У др. пол. ІХ – серед. ХІ ст.



Формування та розвиток первісного ладу на території України. Трипільська культура.        Древнейший человек современного типа появился на территории Украины около 1 млн. лет тому назад в эпоху палеолита — древнекаменного века. Стоянки этого периода найдены археологами в Закарпатье (более 20 пунктов), а также в Донбассе (в районе Амвросиевки), на Днестре в с Лука-Врубливецкая, на Житомирщине Археологами найдены тут ручные рубила и множество кремневых осколков, которые использовались как орудия труда. После палеолита начался мезолит - средне каменный век. В эпоху мезолита произошли существенные изменения в окружающей среде. После ледникового периода климат стал мягче, а ландшафтно-географические зоны приобрели современный вид. В период мезолита происходили кардинальные изменения в сфере производства орудий труда. Были найдены лук и стрелы. В это время человек приручает диких животных - собаку, потом свинью, занимается собирательством, рыболовством Завершающий этап каменного века - неолит (VI - Ш тыс. до н. э) характеризуется большими изменениями в экономике. Появляются скотоводство и земледелие. Воспроизводящее хозяйство заложило основы для дальнейшего развития древнейшего населения Украины, численность которого в период неолита значительно выросла. Переход к сознательному производству продуктов питания был качественно новым этапом в истории человечества. Историки называют этот этап "неолитической революцией" На территории современной Украины выявлено около 500 неолетических поселений. В социальном аспекте неолит был период расцвета родового строя. В III-тыс. до н.э произошел переход к энеолиту (меднокаменному веку), который характеризуется овладением техникой производства и обработки меди. Из многих археологических культур этого периода самой известной является трипольская культура, которая была распространена на правобережной части современной Украины и Поднестровье Она была открыта у села Триполье, южнее Киева Трипольцы были знакомы с обработкой меди и даже железа, занимались оседлым земледелием к скотоводством. Высокого уровня достигло гончарное производство. Жили трипольцы в больших прямоугольных наземных жилищах с деревянным каркасом и из глины Они жили многолюдными поселками. У трипольцев развивались территориальные связи на основе хозяйственной деятельности, формировались племена и межплеменные связи, создавалась иерархическая структура родов во главе с наиболее знатными и признанными старейшинами. II тыс. до н. э вошло Б историю под названием бронзовый век. В эту эпоху произошло крупное общественное разделение труда - выделилось скотоводство как самостоятельная отрасль и появились скотоводческие племена. Земледелие становится пашенным с использованием быков как тягловой силы. Возросла роль мужчины в производстве и родство стало вестись по отцовской линии, дети оставались в роде отца и наследовали его имущество. Появилось патриархальное рабство. Возникла частная собственность, углублялось имущественное неравенство и начали зарождаться социальные группы. Эти процессы положили начало разложению первобытнообщинного строя. На территории Украины бронзовый век был представлен катакомбной и срубной культурами, названными так по обряду погребения. Кроме того, существовали ямная культура, культура многоваликовой керамики, шнурковой керамики и другие С конца II - начала I тыс. до н. э начался железный век. Применение железных орудий труда резко повысило производительность труда человека. Для обработки земли вместо мотыги начали применять соху с железным лемехом. Происходит второе крупное общественное разделение труда - в самостоятельную отрасль выделилось ремесло. Все глубже происходит социальное расслоение на бедных и богатых Войны также способствовали обогащению верхушки племен. Родовая община превращается в соседскую, территориальную, а отдельные племена объединяются в союзы племен. На этом этапе завершается эпоха первобытнообщинного строя и начинается переход к раннеклассовому обществу. 2. Кочові народи на території України. До появления государственности на территории нынешней Украины обитали различные кочевые племена. Первыми из таких племён были племена киммерийцев. Они появились на территории Украины, а если быть точнее, на территории нынешнего Донбасса, в Хст. до н.э. Эти племена были довольно миролюбивые и практически не вели войн (если их сравнивать с остальными кочевниками). Основным жизненным промыслом было горное дело и металлургия. Они первыми нашли и открыли на территории Донбасса залежи угля и начали их понемногу разрабатывать (по мере своего «индустриального» развития) естественно карьерным способом. В летописях того времени написано, что над их поселениями постоянно стояли столбы чёрного дыма и вообще не было видно солнца. Так же в летописях сказано, что представители этого народа были невысокого роста, крепкого телосложения, руки и лицо было всё время в саже… Но со временем, а точнее в VIIст. до н.э., киммерийцев вытеснили воинственные кочевые племена скифов. Они пришли на территорию Украины с востока, из степей между Каспием, Уралом и Кавказом. Они заняли всю степную и лесостепную часть Украины. Некоторые скифские племена занимались хлеборобством и пчеловодством, но большинство из них были кочевниками. По роду занятий и общественному положению скифы де лились на несколько групп: "Царские" скифы кочевали у Азовского моря и господствовали над другими. По левому берегу Днепра располагались "скифы-кочевники", "скифы-пахари" - по обоим берегам Днепра, "каллипиды" - в низовье Буга и Днестра, "невры" - на Киевщине к Подолью Скифы почитали своих богов - неба, домашнего очага, огня, войны. У них был культ предков, о чем свидетельствует обряд погребения царей. Скифы создали высокую материальную культуру, соединив достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Кавказа и особенно Греции. В VI в. до н. э. у скифов сформировался могущественный союз племен. Высшая власть в нем принадлежала скифским царям и зажиточной племенной верхушке, но сохранялось и народное собрание. У скифов шел процесс социального расслоения общества. Общество все больше делилось на богатых и бедных, Скифская знать обогащалась благодаря военным походам, и торговле с греками, старательно подражала греческим рабовладельцам в быту и религии. По своему характеру скифское государство было эксплуататорско-паразитарным, так как существовало за счет эксплуатации соседних земледельческих племен и грабительских войн. Далее в III ст. до н.э. скифов начинают теснить с востока ещё более воинственные племена сарматов. Они заняли в начале Северное Причерноморье, затем междуречье Днепра и Дона, а в начале нашей эры междуречье Днепра и Днестра. С сарматами связан большой период в истории Украины. Они здесь господствовали на протяжении VI веков. Под греко-римским влиянием у сарматов усилился процесс укрепления племенной знати, формирования начально-классового общества Сарматы были связаны с античными городами Северного Причерноморья и даже входили в правление Боспорского царства. Но в конце III ст. н.э. – начале IV ст. н. э. в результате начала Великого переселения народов сарматов вытесняют варварские племена готов. Они совершали опустошительные набеги на римские города северного Причерноморья. Но в конце того же столетия из центральной Азии готам пришли союзные племена гуннов во главе с вождём Аттилой. Они вытеснили готов с территории северного Причерноморья, но находились они там до средины V ст., до тех пор, пока их не вытеснили славянские племена и начали тут основывать свои крупные поселения, т.к. славяне не были кочевниками, а пришли сюда из-за Великого переселения народов. Их вполне устраивали эти земли и они решили тут и обосновать свои поселения, в частности в этом же столетии был построен один из крупнейших городов – Киев. 3. Античні міста-держави (поліси) Північного Причорномор’я та їч суспільно-політичний устрій. Античные города Северного Причерноморья – это города, возникшие в ходе греческой колонизации на северном берегу Чёрного моря в 6—5 вв. до н. э. В конце 7 в. до н. э. на северных берегах Чёрного моря возникли греческие торговые пункты — эмпории. В 6 и 5 вв. до н. э. Северное Причерноморье входило в сферу колонизации движения греков (см. Колонии античные), которых привлекали сюда плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с племенами северочерноморских степей — скифами (См. Скифы), синдами (См. Синды), меотами (См. Меоты) и др. В 6 в. до н. э. на северном берегу Чёрного моря возникли греческие города, основанные переселенцами из Ионии, М. Азии и с островов Эгейского моря: Тира,Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тиритака, Мирмекий, Фанагория, Гермонасса, Кепы и др. В 422 до н. э. возник Херсонес, в 3 в. до н. э. — Танаис. А. г. Северного Причерноморья жили самостоятельной жизнью, сохраняя со своими метрополиями торговые и культурные связи. Большую роль в их экономической жизни играла торговля с городами Греции и М. Азии и с племенами северочерноморских степей. Города ввозили из бассейна Эгейского моря вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов. Важную роль в их хозяйстве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство. По социальному и политическому устройству все А. г. С. П. первоначально были рабовладельческими полисами. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. А. г. С. П. достигли расцвета в 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и других продуктов потребления для многих городов Греции и М. Азии. А. г. С. П. (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений. В первых веках н. э. в экономической, политической и культурной жизни А. г. С. П. всё большую роль играют негреческие, главным образом сарматские, элементы. В середине 3 в. н. э. А. г. С. П. подверглись разорительному нашествию готов. Ольвия была полностью разрушена. На Боспоре готы и союзные им племена временно захватили власть и сделали его базой для своих пиратских набегов на побережья Чёрного и Эгейского морей. Более успешно сопротивлялся готам Херсонес, который, видимо, в конце 3 в. н. э. вошёл в состав Римской империи. В середине 3 в. начался быстрый упадок Боспорского государства, резко пала торговля, сократилось ремесло, происходила натурализация хозяйства, в 1-й трети 3 в. прекратилась чеканка монеты. В конце 4 в. на Северное Причерноморье обрушились опустошительные завоевательные походы гуннов, довершившие упадок античных городов. А. г. Северного Причерноморья сыграли большую роль в истории народов Восточной Европы как проводники наиболее передовых для их времени рабовладельческих социально-экономических отношений и культуры, как посредники между этими народами и центрами античного рабовладельческого мира Средиземноморья. 4. Походження східних слов’ян та їх розселення на території сучасної України. Основні теорії утворення держави Київська Русь. Славяне - одна из крупнейших групп древнеевропейского населения Время ее выделения из индоевропейской общности еще недостаточно выяснено, хотя этому вопросу посвящена большая литература. В письменных источниках славяне впервые упоминаются под именем венедов в трудах римских ученых - Плиния Старшего и Тацита (I в н. э), а также греческого географа Птолемея (II в. н. э.). Сам термин "славяне" появился в VI ст. в трудах готского историка Иордана и других. Упоминались также такие названия славян как склавины и анты. По вопросу о происхождении и расселении славян существует несколько научных концепций. Старейшая из них дунайская концепция, связана с именем летописца Нестора, который считал, что древние славяне размещались по берегам Дуная. Теорию дунайского происхождения славян поддерживал известный русский историк Н.Карамзин. Не смотря на критику со стороны ряда исследователей эта теория и в настоящее время имеет "последователей среди лингвистов и археологов. Имеет своих сторонников висло-одерская теория, созданная польскими учеными, размещавшая прародину славян в междуречье Вислы и Одра Третья, наиболее многочисленная группа исследователей-историков, лингвистов, археологов - размещает древних славян между Днепром и Вислой в лесном и лесостепном регионах (Л. Нидерле, Н.А.Шахматов, В.П.Петров и др.). археологические находки последних десятилетий подтверждают славянскую принадлежность ряда культур этого региона, которые относятся к началу I тыс. н. э. Украинский ученый М.С.Грушевский определял границы первичного расселения славян на просторах от Карпат до Валдейской возвышенности, от среднего и верхнего течения Днепра до Вислы и Немана. Существует также автохтонная теория, согласно которой процесс славянского этногенеза развивался на огромной территории от Верхней Лабы до среднего течения Днепра, от Балтийского до Черного моря. На всей этой территории славяне считались аборигенами. В пользу этой теории говорят археологические находки славянского этнического элемента среди скифского населения. С учетом современного уровня археологических исследований, можно утверждать, что все указанные концепции имеют право на существование, так как славяне, выделившись из индоевропейской общности, до раннего средневековья постоянно меняли территорию расселения, хотя никогда одновременно не занимали все пространство между Днепром и Одером Существуют две точки зрения на возникновение восточнославянского государства. Опираясь на летописное упоминание (XII ст.) о призвании новгородцами варягов Рюрика с дружиной, ряд немецких ученых, в частности З.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, которые в XVIII в. служили в России, выдвинули так называемую норманнскую теорию. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варято-германо-скандинавская народность, известная на Западе как викинги или норманны. Такая точка зрения вызвала возмущение русского ученого XVIII в, М.Ломоносова, который написал гневный ответ, доказывая первоочередную роль славян в создании Киевской Руси. Утверждение Ломоносова получило название антинорманнской концепции и положили начало спорам, которые продолжаются и сейчас. Антинорманнских взглядов придерживались такие украинские историки как М.Грушевский и Н Костомаров В 30-х г. XX ст. советские ученые назвали норманнскую теорию опасной, поскольку в ней отрицалась способность славянских народов создать государство. Как свидетельствуют исторические факты, первые сведения о восточнославянской государственности известны с VI в. Важную роль в этом процессе сыграло основание Киева. По мнению археологов и историков, возникновение Киева относится к. И пол. V ст. В летописи говорится, что в Киеве правил первый князь-славянин Кий (кон. VI - нач. VII в.) Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII - IX в. Именно в это время в среднем По-днепровье сложилось государственное объединение Русь, в состав которого вошли поляне, древляне, северяне. Таким образом, восточные славяне задолго до "призвания варягов" достигли высокою уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений, Заслуга варягов была в том, что они завершили строительство государственного организма.   5. Політичний та соціально-економічний розвиток Київської Русі

у др. пол. ІХ – серед. ХІ ст.

Киевская Русь была по своему административному устройству абсолютной монархией. То есть на протяжении этих веков во главе государства была династия Рюриков в такой последовательности: Рюрик – Олег (882—912гг.) – Игорь (912—945гг.) –

Ольга (945—957гг.) – Святослав Завоеватель (957—972гг.)  –

Владимир Великий (980—1015гг.)  – Ярослав Мудрый (1019—1054гг.).

Рюрик - основал Киевскую Русь

Олег – победоносные походы на Византию

Игорь – походы на Византию (с переменным успехом)

Святослав – разбил Хазарский Каганат, Волжскую Булгарию, Белую Булгарию,                 

                 успешные войны с печенегами, существенно расширил границы.

Владимир – ввёл христианство, построил Десятинную церковь, Золотые ворота, ввёл

                 гривню, победил печенегов.

Ярослав – издание «Русской правды», построил Софийский собор, первую библиотеку,   

              Киево-Печерскую лавру; вел миролюбивую политику, 6 дочерей выдал замуж

              за иностранных правителей; перед смертью разделил Киевскую Русь на 6

              княжеств (Киевское, Переяславское, Черниговское, Турово-Пинское, Галицкое,

              Волынское) и посадил на престолы 6 своих сыновей.

На время правления последних двух князей приходится пора пика могущества Киевской Руси.

Социальная лестница: Князь – бояре – дружина – духовенство – горожане, купцы, ремесленники – смерды – закупы – холопы

6. Запровадження християнства на Русі та його історичне значення.

В системе мероприятий, направленных на укрепление Киевской Руси, важное место занимала религиозная реформа. В 980 г. по приказу Владимира был создан пантеон шести богов (Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокош) во главе с Перуном. Убедившись, что язычество изжило себя и больше не отвечает уровню развития Киевской Руси, Владимир решительно порвал с ним. В 988г. на Руси было официально введено христианство в его ввизантийско-православном варианте.

Владимир как выдающийся политик сумел оценить политическое значение принятия христианства для своей государственной системы. Новая религия должна была стать опорой княжеской власти и объединить все народы государства единой идеологией и культурой. Анализ источников убеждает, что введение христианства на Руси не следует рассматривать как одноактное событие, связанное только с Владимиром. Это был длительный и сложный процесс, начавшийся задолго до княжения Владимира и продолжавшийся после него.

Первые упоминания (письменные и археологические) свидетельствуют о знакомстве славян с христианской религией ещё в антскую эпоху. Известно также об Аскольдовом крещении, княгиня Ольга была христианской, в Киеве была мощная христианская община - все это влияло на выбор Владимира. Крещение Владимира происходило в Херсонесе, после чего произошло крещение киевлян и всей Руси. Этим актом Русь окончательно определила свое место в Европе. Значительно расширились ее экономические и культурные связи со многими европейскими государствами и в первую очередь с Византией. Принятие христианства имело позитивные последствия для внутренней жизни страны.

Поскольку учение византийского государства поддерживало монаршее право на власть (христианство), киевские князья нашли в нем ту идеологическую опору, которой раньше не имели. Кроме того, церковь с ее сложной внутренней подчиненностью, знакомила киевских правителей с новыми моделями правления. Христианство заметно повлияло на мораль раннефеодального общества Древнерусского государства. Церковь осуждала обычаи кровной мести, рабства, многоженства и т.д. Вместе с тем, введение христианства оказало влияние на развитие культуры Киевской Руси. Со времен "крещения Руси" в ней распространилась письменность, книжность. В Киеве и других городах начали открывать школы и мастерские по переписке книг.

Христианизация повлияла на развитие строительства, архитектуры, живописи. Началось строительство православных храмов. Первый каменный храм построил в Киеве Владимир Ею назвали Десятинным, поскольку на его содержание (вместе со всей церковной организацией Киевского государства) князь отдал десятую часть своих доходов. Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в результате были уничтожены многие памятники языческой культуры

7.Причини феодальної роздробленості Київської Русі, її політичний та соціально-економічний розвиток у серед. ХІ – пер. пол. ХІІІ ст.

1. Ярослав разделил Киевскую Русь между 6 сыновьями, которые не нашли между собой согласия.

2. Внешние противники

3. Конфликты между удельными князьями.

Киевская Русь была поделена на 6 княжеств (Киевское, Переяславское, Черниговское, Турово-Пинское, Галицкое, Волынское), ими управляли удельные князья, великий князь киевский потерял свою власть.

-Владимир Мономах последний раз смог объединить все княжества

Период феодальной раздробленности – это период упадка и гибели Киевской Руси.

Причини феодальної роздробленості Київської Русі:

1) перетворення великого землеволодіння на спадко­ве, а господарства— на натуральне, що зменшувало потребу торгових контактах і об'єднанні земель;

Натуральне господарство — це господарство, яке виробляє продукти майже винятково для внутрішнього споживання, а не|на продаж, зв'язок його з ринком є нерегулярним

2)воєнно-політичне посилення бояр та удільних князів, які ставили власні інтереси вище за дер­жавні; влада Великого князя стала зайвою;

3)виникнення нових міст як економічних і воєнно- політичних центрів, наростання суперництва між ними і Києвом;

4)зміна торгових шляхів у зв'язку з пануванням у степу кочових племен, які перекрили шляхи до Чорного і Каспійського морів; Київ залишився поза основними торговими шляхами;

5)різний етнічний склад руських територій, виок­ремлення українців, білорусів і росіян.

Сучасні історики витлумачують роздрібненість, як федеративну монархію, тобто державу, що скла­дається з досить самостійних державних утворень.

Негативні

Наслідки феодальної роздробленості

Позитивні: Економічне ті культурне піднесення руських земель: розвиток міст, ремесел, торгівлі, культури та мистецтва; удосконалення системи управління удільними землями; Скликання народного віча, правителі вдаються, бо Русь не могла опиратися нападом половців, які грабували руські землі; оскільки половці перекрили торгові шляхи через Каспій, Русь опинилася на узбіччі торгових шляхів.

8. Галицько-Волинське князівство спадкоємець державності, традицій та культури Київської Русі.

Галицко-Волынское княжество русское феодальное княжество, возникшее в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств (1199). Было расположено на плодородных чернозёмных землях в верховьях рек Днестр, Висла, Нарев и Припять с издавна существовавшим пашенным земледелием. Для экономики княжества характерны развитие ремесла, городов (в 13 в. — свыше 80; важнейшие — Галич, Владимир-Волынский, Теребовль) и соляных промыслов, крупное феодальное землевладение, в связи с чем боярство играло большую политическую роль. Первый князь Роман Мстиславич (правил в 1170—1205) захватил Киев и принял титул великого князя (1203). Его княжение проходило в бесконечных смутах и острой борьбе с боярами. После смерти Романа Г.-В. к. распалось на ряд мелких княжеств, часть земель захватили венгерские и польские феодалы, приглашенные боярами. Феодальные распри, засилье бояр, нашествие иноземцев вызвали народные восстания. Призванный в 1219 горожанами новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой изгнал в 1221 из Галиции венгерских феодалов. Тогда же на Волыни пришёл к власти сын Романа Мстиславича Даниил (правил в 1221—64), завершивший объединение Волыни (1229), ставший после смерти Мстислава Удалого (1228) князем галицким (окончательно подчинил себе княжество после борьбы с венгерскими феодалами и боярами в 1238). Талантливый и яркий политик, Даниил Романович завладел Киевом и после ожесточённой борьбы с др. князьями, Венгрией, Польшей и галицкими боярами объединил под своей властью всю Юго-Западную Русь (1245). Проводил осторожную политику по отношению к Золотой Орде, признав себя номинально её вассалом (1245). Он использовал переговоры с представителями римского папы Иннокентия IV для стабилизации положения на западных границах Г.-В. к., принял в 1254 королевский титул, но сумел отказаться от церковной унии. К 12—1-й половине 13 вв. относится культурный подъём Г.-В. к.: сооружаются белокаменные соборы и дворцы (Успенский собор 1160 во Владимире-Волынском, дворец в Галиче 12 в. и др.), значительное распространение получают книжное дело и особенно летописание (Галич).

В 1259 монголо-татарским войскам удалось покорить Г.-В. к., уничтожив во всех его городах укрепления. После смерти Даниила (1264) Г.-В. к. распалось на 4 удельных княжества, номинально подчинявшихся великому князю. Великими князьями последовательно были: Шварн Данилович (правил в 1264 — около 1269), Лев Данилович (около 1269—1301), Юрий Львович (1301—08), Андрей и Лев Юрьевичи (1308—23). В 1323 бояре пригласили на престол мазовецкого кн. Болеслава (Юрия) Тройденовича (умер 1340). В 1340 бояре во главе с Дмитрием Дедко, сохранившим па первых порах в своих руках фактическую власть, пригласили на престол литовского князя Любарта Гедиминовича. Г.-В. к. оказалось включенным в состав Великого княжества Литовского. По соглашению 1352 между польским королём Казимиром и литовскими князьями Галицкая земля попала под власть Польши, Волынь осталась за Литвой.

9. Боротьба Русі проти монголо-татарської навали.

Наприкінці XII ст. в Центральній Азії утворилася Монгольська держава. В боротьбі за владу в 1206 р.  переміг хан тємучин (Чингігуан)який почав заво­йовницькі походи.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!