Эмоции и их значение в музыкальном развитии и образовании личности

Программа вопросов по дисциплине

Музыкальная психология и психология музыкального образования

1. Пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе.

2. Психологический и музыкально-педагогический аспекты развития музыкальности и музыкальных способностей.

3. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе.

4. Личность музыканта в психолого-педагогическом ракурсе изучения.

5. Психологическая сущность творчества и развитие креативности в музыкально-педагогическом процессе.

6. Эмоции и их значение в музыкальном развитии и образовании личности.

 

 

Пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе.

Два подхода к проблематике: психологический и музыковедческий, их приоритеты – восприятие музыки и музыкальное восприятие. Грани размышлений о музыкальном восприятии: сущность восприятия музыки как истинно музыкального восприятия; проблема «адекватности восприятия» музыки. Музыкально-психологическая концепция восприятия музыки Е.В. Назайкинского. Свойства восприятия в музыкальном аспекте. Психолого-музыковедческая концепция музыкального восприятия В.В. Медушевского, Д.К.Кирнарской. Протоинтонационный и аналитический уровни восприятия музыки. Уровни и типы восприятия музыки. Бессознательный аспект восприятия музыки (Торопова А.В.). Психолого-педагогические подходы к развитию музыкального восприятия учащихся в разные возрастные периоды. Стадиальность и пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе. 

Психологический и музыкально-педагогический аспекты развития музыкальности и музыкальных способностей.

Подходы к проблеме музыкальности и музыкальных способностей в мировой музыкально-психологической науке (Сишор, Ревеш, Крис, Симонтон и др.). Концепция музыкальности и музыкальных способностей отечественной ветви музыкально-психологической науки и музыковедении (Н.А. Римский-Корсаков, Б.М. Теплов и др.). Ядро музыкальности как комплекс специальных способностей. Слуховая и эмоциональная стороны музыкальности. Музыкально-педагогические подходы к диагностике и  развитию музыкальности как целого и как комплекса музыкальных способностей.

 

3. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе.

 

Общение как комплексный психический процесс. Общее и специфическое в музыкально-педагогическом общении. Диалог и полилог – их сущность и место в музыкально-педагогической практике. Роль невербальных компонентов общения в музыкальной и музыкально-педагогической деятельности. Типы и стили общения, применимые в разных видах музыкальной коммуникации и разных возрастных группах. Полимодальность трансляции музыкального образа. Пути развития профессионального музыкально-педагогического общения.

 

Личность музыканта в психолого-педагогическом ракурсе изучения.

 

Психологическая трактовка сущности индивидуальности и личности человека. Личность музыканта – подходы к пониманию. «Художественный тип человека» как научная проблема: особенности «художников» и «мыслителей», по Павлову, их проявления в жизни и музыкальной деятельности. Уровни музыкальной индивидуальности (организмический, психологический и социальный) и «жизненные проявления» индивидуально-психологических особенностей музыкального сознания. Встреча индивидуальностей на территории урока: уровни психолого-педагогического наблюдения за проявлениями индивидуально-психологических особенностей детей во взаимодействии с музыкой.

Проблема личностной самоактуализации в музыкальной деятельности.

Психологическая сущность творчества и развитие креативности в музыкально-педагогическом процессе.

 

Творчество как процесс, результат и свойство психической жизни личности. Объективная и субъективная значимость творчества. Психологическая сущность творчества по исследованиям Я.А. Пономарева, Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, А.А. Мелик-Пашаеву, В.Е. Вифляеву. Условия развития креативности, по Л. де Боно, В.Н. Дружинину. Музыкальная креативность: признаки и критерии. Педагогические условия развития музыкальной креативности, накопления опыта творческой деятельности и состояний вдохновения (flow-cостояний). Музыкально-педагогические методы активизации индивидуального и коллективного творчества учащихся.

Эмоции и их значение в музыкальном развитии и образовании личности.

 

Эмоциональная жизнь человека есть интонируемый музыкой смысл. Психологическая и музыкально-педагогическая интерпретация явлений эмоциональной сферы психики. Базовые и эстетические эмоции в музыкальном переживании. Теория аффектов. Подход В.Г. Ражникова к развитию эстетических эмоций в музыкальной деятельности.  «Эмоциональный слух» как «визитная карточка» музыканта (В.П. Морозов). Сущность и развитие эмоционального интеллекта в музыкально-педагогическом процессе. Педагогическое осмысление возможности развития эмоциональной сферы ребенка через музыкальное переживание.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!