Архетипы коллективного бессознательного к.г. юнга



Культурология как наукаКультурология – комплексная гуманитарная наука, возникшая на стыке философии, социологии, психологии, этнографии, искусствоведения, антропологии, истории и ряда других дисциплин. Это наука о культуре. Изучает культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Это совокупность знаний о материальной, социальной и духовной деятельности людей, характере создаваемых ими ценностей, законах развития культуры и особенностях её изучения. Происхождение термина связано с именем Лесли Уайта (1900-1975). Основные разделы: История культуры – раздел и область историч знания, изучающая последовательную смену этапов развития культур народов и регионов, специфику жизнедеятельности на каждом этапе. Общая теория культуры – рассматривает разные определения понятия “культура”, описывает структуры культур как социальные явления, способы передачи культурного опыта от поколения к поколению, особенности развития культур, взгляды учёных на культуру. Разделы общей теории: понятие, соц.явление, процесс, предмет изучения. Частные теории культуры – разрабатывают отдельные проблемы культурного развития и бытования культуры в обществе. Прикладная культурология – изучает технологии социокультурной деятельности, особенности управления культурными процессами, соответствие требований и законов изменяющейся культурной практике. 2.Методы культурологических исследованийдиалектический – предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения; системный – позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой тесно взаимодействуют и находятся в единстве; структурно-функциональный – тесно связан с системным методом и применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого элемента в ее функционировании; типологический – сравнение культур с целью обобщения их характеристик. Данный метод предполагает изучение структуры культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса; Помимо указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут применяться частные методы: семиотический – основан на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) любого культурного объекта; биографический – изучение культуры как характеристики человека и особенностей личности, как «меры человеческого в человеке»; исторический – анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления; психологический – ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур. Историческое развитие представлений о культуреВ своем нынешнем понимании слово “культура” вошло в контекст европейской социальной мысли со второй половины XVIII века. Вообще, это слово происходит от латинского culture, что буквально означало возделывание, обработку земли, ее культивирование. Этот термин можно встретить в трудах Цицерона, где акцент делается на изменения в природном объекте под воздействием человека, в отличие от тех, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первом понимании можно видеть неразрывную связь культуры, человека и его деятельности. Т.е. можно сказать, что культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. В Древней Греции и Риме слово культура воспринималось не только как возделывание почвы. В более привычном для нас значении воспитания и образования культура воспринималась как нечто дополняющее, а иногда и меняющее человеческую природу. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, это и составляет содержание культуры всех народов. Но надо помнить и о том, что в античном мире человек постоянно находился в окружении богов, поэтому религиозный культ будет неотъемлемой частью культуры. В античном мире процесс подготовки гражданина, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка был очень важным. Этот процесс греки обозначали понятием “пайдейя” (pais – ребенок), что включает в себя как непосредственно воспитание, обучение, так и образованность, просвещение, культуру в широком смысле. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а личность с определившейся системой ценностей. В этой обращенности к внутреннему миру человека и состоит античное понимание культуры. Цель культуры состояла в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой. В эпоху эллинизма начался кризис “пайдейи”, душами людей стала овладевать вера в иррациональное. Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте, который помог бы человеку обосновать неуправляемость неподвластных ему социальных процессов. На смену античности приходит новая эпоха.   Средневековая культура – культура христианская, отрицающая языческие ценности, но сохранившая многие достижения античной цивилизации. “Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму, интересу к предметному миру – духовность..; гедонизму (культу удовольствий) – аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику – книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви. В Средние века слово “культура” ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Человек обнаружил уникальность и неисчерпаемость личности. В средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к совершенствованию и избавлению от греховности. Растет чувство неуверенности. Средневековый человек признает сотворенность мира (креационизм), это признание перерастает в концепцию постоянного творения – Бог действует на основе собственной воли и не в силах человека ему помешать. Поэтому античное понимание культуры оказалось беспомощным. Ни природа, ни человек не являлись отныне самостоятельными. Помимо внешнего мира человек увидел и мир духовный. Появился Высший Разум. Культура продолжала требовать от человека постоянного “возделывания” собственных способностей, в том числе и разума, от природы неиспорченного и дополненного верой. Счастье заключалось не в познании себя, а в познании Бога. Вера помогала человеку спокойно смотреть на хаотичность окружающего мира. Культура в средневековую эпоху осознается не как воспитание меры и гармонии в человеке, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, ее постоянное совершенствование. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начнут понимать соответствие гуманистическому идеалу. Эпоха Просвещения открыла новый этап в развитии понятия “культура”. Культура понимается как “разумность”. Просвещение стремилось к целостному пониманию культуры человечества, чему способствовало расширение источниковедческой базы – помимо письменных источников активно изучаются археологические памятники, данные лингвистики, сведения путешественников о развитии культур отдаленных от Европы стран. В центре внимания оказывается тема истории, а историзм предполагает изучение причин возникновения, становления, распада и гибели явлений, преемственности и отличий их друг от друга. Философы эпохи Просвещения считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, измеряется она достижениями в области науки и искусства. Примерно со второй половины XIX века термин “культура” приобретает все более научное значение. Оно перестает означать лишь высокий уровень развития человека и общества, пересекается с такими понятием, как цивилизация. В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода, культура представляет собой определенный уровень технологического производства и воспроизводства общественной жизни. Вторая концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, что отражается во всем обществе. Ценностная концепция подчеркивает роль идеальной модели жизни, культура рассматривается как воплощение идеала в сущее. Культура и природаПрирода и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком. Отношениямежду природой икультурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.  Культура и цивилизацияНередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах. Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры. Функции культуры Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования. Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку. Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право. Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. Виды и формы культурыКультура – это область деятельности человека, в процессе которой он само выражается и проявляет свою субъективность – навыки, умения, знания, характер. Культура связанна и с творчеством, и с повседневностью. Поэтому, каждая культура имеет дополнительные характеристики. Что б выяснить применение и распространение культуры в пространстве, нужно изучить её структуру, типологию и мифологию. Для этого рассматривают, какие видыпредставляет культура: · Материальная культура – культура, что выражается с помощью деятельности в предметной форме и направлена на необходимые нужды каждого человека. В её состав входит следующее: культура труда (методы и орудие труда, сооружения для производств, коммуникационная система, структура энергетики); повседневная культура – материальное выражение быта от одежды к хозяйству; культура местности – характеризуется видами жилых помещений и особенностями структуры отдельно взятого населения. · Духовная культура – творческая деятельность человека, имеет субъективное выражение и направлена на вторичные нужды. Составляющими этого вида культуры являются: культура религии – трактовка религии, собраны в систему, культы, этнография; культура нравственности – осмысление нравственности, выраженное в теории (этика) и выражение общественности (мораль); культура права – законодательная и исполнительная система права, судебная деятельность, послушание законов; культура политики – политические нормы, идеология, взаимно существование политических субъектов; культура педагогики – теория с практикой системы воспитания и образовательного процесса; культура интеллектуальности – наука, история, философский подход; К духовной культуре, как к виду культуры в целом также могут относиться объекты материального понятия – библиотеки, театры, кинотеатры, учебные заведения, судовые залы, концертные сооружения. · Художественная культура – вид культуры, который имеет творческий подход к деятельности, как и духовная культура, относится к вторичным потребностям человечества. В состав этого вида культуры входят: прикладное искусство – подразумевает под собой косметику, парикмахерскую среду, кулинарное искусство, флористику и т.д.; 7 видов традиционно «чистого» искусства – танец, музыка, театр. Архитектура, изобразительное искусство, кинематограф, литература. · Физическая культура – вид культуры, который выражается в субъективной телесности. Обеспечивает потребности человека первой необходимости. Составными частями этого вида есть: культура физического развития человека – распространяется от области физкультуры к занятиям спорта на профессиональном уровне; рекреационная культура – умение поддерживать организм в тонусе и при надобности его восстановление. Этими вопросами занимаются туризм и медицина; культура секса – выражение сексуальности, как общепринятого чувства и удовлетворение надобностей, связанных с этим понятием. Формы культуры характеризуются в зависимости от её создателей и самого уровня, на каком она создана. Поэтому, можно выделить три основоположных формы культуры: · Элитарная – культура высокого уровня, создана высшими слоями общества или по поручению квалифицированных творцов. Она является на порядок высшей по мировоззрению от человека со средним образованием. · Народная культура – результат трудов культурных деятелей, которые не имеют профессиональной базы по подготовке. В народе она признана коллективной и нашла свое предназначение в легендах, в групповом исполнении танца и песни. Все привыкли культуру народа называть фольклором. В таком выражении эта форма культуры всегда найдёт признание, так как фольклор – выражением местными жителями всего происшедшего, традиционного. Он во все времена будет восприниматься, ведь в его создании слышны нотки демократизма. Культура масс – одна из форм культуры, которая лишь в середине 20 века смогла самореализоваться, и пропитаться в большое количество стран (средства массовой информации). Распространение культуры этой формы осуществлялось напрямую через рынок. Рассчитана она сугубо на массы людей. Концепция культуры ФрейдаЗ.Фрейд (1856-1939) - венский психиатр и невропатолог, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Основные работы «Введение в психоанализ», «Я и Оно», «Тотем и табу». Заслугой Фрейда является создание нового направления в медицине – психоанализа. Но значение фрейдовской концепции человека выходит за рамки медицины в сферу философии и культурологии. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ: 1. Концепцию Фрейда можно назвать натуралистической, потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З.Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие. 2. Исходный пункт концепции Фрейда – гипотеза о трёхуровневом строении человеческой психики. · ОНО (Бессознательное) – бессознательный уровень психической жизни. Это животные инстинкты, безотчётные влечения, первичные желания унаследованные человеком от животных предков. Два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. Оно живёт по принципу удовольствия и наслаждения. · Я(сознание) – сфера осознанного, рационального в психической жизни человека. Я регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. Я живёт по принципу реальности. · Сверх-Я – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», и более сложные социальные предписания и ценности, представляющий для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. Сверх-я живёт по принципу совести и защищает общество. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинкты, и результатом становится появление культуры. Семиотика культуры основные принципы и разделыСемиотика - это наука о знаках; точнее – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, т.е. особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Основателем семиотики считается американский философ, физик и математик Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Еще в 1860-е годы Пирс сформулировал основные принципы семиотики; дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы); установил задачи и рамки новой науки.Однако идеи Ч. Пирса получили известность лишь в конце 1930-х годов, благодаря работам американского философа Ч. Морриса (1901 – 1979). Благодаря своейкниги «Основы теории знаков» (1938 г.) Чарльз Уильям Моррис считается одним из основателей семиотики. В ней он не только развил идеи Ч. Пирса, но и определил структуру самой семиотики, разделив эту науку на три раздела: 1) синтактику, изучающую отношения знаков друг к другу; 2) семантику, изучающую отношение знаков к объектам; 3) прагматику, исследующую отношение знаков и тех, кто ими пользуется. Эта классификация получила широкую известность и легла в основу дальнейшего развития семиотики, а во многом и лингвистики. Кроме того, Моррису принадлежит трехсторонняя концепция знака. Он же предложил классификацию знаков, разделив их на характеризующие, оценочные, предписывающие, идентифицирующие и знаки-форматоры. Знак и символ в системе культурыЗнак и символ в культуре, языки культуры Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости) Поэтому знаком в культуре могут быть — звуки, изображения, имена и т.д, которые называются «чувственно воспринимаемыми объектами».   Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения. Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:   Языка Традиций Фольклора Ритуалов, обрядов, церемоний Художественных образов Письменных текстов и т.д. Миф как феномен культуры. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Таким образом, миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний. Мифы этиологические (<причинные>, т.е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Архетипы коллективного бессознательного к.г. юнга

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного), идентично у всех людей, одно для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Это наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений Человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

 

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

1. своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3. его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы настолько близки инстинктам, что можно предположить, что они представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы,по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души — ту, через которую душа связана с природой или по крайней мере в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.

Культурно исторические эпохи

Античный период Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Средние века Даже когда в школе рассматривают эпохи по порядку, особое внимание уделяют изучению средневековья. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

Ренессанс Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

 Новейшее время Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Религиозно конфессиональные типы культуры
В основе этой типологии лежит разделение обществ по духовно-религиозному признаку. Религия определяет весь набор мировоззренческих и социальных установок, формируя представления о жизни и смерти, сакральном и мирском.

Самые крупные религиозные типы культуры соответствуют трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

Буддистский тип культуры возник на основе органического единства религиозной и философской мысли. Для него характерна идея вечного повторения, мирового круговорота. Здесь нет ни начала, ни конца, только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечное вращение всех живых существ в кругу перерождений, обусловленных законом кармического воздаяния. Истинная суть вещей открывается тому, кто усвоил учение о «четырех благородных истинах». Подлинной целью бытия объявляется нирвана – состояние, освобождающее человека от власти кармы, стирающее границы между жизнью и смертью, добром и злом, личностью и универсумом.

Для христианского типа культуры характерно представление о векторной направленности мирового процесса, в котором центральную роль играет приход Спасителя – Иисуса Христа, искупившего первородный грех и открывшего путь к воскресению и вечной жизни. Путь спасения – это соединение божественной благодати с духовными усилиями самого человека, стремящегося восстановить утраченное богоподобие. Категории греховности и покаяния тесно связаны в христианстве с учением о свободе выбора и личной ответственности человека перед Богом за все свои намерения и поступки. Особое место в системе христианской культуры занимают этические ценности. Основой христианской нравственности и подлинной веры провозглашается не страх и внешний долг, а любовь и сострадание, устремленные к Иисусу Христу и к каждому человеку как носителю образа Божьего. Главные нравственные императивы христианства носят не запретительный, а повелительный характер. Христианское представление о конечных судьбах мира и человечества опирается на веру во второе пришествие Христа, Страшный суд и справедливое воздаяние за добро и зло, которое одних приведет в рай, а других – в ад.

Основу мусульманского типа культуры составляет строгий монотеизм, предполагающий осознанное служение человека единому и единственному Богу – Аллаху. Даже пророк мусульманской религии Мухаммад, хоть и признается исламом «величайшим из пророков», не обладает божественной природой, а остается лишь человеком (в отличие от богочеловека Иисуса в христианской религии). Пропасть между человеком и Богом в исламе принципиально непреодолима, что не противоречит постоянной соотнесенности творения и Творца, мусульманина и Аллаха. Быть мусульманином – значит покориться «Милостивому и Милосердному», стать исполнителем воли Всевышнего. Основа праведной жизни – покорность воле Аллаха – проявляется, прежде всего, в исполнении «пяти столпов» ислама. Мусульманская традиция не разграничивает религиозное и светское, сакральное и мирское. Религиозная практика ислама охватывает все стороны жизни человека и с очевидностью доминирует над доктринальным компонентом. Праведный путь, указанный в главном сакральном тексте ислама – Коране, детально регламентирован шариатом – всеобъемлющей системой норм и установлений.

Буддисткий тип культуры

1. Космическое мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, – частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы – это единый божественный Брахман.» Брахман – это «реальность–сознание–блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности.

Проекции единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности.

Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее:

  • «Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.»
  • «Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.»
  • «деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.»

2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

3. Основные понятия в картине мира – дхарма, карма,сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.

Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.

Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.

На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.»

5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.

В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью.

Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады).

6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.

Христианский тип культуры

Христ-во положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Чел. был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творч. способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие чел., след-но, греховность самого чел. и телесная смерть, но сам образ бога в чел. остался неповрежденным и вся история христ-ва - это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, чел. не может избегнуть телесной смерти, однако душа чел. бессмертна. Путь к спасению требует от чел. духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, кот. объединяет верующих в одно мистическое тело - тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность). В учении Иисуса Христа огромное место занимает морально-этич. проблематика, то есть христ-во - это не столько религия о мироздании, сколько о том, как жить чел., в чем смысл его человеч. бытия. Краеугольным камнем христ-ва считают заповедь любви: любви к богу, к ближнему, к своему врагу.

Мусульманский тип культуры

Жизнь мусульманина определяется пятью типами действий, которые он совершает, все действия мусульманина должны быть основаны на религиозной традиции, закрепленной Кораном, сунной, шариатом. В крайнем случае, действия мусульманина подчиняются коллективному мнению уммы. Первый тип действий – действия, которые обязательны для исполнения каждым мусульманином, иначе их называют Столпы ислама:

1. Признание Аллаха единственным Богом, а Мухаммеда его посланником. Формула принятия ислама «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» - проста. После произнесения этой формулы на арабском языке при свидетелях договор между человеком и Богом считается заключенным. Вероотступничество, сопряженное с глумлением над верой может наказываться смертью (кроме этого наказывается смертью только преднамеренное убийство и демонстративная супружеская измена).

2. Система молитв («намаз») 5 раз в день (на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи) является обязательной, может осуществляться в любом месте, после омоновения, если воды нет, то можно использовать песок, пыль. Молитву чаще совершают индивидуально, реже группами. Перед молитвой следует заявить намерение вслух или про себя. Молитва предполагает полное подчинение воле Аллаха и сосредоточение душевных сил.

3. Пост рамазан в девятый месяц по лунному календарю установленному Мухаммедом (мусульмане ведут летоисчисление, основываясь на лунный годичный календарь, который на 11 дней меньше солнечного, поэтому пост наступает каждый год в разное время) заключается в том, что нельзя есть и пить, веселится, курить при свете дня. После заката и пред восходом солнца мусульмане умеренно едят и пьют, очищают мысли и настраиваются на благочестивый лад. Пост служит для укрепления веры «нийя». Соблюдение поста необязательно для больных, детей и путешествующих, они могут и должны держать пост в другое время.

4. Паломничество «хадж» в Мекку, по местам, где жил и проповедовал пророк Мухаммед, посещение храма Каабы (черный камень) по возможности хотя бы раз в жизни мусульманин должен осуществить. Паломник, осуществивший обряд полностью получает почетное звание «ходжи».

5. Налог в пользу бедных «закят» (очищение богатства). Каждый мусульманин должен пожертвовать часть своего дохода в пользу бедных, это может быть еда, одежда, деньги. В некоторых мусульманских странах на деньги верующих поддерживается здравоохранение и образование. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!