У р о к 10. МИР ИСЛАМА: АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО КУЛЬТУРА



 Ключевые понятия и термины: халифы, Халифат, «люди Писания», шииты, сунниты, имам, эмир, михраб, каллиграфия.

Текущий контроль. Можно провести с использованием вопросов к § 8 на с. 82 (которые частично уже были задействованы для обсуждений итогов по разделам темы на предыдущем уроке) и заданий рабочей тетради к § 8. Может быть также предложен вопрос, предваряющий новый материал: как вы думаете, почему мусульмане терпимо относились к иудеям и христианам, но преследовали язычников? (Важно, чтобы в ответах на этот вопрос ребята вспомнили не только об иудео-христианских корнях ислама, но и о том, что ислам возник и первоначально развивался в торговых городах Аравии, вдоль путей международной торговли, и лишь потом был воспринят кочевниками.)

План изучения нового материала: 1. Арабские завоевания VII—VIII вв. Возникновение Халифата. 2. Расцвет и распад Халифата. 3. Культура стран Халифата.

Комментарий. Материал урока позволяет продолжить наблюдения над явлениями, характерными для предгосударственных и раннегосударственных образований у разных народов в эпоху Средневековья. Появившееся в VII в. арабское исламское государство, так же как и германские королевства V в., проявляет повышенную склонность к внешней экспансии. Дело в том, что постепенное усложнение возникшего при пророке Мухаммаде государственного механизма за счет внутреннего развития было невозможно при ограниченных ресурсах громадной по территории малонаселенной Аравии. Чтобы сохраниться, новое государство должно было перейти к внешним завоеваниям, которые поставляли бы средства для выделившейся элиты и формирующегося государственного аппарата без обременительных для не слишком богатого населения налогов. Наряду с этим история складывания Халифата наглядно демонстрирует коренные различия ценностных установок первоначального ислама и некоторых «фундаменталистских» (т. е. якобы нацеленных на возрождение каких-то древних норм) и экстремистских течений, только прикрывающихся исламом. Хотя религиозный фанатизм, безусловно, имел место уже в эпоху арабских завоеваний VII—VIII вв. (и во многом способствовал их успешности), поначалу он не выливался в религиозные преследования немусульманского населения, особенно христиан и иудеев. Более того, арабские завоевания дают нам массу примеров удивительной для Средневековья религиозной терпимости и взвешенной религиозной политики, казалось бы, менее всего ожидаемых в условиях войны за веру с захватом чужих территорий. Этим во многом объясняется и быстрота завоеваний, и сохранение, несмотря ни на что, относительного единства разнородного Халифата в первые десятилетия его существования. Тенденции же к распаду Халифата, выступления покоренного населения начались именно после того, как власти попытались отступить от первоначальных принципов отношений: увеличить налог, взимаемый с христиан, обложить податями церкви и монастыри, начать религиозные преследования христиан, впервые зафиксированные при халифе Йазиде II (720—724), спустя 80 лет после покорения Сирии и Палестины, когда уже выросло несколько поколений христиан под властью мусульман, обложить налогами вновь обращенных мусульман-неарабов. Кроме этого, конечно же, накопились противоречия и внутри арабского общества.

Все сказанное об особенностях взаимодействия культур и ассимиляционных процессах в арабском мире в комментариях к предыдущему уроку в полной мере относится и к материалу этого урока.

1. Особое внимание к этому разделу оправдано тем, что характер завоеваний во многом определил все последующее развитие Халифата и его культуры. Одним из вариантов изучения истории завоеваний с высокой степенью самостоятельности учащихся является начало выполнения в классе заданий по контурной карте в рабочей тетради (задания 1—2 к § 9) с параллельным «географическим комментированием» учащимися своих действий (куда ведут рисуемые стрелки, что завоевывается, где и когда происходят крупные сражения, кто противостоит арабам и т. д.).

Другим вариантом может быть сопоставление картографического материала с данными таблицы-схемы «Арабские завоевания (632—751)» и преобразование результатов этого сопоставления в короткий связный рассказ о ходе завоеваний по каждому из трех основных направлений продвижения арабов. Работа может проводиться как устно в группах (тогда класс делится на три группы по числу основных направлений), так и письменно индивидуально. Необходимость в таблице-схеме возникает из-за некоторых особенностей отображения арабских завоеваний не только на картах учебников и атласов, но и на больших настенных картах: из-за скученности надписей на картах небольшого масштаба либо картографам не удается разместить всю необходимую информацию, либо ее достаточно сложно считать. Так, важная победа арабов в 636 г. на реке Йармук (Ярмук) (восточный приток реки Иордан) над войском византийского императора Ираклия традиционно не попадает на учебные карты, поскольку картографам трудно разместить все необходимые условные знаки и надписи в регионе, насыщенном географическими названиями.

Сопоставляя данные таблицы-схемы и карты, любой учащийся сможет с листа описать общий ход продвижения арабов по любому из направлений. Поскольку речь не идет о воспроизведении уже усвоенного материала, оценивается умение осмыслить данные таблицы-схемы и карты и преобразовать их в связный текст. Очень хорошо, когда ученики, например, понимают, что государства — противники арабов на каждом из направлений не должны перечисляться сразу «общим списком» (как в начальных строках таблицы-схемы), а следует упоминания о них вставлять в рассказ по мере того, как арабы, продвигаясь, входят с ними в соприкосновение. Естественно, в нашей краткой таблице-схеме, как и в учебных картах, неизбежны упрощения. Арабские завоевания не всегда имели только наступательный характер, бывали отступления, многие города арабам приходилось приводить к покорности не по одному разу. Закавказье завоевывалось силами, подходившими не только из Сирийско-Палестинского региона, но и из Ирана. Под стены Константинополя в 673 г. арабский флот, как предполагается, подошел из Александрии. Арабо-хазарские войны длились не 15 лет (как в таблице), а с перерывами почти столетие, хотя наибольший накал пришелся именно на 722—737 гг. Такие тонкости не могут быть отражены в школьном курсе (что, конечно, несколько смазывает и даже искажает реальную картину завоеваний), однако некоторые данные об арабских завоеваниях, обычно не вычитываемые с учебных карт, мы, не претендуя на полноту, сочли необходимым сюда включить. В первую очередь это некоторые факты из истории завоевания Сирии и Палестины. Они показывают, что, во-первых, Византия, хотя и измотанная длительным противостоянием с Ираном, не ушла без сопротивления из своих богатейших провинций (сражение 636 г. на реке Ярмук); а во-вторых, города предпочитали сдаваться арабам, а не быть захваченными. Это связано с глобальной причиной успеха завоеваний: арабы, несмотря на свою крайнюю малочисленность, отсутствие осадных и штурмовых приспособлений и флота для перекрытия подвоза осажденным портовым городам, тем не менее очень часто добивались добровольной сдачи городов и селений, предлагая им заключить приемлемый договор. Один из первых и наиболее известных договоров был заключен в 635 г. с Дамаском: жителям при условии выплаты подушного налога (джизьи) и обязательства не помогать врагам мусульман гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей, а также защита сдавшихся жителей от всех, кто будет им угрожать. Известны случаи, когда арабы, вынужденные отойти при приближении византийских войск, возвращали жителям уже собранные налоги в связи с невозможностью выполнить обязательства по их защите. Именно щепетильность арабов в соблюдении всех условий договора с Дамаском сделала заключение подобных договоров привлекательным для жителей других городов.

 

Арабские завоевания (632—751)

АРАВИЯ

Запад

Север

Восток

 

Основные противники — Византия, позже королевство вестготов, затем королевство франков            

Основные противники — Византия, позже связанные с Византией гос-ва Закавказья (Армения, Грузия), затем Хазарский каганат    

Основные противники — Иран, позже княжества Индии; каганаты и союзы тюркских племен Средней Азии; Китай

           

634 г. — Сирия, Палестина

635 г. — сдача Дамаска

636 г. — победа над византийцами на реке Ярмук

638 г. — сдача Иерусалима           

633 г. — Южная Месопотамия

636 г. — крупное поражение армии шаха, большие потери арабов

637 г.— взята резиденция шаха — Ктесифон

642 г. — битва при Нехавенде, разгром войск шаха Ирана

652 г. — завершили завоевание Ирана, вышли к Амударье

640 г. — Египет 641 г. — сдача Александрии; Северная Африка Тунис, Карфаген           

       Закавказье (Армения, Грузия) — к 658 г. Дербент        

711 г. — переправа в Европу через Гибралтарский пролив, разгром вестготов 711—714 гг. — завоевание Пиренейского полуострова           

Набеги на Малую Азию. Угроза Константинополю (ок. 673— 680). Первое применение «греческого огня» 670— 676 гг. — Средняя Азия: Мерв (Мары), Хива, Бухара   

711— 712 гг. — Афганистан и долина реки Инд

 

715—732 гг. — набеги за Пиренеи 732 г. — битва при Пуатье          

Нападения на Константинополь (ок. 715—718)            

Арабо-Хазарская война (ок. 722—737) закрыла арабам путь на Северный Кавказ (и дальше)      

751 г. — битва при Таласе (пресечены попытки Китая укрепиться в этой части Великого шелкового пути)         

 

Вопрос о причинах военных успехов арабов можно разобрать в ходе беседы с детьми, наводящими вопросами подводя их к характеристике как сильных сторон арабов, так и слабостей их противников. Следует подчеркнуть, что сражались с арабами правительственные войска Византии, Ирана, вестготской Испании, в то время как недовольное прежними налогами население сопротивлялось редко. Терпимую политику арабов по отношению к завоеванным христианам можно проиллюстрировать текстом Абу Юсуфа о мудрости халифа Омара (см. ниже рубрику «Работа с источником»).

2. Подводя вместе с детьми итоги арабских завоеваний, учитель может задать вопрос: от чего зависела прочность такого огромного и разнородного государства? Желательно подтолкнуть детей к выводу: успехи арабов во многом основывались на хорошо продуманной политике по отношению к побежденным, и для сохранения единства Халифата нужно было продолжать и развивать такую политику. Но было ли этого достаточно? Ведь для управления отдельными частями Халифата необходимы были наместники, которые со временем стали стремиться к обособлению от власти халифов и контролировать которых в силу их удаленности от центра было все труднее. В сочетании с возникшими среди арабов религиозными разногласиями (деление на суннитов и шиитов) и попытками халифов и их чиновников ужесточить политику по отношению к когда-то подчиненным народам эти факторы привели к распаду Халифата. Дети по карте в учебнике (с. 85) прослеживают распад Арабского халифата. Можно предложить им назвать (вспомнить), какие области остались под властью багдадских халифов (Аравия, Сирия, Палестина, Египет, Месопотамия, юго-запад Ирана, часть Закавказья).

3. Переходя к культуре Халифата, уместно предложить детям вспомнить, каким было отношение к античному наследию в Западной Европе в эпоху Великого переселения народов и сразу после него. Дети должны вспомнить, что, хотя многое в античном наследии было использовано в германских королевствах, многое было уничтожено завоевателями или погибло, поскольку не было востребовано в изменившихся условиях. Далее можно задать вопрос: какого отношения к культурному наследию завоеванных народов мы вправе ждать от арабов на основании того, что нам уже известно об арабских завоеваниях? Вывод очевиден: политическая и религиозная терпимость арабов должна была дополняться культурной. Фактически же арабы не просто были терпимы к чужой культуре, но очень быстро освоили ее и стали развивать дальше. Важно подчеркнуть, что настоящий культ знания, созданный в Халифате, основывался на особенностях ислама, который вменял поиск знания в обязанность каждому мусульманину (слово «знание» — одно из наиболее употребляемых в Коране). Очень выразительны в этом отношении некоторые высказывания (хадисы) Мухаммада: «Ищите науку хотя бы в Китае», «Чернила, которыми пишет ученый, важнее крови всех мучеников за веру». Учителю следует подчеркнуть, что проведенная в Халифате огромная работа по переводу древних текстов на арабский язык сыграла важнейшую роль в сохранении античных знаний. Почему же арабы не «растворились» среди высокоразвитых цивилизаций Ближнего и Среднего Востока? Своего рода «прививкой» от ассимиляции стала для арабов религия и тесно связанный с ней арабский язык, обладавший особым авторитетом как язык Пророка.

Отличительной чертой арабской цивилизации было умение не просто усваивать достижения других цивилизаций, а активно развивать их, приспосабливать к своим нуждам. Показательно, что арабы, сначала не видевшие необходимости во флоте (так, халиф Омар считал, что «нельзя доверять жизнь правоверных мокрым доскам»), потом, когда значение флота для войны все же было осознано, не просто построили сильный флот, но стали умелыми моряками, создав великолепные корабли, навигационные приборы и морские карты. В свою очередь, самые разные достижения арабской цивилизации позже были востребованы всем человечеством. Чтобы наглядно проиллюстрировать это, учитель может привести очень неполный перечень слов и названий, которые вошли в европейские языки, в том числе и в русский, из арабского: тариф, чек, адмирал, арсенал, зенит, лютня, абрикос, кофе, алкоголь, эликсир, алгебра, названия звезд (Альдебаран, Альтаир, Бетельгейзе, Вега) и многие другие. Упомянув, что эти названия звезд арабские, можно спросить детей: о чем это свидетельствует? (Ответ: о том, что у арабов была развита астрономия; звезды нужны для ориентирования и кочевнику в пустыне, и моряку в океане.)

Вопрос об искусстве Халифата лучше всего разбирать на примере архитектуры и убранства мечети, сопоставив планы мечети и христианского храма (задание 3 к § 9 и задание 2 к § 6 в рабочей тетради), а также иллюстрации: минареты (с. 85, 90) и колокольня (с. 60), интерьеры мечети (с. 89) и христианского храма (с. 59); возможно использование задания 5 к § 9 рабочей тетради. Важно, чтобы дети наряду с общими чертами обратили внимание и на различия; при необходимости их следует подвести к этому наводящими вопросами.

Работа с источником. Фрагмент «О мудрости халифа Омара» взят из сочинения известного арабского юриста Абу-Юсуфа (731—795) «Китаб ал-харадж» («Книга о поземельной подати»). Труд написан в характерной для средневековой ученой литературы форме ответов юриста на вопросы правителя. Стремясь дать исторические объяснения существовавшей к его времени практики взимания налогов или освобождения от них, Абу-Юсуф включает фрагменты источников VII в., посвященных завоеванию Сирии и Палестины (634—638), в том числе истории сдачи Иерусалима в 638 г. На протяжении VIII в. власти Халифата то и дело предпринимали попытки отойти от изначальных договоренностей с завоеванным христианским населением. Абу-Юсуф был противником подобных попыток, понимая, что они подрывают основы существования Халифата, ведут к росту напряженности между населяющими его приверженцами разных религий. Именно поэтому он всячески подчеркивал мудрость первых халифов и их военачальников, которые заключали с покоряемым населением соглашения, принесшие пользу мусульманам и обеспечившие распространение власти ислама на столь обширные территории. Приведенный в учебнике фрагмент связан с событиями 638 г., когда халиф Омар приехал в арабский лагерь под Дамаском с личной инспекцией, а иерусалимский патриарх Софроний решил этим воспользоваться, чтобы заключить договоренности о сдаче города, который арабы осаждали уже около двух лет, с самим халифом. Источник ясно показывает, какую осторожность проявляли первые халифы, щадя религиозные чувства покоренных народов именно в десятилетия наиболее активных завоеваний.

Работа с иллюстрациями. Говоря о культе знаний в странах Халифата, можно обратить внимание детей на иллюстрацию «Ученый читает лекцию» на с. 86 учебника. В Халифате существовала практика, когда ученый диктовал свою книгу писцу; процесс диктовки проходил либо в мечетях, либо в лавках книготорговцев, которые были своего рода культурными центрами, и любой интересующийся наукой мог при этом присутствовать. Возможно, на иллюстрации изображен именно процесс диктовки книги, который, таким образом, одновременно являлся «публичной лекцией». После авторского редактирования текста он распространялся в копиях.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!