Романтическая компенсация повседневной рутины. Общим для



молодежи (в модели европейской цивилизации) выступает стрем­ление к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д. «Тяга к опасному» реализу­ется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными обра­зованиями стали группы, участников которых объединяет интерес к экстремальным видам спорта. У некоторых сообществ сформи­ровалась идеология, ориентированная на испытание волевых ка­честв личности в экстремальных условиях.

Диггеры— исследователи подземных коммуникаций. Опаснос­ти пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ, таинст­венность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свой­ства диггерства определяют внутренние мотивы интереса опреде­ленной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в не меньшей степени, как представляется, с военной разведкой (не­редко военная форма используется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась глав­ным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диг­геров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России. Состав их участников малочислен (до не­скольких десятков человек), и они не стремятся к его расширению. Свою деятельность диггеры, как правило, не афишируют.

Толкиенисты.Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкиенисты. Очевидна их связь с иностранным источни­ком — образами книг Дж.-Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»,

136

«Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были по­ложены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общест­венное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и миро­воззренческими проблемами, с российским менталитетом.

Критики толкиенистов обратили внимание на то, что книги Толкиена изданы в России или как совместные издания, или как российские издания, но осуществленные при поддержке западных фондов, т. е. являются частью планов культурной экспансии Запа­да, направленной на захват российского социокультурного про­странства. Видимо, столь однозначные выводы не имеют достаточ­ных оснований, поскольку не учитывают множество противоречи­вых обстоятельств, определивших распространение идей и образов Толкиена в России. Эти идеи и образы скорее стали материалом для конструирования реальности толкиенистами, чем закончен­ными социокультурными моделями. Это подтверждается и пара­доксальным обстоятельством продвижения на российском кино­рынке в 2002 г. фильма компании Wignut Films «Властелин ко­лец», который тем не менее не повлек за собой заметных изменений в активности толкиенистов.

Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкиенисты появились на физическом факультете Московского университета. Особенностью их времяпрепровождения стало соединение попу­лярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена (детальная разработка этого мира дала необходимый материал для социального конструирования и идентификации).

На встречи в конце 1990-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: «по-эльфий-ски» (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и «фенечки» из бисера или мулине, колокольчики, ко­торые в основном покупались в магазине «Охотник» на Арбате), «по-гномовски» (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями «Монавар», «Скорпионе» и т.д.); «гоблины» и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в казаки. Фе­нечки, колокольчики не снимались, и толкиенисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде».

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои — основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто — стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных

137

из клюшек или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, кар­низов от занавесок, каких-то палок и т. д. Были и доспехи — поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от ско­вород), позже — специально изготовленные.

При встрече все общались, подражая героям Толкиена, с кото­рыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на вы­игрыш в боях. Очень много курили. Наркотики, по всей видимос­ти, принимать было не принято.

Новых приводит кто-нибудь из «ветеранов», он обычно и ста­новится «родственником». Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю своей жизни. Де­вушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей «родственника», потом она может измениться, когда появятся «мать», «отец». Этикет общения ориентирован на «аристократиче­ский» («Что вам угодно, милостивый государь?»).

Все объединены в «семьи» («родители», «братья» и «сестры»), проводятся «свадьбы», где «жрец», орудуя мечом как крестом, про­износит перед «новобрачными» ритуальную фразу: «Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа». На венчание испрашивается согласие «родителей», надо пригласить всю «семью». Когда «же­них» целует «невест», вслух ведется счет — сколько насчитают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае «раз­вода» («поэтому развод — невыгодное дело»).

Важными организационными формами движения стали «каби-нетки» — ролевые игры, в которых участвуют несколько человек в квартире одного из игроков, а также выездные игры, которые про­водятся по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена), нередко в лесу, с ночевками в палатках. У игр есть рейтинг, на хорошие можно попасть только по личному приглашению. Каждый раз для участия в выездных играх шьются новые костюмы.

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новгороде действует Клуб ролевых игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции «мас­теров» региона для координации их действий на следующий игро­вой сезон и составления графика игр.

Проблема общения — одна из актуальных для молодежи, и ро­левые игры оказываются важным средством технологической под­готовки к более эффективному общению в молодежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномич-ном обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реаль­ностью, чем мир российской социальной действительности.

138

На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что связано с увлечением некоторых участни­ков ролевых игр книгами Н. Перумова, М. Семеновой и других российских пропагандистов оккультизма и неоязычества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объ­единения выстроена по конфигурации романтизированного и бо­лее яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян. Ха­рактерно, что формами общения являются различного рода дис­курсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкиенистского сообщества. Известны факты, когда ролевые бра­ки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани меж­ду реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разрушения идеалов советского времени. Участники толкиенистских встреч видят себя спасителями мира.

В конечном счете в толкиенистском движении сказалась мен-тальность россиян, ранее реализовывавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы писателя А. Гайдара в книге «Тимур и его команда» (1940) определяли лицо обществен­ного движения детей и подростков в СССР на протяжении десяти­летий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их де­ятельности соединялась общественная польза и романтическое от­ношение к жизни. На фоне дискредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодо­му человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию: вполне завер­шенную и идейно освященную конструкцию, легко воспроизводи­мую в ролевом поведении.

Воспроизводство некоторых черт советского прошлого.Перенос в молодежную среду моделей поведения и организации жизненно­го пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствующих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провинции вряд ли следует трактовать в субкуль­турном аспекте). Следы такого переноса обнаруживаются в ор­ганизациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, ком­партией в их прошлых формах. Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а стремление к общению и пре­одоление обыденной рутины.

139

Таким образом, молодежные субкультуры в России испытыва­ют воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тягу к преодолению рутины повседневности, «роди­мых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, они в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойст­венна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в моло­дежной среде. В любом случае важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!