Творчество архитектора Фрэнка Ллойда Райта



Фрэнк Ллойд Райт родился в посёлке Ричленд-Сентер (штат Висконсин, США). Отец его был священником и музыкантом, мать — учительницей. Семья была не слишком обеспеченной, но мать мечтала вырастить из сына великого архитектора, а потому с раннего детства все его игры и книги служили этой цели. Райт начал обучение в инженерном колледже Висконсинского университета, а затем, в 1887 г., переехал в Чикаго и вскоре поступил в ателье архитекторов Данкмара Адлера (1844—1900) и Луиса Салливена.

С 1893 г. Райт стал работать самостоятельно. Стремясь найти новые выразительные средства в архитектуре, он выработал собственный стиль, получивший название «стиль прерий». Позднее, в 1908 г., архитектор напишет: «У прерии своя собственная красота, и наша задача -распознать и подчеркнуть эту призрачную красоту. Отсюда... нависающие карнизы, низкие террасы и уединённые частные сады, скрытые за оградами». Стиль прерий сформировался в серии домов, построенных Райтом на рубеже веков. Это, например, собственный дом в Оук-парке (1889 г.), дом Уинслоу в Ривер-Форест (1893 г.), дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902 г.), дом Роби в Чикаго (1909 г.). Вытянутые по горизонтали очертания небольших изящных построек прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.

«Дома прерий» уже можно определить понятием органичная архитектура, которым сам Райт характеризовал свой стиль. Для него органичность означала включение построек в ландшафт, свободные композиции, применение природных материалов (дерева, камня) не только снаружи, но и в интерьере, внимание к человеческим нуждам и чувствам. За десять лет архитектор построил более ста частных домов, каждый раз создавая нечто уникальное, учитывая не только особенности окружающей местности, но и характер, привычки заказчиков.

В 1904 г. Райт возвёл административное здание Ларкин-билдинг в Буффало, в 1904—1906 гг. — церковь в Оук-парке, где одним из первых применил в качестве строительного материала бетон.

Приезд Райта в 1909 г. в Европу (он посетил Англию, Германию, Австрию, Италию, Грецию) способствовал его огромному здесь успеху. В 1910 г. в Берлине состоялась персональная выставка Райта. В 1910 и 1911 гг. были изданы альбомы работ мастера, широко распространившие его идеи и упрочившие их влияние на европейскую архитектуру. Популярность Райта в Европе не спадала даже в 20-х гг. — в период, когда на родине архитектор сталкивался с непониманием и неприятием своего искусства: его упрекали в индивидуализме, в том, что он противопоставил себя «всей Америке», международному стилю, основанному на строгом рационализме (позднее зодчий вспоминал: «Они почти убили меня»).

Крупнейший экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг. заставил Райта искать пути удешевления строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл возможным создавать архитектурные конструкции из элементов заводского изготовления. Его новые проекты учитывали применение железобетона и стекла. Именно стекло — «тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», — Райт воспевал как основной материал современности. «Светотень составляла „искусство" архитектора прошлого. Позволим же Современности теперь работать со светом, световой диффузией; отражение света — свет ради света, тени же получатся сами. Машина делает современными эти удивительные новые возможности стекла» — так говорил он на лекции, прочитанной в Принстонском университете в 1930 г.

В 1932 г. архитектор основал собственную мастерскую — «Тейлизинское товарищество». Она размещалась в студии Тейлизин-Норт, здании, которое Райт построил на ферме Спринг-Грин в штате Висконсин в 1911 г.

В 1928 г. Райт впервые применил термин «Юсония» (от англ. United States, сокращённо US, — «Соединённые Штаты»), которым он обозначил культуру, отражающую дух американской демократии, «общества равных возможностей». Архитектура, как часть этой культуры, была призвана искать новые подходы к решению социальных проблем. Например, по мысли Райта, самое демократичное средство передвижения — автомобиль — должно оказать решающее влияние на планировку жизненного пространства. В частности, автомобильное сообщение позволит рассредоточить традиционный «тесный» город XIX в. и создать «город широкого простора». Именно так назывался проект, который выполнило в 1934—1935 гг. «Тейлизинское товарищество». Подобный город постепенно мог распространяться на всю среду обитания человека, а значит, включал бы и сельскохозяйственные территории. Конечно же, идея оказалась утопической.

«Юсонианским» проектам, как неосуществлённым, так и получившим воплощение, неизменно присуще то, что составляет творческий почерк Райта, — органичность. В 1936—1939 гг. он возвёл здание компании «Джонсон и сын» (Расин, штат Висконсин). В конторском помещении, которое по американской традиции представляет собой единый зал, Райт использовал девятиметровые стройные колонны, увенчанные зонтообразными капителями (они выглядят как огромные грибы). Между ними светятся застеклённые участки потолка. Органичность проявляется здесь не только в том, что эта словно естественно выросшая архитектура подражает природному миру, но и в создании некоего особого, романтического настроения (хотя оно не характерно для официального интерьера).

Ещё в 1928 г. Райт писал: «Факт остаётся фактом: Юсония нуждается в романтике и сентиментальности. Главное — стремиться к этому, а то, что достичь цели нельзя, не так важно». Однако, глядя на «Дом над водопадом» (1936 г.), убеждаешься, что Райту под силу и невозможное. Архитектура в буквальном смысле слова «растворилась» в природе: в общий облик виллы включены и скала, и небольшой водопад. Всё здание — это сложная система террас, которые нависают над деревьями и ручьём, закреплённые в скале железобетонными балками; лестница в центре дома спускается прямо к водопаду. Связь с природой ощущается не только во внешнем, но и во внутреннем облике виллы: стены отделаны грубым камнем, полы тоже вымощены каменными плитами.

В таких постройках Райта архитектура поэтична, естественна. Поздние же его проекты часто выглядят фантастическими. Иногда Райта справедливо упрекают в крайностях. Действительно, трудно представить в реальности исполненный им в 1958 г. проект небоскрёба «Иллинойс» (пятьсот двадцать восемь этажей) высотой в милю.

И тем не менее зодчего никогда не переставал волновать вопрос, как при постоянно возрастающей роли техники, машин в нашей жизни всё-таки оставаться людьми.

Яркая индивидуальность архитектурного языка Райта не способствовала созданию крупной школы. Но его идеи вошли в число основополагающих в зодчестве XX столетия. Они актуальны и сегодня.

Архитектура Финляндии

Архитектура Финляндии имеет очень много общего с архитектурой России, особенно это касается традиций деревянного зодчества. Архитектура Финляндии начинает складываться примерно в XII-XIV веке. Для этого периода характерно строительство небольших каменных зданий с небольшими пристройками. Чаще всего таким образом строились сельские церкви. Как правило, типичная церковь того времени выглядела следующим образом: прямоугольные стены из неотесанного камня, с высокой двухскатной кровлей и сводами из кирпича. Более самобытным путем архитектура Финляндии начала развиваться в XVII-XIX веках. Для этого периода характерно возрождение традиций народного ремесла в архитектуре: деревянная резьба, обращение к национальной истории и темам национального фольклора. В финской архитектуре начала XX века преобладает романтизм, также для этого периода характерно использование в строительстве природного камня. В этом стиле построены, например, здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, Национальный театр и здание Национального музея Хельсинки. Самыми известными архитекторами того времени были Элиель Сааринен, Ларс Сонк и Армас Линдгрен. Во второй половине XX века в финской архитектуре царил функционализм, родоначальниками которого были Алвар Аалто и Эрик Брюггман. Функционализм пропагандировал свободную организацию пространств и удобство планировки. Кроме этого, во второй половине XX века основное внимание уделялось массовому строительству жилых домов и других общественных зданий. В архитектуре Финляндии, впрочем, как и в архитектуре любой другой страны этого периода, на первый план выходит комфортное и компактное расселение людей. Именно поэтому самыми известными архитекторами становятся Рейма Пиетиля, Тимо Пенттила и Юха Лейвискяя ? архитекторы, использующие в своих проектах симметричные и оригинальные дома, в строительстве которых применялись только современные материалы, позволяющие размещать довольно большое количество человек на небольшой территории.

Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости, а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку, построенный в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.

Виднейшим представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель (1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб и других зданий.

Для финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также распространенного тогда в Европе стиля "Югенд". Виднейшими представителями этого течения были Элиель Сааринен (1873-1950), Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки. Главным архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, сочетающее в себе черты национального романтизма и классицизма. Позднее по проектам Э.Сааринена было построено большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г. В стиле национального романтизма построено здание Национального театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый ряд других общественных и жилых зданий.

В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном (1889-1961).

С конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто (1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества: в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров и дизайне. За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.

Представителями позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель, Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт.

В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм, а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление к гармонии с окружающей природной и социальной средой. Наиболее интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере, культурный центр в Эспоо. Из финских архитекторов современного периода заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо, Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.

В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто, который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля. Ежегодно присуждается несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза архитекторов Финляндии.

Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В настоящее время финское проектирование за рубежом становится все более частым явлением.

 

34. Париж, Дефанс (La Défense)

Название Дефанс происходит от названия памятника La Défense de Paris, который был поставлен в честь солдат, защищавших город во время франко-прусской войны 1870 года. Он представляет собой бронзовую скульптуру, созданную Луи-Эрнестом Барриасом.

В 1957 году по инициативе президента Шарля де Голля началась застройка делового квартала Дефанс на юго-западной окраине столицы, в четырех километрах от Триумфальной арки. Строительные работы завершились в основном в 1988 году. В небоскребы квартала перебрались из центральной части Парижа многие фирмы и учреждения. В этом и заключалась идея де Голля - разгрузить старый Париж, перевести в "21-ый квартал" (так назвали Дефанс журналисты) целую армию государственных служащих, банкиров, коммерсантов, научных работников и т.д. К тому же ультрасовременный квартал стал витриной новой французской архитектуры, последних достижений строительной индустрии и дизайнерской мысли.

В квартале работают более 100 тысяч человек, а примерно 25 тысяч не только работают, но и живут здесь.

Одна из первых построек квартала -. Здание сооружено в виде гигантской оболочки, имеющей лишь три точки опоры и покрывающей поверхность площадью 90 тысяч квадратных метров. В этом здании ежегодно проводятся различные научно-технические и промышленные выставки.

 

 

Самым крупным является здание автомобильного концерна Фиат, спроектированное французскими и американскими архитекторами. Высота небоскреба - 178 метров. Для отделки фасадов использованы черный полированный гранит, доставленный из Африки, алюминий и дымчатое стекло.

Южнее небоскреба Фиат, по другую сторону эспланады, построен крупнейший в Западной Европе супермаркет "Времена года".

 

Во время президентства Франсуа Миттерана строительство квартала завершила гигантская арка (Grande Arche), стоящая на одной оси с Триумфальной аркой на площади Этуаль-Шарль-де-Голль и аркой Каррузель перед Лувром (т.н. "королевский путь" из Лувра в Версаль). Большая Арка Дефанс представляет собой куб правильной формы с проходом внутри. Ширина этого монументального здания составляет 108 м., а высота и глубина — 110 м и 112 м

Особенностью квартала Дефанс является полное размежевание потоков пассажиров и автомобильного транспорта. Пешеходная зона украшена более чем 60-ю скульптурами современных художников, фонтанами и каскадами. Часть скульптур установлена в парке

 

Архитектор Кензо Танге

Кендзо Танге родился 4 ноября 1913 года в городе Имабари (префектура Эхимэ на острове Сикоку). Школьные годы его прошли в Хиросиме.

На архитектурный факультет Токийского университета Танге поступил в 1935 году, а в 1938 году, по его окончании, стал работать в ателье архитектора Кунио Маэкава. В период работы у Маэкавы Танге написал свой первый литературный труд - эссе о Микеланджело (1939).

Деятельность Танге начиналась в тяжелый для японского народа период - во второй половине 1930-х годов. Свертывание мирного строительства сказалось, прежде всего, на сторонниках "новой архитектуры", стремившихся сохранить верность ее принципам. Испытывало трудности и ателье Маэкавы. Из-за отсутствия работы Танге был вынужден в 1941 году перейти в аспирантуру Токийского университета.

В первые послевоенные годы Танге создал несколько градостроительных проектов, самым крупным среди которых был генплан Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Он следовал принципам функционализма, но стремился воплотить и мысли, выходящие за его пределы. Работа над генеральным планом Хиросимы стала для Танге как бы подготовительным этапом к проектированию мемориального комплекса мира в этом городе (1949-1956).

Этот ансамбль - суровое напоминание об уязвимости человеческих ценностей и об их мужественном утверждении. В основе композиции - сугубо национальное по духу представление о пространстве-символе.

Мемориал в Хиросиме был первым произведением японского архитектора, вносившим нечто существенно новое в развитие современной архитектуры. Танге стал одним из наиболее известных и влиятельных архитекторов современности. Он превратился и в единственного властителя дум архитектурной молодежи Японии, отодвинув на задний план старых лидеров - Маэкаву, Сакакуру, Раймонда.

В 1953 году было завершено строительство спроектированной Танге детской библиотеки в Хиросиме. В 1951-1953 годах Танге строит собственный дом в пригороде Токио. Здесь он использует - едва ли не единственный раз - традиционные материалы: дерево, черепицу, перегородки, затянутые рисовой бумагой.

За этим единственным исключением, деятельность Танге в 1950-е годы была связана со строительством крупных общественных зданий, типы которых были новыми для Японии. Большую часть заказов его мастерской составляли здания для выборных органов местной администрации.

В 1952-1957 годах Танге работал над комплексом муниципалитета в Токио. Важным этапом в развитии пластического языка архитектуры Танге было создание зала собраний в городе Сидзуока (1956-1957), используемого теперь как крытый стадион.

Здание ратуши в Курасики (1958-1960), которое кажется мощным монолитом, высящимся среди пыльной площади уютного старинного городка, стало завершающим аккордом творчества Танге в 1950-е годы. Контрастно введенное в сложившуюся среду, оно закрепило роль центра за историческим ядром города, который на рубеже 1960-х годов был втянут в активное промышленное развитие. Этот сознательный жест, предопределивший судьбу старых кварталов, - свидетельство убежденности Танге в том, что необходимы кардинальные преобразования.

Тема традиций и их роли для творчества современного художника в 1950-е годы преобладает в литературных работах Танге. Большим эссе в книге "Кацура. Традиции и творчество в японской архитектуре" (1960) он как бы подводит итог своим размышлениям о двойственности японской традиции, стремится предметно показать борьбу в ней двух культур - простонародной и аристократической. К подобному типу эссе относится и книга о святилище в Исе, опубликованная двумя годами позже.

К концу 1950-х годов разнообразных построек, спроектированных Танге, было уже довольно много. Все они, однако, за исключением мемориала в Хиросиме, потонули в хаотической городской среде. Их полноценному использованию и восприятию препятствовали и неупорядоченность непосредственного окружения, и случайность их места в системе города.

В 1961 году он возглавил группу "URТЕК", которая стремилась соединить воедино архитектуру с теорией. Вершиной творческой карьеры Танге стал комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм 1964 года, проходившим в Токио.

В 1963-1964 годах по проекту Танге, разработанному также с участием Цубои, был построен собор Св. Марии в Токио.

Первая половина 1960-х годов - самый плодотворный период для Танге. Постройкой, завершившей этот период, стало здание центра коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-1967).

Впервые Танге удается связать свои идеи с реальными задачами реконструкции и развития города при проектировании центра югославского города Скопье, разрушенного землетрясением 1963 года. На проект центра под эгидой ООН в 1964 году был проведен международный конкурс, первую премию присудили Танге и его бригаде.

Главной идеей проекта было внести четкую структуру в пространство центра, организуя стройную систему транспортных коммуникаций и создавая крупные символические формы, облегчающие людям восприятие города как целого. Символы, по мысли Танге, должны выражать характер использования городских пространств таким образом, чтобы побуждать горожан к участию в общественной жизни.

В работе над проектом Всемирной выставки ЭКСПО-70 в Осаке Танге, столкнувшись с особенно сложными формами коллективного труда, сумел, однако, тактично и мудро провести глубоко личную идею, определившую общий характер комплекса, не ущемляя проявления индивидуальности других архитекторов.

Одновременно с работами для выставки Танге руководил целой серией архитектурно-градостроительных проектов, выполнявшихся группой "URТЕК" и его мастерской в Токийском университете. Среди них - генеральный план спортивного парка Флашинг-Мидоус в Нью-Йорке (1967), генеральные планы центра Киото (1967-1968), города Мориока (1970-1971), спортивный центр и аэропорт в Кувейте (1969), вокзал в Скопье (1970).

Мысли Танге все больше занимает исследование вопросов расселения на всей территории Японского архипелага, ставших в сознании мыслящих японцев проблемами выживания или гибельного упадка нации. В 1967 году он опубликовал исследование "Образ Японского архипелага в будущем", где доказывает спасительность перехода от развития хаотических агломераций вокруг "сверхгородов" к линейной системе, основанной на мощном коммуникационном стволе, который связал бы в органическое целое все центры страны. Свобода пространственных передвижений, облегчающая социальные контакты, приводит Танге к размышлениям о переходе к "открытому обществу" и его благотворных последствиях.

Во всех поисках и заблуждениях Танге неизменно остается большим художником. И результаты его творчества - как у любого подлинного художника - значительнее тех концепций, которые он формулирует.

36. «Дома прерий» Френка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - человек, изменивший лицо архитектуры

Если только термин "архетип" вообще когда-либо употреблялся верно, то Фрэнк Ллойд Райт был именно архетипом американской личности - человеком, который задумывал великие творения и осуществлял их; человеком, который изменил лицо архитектуры на все времена.

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 (по другим источникам - 1869 г.) в Ричлэнде, (Юго-Западный Висконсин). Его характер и способности с раннего детства формировались под влиянием музыки Баха и Бетховена, исполняемой отцом - проповедником. Еще одним развивающим фактором явился подаренный матерью набор кубиков - детский конструктор Фребеля. "Эти кленовые кубики я ощущаю в пальцах и по сей день", - сказал великий Райт в конце своей долгой жизни. Фребель преподал ему уроки формы, текстуры, музыка же научила пониманию того, что все на свете вещи имеют структурное построение и план.

И именно мать украсила детскую Фрэнка репродукциями, изображающими великие здания. Среди этих изображений он и вырос...

Райт блестяще учился на инженерном отделении Висконсинского университета, а после окончания учебы переехал в Чикаго, где в течение года работал в архитектурном бюро Дж. Лаймэна Силсби. В 1887 г. Фрэнк нанялся чертежником в известную архитектурную фирму Адлера и Салливэна, где участвовал в разработке проекта здания чикагской городской аудитории.

Работая у Салливэна, которого он называл Lieber Meister (дорогой учитель), Райт начал развивать собственные архитектурные идеи.

В 1889 г. Фрэнк женится на Кэтрин Тобин; к тому времени он оканчивает проектирование собственного дома. Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта (семейная резиденция Райтов в 1889-1909 гг.) - здание совершенно экстраординарное. Следует сказать, что множество своих проектных находок Райт, прежде чем предложить их клиентам, опробовал "на себе", на своем доме. Проект студии был завершен в 1898 г. Студия являет собой одно из великолепнейших рабочих мест, какие только можно вообразить.

Работая у Салливэна, Райт втайне от него и самостоятельно проектировал на заказ. Построенные по этим проектам дома он называл "бутлеггерскими". Когда Луис Салливэн узнал об этом, Фрэнк Ллойд Райт был с треском изгнан из фирмы Адлера и Салливэна. В 1893 г. он основал собственную фирму.

В период с 1893 по 1901 г. было возведено 49 запроектированных Райтом зданий. Его новые архитектурные идеи и находки постепенно формировали концепцию "Дома прерий". К 1909 г. стиль "Прерии", появление которого знаменует уход от стиля викторианской эпохи, был окончательно разработан и усовершенствован Райтом.

Архитектор разрушал "коробочную" структуру викторианского дома конца XIX века. Его "дом будущего" для американской семьи предусматривает наличие перетекающих друг в друга открытых интерьерных пространств, разделяемых стеклянными перегородками и встроенной мебелью. В отделке характерно использование натурального дерева. Экстерьер - сочетание протяженных горизонтальных форм с ленточным остеклением и большими свесами кровли.

Отличную возможность реализовать свои идеи Райт получил в 1902 г. вместе с заказом на проектирование дома для спрингфилдской активистки женского общественного движения Сьюзен Лоуренс Дана. Работу эту он начал в возрасте 35 лет, будучи уже широко известным благодаря своему новаторству в архитектурном проектировании. Этот дом сохранил свою первозданность и является наиболее завершенным стилистически представителем самого раннего, "прериевского", периода творчества Фрэнка Ллойда Райта. Это был крупнейший заказ из всех полученных архитектором к тому времени заказов. Выполняя его, Райт воплотил в жизнь множество своих новых решений в области проектирования и технологии строительства, позднее примененных им на ряде других знаменитых объектах.

Итак, Dana-Thomas House - типичный пример дома в стиле "Прерии" с низкой горизонтальной кровлей, большими свесами, открытым планом, приподнятым основным уровнем пола в гостиной, с центральным расположением камина. Более сотни предметов мебели из белого дуба, спроектированных Райтом, до сих пор находятся в этом доме. Интерьер его освещается 200 оригинальными светильниками и фонарями верхнего света. Все 250 окон и стеклянных дверей также работают на замысел архитектора, который, проектируя, был внимателен к каждой детали не только здания как такового, но и мебели, ковров, драпировки, различных украшений.

Вестибюль и приемная украшены терракотовыми скульптурами работы Ричарда У. Бока, стены столовой (все 4!) - единственной в домах Райта фреской Джорджа Нидекена.

В 1928 году владельцами дома стали Чарлз Томас и его супруга. Они в течение 37 лет использовали дом в качестве офиса своей издательской фирмы. Хотя некоторые изменения и были предприняты, Томасы в основном сохранили и оригинальный план здания, и все его детали. В 1981 г. дом был продан штату Иллинойс. В настоящее время объект полностью отреставрирован и находится под юрисдикцией Агентства исторических достопримечательностей штата.

...Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу "до последней буквы", включая конструкцию мебели и ее расположение, мог "проверить" уже сданный в эксплуатацию объект...

Дом в поместье Эвери Кунли был запроектирован Райтом в период с 1907 по 1909 г. Заказчики во всем следовали рекомендациям мэтра. Много позже он скажет: "В Кунли я вложил лучшее, что было во мне; оглядываясь назад, я чувствую, что именно этот дом был лучшей из работ, которые я мог тогда выполнить в области жилищного и гражданского строительства." Низкие мощно акцентированные горизонтальные линии, свободно перетекающие друг в друга пространства интерьера (открытый план), гармония окружающего ландшафта и дома как его составная часть характерны для творения Кунли, являющегося апогеем стиля "Прерии".

Основная тема декора - выложенный мозаикой геометрически стилизованный тюльпан. Райт придумал множество вариантов сочетаний различных фасадных материалов - нержавеющей стали, стекла, глазурованной керамики, бронзы, бетона.

Период с 1914 по 1932 г. - время смятения, время ряда перемен в личной жизни Фрэнка. За разводом с Кэтрин Тобин последовали новая женитьба и новый развод. С третьей женой - боснийской сербкой Ольгиванной Милановой, учившейся у Гурджиева, Райт прожил до самой кончины, наступившей 9 апреля 1959 г. в Фениксе (Аризона).

К этому периоду относится создание проекта отеля "Империал" в Токио. Сложность и ответственность заказа была подстать большому объему работы. Фасад из желтого кирпича должен был быть украшен орнаментом из вулканического туфа. Не раз и не два Фрэнк Ллойд Райт наведывался в столицу императорской Японии для осуществления авторского надзора.

Параллельно он занимался калифорнийской жилой застройкой. (Вот где появились первые бетонные кварталы!) Вообще к концу данного периода Райт завершил немного заказов. Правда, в это время он читал лекции и активно публиковался.

Исследование жизни и творчества Фрэнка Ллойда Райта непременно приведет нас в Висконсин, где мастер появился на свет и прожил большую часть отпущенных ему земных дней.

Поместье Тэлайэзин является как бы частью висконсинского сельского ландшафта. Фрэнк спроектировал и построил дом для своей семьи, который и стал его рабочим местом, а позднее местом, где 30 слушателей собрались вместе для совместной жизни и работы, для учебы у Райта. Одной из наиболее известных публикаций Райта стала его "Автобитография", вызвавшая немалый интерес у его молодых коллег и побудившая многих из тех, кто ее прочел, увидеть все описанное своими глазами.

Когда у Райта появились более или менее постояные ученики, работа мэтра стала гораздо более организованной и плодотворной. Юные и не очень юные соратники помогали ему в разработке деталей, ведении авторского надзора. В конце концов, школа-товарищество расширилась до такой степени, что в Аризоне появилась еще одна ее резиденция - летняя (Тэлайэзин-Уэст).

В висконсинском же Тэлайэзине Райт жил и работал с 1911 г. до конца своей долгой и насыщенной работой жизни, создавая новые постройки и формируя ландшафт поместья. За это время оно из скромной деревенской усадьбы разрослось до 600-акрового имения (1 акр = 0,4 га). Сюда входят и ветряная мельница "Ромео и Джульетта" (спроектирована в 1896 и построенная в 1897 г.), и хиллсайдская домашняя школа (соответственно 1901 и 1903 гг., реконструирована в 1932-33 гг.), и ферма Мидуэй (построена в 1938 г. расширена за счет пристроенных навесов в 1947 г.).

Из смежных с Тэлайэзином объектов Райта важнейшими являются униатская часовня (1886 г.) и бывший ресторан "Ривервью Тэрас" (1953, 1957 гг.), ныне центр Фрэнка Ллойда Райта для всех желающих посетить Тэлайэзин.

Предками Фрэнка по материнской линии были выходцы из Уэльса. И он назвал свой дом именем барда из валлийской мифологии, которое в переводе означает "сияющий утес". "Холм, на котором сейчас, подобно утесу, возвышается Тэлайэзин, был одним из моих любимых мест, когда я еще был мальчишкой: здесь под мартовским солнцем распускались прострелы, а на склонах холма еще лежал снег, - сказал Фрэнк Ллойд Райт.

Именно в этом месте могло быть создано такое чудо, как знаменитый Fallingwater - Дом над водопадом (1936 г.).

Райт считал, что архитектура здания, сооружения, безусловно, зависит от места, где ему предстоит находиться. Этот принцип, названный Райтом органичной архитектурой, ни в одном из объектов не был реализован им полнее, чем в "Fallingwater". Этот дом, устроенный в теле скалы, с которой низвергается водопад, выглядит не построенным, а выросшим из камней и деревьев.

"Находясь рядом с Fallingwater и наблюдая Дом над водопадом на его законном месте, определенном Природой и Фрэнком Ллойдом Райтом, испытываешь ни с чем не сравнимое ощущение", - говорят те, кто это ощущение испытал. Однако многие намекают на возможность некоего прозрения, которое должно подтвердить мысль, посетившую Райта по завершении работы: "А можно ли здесь жить?"

Дом был заказан Эдгаром Кауфманом для проведения уикэндов. Tаким образом, он использовался вроде бы круглый год. Однако полы из природных сланцевых плит, прекрасных в своем естестве, не позволяют постоянно проживать в доме в течение холодной пенсильванской зимы. Он годится только для уикэндов! (По этой причине дом и закрыт с декабря по март.)

В соответствии с авторским замыслом окна, выходящие в лес, не должны иметь ни занавесок, ни ставней, ни решеток, ни жалюзи. (Ни роллет, добавили бы мы сегодня.) В сердце любого, кто знает, что такое жизнь в лесу, это решение вселяет понятное чувство страха.

Спальни - скорее монашеские кельи, нежели место, предназначенное для обитания обычных людей. Ни тебе посидеть у огня, ни прикорнуть где-либо с хорошей книжкой. Не приведи Господь, нагрянут гости - их также негде будет устроить. (Во всем доме, как это ни странно.)

Подобные обывательские рассуждения звучат не только в адрес "Fallingwater". В результате бесед с целым рядом владельцев райтовских домов обнаруживается, что у каждого из них найдется леденящая душу история о безнадежных попытках сделать свое проживание в доме работы Райта более или менее комфортабельным.

В связи с этим вспоминается история, возможно, апокрифическая, о том, как в одном из проектируемых особняков Райт предусмотрел камин со стеклянным дымоходом. Дескать, это так приятно - холодным зимним вечером наблюдать за струящимся дымком. Нужды нет, что после того, как хозяева раз-другой истопили камин, стеклянные стенки полностью покрылись копотью, и уже не было видно ни дыма, ни искр. Когда владельцы подняли этот вопрос, Райт ответил: "Вызовите трубочиста."

Похоже пообщался со своими слушателями Марк Твен. После одной из лекций ему задали вопрос: что делать с растущей угрозой, исходящей от подводных лодок? "Вскипятить океан", - был ответ. Естественно, мистера Клеменса спросили, как это сделать. И он ответил: "Это вопрос тактики, я же мыслю стратегически."

Что же делать с "Fallingwa-ter"? Очевидно, просто любить это место, этот дом таким, каков он есть, наслаждаться его созерцанием и лелеять в сердце чувство возвышенной любви, забывая о преходящем, будничном и мелком.

В годы войны Райтом было создано немного зданий, зато в послевоенный период появилось много новых учеников. Начался последний, наиболее продуктивный период творчества великого мастера. Он получил 270 заказов на жилые дома, спроектировал и построил небоскреб "Price Tower", Гугенхеймовский музей в Нью-Йорке (что потребовало его длительного присутствия на объекте и, следовательно, проживания в городе), окружной центр гражданского мореходства.

Фрэнк Ллойд Райт никогда не был пенсионером - он творил до последних дней своих. Знаменитый музей Гугенхайма, последняя его работа (1956-1959 гг.) был создан им в возрасте 89 лет. Этот шедевр мировой архитектуры - уникальный пример проекта, где функция соответствует образу здания в большей степени, чем сам проект - месту здания в застройке.

Всегда, даже выполняя крупнейшие заказы, такие, как, например, здание управления "SC Johnson Wax", Райт далеко опережал свое время.

Покинул этот мир Фрэнк Ллойд Райт в возрасте 92 лет. Похоронен он на кладбище той самой униатской часовни (проектирование и строительство которой считается его первой самостоятельной работой), что примыкает к Тэлайэзину. В 1985 г. скончалась Ольгиванна Райт. Одним из пунктов ее завещания было требование кремировать останки Фрэнка Ллойда Райта и прах его вместе с ее собственным перенести в Тэлайэзин-Уэст. Несмотря на многочисленные препоны, это требование было выполнено.

Эпитафия на могиле Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God (Любить идею означает любить Бога).

 

37. Творчество архитектора Э. Стоуна и Минору Ямасаки

НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ

Уже в 1960-е годы наблюдается отход от жесткого конструктивизма с его геометрической строгостью и простотой форм, часто отождествляемого с образом "современной архитектуры". Таких архитекторов, как Минору Ямасаки и Эдвард Стоун, поиск орнаментальности привел к созданию построек, в которых модернистская основа оказалась скрытой за сложными декоративными панелями.

СТОУН, ЭДВАРД ДЬЮРЕЛЛ (Stone, Edward Durell) (1902-1978), американский архитектор, родился 9 марта 1902 в Фейетвилле (шт. Арканзас). Учился в Арканзасском университете, затем в архитектурных школах Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. В 1927, получив стипендию, Стоун отправился для совершенствования своих знаний за границу. С 1931 по 1933 работал в компании, которая занималась проектированием киноконцертного зала "Радио-сити" в Нью-Йорке, а в 1936 основал собственную фирму и стал работать самостоятельно. Во время Второй мировой войны Стоун строил здания для военных баз американских ВВС. В числе сооружений, спроектированных им самостоятельно или в соавторстве с другими архитекторами: Музей современного искусства в Нью-Йорке (1937), здание посольства США в Нью-Дели в Индии (1958); Галерея современного искусства Хантингтона — Хартфорда (1961) и здание корпорации "Дженерал моторс" (1964) — все в Нью-Йорке; Национальный культурный центр (1961) и Театральный центр им. Дж.Кеннеди (1963) в Вашингтоне. Предложенное им архитектурное решение павильона США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) стало предметом бурных дискуссий. Умер Стоун в Нью-Йорке 6 августа 1978.

 

Стоун, Эдвард (1902 – 1978), американский архитектор. В 1936 основал собственную фирму и стал работать самостоятельно.

В 1933 был первым американским архитектором, построившим жилой дом "в интернациональном стиле".

В Соединенных Штатах, где на целое десятилетие интернациональный стиль стал непременным атрибутом массовой культуры, долгое время не находилось смельчака, который решился бы выступить против течения. Таким смельчаком в 1953 оказался сам создатель стиля, в миг лишившийся репутации в профессиональных кругах, зато обретший множество новых заказчиков.

Когда на построенный Стоуном в Вашингтоне Центр культуры имени Кеннеди обрушились критики, Стоун ответил на нападки: "В нем воплощены двадцать пять веков западной культуры, а вовсе не двадцать пять лет современной архитектуры".

Я ненавидел его (здание музея, - арх.Стоун), когда был студентом, но оно подлежит охране. Не потому, что красиво, а потому, что это веха в истории архитектурного вкуса. (Стерн)

Ямасаки, Минору (1912-1986), американский архитектор, автор проекта Всемирного торгового центра взорванного «Аль-Каидой» 11 сентября 2001 года.

В зданиях Стоуна, автора американского павильона на международной Брюссельской выставке 1958, смелая форма сочетается с интересной фактурой и цветовой гаммой, с рациональным решением внутреннего пространства. За последние годы широкую популярность приобрел в США архитектор М. Ямасаки, японец по происхождению, к-рый в отличие от большинства современных архитекторов обращается в своем творчестве к истории А. Индии, Италии и Японии. К числу наиболее интересных работ Ямасаки относятся: здание Американского ин-та бетона в Детройте, ярко демонстрирующее конструктивные и эстетические возможности бетона; здание фирмы Рейнольде в Детройте (Рейнольде металл билдинг), решенное в виде прямоугольного объема с солнцезащитным щитом из топких трубок золотого анодированного алюминия; аэровокзал аэропорта Сент-Луиса (Миссури), покрытый тремя большими крестовыми сводами.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!