Специальность «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
І сессия
оценивание голосовых и музыкальных способностей
Конкурсные требования
а) продирижировать двумя несложными произведениями песенного или хорового репертуара (один из них а cappеlla).
б) исполнить несложное вокальное произведение.
в) прочитать с листа несложную партитуру для 2-х голосного женского хора.
г) выполнить задания приемной комиссии, которые касаются выявления музыкальных способностей (мелодический и гармоничный слух, чувство ритма, музыкальная память).
д) исполнить программу на фортепиано: произведение крупной формы, полифонию, пьесу, этюд.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Общие основы.
Конкурсное испытание состоит из разных элементов и оценивается общей суммой баллов. Перечень составляющих испытания:
- проверка музыкального слуха (мелодического и гармонического), музыкального ритма, музыкальной памяти, вокальных способностей, проверка навыков тактирования (на примере двух несложных песен в размерах 3/4, 4/4);
- игра на фортепиано несложного хорового произведения и исполнение (сольфеджио) хоровых партий и аккордов;
- игра на фортепиано произведений из программы музыкальной школы.
5-балльная | 12- балльная | 200- балльная | Критерии учебных достижений абитуриентов | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
«неудовлетворительно»
| 1 |
100-123 | оценка «1», «2», «3» (100 – 123 балла) выставляется абитуриенту при отсутствии необходимых музыкальных способностей, присущих будущему хормейстеру (привычки и умение в практической музыкальной деятельности находятся на элементарном уровне).
| ||
2 | |||||
3 | |||||
«удовлетворительно»
| 4 | 124-132 | выставляется абитуриенту, который слабо подготовлен к выполнению условий испытания, имеет слабые музыкальные данные, очень слабо владеет инструментом; перспектива дальнейшего профессионального обучения не прослеживается. | ||
5 | 133-141 | выставляется абитуриенту, который выполнил не все составляющие программных требований; имеет очень посредственный слух, слабый голос; допустил много ошибок, совсем не имеет привычек в пропевании аккордов; малоэмоциональный. | |||
6 | 142-149 | выставляется абитуриенту, который старался исполнить всю программу испытания, но не имея достаточно развитых музыкальных способностей (чистоты интонирования, музыкальной памяти) не выглядел достаточно перспективным; слабо владеет фортепиано; имеет слабые навыки тактирования метрических схем. | |||
«хорошо»
| 7 | 150-158 | выставляется абитуриенту, который старался хорошо исполнить все элементы программных требований, имеет неплохой слух, владеет инструментом на уровне 3-4 класса музыкальной школы, но исполнение программы (дирижирование, игра на фортепиано) было недостаточно убедительным; допускал ошибки во время проверки музыкальных способностей, интонировании хоровых партий и аккордов. | ||
8 | 159-167 | выставляется абитуриенту, который имеет неплохие слуховые данные, достаточно чистый, но не очень развитый голос, владеет фортепиано на уровне 4-5 класса музыкальной школы; во время опрашивания допустил ошибки в повторе ритма мелодии, не всегда точно пропевал хоровые партии; недостаточно эмоционален при исполнении программы. | |||
9 | 168-175 | выставляется абитуриенту, который имеет хорошие музыкально-слуховые данные, неплохой певческий голос, достаточно чисто интонирует; владеет инструментом на уровне 5 класса музыкальной школы; допустил некоторые ошибки в ритме, не смог до конца пропеть заданную мелодию, не имеет достаточных навыков в тактировании метрических схем. | |||
«отлично»
| 10 | 176-184 | выставляется абитуриенту, который имеет отличные музыкально-слуховые данные, хороший певческий голос, чисто интонирует, свободно владеет инструментом, выполняет задачи комиссии, но при этом не имеет достаточной подготовки в чтении с листа, также не при первом проигрывании повторяет задачи программных требований, допускает несколько ошибок при интонировании хорового произведения а capella. | ||
11 | 185-193 | выставляется абитуриенту, который имеет отличные музыкально-слуховые данные, хороший певческий голос, чисто интонирует, свободно владеет инструментом, но во время проверки ритма, музыкальной памяти, гармоничного и мелодичного звука сумел со второй или с третьей попытки воссоздать мелодию, связи аккордов, заданный ритмический рисунок; программу исполнил достаточно эмоционально. | |||
12 | 194-200 | выставляется абитуриенту, который имеет отличные слуховые данные, хороший певческий голос, чисто интонирует, свободно владеет инструментом, не ошибался во время исполнения всей программы и был ярко эмоциональным. |
ІІ сессия
|
|
проверка и оценивания способностей абитуриента по
музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения, прежде всего, практическими навыками в построении, разрешении, определении перечня названий тех или других музыкальных элементов и т.п. Кроме того, следует проявить осведомленность в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
|
|
СОЛЬФЕДЖИО
1.Написать одноголосный диктант в объеме периода в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки, хроматизмы; ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проигрывается 10 раз на протяжении 30 мин.
2.Пение:
а) гаммы мажорные и минорные (3-х видов) до 7 знаков включительно, старинные диатонические лады от разных ступеней;
б) интервалы – диатонические (большие, малые, чистые), тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);
в) интервалы увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув5, ум4, ув2, ум7 и тритоны на ступенях гармоничного мажора и минора);
г) интервалы – от звука: чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы с разрешением;
д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенные трезвучия и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (D7) и его обращения с разрешением, вводные септаккорды, септаккорд II ступени (SII7) с разрешением;
е) аккорды от данного звука (вверх и вниз): мажорное и минорное трезвучие и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; D7 и его обращения, вводные септаккорды (малый и уменьшенный), септаккорд ІІ ступени (малый минорный).
3.Слуховой анализ:
а) интервалов вне лада (4-6);
б) аккордов вне лада (4);
в) ладов народной музыки, мажорных и минорных (3 вида), в звукоряде или мелодии.
4. Пение по нотам: мелодии с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8; мелодии однотональные с несложными хроматизмами, отклонениями в тональности I ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли.
Абитуриент должен владеть навыками анализа мелодии (определение ладотональной основы, видов мелодического движения, ритмических особенностей, структуры и т.п.) и несложных 2-голосных примеров (пение и игра, анализ).
Критерии оценивания
5-балльная | 12- балльная | 200- балльная | Критерии учебных достижений абитуриентов |
1 | 2 | 3 | 4 |
«неудовлетворительно»
| 1 |
100-123 | навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма. |
2 | Абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ. | ||
3 | абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты. | ||
«удовлетворительно»
| 4 | 124-132 | абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок. |
5 | 133-141 | абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют. | |
6 | 142-149 | абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы. | |
«хорошо»
| 7 | 150-158 | абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками. |
8 | 159-167 | абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки. | |
9 | 168-175 | абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка. | |
«отлично»
| 10 | 176-184 | абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и привычек, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка. |
11 | 185-193 | абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять приобретенные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью. | |
12 | 194-200 | абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущения художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлениях, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности. |
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!