Земледельческие культуры энеолита



Яркой археологической культурой эпохи энеолита была трипольская культура (IV - III тыс. до н. э. некоторые исследователи указывают хронологические рамки существования этой культуры - V- начало III тыс. до н. э). Ее название происходит от с.Триполье на Киевщине, где нашли глинобитные площадки, оказавшиеся полами жилищ. Элементы этой культуры нашел при раскопках 1893-1906 гг. археолог В. Хвойка.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Относительно определения территории расселения исследователи единодушны: на позднем этапе своего развития трипольские племена занимали огромные пространства Восточной Европы - от Слободской Украины ( Слобожанщина ) в Словакии, Румынии, от Черниговщины и Полесья до Черного моря и Балканского полуострова.

Хозяйство трипольцев постоянно развивалось. Сначала доминировало оседлое скотоводство, существовало мотыжным земледелие, различные вспомогательные хозяйственные промыслы, было распространено производство глиняной посуды, кремневых орудий, прядение и ткачество. Археологи узнают трипольские поселения прежде всего по совершенной, богато орнаментированной глиняной посуде.

Экономической основой этого яркого археологического сообщества было выращивание пшеницы и ячменя, а также разведение крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Пашенное земледелие трипольцев имело залежную форму - с истощением земли трипольцы переселялись все дальше на восток. Постоянно рос обмен с различными соседними племенами, в частности Дунайско-балканского региона. На позднем этапе развития трипольской культуры из-за изменения экономической ситуации и влияния кочевых племен усилилась роль оседлого скотоводства, усовершенствовалось производство кремневых орудий, глиняной посуды, появились крупные горны для обжига посуды. В этот период изготавливалось больше оружия из кремня, камня и меди.

Духовная культура трипольцев была достаточно развитой. Она содержала различные земледельческие культы - космогонические представления, культ матери-земли, домашних животных (в основном быка), огня. Трипольское земледельческое общество достигло высокого уровня развития и стояло на пороге цивилизации.

Земледельческий энеолит на территории бывшего СССР имеет три центра — Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Основные энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь.

К периоду раннего энеолита относятся комплексы типа Анау 1А и Намазга 1 (V —середина IV тысячелетия). Здесь продолжалось развитие земледелия. Поля обваловывали для удержания воды во время разлива рек, усовершенствовали палку-копалку, которая снабжалась каменным кольцевидным утяжелителем, культивировали пшеницу и ячмень. Животные этого периода представлены костями коров, овец, свиней. Скотоводство вытесняет охоту.

Геометрических орудий нет, хотя характер кремневой индустрии микролитичный. Она испытывает упадок, что объясняется появлением орудий из меди.

В период Намазга II, начало которого датируют 3500 годом до н. э., поселения были средних или небольших размеров (до 12 га). Число поселков растет, причем часты группы мелких поселений, в центре которых находилось поселение побольше. Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенным очагом в центре, которое, вероятно, было также местом собраний. Важны Карадепе и поселения в Геоксюрском оазисе. У Геоксюра исследованы зачатки оросительной системы в виде небольших арыков. В составе стада преобладала овца, постоянно встречаются кости свиньи, еще совершенно нет домашней птицы.

Поздний энеолит характеризуется комплексами времени Намазга III. В земледелии был сделан большой шаг вперед: появились искусственные водоемы и первые оросительные каналы. Один из водоемов имел площадь 1100 кв. м при глубине до 3 м. Таким образом, полив полей мог быть многократным, что делало возможным получение двух урожаев в год.

В составе стада больших изменений не произошло. Его отражают статуэтки животных: преобладает овца. На поселениях часто встречаются коллективные погребения в специальных гробницах. Инвентарь в них беден, представлен обычно сосудами, корзинами (прослеженными по отпечаткам), немногочисленными украшениями.

В Закавказье выявлено много энеолитических раннеземледельческих памятников конца VI — начала IV тыс., но энеолит там изучен пока недостаточно — ни одно поселение не раскопано полностью. В единую раннеземледельческую культуру Закавказья, которая делится на внутренние локальные варианты, входят Шулаверисгора (в Грузии), Техут (в Армении) и другие. Поселения расположены в долинах рек, на холмах, имеющих естественную защиту, группами по 3—5.

На поселениях найдены в основном роговые и костяные орудия обработки почвы: землекопные лопаточки, копалки, мотыги; утяжелители тоже роговые или каменные. В одном из роговых орудий видят примитивное, может быть, тягловое рало. Предполагают, что ралом проводили на поле борозды уже после его обработки мотыгами или копалками. В засушливых районах требовалось искусственное орошение. На поселениях Арухло 1 (Армения) и Имрисгора(Грузия) найдены примитивные каналы, при помощи которых осуществлялся полив, вероятно, одноразовый.

Закавказье представляет собой один из центров, откуда происходят культурные растения. В числе культивировавшихся кроме типичных для того времени пшеницы и ячменя входят просо, рожь, бобовые и виноград.

Урожай убирали костяными или деревянными уже изогнутыми серпами с вкладышами из обсидиана, закреплявшимися битумом. Зерно мололи зернотерками или толкли в ступках. Хранили его в ямах или в постройках округлой формы, в крупных (до 1 м высоты) сосудах, вкопанных в землю внутри помещений.

На поселениях обычны обсидиановые орудия, но следов обработки обсидиана там нет. Видимо, орудия из этого камня были привозными и являлись предметом обмена.

Энеолит степной полосы.

В степной полосе от р. Эмбы до р. Днепра, а в некоторые периоды до Днестровско-Прутского междуречья в середине III тысячелетия до н. э. сложилась культурно-историческая общность, которую часто называют древнеямной культурой. Общими признаками всех вариантов является погребальный обряд, форма и орнаментация керамики, а также межплеменные связи.

Древнеямные племена хоронили умерших в могильных ямах, от которых и произошло название всей общности. Над ямами возводились курганы. Это древнейшие курганы нашей страны.. Сложное культовое сооружение, каким является курган, на данном этапе говорит об иных идеологических представлениях, вероятно, вызванных социально-экономической базой. Под курганами в могильных ямах покойники лежат скорченно, они часто окрашены, а инвентарь при них обычно очень беден. Его составляют кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, бусы, булавки.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства.

Утверждение производящей экономики привело к улучшению условий жизни и к быстрому росту человеческих коллективов, что, в свою очередь, повлияло на продвижение древнеямных племен до нижнего течения Дуная и Северо-Восточной Болгарии.

Дальнейшее развитие древнеямных племен привело к их взаимодействию с новой, так называемой катакомбной культурно-исторической общностью, которая, однако, не полностью вытеснила ямные племена.

Катакомбная общность, как и древнеямная, не может быть названа археологической культурой в полном смысле этого понятия. Они объединяют ряд родственных культур.

Основная форма катакомбной керамики — сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Керамика плоскодонная, что соответствует стационарным печам с плоским подом. Орнамент шнуровой.

Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия племен, но под курганными насыпями встречаются и иные виды могильных ям. Если же это все-таки катакомба, то покойники лежат в ответвлениях, в скорченном положении, причем вход в катакомбу закладывали бревнами или камнями, а яму засыпали камнями. При костяках обнаружен инвентарь: посуда, украшения, орудия труда, а также кости животных.

Катакомбные поселения обычно расположены на естественно укрепленных обрывами высоких речных мысах, а по течению Донца — в поймах. Берега рек удобны для пастбищ и подсобного земледелия. В реках ловили рыбу. На поселениях во множестве встречаются рыбные кости. Основой хозяйства было развитое скотоводство

Металлических вещей еще немного, часто встречаются каменные орудия: топоры, булавы, стрелы. Самым характерным предметом катакомбной культуры являются каменные сверленые полированные топоры.

Катакомбную культурную общность обычно считают существовавшей между 2000 и 1 600 гг. до н. э.

Основная территория формирования срубной культуры лежит по Волге от Самары до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в скорченном положении в срубе высотой в один-два венца. Жилищами служили полуземлянки значительной площади иногда до 150 кв. м и более. Их стены были укреплены бревнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Видимо, здесь жило несколько парных семей.

Керамика срубной культуры приспособлена к плоскому поду печей, она плоско-донная. Преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные, как бы из сложенных основаниями двух усеченных конусов.

Металлических вещей в срубное время много — и мелких, и крупных. В металлургии происходят значительные изменения. Степные племена получают металл не из кавказских месторождений, а с Урала, из Средней Азии, Казахстана.

Набор бронзовых вещей в срубное время велик и разнообразен.

Основу хозяйства племен срубной культуры составляло скотоводство. Наибольшими были стада коров, обычны лошади. Найдены псалии — части удил, что говорит об использовании лошади для верховой езды. Растет роль земледелия, хорошо известны широкие металлические серпы с крюком для прикрепления к рукояти и бронзовые мотыги.

К концу срубной культуры в погребениях часто встречаются железные ножи.

Андроновская культура. Ее максимальная территория простиралась от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня. Датируется она обычно от середины II по начало I тысячелетия до н. э., т. е. она одновременна срубной культуре. Название дано по могильнику у д. Андроново в Минусинских степях.

Основную роль в хозяйстве андроновцев играло скотоводство: разводили коров, овец, лошадей. Здесь впервые в азиатских степях была освоена верховая езда. Земледелие, хотя и было развито, оставалось подсобным видом хозяйства. Роль охоты и рыболовства была еще значительной. Поселения располагались по речным поймам, удобным для земледелия,

Андроновские погребения отмечены низкими курганными насыпями, иногда с оградками из камней. Под насыпями — могильные ямы со вставленными в них срубами, имеющими деревянный потолок. Могилы содержат скорченные костяки, реже — трупосожжения. Погребальный инвентарь состоит из каменных стрел, бронзового оружия и орудий, бус, а иногда золотых и медных серег.

На востоке их территории располагались крупнейшие оловянные рудники, откуда на запад шло олово, уже сплавленное с медью.

У андроновских племен были широко распространены металлические изделия: ножи, кинжалы, массивные, топоры, копья, серпы, шилья. Для добычи руды применялись глубокие подземные выработки. Добывалось и золото.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!