Содержание и основные методологические принципы художественного образования



Содержание: 1. Лекция 1. Концепция художественного образования в РФ. 2. Лекция 2. Проблемы художественного образования в общеобразовательной школе. 3. Лекция 3. Основные дидактические принципы обучения ИЗО. 4. Лекция 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5. Лекция 5. Урок – основная форма организации занятий по изо. 6. Лекция 6. Профессиональная компетентность преподавателей ИЗО. 7. Лекция 7. Специфические формы организации занятий ИЗО. 8. Лекция 8. Классики отечественной методики. 9. Лекция 9. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ

Лекция 10. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

Лекция 11. Кабинет, его оборудование и материально-учебная база.

Лекция 12. Критерии оценки художественного творчества.

Лекция 13. Закономерности проявления творческих способностей.

Лекция 14. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения.

Лекция 15. Целеполагание и анализ учебного занятия.

 

Лекция 1. Концепция художественного образования в РФ.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее – Концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

 свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

 обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великом державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Цели и задачи художественного образования

Целями художественного образования на современном этапе являются:

 обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

 повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

 сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

 формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

 создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

 подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

 сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

 приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

 реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

 широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

 формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

 использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

 привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

 вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

 выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.
К этим специфическим проблемам относятся:

 недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

 культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

 усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

 второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

 распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

 чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

Содержание и основные методологические принципы художественного образования

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Содержание художественного образования включает:

 формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

 формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

 формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

 формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

 формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

 формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

 начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

 мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

 опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

 комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

 распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

 внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!