Правила, приемы и средства композиции
Сюжетно-композиционный центр характеризуется наличием замысла и сюжета. Возникшая идея творчески преобразовывается через типизацию и обобщение, позволяющие выделить в художественном образе главное. Центр происходящего размещается в самом видном месте произведения, но он не должен нарушать цельности, пространства, колорита образа. Композиционный принцип выражения главного обусловлен особенностью человеческого зрения задерживать внимание в первую очередь на том, что сильнее действует на глаз и эмоции. Учитывая избирательность зрения, можно отметить, что если фокус зрения сосредоточивается на ярком тональном пятне или движущемся предмете, все остальное воспринимается нечетко, смутно. В этом явлении проявляется суть композиционного центра.
Определение места композиционного центра. Наиболее оптимально воспринимается центральная часть плоскости рисунка, и значит, сюжетно-композиционный центр следует располагать на более видимой части, т.е. рядом с геометрическим центром. Расположение композиционного центра зависит в значительной степени от характера действия, направления движения фигур, а также от общего замысла художественного образа.
Масштабность. В процессе создания художественного образа очень важно для сюжетно-композиционного центра определить наиболее целесообразный масштаб. Восприятие композиции образа нарушается, если главные персонажи сильно увеличены или уменьшены.
|
|
Прием изоляции используется, как правило, для того, чтобы сюжетный центр легко выделялся. Для этого он обособляется от других действующих лиц, вокруг него создается свободное пространство.
Свет. Естественные и искусственные источники света испускают лучи в виде светового потока, который заливает предметные поверхности светом, делает их зримыми, освещенными. Долгое время в живописи освещение используется как средство передачи объемной формы. С помощью света становится возможным выявлять главное, существенное в художественном образе.
Светотень включает в свою структуру пять элементов: свет, полутень, тень (собственная и падающая), рефлекс и блик.
Симметрия и асимметрия. Представление о симметрии (от греч. гармония, соразмерность) как выражении определенных закономерностей дает множество природных форм и организмов. В природе симметрия выступает в качестве статичного средства замыкания формы в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства.
В симметричной композиции объекты располагаются почти зеркально по отношению к центральной оси рисунка. По своему характеру симметричные композиции статичны, обе части уравновешены. Если в предмете отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению, либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.
|
|
Равновесие. Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы, т. е. предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелыми кажутся предметы большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями. Если одна часть воспринимается легкой, а другая тяжелой, то образуется неустойчивая композиция, оцениваемая как недолговечная, непрочная. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.
Ритм(повтор и чередование фигур). Универсальное природное свойство, присутствующее во многих явлениях окружающей действительности. Жизненный ритм и ритм в искусстве выступают в качестве отличных категорий.
|
|
Особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур широко используется в изобразительном искусстве для выражения движения, жизни.
Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов — интервалов и акцентов. Акцентом принято считать повторяющуюся фигуру, цветное пятно или пластическую форму. Интервалом называют пространственный промежуток, который отделяет ритмические акценты друг от друга. Чередуясь с интервалом, акцент тем самым создает ритмический ряд. Каждый ритм имеет свой характер, зависящий от числа акцентов, их формы, положения, светлоты, цвета, величины акцента и интервала. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, следует различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм в искусстве присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, используемых в построении художественного образа, характеризующегося определенной эмоциональностью.
Формат. Влияет на построение, выразительность художественного образа и цельность его восприятия. Традиционно выделяют квадратные, прямоугольные (золотое сечение), в виде удлиненного прямоугольника (горизонтального, вертикального), овальные, круглые форматы. Выбор формата зависит от темы, сюжета художественного образа, вида и жанра живописи. В процессе работы определяется соотношение сторон, вертикальная или горизонтальная форма, в которой будет строиться образ.
|
|
Размер. Восприятие художественного образа обусловлено размерами картинной плоскости, который определяется с учетом замысла рисунка.
Горизонт. Точка зрения. В процессе создания художественного образа имеет большое значение определение высоты горизонта, которая чаще меняется в зависимости от точки зрения. Все параллельные линии, уходящие в глубь пространства, сходятся в одной точке, называемой точкой схода. В зависимости от того, с какой высоты и с какой точки зрения взят горизонт, по-разному будут восприниматься содержание художественного образа, его сюжетно-композиционный центр, отдельные детали.
Тон. Понятие употребляется в двух значениях: тон как степень светлоты в натуре и рисунке и тон как преобладание в натуре и рисунке того или иного цветового оттенка, составляющего оптическую смесь. Цвет помимо спектральной цветовой характеристики имеет тоновую. Каждый объект, обладая той или иной цветовой характеристикой, содержит в себе определенную светосилу, т.е. тон.
Динамика и статика. Жизненность художественного образа заключается в движении. Движением называют механическое действие, перемещение в пространстве, выражающее способность к борьбе; это естественные изменения, протекаемые во времени, сложный процесс развития человека как личности, выражающийся в возникновении, становлении и угасании чувств, мыслей, настроения.
Передавая динамичный художественный образ, художник создает на плоскости иллюзию движения. Для этого ему необходимы диагональные линии, свободное пространство перед движущимся предметом; передача кульминационного момента движения. Движение также подчеркивается с помощью направления линий рисунка, размытости фона, нечеткости контуров объектов на заднем плане.
Фактурой принято считать структуру поверхности предмета. Она хорошо воспринимается осязанием и зрением через различную отражательную способность материала. В этом случае целесообразно классифицировать по характеру отражения световых лучей: блестящая (поверхность зеркально отражает лучи); матовая (поверхность беспорядочно рассеивает во все стороны упавшие на нее лучи света); глянцевая (матовую, рассеивающую поверхность лакируют, полируют); пушистая-, ворсистая-, бугристая-, шероховатая и т.д.
Живопись и проста и крайне сложна одновременно. Проста тем, что для воплощения замысла не требуется длительной подготовки и большого количества разных материалов, инструментов, приспособлений, как в других видах искусства. Сложность заключается в том, что, не используя реальный объем в живописном произведении, необходимо создать его иллюзию, при этом арсенал выразительных средств ограничивается только плоскостным решением художественного образа.
Контрольные вопросы
1. Каково значение формата в создании художественно выразительного образа?
2. В чем заключается суть цельности композиции?
3. Как используется прием изоляции в произведениях живописи?
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1350; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!