жизнедеятельности коллектива, погребение устраняло «беспорядок», могила становилась местом поклонения и установления «связи» с умершим. Характерные черты первобытной культуры:  анимизм (вера в существование души и духов), тотемизм (таинственная связь, родство группы с определенным растением или животным), табу (система запретов), миф (способ объяснения мира), «бриколаж» (понятие введено К.Леви-Строссом для обозначения действий человека в решении разнообразных задач с применением подручных средств, которые собирались и сохранялись им по принципу «это всегда может пригодиться»).

    Своеобразное «ускорение» античной культуры связано с образованием греческих полисов.Решающую роль в развитии культуры сыграло воплощение во всех сферах жизнедеятельности принципа агонистики (благородного соревнования, состязательности личностей, групп и полисов ради достижения наилучшего результата) и калокагатии (гармоничного развития личности). Философия, риторика,театр, система образования, архитектура и скульптура – выдающиеся достижения греческой культуры.

    Римская античность заимствовала многие идеи и традиции греческой культуры, но ядром общества была гражданская община, все члены которой воспитывались на идеях общей пользы, величия Рима, уважения предков. Величайшим достижением культуры является система права, римляне творцы нового литературного жанра сатиры и романа. В «век Августа» оживилась литературная жизнь, а благодаря кружку Гая Цильния Мецената состоялись великие римские поэты.

    Падение в V веке Рима, олицетворявшего земной порядок и процветание, определило специфику культуры Средневековья. Порядок «сверху» пришел в форме христианства, которое сформулировало нравственные положительные принципы, любовь к Богу и любовь к ближнему провозгласило основными качествами человека и определило систему грехов и добродетелей. Культура Средневековья символична, ее «высокая знаковость» проявилась в представлении о символическом содержании и функции практически каждого предмета и явления. Основными образами-символами были Христос и Крест, символическим значением обладали цвета одежды, сочетания цифр (например, двенадцать месяцев обозначали двенадцать апостолов), основные добродетели соответствовали семи дарам Святого духа и т.д. Эта культура стремилась к канонизации образцов, стилей, жанров, поскольку истина одна, поэтому варьирование хорошо знакомого в художественных произведениях, музыке, живописи, архитектуре нередко обращалось к одним и тем же сюжетам.В эпоху Средневековья складывается культ Прекрасной Дамы, появляется рыцарский роман, расцвела куртуазная поэзия (во Франции трубадуры, в Германии миннезингеры), формируется так называемый «сладостный стиль», новым явлением становится городская культура.

    Синтез ученой и рыцарской литературы, глубокая религиозность и нравоучительные мотивы, символизм и иносказательность средневековой культуры наиболее полно проявились в творчестве великого итальянского поэта Данте Алигьери. Его первое крупное произведение «Новая жизнь» повествует о любви к Беатриче, а великая «Божественная комедия» в символической и аллегорической форме описывает странствия души в поисках ответов о смысле жизни, сущности человека, об истине и добре, представляет иерархию бытия в сочетании элементов христианской теологии и классической астрономии.

    Средневековье – время появления первых университетов и формирования романского и готического стилей культуры.

    Эпоха Возрождения зародилась в Италии и распространилась по западноевропейским странам. Принято различать Итальянское, Испанское и Северное Возрождение (Франция, Нидерланды, Германия). Если основой первого стало возрождение принципов и традиций античной культуры, то для северных стран контекст был иной и, например, художники А. Дюрер, И.Босх и др., обращалисьглавным образом к собственным истокам. Возрождение (Ренессанс-фр.) - время больших открытий,изобретения печатного станка, великих имен философов и ученых,формирования принципов гуманизма. Манифестом гуманизма стала «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы.Значительный вклад в обоснование теоретических принципов и практических воплощений гуманизма внесли Ф.Петрарка, Л.Бруни, Д.Боккаччо, Л.Б.Альберти, К Саллютати, М.Фичино и др.Гуманизм – это признание равенства людей и их творческих возможностей, утверждение права человека на счастье в земной жизни, отстаивание престижа гуманитарных знаний и необходимость просветительской деятельности. Кредо гуманистов – «труды в досуге». Возрождение питало особую страсть к намеренному «стиранию граней», примером подобного рода стал Леонардо да Винчи, одинаково преданный поиску знаний и поиску красоты. Литература, поэзия, театр, живопись, архитектура– главная арена творческих достижений Возрождения.

    Творчество Ф.Петрарки, Ф.Рабле, М.Сервантеса, Э.Роттердамского, М.Монтеня, У.Шекспира,Ф.Брунеллески, С.Боттичелли, Караваджо, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Эль Греко и др. – золотой фонд мировой культуры.

    Значительное влияние на общество и развитие культуры оказала Реформация – широкое общественно-религиозное движение, приведшее к возникновению протестантизма. Его лидерами стали Кальвин в Швейцарии и Мартин Лютер в Германии, в 95 тезисах которого,вывешенных31.10.1517 года на дверях церкви в Виттенберге, сдержано говорилось о злоупотреблениях церкви и предлагалась программа обновления католической религии. В учебной литературе этот вопрос рассматривается поверхностно, поэтому стоит остановиться на основных идеях Лютера. В Писании заключается Высшая мудрость, но это не таинственный шифр, а открытый текст, который каждый имеет право толковать, утверждает немецкий богослов. Он отвергает необходимость деления людей на священников и мирян, требует предоставления права общине в выборе пастора, отвергает все священнодействия кроме крещения и причастия. Лютер защищал идеи всеобщего обучения, отстаивал нравственное значение труда, религиозное освящение деловой предприимчивости. В 1534 году вышел подготовленный им немецкий перевод Библии, которая стала самой читаемой книгой на протяжении трех веков и способствовала формированию норм национального письменного языка. Религиозным призванием в кальвинизме становится профессия, а успех в профессиональной области – самостоятельной ценностью. Успех должен дополняться мирским аскетизмом, простотой жизни и бережливостью.

    Реформация окончательно «распечатала» Средневековье и на Запад хлынул религиозный плюрализм, а затем и скептицизм. Она внесла свою лепту в развитие возрожденческих импульсов к личной автономии и удаление от средневекового склада ума. Она породила цепочку политических и социальных изменений с приметами секуляризации: сначала появились самостоятельные церкви в независимых государствах, затем – размежевание церкви и государства и появление религиозной терпимости, потом – появление светского государства. Весомый вклад в культуру внесла и контрреформация. Члены основанного в 1534 году ордена иезуитов («пехотинцев Римского папы») активно занимались наукой, просвещением, воспитанием юношества, вели широкую миссионерскую деятельность, принимали обеты бедности, целомудрия и послушания. Их образовательная стратегия опиралась не только на преподавание богословия, но и на гуманистическую программу Возрождения, а позднее и классической эпохи.

     Культура Нового времени – исторический период с первой половины XVIIвека по 80-е годы ХХ века. Это время научной (И.Ньютон, Б.Паскаль, П.Ферма, П.С.Лаплас, Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, Г.Мендель, Т.Шванн и др.) и философской революций. Идеологические процессы, сопровождающиеся революционными изменениями практически всех сфер жизни общества, в XVIII веке получили название «Просвещение». Характерной чертой этого периода является вера в определяющую роль знаний и необходимость организации общественных порядков на принципах разума. И.Кант определил Просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия и призвал его к мужеству пользоваться собственным умом.

    Серьезное влияние на культуру оказали идеи английского философа Д.Локка, в частности, его тройственная правовая формула, которая вошла во многие конституции и явилась толчком к анализу прав человека и гражданина. Одной из важнейших стала также проблема воспитаниячеловека, концепции Ж.-Ж.Руссо и Гельвеция породили споры о целях, задачах и средствах воспитания и о проблеме человека в целом.Знаменательным событием культуры Франции и Европы стало издание Энциклопедии – своеобразного свода знаний человечества во всех областях. История подготовки и реакция властей и разных слоев общества на ее появление – показательный пример «сражения» за новые идеи и социальные отношения.

    Новое время – торжество секуляризма (многие мыслители отошли от традиционных религиозных представлений) и формирования новых общественных структур, государства и развитие системы права. Процесс централизации изменил характер власти и способствовал переосмыслению понятия суверенитета.

    С XVIII века идеи либерализма –признания автономии, свободы, самоценности человека–постепенно овладевали умами просвещенных людей, а в XIX веке получили реальное воплощение в экономике как защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка и честной конкуренции, в социальной сфере – в форме принципа равных возможностей. Человек стал оцениваться не по наследуемым привилегиям, а по личным заслугам, его целью провозглашалось земное благополучие и экономическая независимость. Роль религиозного фактора в формировании культуры подчеркнул М.Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма». В новом обществе долг понимается как приумножение капитала, порядочность как кредитоспособность, смысл жизни заключается в неустанном труде.

    XIX век создает новые условия для развития человека. Демократия, экспериментальная наука, техника становятся реальными факторами нового культурного пространства.

    XVIIвек – «рождение» стилей культурыбарокко (от итал.- «причудливый») и классицизма (от лат. – образцовый). Теоретиком эстетических принципов последнего сталфранцузский поэт и критик Н.Буало-Депрео (трактат «Поэтическое искусство»).Появились новые жанры, например, фантастически-сатирические утопии С. де Бержерака «Государства Луны» и «Государства Солнца». Блестящие имена века гениев Л. Де Вега, Ж.-Б. Мольер, Ф. де Ларошфуко, П.Корнель, Ж.Расин, Л.Бернини, П.П.Рубенс, Веласкес, Рембрандт и др.

    XVIIIвек –время рококо, сентиментализма, неоклассицизма, новой сатиры (прием отстранения Д.Свифта).

    XVIIIвек прошел под знаком торжества разума, убежденности в его безграничных возможностях и перспектив решения актуальных проблем общественной и индивидуальной жизни. Но в конце века общество разочаровалось во многих идеях Просвещения и обратилось к иным сторонам человеческого опыта. Интерес к внутренней духовной жизни личности, ее чувствам, признание ее неповторимости и одиночества (бунтующего или примиренного – В.Вейдле), жажда свободы и стремление к совершенству способствовали появлению романтизма – общекультурного движения, центром которого стала Германия(Ф.Шлегель и Ф.Шеллинг его идеологи).К немецким романтикам относят Ф.Гёльдерлина, Г.Гейне, Ф.Шуберта и др., С.Колридж и У.Вордсворт считаются основателями английской школы романтизма, а Д.Байрон – ее воплощением. Начало французского романтизма положило творчество Ф.Р. де Шатобриана, а его торжество связано с именем В.Гюго.

    Предисловие выдающегося французского писателяО. де Бальзака к своему монументальному циклу «человеческая комедия» стала манифестом нового направления культуры реализма, а Ги де Мопасан определил кредо литературы как исследование человека не в чрезвычайных обстоятельствах, а жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии. При изучении культуры XIXвека следует четко понимать, что романтизм и реализм – формы художественного сознания во всех сферах культуры и можно назвать много великих имен в области литературы, поэзии, архитектуры, театрального и музыкального искусства, живописи.

    В XIX веке появляются новые направления «искусство дляискусства» (парнасское искусство»), футуризм (поэт Ф.Маринетти призывал уничтожить «Я» и всю психологию в искусстве), символизм (Ш.Бодлер и др.), эстетизм – разновидность «чистого искусства». Его принципы изложил У.Пейтер, а развил тезис «искусство безразлично морали» английский писатель О.Уайльд.

    XIX век – пора зрелой культуры. На новый качественный уровень поднимается экономическая, политическая, техническая культуры, общество осознает необходимость просвещения широких слоев населения, развивается сеть школ и различных образовательных учреждений, в том числе профессиональных. Но появляются первые признаки кризиса культуры и многие мыслители с разных позиций рассуждают о перспективах развития социокультурной ситуации(С.Кьеркегор, Ф.Ницше, К.Маркс и др.). С 1880 году появляется термин «декаданс», под которым понимались настроения усталости, отчаяния, ощущение распада и заката культуры.

    Культура ХХ века заимствовала и развила многие черты и традиции предшествующей культуры, приобрела и особые качества. Многие исследователи констатируют ее кризис: И.Ильин еще в первой половине века утверждал, что культура потрясена в своих основаниях и ей грозит разложение, Й.Хёйзинга доказывал, что в культуре «все шатается» и человечество страдает от духовного обмеления, Г.Зиммель говорит о диссонансах культуры, Х.Ортега-и-Гассет пишет о восстании масс и захвате «варварами и дикарями» культурного пространства. К признакам кризиса культуры относят ее омассовление, урбанизм, подмену образования поверхностным знанием, исчезновение традиционной культуры, чувство дискомфорта и «бездомности» (М.Бубер), утрату милосердия, пуерилизм (культурную инфантильность) и т.д. Трудно не согласиться с доводами исследователей, но важно также понимать, что кризис – явление в развитии любой культуры, он свидетельствует о необходимости переоценки системы ценностей и сигнализирует об утрате культурой самотождественности, поэтому особую важность приобретает осознание объективных проблем и выявление предпосылок, необходимых для формирования новой культуры.

    Глобализация всех сфер жизнедеятельности – одна из основных тенденций в современном мире. Она носит объективный характер и представляет собой процесс формирования единого экономического, политического и информационного пространства. Если в сфере промышленности, технологии и т.п. она облегчает решение многих проблем, то социокультурная глобализация имеет ряд особенностей. В частности, унификация культуры ведет к ее обеднению и может привести к явлениям локализации, выражением которых стал принцип мультикультурализма, подчеркивающий равноценность и своеобразие каждой культуры и отстаивающий идею полилинейности социкультурного процесса. Можно говорить о различных версиях реализации данного принципа, например, так называемый «реактивный» мультикультурализм настаивает на социальной изоляции меньшинств от большинства в целях сохранения этнической идентичности, утверждает наличие особых «культурных прав» этнических групп, право на автономию и особое обращение. Такую позицию невозможно назвать продуктивной. Культурный плюрализм, равноправное сосуществование различных культур в едином социокультурном пространстве и их диалог – оптимальное состояние мировой культуры. Акцентирование самобытности культур и абсолютизация их ценностей нередко вызывают неприязнь к иному и способствуют «герметизации» культуры.

    Современной культуре свойственен экономикоцентризм (преувеличение роли экономического фактора в жизни человека и общества), сциентизм (представление о научном знании как наивысшей ценности), техницизм (признание абсолютной значимости техники и технического прогресса).

     ХХ век– эпоха массовой культуры. Впервые о массе как о самодостаточном и автономном феномене заговорили во второй половине XIX века, а систематические исследования массовой культуры начались в середине ХХ века. Этот феномен сложен и неоднозначен, его не создает какая-то отдельная группа, массовая культура подпитывается всеми субкультурами, она – следствие формирования определенных социальных и ментальных установок и является способом освоения действительности и приспособления к ней. Первые признаки массовой культуры возникли еще в Древнем Риме, но только в современной культуре она приобрела  «яркие» очертания и «громко» о себе заявила.

    Наиболее продуктивным подходом к анализу этого сложного феномена является, на наш взгляд, подход Э.Шилса, который в работе «Социология массовой культуры» выделил три уровня массовой культуры: высшую (изысканную), среднюю (посредственную) и низшую (вульгарную).Низшая характеризуется такими чертами, как пошлость, банальность, стереотипность и кич (от немецкого – халтура); средняя нередко отражает общечеловеческие ценности в «простой» и доступной форме и многие исследователи называют ее поп-культурой. А.П. Мидлер полагает, что можно говорить и о высокой массовой культуре и приводит в пример роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», который интересен и подростку и взрослому человеку. Он также отмечает факт «перемещения во времени» произведений элитарной и массовой культур. Так, вальс появился как образец высокой культуры, со временем стал явлением массовой (но не низшей), в настоящее время он вновь попал в арсенал элитарной культуры.

    Английский исследователь Р.Хоггарт выделяет два вида массовой культуры: мертвую и живую и подчеркивает, что обе культуры коммерческие, но последняя не подменяет виртуозностью смысл и содержание своих продуктов и ориентирована на потребности личности.

    Распространение массовой культуры не означает исчезновение элитарной культуры, которая концентрирует интеллектуальный, духовный и художественный опыт поколений, раскрывает смыслы культуры. Она аристократична, ее явления индивидуальны и неповторимы и их нельзя тиражировать.

    Многие исследователи называют современную культуру симуляционной реальностью, где явления подлинного мира удваиваются как их копии. Французский постмодернист Ж.Бодрийяр предложил концепцию симулякров – знаков, имитирующих действительность и транслирующих смыслы, не поддающиеся однозначной оценке и не адекватные происходящим событиям.

    В ХХ веке завершается эпоха модерна, типа общества и культуры и свойственного этому периоду способа самосознания культуры, сложившегося в XVII-начале XX веков. Понятие «модерн» имеет несколько значений и по-разному трактуется в литературе, но часто им также обозначается период развития европейского искусства конца XIX- серединыXX веков. Начиная с 1979 года, после выхода работы Ж.-Ф.Лиотара«Состояние постмодерна», утвердился постмодернизм как теория, отражающая специфику современной эпохи постмодерна. Постмодернизм фиксирует смену культурных парадигм. Он отказывается от классического типа мышления и признает невозможность познания человеком мира, действительность столь сложна и многолика, что человек должен быть не носителем творческой деятельности, а своеобразным комбинатором разнообразных элементов. В постмодернизме даже появилось понятие «смерть субъекта»: человек воспринимает настоящее как лишенное новизны, он чувствует, что его слова уже кто-то говорил, в плотном информационном пространстве он теряет ориентацию и не может четко фиксировать свою позицию. Теоретики постмодернизма современную эпоху называют постисторией (Ж.Бодрийяр), эпохой «комментариев» (М.Фуко), «внетекстового знания» (У.Эко) или интертекстуальности (Р.Барт, Х.Хансон и др.), цитатного мышления.Рассуждая об особенностях постмодернистского искусства, американский исследователь Ихаб Хассан пришел к выводу, что его характеристики применимы и к постмодернистской культуре. К ним относятся: неопределенность, фрагментарность, отказ от канонов, утрата Я (отказ от традиционного Я) и «глубины», ирония, карнавализация, конструктивизм и др.

    Постмодернизм утверждает плюрализм и отсутствие единого начала и универсальных предпосылок в постижении действительности, признает многообразие позиций и мироощущений, отрицает возможность единой концептуальной модели мира. Он отказывается также от линейного видения социокультурной динамики.

    Ж.Делёз и Ф.Гваттари в своей книге «Ризома» представили модель современной культуры и оценили изменения, произошедшие со времен существования классической культуры. По их мнению, классическая культура организована, осмысленна, подражает миру, имеет жесткий стержень. Современная культура имеет недоразвитый основной «корень», но обладает множеством быстро развивающихся вторичных корешков, которые порождают разнообразные формы и могут развиваться в любых направлениях. Современная культура неравновесная целостность, имеющая бесконечный потенциал варьирования.

    Культура ХХ века – время значительных достижений в области науки, литературы, музыкального и театрального искусства, архитектуры, живописи, поэзии и т.д. В учебной литературе этот вопрос рассматривается подробно, при его изучении следует обратить особое внимание на направления развития, в частности, художественной культуры и особенности творчества выдающихся представителей культуры.

    Каждая культура по-своему реализует общечеловеческое наследство, но при изучении социодинамики и особенностей русской культуры следует обратить внимание на следующие моменты.

    Многие исследователи отмечают особенность генезиса русской культуры как решение основных антиномий: Запад – Восток, Лес - Степь, Личность – Коллектив, Светское – Религиозное. Их воздействие на формирование культуры было длительным, они отразили ее типологическое своеобразие, но одним из системообразующих качеств древнерусской культуры стала, по мнению Д.С.Лихачева, приглушенность авторского начала и подчеркнутость творческого коллективизма, «хорового начала». Это особенно проявилось в литературе, иконописи, рукоделии народных мастериц и т.п. «Ансамблевость» - характерная черта всей древнерусской культуры.

    Выбор веры определял духовное пространство Руси. В 980 году князь Владимир предпринял попытку сформировать пантеон богов во главе с Перуном. В языческой культуре создалась модель мира природы как жизненного поля существования народа и начали складываться ценностные ориентации древних славян. Крещение Руси стало своеобразным культурным переворотом, но долгое время сохранялось двоеверие как форма особого религиозного мировоззрения.

    С XIV века в Европе начинается время духовных преобразований – эпоха Возрождения. На Руси в конце XIV века также проявился интерес к человеку и ко всему, что его окружает. Духовное подвижничество утвердилось как стиль духовной жизни, развивается книжное дело, в иконописи (Ф.Грек, А.Рублев) проявились мотивы новой образованности, справедливости и «умной молитвы». Но Русь все же не пережила ни Ренессанса, ни Реформации, кризис системы религиозных ценностей связан с так называемым смутным временем, процесс обмирщения (секуляризации) культуры, переход ее из духовной области в область светскую стал доминантой развития в XVIIвеке.В этом веке в русской культуре появились идеи и образы барокко. Появляется сатира, объектом которой становятся монахи и священники, суд и государственные чиновники. Ведущим жанром литературы становится повествование (историческая, бытовая и шуточная повесть).Барочная культура поляризовалась на «высокое» («ученая» культура придворной среды, знати и духовенства) и «низовое» («мужицкая» культура купечества, мещанства, чиновничества) барокко.

    XVIII век в России можно определить как социокультурный переворот: произошла трансформация культурных ценностей, идей и стилей произведений культуры,появились принципиально новые феномены (библиотеки, общедоступный театр, первый музей, становление и развитие системы государственного светского образования, Академия наук, парки, дворцовая и усадебная архитектура и др.). Доминирующая тенденция развития культуры была сходна с европейской, но просветительство в России больше ученичество, усвоение идей западного Просвещения и освоение инокультурных ролей, в частности, стиля поведения дворянства. Как писал Ю.Лотман, в этот период сложился разветвленный «стилевой полифонизм каждодневного быта», что сыграло немаловажную роль в развитии светской культуры.Основные направления и стили культуры, деятельность ее выдающихся представителей подробно рассмотрены в учебной литературе по дисциплине (см., например, Березовая Л.Г., Берликова Н.П. История русской культуры, М: 2002).

    XIXвек русской культуры называют «золотым» и связан он прежде всего с именем А.С.Пушкина.Ф.И.Достоевский говорил о его «всемирной отзывчивости», Н.В.Гоголь писал о нем как о «чрезвычайном» и, возможно, «единственном»явлении, а Ап.Григорьев вывел «формулу»: «Пушкин – наше все». Пушкин – символическое интегральное начало русской культуры, безграничное множество смыслов, многомерность и многозначность русского сознания и менталитета.

    Основными стилями русской культуры XIX века были классицизм, реализм и ампир. Своеобразным феноменом культуры выступает русскаяинтеллигенция. Считалось, что это понятие ввел в обиход писатель, критик и публицист П.Д.Боборыкин, который определил ее как «самый образованный, культурный и передовой слой общества» (1866 г.). Но исследователь С.Шмидт доказал, что В.А Жуковский еще в 1836 году писал о лучшем петербургском дворянстве, представлявшем «русскую европейскую интеллигенцию». Жуковский говорил об особом круге лиц европейской образованности, нравственного образа мыслей и поведения, эстетически развитого.

    Период развития русской культуры на рубеже XIX-XX веков (менее четырех десятилетий), называют Серебряным веком. Этот период Н.Бердяев назвал «русским духовно-культурным ренессансом». На рубеже вековпризнание эталонных (классических) ценностейи норм национальной культуры соединилось со стремлениемвыработать неклассический (модернистский) подход. В русской культуре и литературе того периода широко распространены неоромантические настроения сочетаются реалистические и антиреалистические тенденции, формируются символизм, акмеизм и футуризм как языки культуры и принципы миропонимания. Переосмысление и обновление ранее сложившихся культурных традиций происходит в сфере живописи, музыкального и театрального искусства, архитектуре и т.д.

    Переосмыслению роли интеллигенциии ее ценностных установок посвящены сборники «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Материалы сборников, авторами которых были выдающиеся деятели русской культуры, сыграли роль интеллектуального взрыва.

    Советской культурой традиционно называют период с 1917 по 1991 годы. Ленинский принцип партийности существенно снизил ее уровень, укрепление тоталитарного режима приводило к «монолитности» культуры, вело к искоренению свободы творчества. Но и в советский период создавались выдающиеся произведения литературы, живописи, музыкального и театрального искусства, делались научные открытия, развивалась архитектура и т.д. В 50-60-х годах ХХ века так называемая «оттепель» стала началом процесса политического, идеологического, социально-экономического и культурного разрушения тоталитаризма, но этот процесс был необычайно сложным, идеологический диктат, ограничение свободы творчества приводили к углублению конфликта между властью и интеллигенцией. Постсоветская отечественная культура характеризуется раздробленностью, мировоззренческой и стилевой противоречивостью, это культура переходного периода. Но в целом ее можно определить как постмодерн. В отличие от западного постмодерна он вызван необходимостью снятия социально-политических, этно- и социокультурных, психологических, моральных и др. противоречий переходного перехода к демократии.

 

              ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

 

    Тест для самоконтроля:

 

1.Задачей культурологии не является:-

-исследование проблем социокультурной динамики

-анализ культуры как системы феноменов

-изучение культурных кодов

-исследование социальной структуры

 

2.Понимание культуры как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов характерно для метода:

-системного

-аксиологического

-структурного

-компаративного

 

3.История культуры:

-выявляет функциональные связи между элементами культуры

-исследует традиционную культуру

-выявляет сущность и смысл культурных ценностей

-сравнивает и описывает все существующие культуры

 

4. Культура в наиболее общем смысле означает:

-уровень образованности населения

-совокупность всех достижений человечества

-уровень развития науки и техники

-все жанры искусства

 

5.Этот культуролог классифицировал культуру на типы (чувственный, идеациональный и идеалистический):

-Н.Бердяев

-Т.Парсонс

-П.Сорокин

-Э.Кассирер

 

6.Автор концепции «Вызов-Ответ», объясняющей механизм смены цивилизаций:

-Э.Тайлор

-О.Шпенглер

-А.Тойнби

-Г.Зиммель

 

7.Назовите философа, считавшего цивилизацию последней ступенью в жизни культуры:

-К.Ясперс

-Б.Малиновский

-Дж.Вико

-О.Шпенглер

 

8.Теорию культурно-исторических типов предложил:

-Н.Данилевский

-Л.Гумилев

-Н.Бердяев

-Э.Тайлор

 

9.Отметье исследователя, предложившего энергетическую концепцию эволюции культуры:

-Д.Браун

-Л.Уайт

-Дж.Вико

-А.Крёбер

 

10.Идея о том, что игра необходима обществу и культура существует в игре, обоснована:

-Ф.Ницше

-А.Шопенгауэром

-Й.Хёйзинга

-Д.Фрэзером

 

11.Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму:

-Платон

-Цицерон

-Марк Аврелий

-Сократ

 

12.В научной литературе понятие «вторая природа» употребляется в значении:

-общество

-техника

-культура

-образование

 

13.Культура как внебиологический механизм создания, сохранения и трансляции социокультурного опыта людей рассматривается в подходе:

-семиотическом

-аксиологическом

-социологическом

-деятельностном

 

14.Культурный код – это:

-система шифров

-язык особой социальной группы

-средство общения в древних культурах

-набор символов, смыслов и знаков, идентифицирующих культуру

 

15.Культурные нормы – это:

-продукты человеческой деятельности

-система ценностей

-стандарты социокультурного бытия людей

-способ обозначения видов деятельности

 

16.Понятие, фиксирующее открытое противопоставление господствующей культуре:

-контркультура

-массовая культура

-элитарная культура

-субкультура

 

17.Понятие, фиксирующее существование устойчивых, автономных групп, носителей суверенного культурного опыта – это:

-этническая культура

-национальная культура

-региональная культура

-субкультура

 

18.Что такое артефакт:

-природа, окружающая человека

-элемент научного исследования

-вещь, созданная человеком

-предмет, представляющий особую ценность

 

19.Как в культурологии называется процесс приобщения человека к культуре:

-идентификация

-интеграция

-ассимиляция

-инкультурация

 

20.Как называются знаки, символы, тексты, которые помогают людям ориентироваться в социокультурном пространстве и вступать в коммуникативные связи:

-языки культуры

-средства общения

-культурные нормы

-категории культуры

 

21.Аксиологический подход к культуре означает: культура – это мир

-человека

-символов

-разума

-ценностей

 

22.Понятие, включающее в себя элементы культурного наследия, передающееся от поколения к поколению:

-обряд

-новация

-традиция

-трансляция

 

23.Понятия «материальная-духовная», «обыденная-специализированная» отражают:

-структуру культуры

-динамику культуры

-значимость элементов культуры

-исторический тип культуры

 

24.Назовите определяющую черту античной культуры:

- образ жизни

- цивилизованность

- нравственность

- утверждение идеалов внутренней и внешней красоты человека

 

25.Особенностью культуры средних веков является:

-утверждение торжества духа человека над телом

-признание человека мерой всех вещей

-подчинение жизни человека табу

-признание ценности человека как личности

 

26.Движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение личности и развитие свободы творчества:

-атеизм

-реформация

-гуманизм

-утилитаризм

 

27.Направление в христианстве, оформившееся в ходе Реформации XVI века:

-католицизм

-протестантизм

-православие

-скептицизм

 

28.Первый университет в Европе появился в эпоху:

-Средневековья

-Возрождения

-Нового времени

-Просвещения

 

29.Какой стиль сформировался в культуре XVII века:

-готика

-романтизм

-сентиментализм

-классицизм

 

30.Основной стиль культуры XIX века:

-романский

-барокко

-рококо

-романтизм

 

31.Тип культуры, ориентирующийся на «усредненного» потребителя:

-популярная

-разновидность народной культуры

-культура социальных низов

-массовая

 

32.Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами:

-локальная

-массовая

-корпоративная

-глобальная

 

33.Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для культуры:

-элитарной

-национальной

-этнической

-массовой

 

34.Глобальная культура характеризуется:

-укреплением традиций

-сохранением самобытности этносов

-усилением культурных регионов

-нивелированием культурных различий различных этносов и регионов

 

35.Концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив творческой элите, выдвинул:

-О.Шпенглер

-К.Маркс

-Г.Маркузе

-Х.Ортега-и-Гассет

 

36.Какой признак не относится к характеристике массовой культуры:

-развлекательность

-стандартизация представлений и ценностей

-примитивизация отношений между людьми

-принципиальная закрытость

 

37.Характерной чертой модернизма является:

-абстрактное отражение мира

-культ новизны

-академизм

-гротеск

 

38.Постмодерн как современная культурная ситуация:

-ищет пути к преодолению разрыва между массовой и элитарной культурой

-противопоставляет традиции и новаторство

-способствует независимости СМИ

-ведет к возрастанию системного начала

 

39.Двумя характерными чертами русской духовной культуры не являются:

-расчетливость

-индивидуализм

-соборность

-поиск смысла жизни

 

40.Социокультурный поворот в России можно датировать периодом:

-XVI в.

-XVII в.

-XVIII в.

-XIX в.

 

41.Какая черта не является характерной чертой русской классической культуры XIX века:

-национальная самобытность

-создание эталонных образцов культуры

-зрелость

-изолированность

 

42.Какой период в отечественной культуре называют русским модерном:

-рубеж XVIII-XIXвв.

-Золотой век

-Серебряный век

-ХХ век

 

    Контрольная работа №1

        Используя материалы пособия и учебную литературу, дайте ответы в виде развернутых тезисов на вопросы:

1.Какая теория, на ваш взгляд, наиболее точно отражает специфику культуры? Дайте характеристику основных ее положений.

 

2. В чем состоит отличие культуры и цивилизации?

 

3.Определите понятия «символ», «ценность», «норма», «культурный код» и их роль в жизни общества и человека.

 

4.Каковы особенности, причины развития и сферы проявления массовой культуры?

 

5.Дайте сравнительную характеристику культур Древней Греции и Древнего Рима.

 

6.Чем обусловлен и что означает символизм культуры Средневековья?

 

7.Каковы основные принципы возрожденческого гуманизма?

 

8.Сопоставьте основные доминанты художественной культуры Просвещения и периода романтизма.

 

9.Дайте характеристику основным направлениям модернизма.

 

10.Определите характерные черты современной культуры. Изложите основные трактовки постмодерна.

 

    Контрольная работа №2

 

1.Выделите основные черты социокультурного переворота в России XVIIIвека.

 

2.Золотой» век и формирование классической русской культуры.

 

3.Каковы достижения и противоречия Серебряного века как культурной эпохи.?

 

4.Русская интеллигенция: духовные истоки, культурное самосознание, политическое самоопределение.

 

5.Дайте общую характеристику отечественной культуре советской и постсоветской эпохи.

Творческие задания

1.Проследите эволюцию понятия «культура» в истории европейской теоретической мысли. Как объяснить многообразие подходов к изучению культуры?

 

2.В чем смысл понимания культуры как «второй природы»?

 

3.Определите особенность глобализационных процессов в области культуры.

 

4.В чем состоит гуманистический смысл теории «благоговения перед жизнью» А.Швейцера?

 

5.Как оценивали мыслители ХХ века феномен массовой культуры? Возможно ли устранить границы между элитарной и массовой культурами?

 

6.Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новыхинформационных технологий?

 

7.Чем обусловлено своеобразие русской культуры?

 

    Темы рефератов

1.Специфика культурологического знания и его структура.

2.Культура как система смыслов и ценностей.

3.Культура и цивилизация: проблема взаимодействия.

4.Духовная культура в системном бытии культуры.

5.Региональная типология культур. Различия культур Запада и Востока, Севера и Юга.

6.Проблема межкультурной коммуникации в современном мире.

7.Предпосылки появления массовой культуры и ее основные характеристики.

8.Массовая и элитарная культура: проблема взаимодействия в современной социокультурной ситуации.

8.Общее и специфическое в обыденной и специализированной культурах.

9.Этническая и национальная культуры: особенности и проблема соотношения.

10.Традиции и инновации в культуре.

11.Мода как знаково-символическая система.

12.Универсализм и партикуляризм в современной культуре.

13.Культурологическая концепция Л.Уайта.

14. Игровые теории культуры (Й. Хёйзинги, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе).

15.Учение Э.Кассирера о символах и их роли в функционировании культуры.

16.Пассионарность и этногенез в теории Л.Гумилева

17.Сущность и «трагедия культуры» в трактовке Г.Зиммеля

18.Постмодернистские концепции культуры.

19.Античная культура – колыбель европейского гуманизма.

20.Роль состязательного начала в античной культуре.

21.Культурные смыслы христианского вероучения.

22.Карнавальная и рыцарская культуры: характерные черты и значение для развития общества.

23.Символизм культуры Средневековья.

24.Ренессансная картина мира и человека.

25.Итальянские гуманисты: «труды в досуге» и новые мировоззренческие принципы.

26.Отличительные черты Итальянского и Северного Возрождения.

27.Наука и искусство Европы XVIIвека.

28.Культура XIX века: достижения, стили, проблемы.

29.Культура и искусство модерна и его основные направления.

30.Постмодернистские концепции культуры.

31.Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

32.Россия как мультикультурное и поликонфессиональное культурное пространство.

33.Петр Великий и его культурный проект России.

34.Русский модерн: черты национального своеобразия.

35. Золотой век русской культуры.

36. Серебряный век русской культуры.

37.Советская и постсоветская культура: типологическое своеобразие.

38.Своеобразие культуры русского зарубежья.

39.Культура России перед лицом глобализации: общее и особенное.

40.Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры.

41.Ю.М.Лотман как исследователь культуры России.

42.Ценности и перспективы развития современной молодежной культуры России.

 

 

    Вопросы для подготовки к зачету

1.Эволюционизм и неоэволюционизм как теории культуры.

2.Культура и цивилизация в трактовке О.Шпенглера и А.Тойнби.

3.Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского.

4.Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

5.К.Ясперс об «осевом времени» как главном векторе типологизации и периодизации культур.

6 .Сущностные характеристики культуры.

7.Структура и функции культуры.

8.Культура как система знаков и языков. Классификация языков культуры.

9.Типология культуры (этническая, национальная, региональная, историческая):

10.Культура и цивилизация. Понятие «контркультура». Критерий зрелости культуры в культурологии.

11.Понятие «субкультура». Виды субкультур.

12.Античность как тип культуры. Греция и Рим: проблема преемственности культур.

13. Особенности культуры европейского Средневековья.

14.Гуманистические ценности и достижения культуры Возрождения.

15.Стили культуры XVIIвека (барокко, классицизм).

16.Общая характеристика культуры Просвещения. Стили культуры.

17.Культура XIX века: характерные черты, стили, достижения.

18.Основные направления развития и специфические черты культуры эпохи модерна.

19.Сциентизм и антисциентизм как проблема социального и культурного выбора.

20.Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Делёз и Гваттари о характерных чертах и образах эпохи постмодерна.

21.Постмодернизм – новое мироощущение и художественное видение.

22.Характерные черты российского культурного генезиса. Христианство как культурно-исторический выбор.

23. «Золотой век» - новая модельрусской культуры.

24.«Серебряный век» в культуре России. Проблема самосознания интеллигенции конца XIX-начала ХХ веков.

 

 

    Справочная и учебная литература

Артемьева Т.В., Антонов К.Г., Белоус В.А. Культурология: Учебник. М., 2013

Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. М., 2012

Багновская Н.М. Культурология: Учебник. М., 2011

Березовая Л.Г., Берликова Н.П. История русской культуры. М., 2002

Бессарабова Н.В. Культурология. Курс лекций. М., 2010

Горелов А.А. История мировой культуры: Учебное пособие. М., 2011

Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии: Учебник. М., 2013

Золкин А.Л. Культурология: Учебник. М., 2012

Культурология: Учебник / под ред. Кагана М.С., Солонина Ю.Н. М., 2010

Кондаков И.В. Культурология. История культуры России: Курс лекций. М., 2003.

Костина А.В. Кульутрология:Учебник. М., 2010

Культурология ХХ века. Антология. – М., 1995.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах. – СПб., 1998.

Культура и культурология. Словарь. – М., 2003.

Культурология / Никитич Л.А., Амаглобели Н.Д., Золкин А.А. и др. М., 2012..

Лившиц М.А. Очерки русской культуры. М., 2015.

Теория культуры: Учебное пособие / под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. СПб., 2010

Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / составитель: Кравченко А.И. М., 2008.

 

 

    Дополнительная литература

Белик А.А. Антропологические теории культуры. М., 1998

Глобализация в культурологическом измерении. М., 2005

Гуревич А.Я. Средневековье: культура безмолствующего большинства. М., 1990

Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобыность. М., 2002

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима. М., 1993

Костина. А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005

Культура на рубеже XX-XXIвеков: глобализационные процессы. СПб., 2009

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990

Лихачев Л.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992

Массовая культура / Акопян К.З., Захаров А.В. и др. М., 2004

Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999

Межуев В.М. Идея культуры: очерки по философии культуры. М., 2006

Мир русской культуры. М., 2004

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004

Самосознание европейской культуры и искусства ХХ века. М., 2000

Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодерна. СПб., 20004

Теоретическая культурология. М., Екатеринбург. 2005

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., Екатеринбург. 2002

Эпштейн М.Н. Постмодернизм в России. Литература и теория. М., 2000.

 

 

    Первоисточники.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2010

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003

Зиммель Г. Избранные работы. Киев, 2006

Крёбер А. Избранное. Природа культуры. М., 2004

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

Лотман Ю.М. Семиосфера. М., 2001

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах, т.1. М., 1992

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2000

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1992

Тойнби А. Постижение истории. М., 2002

Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Минск, 1996

Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 2011

Хёйзинга Й.HomoLudens(Человек играющий). М., 2011

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992

Шпенглер О. Закат Европы. М., 2010

 

 

    Интернет-ресурсы

http: // alleng.ru/edu/cultur2.htm

Учебники, пособия, энциклопедии, дополнительная литература по культурологии.

http: //www. gumer.info

Электронная библиотека гуманитарных наук

 

http: // www.StudySpase.ru

Онлайн-библиотека, в которой представлено большое число учебников, текстов лекций и аналитических статей по культурологии.

 

http: // www. countries.ru/library

Библиотека по культурологии (теории, школы, история, практика).

 

http: // www. culturolog.ru

Теория культуры, культурология, философия культуры.

 

 

                                              


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 966; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!