ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 8 страница



Затем педагог ставит на середину каждого из четырех столов дымковское животное на подставке, разделяет детей на четыре небольшие подгруппы и объясняет: «Кто какое животное будет лепить, вы узнаете по карточке, лежащей изображением вниз». Предлагает, чтобы из каждой подгруп­пы один ребенок взял карточку и сел за стол, где стоит животное, которое силуэтно изображено на карточке. Спра­шивает, с чего дети начнут лепку своего животного (с деле­ния куска глины или пластилина на две неравные части и раскатывания из них исходных форм — цилиндров разной величины). (Глина или пластилин другого цвета для лепки остальных деталей дается дополнительно.)

В процессе лепки педагог напоминает, что игрушечные животные должны получиться похожими на дымковские, по­этому во время работы надо сравнивать свою лепку с игруш­кой, поворачивать ее, рассматривать со всех сторон, добива­ясь сходства. Обращает внимание детей на пропорции меж­ду частями тела животного. Способы лепки дополнительных частей (грива, хвост, рога и др.) предлагает детям найти са­мостоятельно.

Если дети лепят из глины, то их работы оставляются для росписи узорами в свободное время, а если из пластилина, то ребенок стекой и колпачками-печатками вертикальными ря­дами изображает узор в виде кругов, колец, точек вдоль ног и туловища животных. Педагог говорит, что дымковские мас-

70


тера делают свои игрушки выразительными не только за счет деталей — рогов, гривы и др., но придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, веселые. «По­смотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылеп­ленной фигуркой, подправьте ее, если нужно, чтобы и ваши животные получились такими же».

В заключение дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят самое похожее. Воспитатель помо­гает определить, в чем его сходство с игрушкой.

ЗАНЯТИЕ 3

ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Программные задачи.

Учить формировать у детей представление, чтопри лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке ха­рактерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали — гребень, бородку — лепить налепами; учить для декоратив­ного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ре­бенок лепит из пластилина).

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц — индюк, петух, утка, гусь — и их изображения, картинка с изображением та­ких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наибо­лее характерные части птиц, по которым их легко узнать (го­лова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики — один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.

Ход з анятия.

Проводится игровое упражнение «Угадай по части пти­цу». Воспитатель показывает детям картинки с изображени­ями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окош­ками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того

71


 

как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Под­водит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы — то, что отличает одну от дру­гой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полнос­тью и помещает их на книжные подставки.

Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гре­бень высокий с большими зубцами, у других — небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Воспитатель убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора — полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу — индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

— Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри-

72


те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

— Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­
мы для лепки.)

Далее воспитатель предлагает отгадать по форме и величи­не заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.

— Какую часть игрушки можно вылепить из нее?
Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав

его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра — это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

— Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­
лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Дети приступают к делению пластилина на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого сте­ку и печатки.

73


В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них са­мую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка — ребенок.

Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.

Ребенок. Иу меня тоже.

Воспитатель.У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.

Ребенок.Ау меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.

Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организо­вать эту работу в свободное время.

ЗАНЯТИЕ 4

РИСОВАНИЕ. «РАСПИСНЫЕ ПТИЦЫ»

Программные задачи.

Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узо­ры из окружающей природы и преобразуют их своей фантази­ей для украшения игрушек; учить расписывать силуэты игру­шек узором, близким по композиции, элементам и цветосоче-танию дымковским птицам; изготовлять полуобъемные стоячие игрушки для игр и подарков.

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц и их изображе­ний (по числу детей); книга о дымковской игрушке или фото­графии разнообразных трав, березы, спила дерева с годовыми кольцами, паутины с капельками росы и т.п., самодельная иг­рушка из бумаги, приклеенная к конусу. У детей двойные си­луэты дымковских птиц из плотной белой бумаги (на выбор), круги для изготовления конусов, краски гуашь, мягкие кис­точки, фломастеры, ножницы, клей.

Ход занятия.

Поставить перед детьми дымковских петуха, индюка, утку и курицу, а детям раздать по одной картинке (открытке) с изоб­ражением дымковской птицы и предложить сыграть в игру «Найди птицу по узору».

Дети должны внимательно выслушать описание узора пти­цы, узнать ее среди игрушечных птиц. При описании узоров

74


 

называть место их расположения на игрушке, элементы и их цвет. Например: «На груди этой птицы нарисован большой оранжевый круг с золотым ромбиком, а вокруг — красные точки в чередовании с черными волнистыми линиями, а на хвосте — длинные синие полос­ки, между которыми — оранжевые точки...» и т.д.

Сказать: «Тот, у кого на картин­ке изображена такая же птица, по­ставит ее рядом с игрушечной и рас­скажет о различии и сходстве их

узоров». Вызвать ребенка, у которого на картинке нарисована такая же птица, и после их сравнения предложить всем, у кого имеются изображения такой птицы, поместить свои картинки рядом. Обратить внимание детей на общую композицию и на различия в форме и цвете элементов, что делает всех петушков такими разными.

Рассказать, что разные узоры для украшения своих игрушек дымковские мастера «подсматривают» и берут у природы. По­местить перед детьми фотографии, картинки или др. с травами причудливой формы, с высокими тонкими стволами берез, с кольцами на спиле дерева. Сказать: «Посмотрите на эти фото­графии и попробуйте отгадать, что художники взяли у приро­ды и как преобразили это в своих узорах». Подвести детей к мысли о похожести ряда стволов деревьев или теней от них на полоски в узорах, клетчатого узора с кружками на паутину с капельками росы у паука, колец на спиле дерева на кольца в узоре на хвосте индюка и т.п. Предложить детям расписать узо­ром дымковскую птицу. Показать игрушку-образец и пояснить, что такую птицу надо украсить одинаковым узором с двух сто­рон, потом ее склеить до ног (подставки) и приклеить к конусу, сделанному из круга. (Конусы вместе с детьми можно сделать накануне занятия.)

Дети выбирают сдвоенный силуэт птицы для раскрашива­ния. В процессе рисования посоветовать детям использовать ра­циональный способ работы — закрашивать или рисовать оди­наковые части и детали сразу на двух сторонах игрушки. На­помнить, что мелкие детали и тонкие линии в узорах можно нарисовать фломастером. Одобрять тех детей, которые по-сво­ему комбинируют элементы в узоре.


75


Склеивание игрушечных птиц можно организовать в сво­бодное время, когда они хорошо просохнут. Готовые изделия можно использовать в играх, дарить, как сувениры, гостям, малышам, родителям.

ЗАНЯТИЕ 5

ЛЕПКА. «БАРЫНЯ, НЯНЯ (ВОДОНОСКА)»

Программные задачи.

Продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и роспи­си кукол; формировать умения передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни; сделать фигуры кукол выразитель­ными за счет их осанки и деталей одежды; использовать в леп­ке юбки ленточный способ, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Материал.

У воспитателя фигурки разных дымковских кукол — мужс­кие и женские — и их изображения; исходные формы для леп­ки куклы — три цилиндра разной величины. У детей пласти­лин, стеки, печатки.

Ход занятия.

Посадить детей полукругом возле стола, на котором стоят разные куклы: водоноска, няня, барыня, музыканты, кава­леры, всадники. Указывая на ту или иную фигуру, спросить, кто это. Сделать вывод, что дымковские мастера изображают разных людей и по тому, что они держат в руках, как одеты, можно узнать, кто они и чем занимаются. Спросить, у кого более яркая и нарядная одежда — у дымковских мужчин или женщин.

Затем обратить внимание детей на выразительность фигу­рок: «Про кого можно сказать важная(ый), стройная(ый), гордая(ый), франтиха, смешной?» Поставить отдельно во­доноску, няню и барыню и сказать: «Эти куклы называются по-разному. Одну мастера называют барыней, другую — во­доноской, третью — няней. Покажите каждую и объясните, как вы узнали, кто барыня, кто водоноска, а кто няня». Под­твердить, что няня и водоноска изображены в работе. Одна несет ведра, другая нянчит ребенка. А барыня прогуливает­ся. Она держит на руках маленькую собачку (или зонтик, или держит руки в муфте). Спросить, чем еще отличается бары­ня от водоноски и няни (нарядом). Вместе с детьми отметить

76


различия в наряде кукол. У няни и водоноски на голове кокошники, а у барыни— (шляпа), у няни и водоноски кофточка, а у барыни... (жакет). У водоноски и няни фар­туки, а у барыни... (нет фартука). Но у всех кукол пыш­ные, колоколом юбки. Приподнять кукол и показать, что юбки внутри полые.

Сказать, что сегодня каждый вылепит куклу, какую захо­чет: водоноску с ведрами на коромысле, няню с ребеночком или барыню. Для любой куклы надо заготовить по три исходные формы: большой цилиндр для юбки, цилиндр поменьше — для головы и туловища и тонкий цилиндр — для рук.

Показать и объяснить приемы лепки полой юбки: «Поло­жить большой цилиндр на доску и расплющить его в пласт, чтобы получилась толстая лента. Осторожно свернуть ленту и тщательно загладить место скрепления. Получится широкое кольцо. Верх кольца собрать воедино, сузить, а нижний край юбки немного расширить пальцами.

Спросить детей, что нужно сделать, чтобы из одного куска вылепить голову и туловище куклы до пояса (обжать шею, за­круглить голову).

Поставить на сдвоенные столы по кукле и предложить детям сесть за тот стол, где стоит кукла, которую они решили вылепить.

Предоставить каждому ребенку возможность в процессе леп­ки брать нужный ему цветной пластилин для изображения де­талей (кокошник и др.) и дополнительных предметов. Одобрять тех, кто самостоятельно находит способы лепки младенца, ве­дерок, коромысла, шляпы.

Пояснить, что фартук можно изобразить, прилепив к юбке няни и водоноски оборку, сделанную из узкой закругленной ленты, обжатой пальцами. Таким же приемом можно вылепить баску для жакета барыни.

Напомнить, что фигурки кукол пластичны. Одна часть плав­но переходит в другую, места скрепления хорошо заглажены и незаметны. У кукол тонкие талии и пышные юбки.

Детям, которые лепят водоносок, можно предложить сде­лать дужки у ведер из мягкой проволоки. Посоветовать поча­ще вглядываться в куклу, стоящую на столе, чтобы добиться сходства.

Когда дети будут заканчивать лепку кукол, предложить им стекой и печатками нарисовать узор на юбках: полосатый, клетчатый или из колец в сочетании с мелкими элементами — точками, штрихами и др., прорисовать глаза и рот острым концом стеки.

77


В конце занятия поставить вылепленных кукол рядом с дымковскими и попросить детей найти среди барынь самую важную и гордую, самую нарядную, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (как держит младенца).

ЗАНЯТИЕ 6РИСОВАНИЕ И КОНСГРУИРОВАНИЕ. «БАРЫНИ-ФРАНТИХИ»

Программные задачи.

Учить расписывать более сложные по форме дымковские из­делия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шах­матному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в от­дельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус, сзади у талии приклеива­ется бумажная петля). Материал.

У воспитателя две-три дымковские барыни и выкройка иг­рушки — двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предус­мотреть различие в положении рук куклы — в стороны, подня­ты и др.), краски гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, клей ПВА, скрепки, простой карандаш. Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям сделать «стоячие игрушки» — дымковских барынь, артисток для настольного театра и для игр. Ставит перед ними несколько образцов для рассматрива­ния. Говорит, что на прошлом заня­тии дети узнали, как одевают ба­рынь дымковские мастера, чем их наряд отличается от наряда других дымковских кукол. Один-два ребен­ка дают описания наряда барыни-франтихи.

Педагог задает уточняющие воп­
росы: какая одежда на кукле глад-
коокрашенная (шляпа, жакет), а
Рис. 19                какая с узором (юбка), какие круп-

78


нЫе элементы чаще всего встречаются в узоре на юбках (круп­ные кольца), как они расположены (в шахматном порядке). Обращает внимание детей на такую особенность, как умень­шение размера колец в верхних рядах. Спрашивает, в какие цвета окрашены шляпа и жакет у каждой барыни и повторя­ется ли эти цвета в каких-либо элементах узора на юбке. Поясняет, что повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту в окраске кукол.

Далее педагог объясняет и показывает, как раскрасить выкройку куклы и соединить две ее части. Сначала нужно раскрасить две половинки верхней части. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови — тонкие дужки, глаза — чер­ные точки, рот — красная точка, щеки — небольшие крас­ные кружки. Части лица можно нарисовать концом тонкой кисти или фломастером. Далее воспитатель показывает, как равномерно расположить кольца на выкройке юбки. Пояс­няет, что узор нужно нарисовать на половинке круга. Про­стым карандашом слабым нажимом разделить половинку круга на четыре части — провести три линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины. Получится шахматное расположение колец. Мел­кие элементы узора на кольцах и между ними дети приду­мывают сами.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1007; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!