Русская философия в мировом историческом процессе
- Философские идеи славянофилов (К. Аксаков, Ю. Самарин, Хомяков А. С., Киреевский И.В.) и западников (Чаадаев П. Я., Станкевич Н., В. Белинский, Н. Чернышевский)
- Философия всеединства (В. Соловьев)
- Русский космизм (Н. Федоров, В. Одоевский, В. Вернадский)
- Философские идеи П. Флоренского, А. Лосева, Н. Бердяева, Л. Шестова.
Тестовые задания:
- Хомяков, Киреевский, Аксаков и Самарин были представителями:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Герцен, Белинский, Станкевич и Бакунин были представителями:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Представители какого направления философской мысли 19 века утверждали необходимость прогрессивного развития России через культурное просвещение:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Представители какого направления считали, что ведущее место России в мировой истории обеспечено благодаря развитию в соответствии с мистико-исторической доктриной христианства:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Позицию какого направления отражает тезис: «Смысл духовной культуры – в достижении «цельного познания», доступного только «цельной личности»:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Стремление придать философским идеям прикладной характер, использовать их для преобразования российской действительности – такова идея:
а) славянофильства
|
|
б) западничества
в) европоцентризма
- «Человек должен раскрыть свою подлинность – соборность, подавляемую рационализированным обществом и культурой» - позиция:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Органический синтез православной духовности, монархического строя и общинного уклада реализует «полноту начал». Таков идеал:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Развитие идей Просвещения, осуждение самодержавно-крепостнического строя – идеи, характерные для:
а) славянофильства
б) западничества
в) европоцентризма
- Выдающийся русский философ конца 19 века, положивший начало философскому спору славянофилов и западников, объявленный царской властью умалишенным:
а) Хомяков
б) Киреевский
в) Чаадаев
- Русский философ, автор труда «Столп и утверждение истины»:
а) Флоренский
б) Франк
в) Лосев
- Русский философ, жестоко пострадавший за обличение крепостничества в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»:
а) Ломоносов
б) Державин
в) Радищев
- Русский самобытный философ, который посвятил свое творчество вопросам познания души русского человека. Всякую власть считал злом, пришел к идее отрицания государства:
а) Ломоносов
|
|
б) Толстой
в) Достоевский
- Русский философ-западник, считавший, что для России наиболее приемлем крестьянский социализм, так как душа русского человека уже содержит его зачатки:
а) Достоевский
б) Добролюбов
в) Герцен
- Кто из перечисленных философов считал истинной христианской религией православие, и его ключевыми идеями были соборность, единство, свобода и любовь?
а) Белинский
б) Хомяков
в) Данилевский
- Философию этого ученого иногда называют панморализмом. Она антропоцентрична, является гимном человеку, т.к. «личность вообще первичнее бытия»:
а) Н.Ф. Федоров
б) В.И. Вернадский
в) Н. Бердяев
- Его философскую концепцию называют философией положительного всеединства:
а) Соловьев
б) Шестов
в) Бердяев
- «Отец» русского космизма:
а) Н.Ф. Федоров
б) В.И. Вернадский
в) Н. Бердяев
- Космизм – это учение, в котором утверждается:
а) Неразрывность человека и космоса, безграничность возможностей человека в освоении космоса;
б) Невозможность освоения космоса ч-ком, т.к. он безграничен
в) Космос – часть души русского человека, которая не нуждается в познании.
|
|
- Выдающийся русский ученый, автор учения о космической роли живого вещества, коэволюции биосферы и человека - ноосфера:
а) Н.Ф. Федоров
б) В.И. Вернадский
в) Н. Бердяев
- «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»:
а) Н.Ф. Федоров
б) В.И. Вернадский
в) Н. Бердяев
- Мир, согласно этому философу, является творение, в основе которого лежит божественное начало, называемое Святой Софией:
а) В.Соловьев
б) С.Булгаков
в) Н.Бердяев
Задание к семинару № 9:
Философия истории
1. Теория культурно-исторического развития.
2. Критика европоцентризма. Сопоставление России и Европы.
3. Циклическая модель исторического процесса.
4. Перспектива мировой истории. (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, К. Маркс)
Тестовые задания:
1. История в концепции Карла Ясперса включает 4 эпохи. Назовите эпоху, в которой формируется подлинный человек.
а) доистория;
б) великие культуры древности;
в) осевое время;
г) научно-техническая эпоха.
2. Назовите эпоху, в которой, по мнению К. Ясперса, человек только становится человеком.
а) доистория;
|
|
б) великие культуры древности;
в) осевое время;
г) научно-техническая эпоха.
3. Как называется самая значительная работа К. Ясперса?
а) «Философская вера»;
б) «Критика Готской программы»;
в) «Осевое время»;
г) «Постижение истории».
4. Назовите философа, который одним из первых предложил новую схему интерпретации истории – циклическую концепцию:
а) Г-В-Ф. Гегель;
б) Освальд Шпенглер;
в) Карл Маркс;
г) Карл Ясперс.
5. В своей книге О. Шпенглер писал, что всякая культура переживает определенный возраст. К какому возрасту относится переход культуры в цивилизацию?
а) детство;
б) юность;
в) зрелость;
г) старость.
6. В своей книге О. Шпенглер подробно анализирует три души. Назовите лишнюю.
а) аполлоновская;
б) фаустовская;
в) магическая;
г) фантастическая.
7. Согласно Шпенглеру, появление мировых городов, городской массы, денег, мировых войн – это признаки:
а) культуры;
б) цивилизации;
в) государства;
г) развития.
8. Как называется самая значительная работа Арнольда Тойнби?
а) «Философская вера»;
б) «Критика Готской программы»;
в) «Осевое время»;
г) «Постижение истории».
9. Сколько стадий проходит каждая цивилизация в концепции А. Тойнби?
а) 4 стадии;
б) 5 стадий;
в) 6 стадий;
г) бесконечное количество.
10. Согласно концепции этого философа, любая культура, переходя в цивилизацию, начинает свертываться и умирать?
а) Константина Леонтьева;
б) Освальда Шпенглера;
в) Льва Гумилёва;
г) Арнольда Тойнби.
11. Кто является автором труда под названием «Экономико-философские рукописи»?
а) Г-В-Ф. Гегель;
б) Освальд Шпенглер;
в) Карл Маркс;
г) Карл Ясперс.
12. Кто является автором труда под названием «Византизм и славянство»?
а) Константин Леонтьев;
б) Освальд Шпенглер;
в) Лев Гумилёв;
г) Арнольд Тойнби.
13. В чьей концепции развития мировой истории цивилизация начинается с ответа на вызов?
а) Константина Леонтьева;
б) Освальда Шпенглера;
в) Льва Гумилёва;
г) Арнольда Тойнби.
14. Многолетнее изучение живой природы, растительных и животных организмов во всей полноте их жизни проявилось в критическом разборе теории Дарвина в концепции…
а) Ясперса;
б) Шпенглера;
в) Данилевского;
г) Гумилёва.
15. Данилевский расположил культурно-исторические типы в следующем хронологическом порядке: 1- египетский, 2-китайский, 3-ассиро-вавилонский-финикийский, халдейский или древнесемитский, 4- индийский, 5-иранский, а следующий - …
а) римский;
б) еврейский;
в) греческий;
г) германо-романский или европейский.
16. По Данилевскому различные культурно-исторические типы развивали определенное направление в культуре. Так, «евреи развивали религию, греки – собственно культуру, а римляне - …»
а) точные науки;
б) искусство;
в) политику;
г) живопись.
17. Какой из этих тезисов отражает позицию К. Леонтьева?
а) идеализм - зло;
б) индивидуализм - зло;
в) церковь – зло;
г) кантианство - зло.
18. К. Леонтьев считал себя учеником и продолжателем философии…
а) Аристотеля;
б) Ясперса;
в) Шпенглера;
г) Данилевского.
19. По мнению Данилевского, раса, которая будет вершить судьбы мира…
а) индусы;
б) китайцы;
в) славяне;
г) американцы.
20. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, …и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь… и, наконец, собственная смерть» - такова позиция…:
а) Леонтьева;
б) Шпенглера;
в) Данилевского;
г) Гумилёва.
21. «Теория циклических цивилизаций» - это концепция:
а) Леонтьева;
б) Тойнби;
в) Данилевского;
г) Гумилёва.
22. В концепции Тойнби «единицей измерения» исторического бытия является:
а) культура;
б) цивилизация;
в) формация;
г) этнос.
23. К жизненным циклам исторического бытия, по Тойнби, относятся:
а) вызов – ответ – генезис – рост – надлом - распад;
б) зачатие – развитие – вызов – ответ – старение - смерть;
в) начало – рост – вызов – ответ – спад - конец;
г) вызов – ответ – развитие – падение – гибель.
24. Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов:
а) слабой силы;
б) средней силы;
в) достаточно сильный;
г) любой.
25. Механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства называется:
а) консенсус;
б) мимикрия;
в) мимесис;
г) манипуляция.
26. В качестве причин возникновения цивилизации Тойнби называет (выделите лишнее):
а) стимул природной среды;
б) стимул окружения;
в) стимул давления («форпост»)
г) стимул увеличения числа потребностей.
27. Суть прогресса, по Тойнби, состоит в законе прогрессирующего упрощения, который он называет…:
а) этерификация;
б) аберрация;
в) фильтрация;
г) манипуляция.
28. Делал ставку на материальное производство как ведущий фактор исторических изменений:
а) Гумилёв;
б) Маркс;
в) Шпенглер;
г) Данилевский.
29. Формационная структура К. Маркса напоминает:
а) слоёный пирог;
б) пирог с изюмом;
в) суспензию;
г) пирамиду.
30. Укажите, какая формация пропущена и выстроите в правильном порядке:
а) первобытно-общинный строй;
б) рабовладение;
в) коммунизм;
г) капитализм.
Ответ: а) первобытно-общинный строй; б) рабовладение; ФЕОДАЛИЗМ; г) капитализм; в) коммунизм
Задание к семинару № 10
Восточная философия
1.Древнеиндийская философия. Философские школы: Астика и Настика. Буддизм. Основные понятия.
2.Древнекитайская философия. Философские школы: Конфуцианство, Даосизм и др. Основные понятия.
Тестовые задания:
1. Философия Китая делится условно на 3 периода. Выделите лишний:
а. Ведический
б. Классический
в. Постклассический
г. Современный
2. Один из основных источников древнеиндийской философии называется:
а. Веды
б. Книга песен
в. Книга перемен
г. Летопись
3. Один из основных источников древнекитайской философии называется:
а. Веды
б. Пураны
в. Книга перемен
г. Эпические поэмы
4. Махабхарата и Рамаяна в древнеиндийской философии – это…
а. Веды
б. Пураны
в. Эпические поэмы
г. Книга перемен
5. Основное содержание Вед изложено в:
а. Упанишады
б. Пураны
в. Эпические поэмы
г. Брахманы
6. Одно из направлений в древнеиндийской философии, признающих жизнь после смерти и авторитет
Вед:
а. Астика
б. Пураны
в. Настика
г. Араньяки
7. Одно из направлений в древнеиндийской философии, отрицающих авторитет Вед:
а. Астика
б. Пураны
в. Настика
г. Араньяки
8. Философская школа древнеиндийской философии, признающая жизнь после смерти и авторитет
Вед:
а. Джайнизм
б. Буддизм
в. Йога
г. Червака-локаята
9. Философская школа в древнеиндийской философии, отрицающая авторитет Вед:
а. Йога
б. Буддизм
в. Ньяя
г. Вайшешика
10. Основные положения этой философской системы назывались «4 благородные истины»:
а. Даосизм
б. Буддизм
в. Джайнизм
г. Конфуцианство
11. Одно из основных понятий древнеиндийской философии, которое обозначает «священный гимн в
индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих»:
а. Карма
б. Дхарма
в. Нирвана
г. Мантра
12. Одно из основных понятий древнеиндийской философии, которое обозначает «универсальный закон
бытия»:
а. Карма
б. Нирвана
в. Дхарма
г. Сансара
13. Одно из основных понятий древнеиндийской философии, которое обозначает «закон причинности,
который регулирует цепь перерождений, судьба»:
а. Карма
б. Нирвана
в. Дхарма
г. Сансара
14. Освобождения от страданий и достижением умиротворенности является идеалом в:
а. Даосизм
б. Буддизм
в. Джайнизм
г. Конфуцианство
15. Одно из основных понятий древнеиндийской философии, которое обозначает «состояние
умиротворения, которое является достижимым идеалом»:
а. Карма
б. Нирвана
в. Дхарма
г. Сансара
16. Одно из основных понятий древнеиндийской философии, которое обозначает «череда перерождений,
круговорот от рождения до смерти»:
а. Карма
б. Нирвана
в. Дхарма
г. Сансара
17. Для восточной философии характерно именно такое понимание времени:
а. Линейное
б. Цикличное
в. Хаотичное
г. Прерывистое
18. Для западной философии характерно именно такое понимание времени:
а. Линейное
б. Цикличное
в. Хаотичное
г. Прерывистое
19. Представителем даосизма является:
а. Будда
б. Конфуций
в. Лао-цзы
г. Мо-цзы
20. «Лучший правитель тот, что оставляет людей в покое» - таков идеал:
а. Даосизм
б. Буддизм
в. Джайнизм
г. Конфуцианство
21. «Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви» - таков идеал:
а. Даосизма
б. Буддизма
в. Джайнизма
г. Конфуцианства
22. Основное произведение Конфуция называется:
а. Эпические поэмы
б. Веды
в. Беседы и изречения
г. Книга перемен
23. Философская школа Древнего Китая иначе называемая «школа законников»:
а. Даосизм
б. Буддизм
в. Джайнизм
г. Легизм
24. Одно из основных понятий Древнекитайской философии, которое обозначает «элементы энергии Ци»:
а. Дао
б. Инь-Ян
в. Сяо
г. У-Вэй
25. Одно из основных понятий Древнекитайской философии, которое обозначает «принцип не-деяния»:
а. Дао
б. Инь-Ян
в. Сяо
г. У-Вэй
26. Одно из основных понятий Древнекитайской философии, которое обозначает «принцип сыновней
почтительности»:
а. Дао
б. Инь-Ян
в. Сяо
г. У-Вэй
27. Одно из основных понятий Древнекитайской философии, которое обозначает «путь, наивысшее состояние бытия»:
а. Дао
б. Инь-Ян
в. Сяо
г. У-Вэй
28. Способ познания себя и мира, путем приведения себя в состояние умиротворения:
а. Расслабление
б. Размышление
в. Медитация
г. Созерцание
29. Центральной фигурой в буддизме является:
а. Араньяки
б. Сиддхартха Гаутама
в. Лао-Цзы
г. Шива
30. Древнейшее религиозное учение:
а. Христианство (I в.н.э.)
б. Буддизм (6 в. до н.э.)
в. Ислам (7 в.н.э.)
г. Иудаизм (6-5 в.до н.э.)
Задание к семинару № 11
Социальная антропология
- Социальная теория пола.
- Человек как личность.
- Трактовки личности.
- Концепции возникновения личности
- Трактовки смысла жизни.
1. Область философского знания, направленная на постижение феномена человека:
а) Антропология
б) Психология
в) Онтология
г) Гносеология
2. Подход к изучению человека, когда не просто описываются все признаки человека, а выделяется такой признак, который оказался бы всеохватывающим:
а) Философский
б) Методологический
в) Диалектический
г) Сущностный
3. К. Маркс полагал, что в ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый материальный мир, названный им …
а) мир идей
б) мир вещей
в) вторая природа
г) мир абсолютных сущностей
4. Совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство всего биологического и социального в нем, обозначается термином:
а) Гендер
б) Пол
в) Личность
г) Индивид
5. Форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
6. Форма общества, тесно связанная с культом плодородия:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
7. Форма общества, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
8. Такая форма общества является характерной практически для всех традиционных обществ:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
9. Общественный уклад в такого рода обществах характеризуется жёсткой сословной иерархией устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
10. Такая форма общества формирует гуманистические отношения между представителями разных полов:
а) Матриархат
б) Патриархат
в) Биархат
г) Сообщество
11. Группа людей, связанная кровным родством, называется:
а) Нация
б) Класс
в) род
г) народ
12. Население государства или страны, в единстве истории и собственного социального и культурного развития:
а) Нация
б) Класс
в) род
г) народ
13. Исторически сформированный тип общества, представляющий собой социальную целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка и т.п.:
а) Нация
б) Класс
в) род
г) народ
14. Социальная общность, связанная особенностями трудовой или предпринимательской деятельности, отношениями к средствам производства и собственности:
а) Нация
б) Класс
в) род
г) народ
15. Родительская пара и их невзрослые дети, проживающие совместно, называются:
а) Традиционная семья
б) Нетрадиционная семья
в) Нуклеарная семья
г) Полная семья
16. Индивид – это:
а) Особенное, неповторимое в человеке
б) Социально одаренная индивидуальность
в) Характеристика единичного человека, один из многих
г) Научный аналог личности
17. Личность – это:
а) Особенное, неповторимое в человеке
б) Социально одаренная индивидуальность
в) Характеристика единичного человека, один из многих
г) Научный аналог индивида
18. Индивидуальность – понятие, характеризующее:
а) Безликость
б) Особенное, неповторимое в человеке
в) Характеристика единичного человека, один из многих
г) Научный аналог личности
19. Индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект права:
а) Незаменимый человек, уникум
б) Личность
в) Индивидуальность морфологически выраженная
г) Психофизическая индивидуальность
20. Новорожденный ребенок – это
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) особь
21. Неповторимость, самобытность и незаменимость человека характеризует понятие:
а) индивид
б) индивидуальность
в) личность
г) особь
22. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом, называется:
а) Обучение
б) Воспитание
в) Образование
г) Социализация
23. Автор психоаналитической трактовки личности:
а) Зигмунд Фрейд
б) Жан Пиаже
в) Николай Павлов
г) Джон Дьюи
24. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, называется:
а) Обучение
б) Воспитание
в) Интериоризация
г) Социализация
25. Этот процесс характеризуется включением социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума:
а) Обучение
б) Воспитание
в) Интериоризация
г) Социализация
26. Философская категория, осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели:
а) Смысл жизни
б) Свобода
в) Добро
г) Счастье
27. Философское учение, которое обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания:
а) Гедонизм
б) Альтруизм
в) Утилитаризм
г) Аскетизм
28. Этическая концепция, признающая смыслом жизни извлечение пользы - «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей»:
а) Гедонизм
б) Альтруизм
в) Утилитаризм
г) Аскетизм
29. Философско-этическое учение, которое связывает смысл жизни с предельно простой телесной и духовной жизнью:
а) Гедонизм
б) Альтруизм
в) Утилитаризм
г) Аскетизм
30. «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все» - это позиция, которая характеризует учение:
а) Гедонизм
б) Альтруизм
в) Утилитаризм
г) Аскетизм
Задание к семинару № 12
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!