Типологические свойства интонации
ТИПОЛОГИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Фонетика находится на стыке лингвистики и физиологии, занимается звуками речи в отношении их производства и восприятия, т.е. изучает то, как человек производит и воспринимает звуки речи.
Фонология (которую в популярной литературе часто называют фонетикой) классифицирует звуки в их абстрактном понимании, в отношении их к языкам и языку вообще.
Основная единица фонологического уровня языка – фонема, абстрактная языковая единица, сочетающая в себе все те общие признаки (взрывной характер или назальность и т.д.), свойственные реальным звукам – фонам, в которых она существует или реализуется.
Фон, фо́на – единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке без отнесения её к той или иной фонеме, или как конкретная реализация фонемы в речи.
Фонема является «общим» (или классом), аллофоны – «особым» (или подклассами), а фоны – «единичным» (Юрий Сергеевич Маслов).
Фонема – «класс физически сходных и функционально тождественных звуков» (Вадим Михайлович Солнцев).
Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.
Функции фонемы
• конститутивная, состоящая в том, что фонемы представляют собой необходимый строительный материал для единиц морфологического и других уровней (без фонем ни морфемы, ни слова существовать не могут);
|
|
• дистинктивная, или различительная, состоящая в том, что фонема дает возможность отличать одни морфемы и/или слова от других.
Принципы типологизации фонологических систем
• количественный аспект типологических сопоставлений;
• качественный аспект типологических сопоставлений.
Количественный аспект касается:
1) проблемы установления минимального и максимального набора звуковых единиц в языках мира. Установление минимальной системы предполагает определение числа элементов, которые в нее входят обязательно, а также установление различительных признаков, на основе которых выделяются минимально необходимые элементы;
2) проблемы, которые имеют отношение к количественному анализу звуковых систем, т.е. проблемы разделения языков на вокалические и консонантные.
Универсалии
• для всех языков верно, что в них не может быть меньше 13 фонем (хотя некоторые исследователи считают что абазинский язык имеет только одну гласную фонему);
• для всех языков верно, что не может быть больше 141 фонемы (рекордсмен – 141 фонема – бушменский язык кунг).
Трехэлементный вокалический минимум (Т. Милевский)
Различительные признаки:
• подъем;
|
|
• ряд;
• лабиальность.
Минимально необходимыми признаются фонемы [i], [u], [a]. Совокупность этих гласных звуков традиционно представляется в виде треугольника (слайд 15 из Лекции 6).
Вокалические и консонантные языки
Если количество гласных превышает средние показатели, то язык относят к вокалическим: английский, немецкий, французский языки.
Если количество согласных превышает средние показатели, то язык относят к консонантным: славянские языки, языки Кавказа, арабский, иврит.
В силу артикуляционно-физиологических причин, в языках мира гласных в целом меньше, чем согласных. Поэтому даже в максимально вокалических языках количество гласных редко превышает 50% от общего числа фонем, в то время как количество согласных в консонантных языках может достигать 98% от общего инвентаря.
Качественный аспект касается выявления распространенных и редких классов звуков, описание способов организации вокалических и консонантных систем, а также изучения типологических особенностей фонотактики.
Распространенными считаются звуки, имеющиеся в большинстве языков. Среди согласных распространены сонорные и взрывные, а шумные фрикативные являются более редким классом консонантов, возникшим в ряде языков позднее других согласных звуков.
|
|
Редкие звуки – это звуки сложной артикуляции. Примером редких звуков могут служить так называемые щелкающие звуки (кликсы), которые зафиксированы в ряде бушменских и готтентотских языков, распространенных в Африке. Особенность артикуляции этих звуков заключается в том, что они произносятся не на выдохе, а на вдохе.
Фонотактика предполагает определённые индивидуальные и произвольные ограничения фонемной структуры морфем (включая корневую); правила, управляющие слоговой структурой, формированием дифтонгов и всеобщим благозвучием, которые все языки применяют в дополнение к фонологическим процессам, таким как удвоение, перемещение ударения, тон.
Таблица типологических признаков подсистемы гласных в двух языках
(слайд 1 в Лекции 7)
Таблица типологических признаков подсистемы согласных в двух языках
(слайд 2 в Лекции 7)
По типу звуковых цепей и строению слогаязыки делят на:
• слоговые;
• неслоговые/фонемные.
В слоговых языках существует множество ограничений, накладываемых всем фонетическим строем языка на сочетаемость звуков (модели слогов) и количество разных слогов.
|
|
Так, в китайском языке все слоги имеют формулу: согласный + гласный. Сочетание согласных невозможно, следовательно, ограничено общее количество слогов-морфем. Поэтому в китайском языке развилось смыслоразличительное использование слоговой интонации. Четыре разных тона увеличивают количество слогов-морфем до 1324 единиц (Н.Б. Мечковская).
В неслоговых/фонемных языках основной смыслоразличительной единицей является фонема. Количество допустимых слогов более разнообразно, однако ограничения в моделях слогов и звуковых цепей влияют на номинативные ресурсы языка, а также на их динамику.
Например, в арабском языке есть только две модели слога:
• согласный + гласный (открытый слог);
• согласный + гласный +согласный (закрытый слог).
В немецком языке звонкие шумные согласные не встречаются в конце слога.
Слоги по составу входящих в них фонем могут иметь различную структуру. Однако, как бы разнообразен ни был состав их фонем, они образуют в обоих языках ограниченное число типов, которые носят название типов слоговых структур, число которых в русском языке не превышает 20, в английском оно равно 23.
Критериии определения типа слоговой структуры:
• образование вершины слога гласным звуком (русский, польский) или неслоговым согласным (сербский, чешский, английский);
• число согласных в препозиции к вершине слога;
• число согласных в постпозиции к вершине слога.
Как в русском, так и в английском языке существуют четыре типа слога:
• V;
• CVC;
• CV;
• VC.
С (consonant) – любой согласный; V (vowel) – любой гласный.
V – полностью открытый слог, т.е. слог, в составе которого имеется только один гласный (монофтонг или дифтонг), ср.: рус. и, о; англ. eye , ear, are.
CVC – полностью закрытый слог, т.е. слог, в составе которого имеется начальный и конечный согласный, ср.: сад, дом, кот; англ. hat, top, look.
CV– прикрытый слог, т.е. слог, в составе которого имеется один начальный согласный и гласный, ср.: рус. на, до, то; англ. day, know, far.
VC – закрытый слог, т.е. слог, в составе которого имеется гласный и конечный согласный, ср.: рус. ил, от, им; англ. is, ice, arm.
Таблица типологических признаков слоговой структуры в двух языках
(слайд 13 в Лекции 7)
Признаки | Английский язык | Русский язык |
Слоговые структуры со слогообразующим сонантом | + | – |
Большее скопление согласных в препозиции к вершине слога и их разнообразие | – | + |
Большее скопление согласных в постпозиции к вершине слога | + | – |
Преобладание слоговых структур CCVC, CVC и CVCC | – | + |
Преобладание слоговых структур CVC и CV | + | – |
Супрасегментный уровень называют также просодическим потому, что в античных, а позже и в европейских грамматиках ударение рассматривалось не в фонетико-фонологическом разделе, а в разделе стихотворных размеров. Тогда этот раздел назывался просодией (от греч. prosodia – ударение, припев). Просодия слова определяется ударением, а просодия предложения (высказывания, фразы) – интонацией.
Ударение – выделение различными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или словосочетания.
Тип ударения– некоторая устойчивая совокупность структурно-акустических признаков, характеризующих основные стороны ударения как супрасегментного фонологического средства и вытекающих из свойств ударения.
Свойства ударения
• природа ударения;
• место ударения в слове;
• качество ударения;
• функция ударения.
Природа ударения: ударение может быть силовым, или динамическим, если оно определяется силой выдоха; музыкальным, если оно связано с высотой тона; количественным, если оно сопряжено с долготой звука.
«В зависимости от фонетической природы различают три вида словесного ударения:
• тоническое (музыкальное, мелодическое, хроматическое);
• динамическое (выдыхательное, экспираторное, силовое);
• количественное»
(Нина Борисовна Мечковская).
При тоническом ударении ударный звук выделяется повышением или понижением тона. Тонические языки многочисленны, к ним относятся все слоговые языки, многие неслоговые языки (древнегреческий, старославянский, сербский, хорватский, балканские, скандинавские и др.).
При динамическом ударении ударный звук выделяется большим напором
выдыхаемой воздушной струи и большей мускульной напряженностью в артикуляции ударного слога. К атоническим языкам, т.е. языкам с динамическим ударением, относятся романские языки, английский и немецкий языки, большинство славянских языков (за исключением сербского, хорватского и словенского).
При количественном ударении ударный гласный выделяется длительностью звучания. Такое ударение типологически возможно, но в действительности самостоятельно не встречается, оно встречается совместно с динамическим или музыкальным ударением. Количественное ударение типологически несовместимо с оппозицией долгих и кратких гласных
фонем.
Как правило, в отдельном языке представлен один тип ударения – или динамическое, или тоническое. Однако встречаются языки с несколькими видами ударения (в датском языке имеются два типа ударения, в шведском – все три).
В некоторых языках словесное ударение отсутствует, например, в палеоазиатских языках (чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, енисейских и др.) и в некоторых тунгусо-маньчжурских языках.
Место ударения в слове: ударение может быть неподвижным, или фиксированным, если оно прикреплено к определенному слогу в слове; подвижным, если оно может перемещаться в слове с одного слога на другой.
Качество ударения: главное ударение выполняет свою основную, выделительную функцию; второстепенное ударение – более слабое ударение, выполняющее вспомогательную функцию.
Функция ударения: словоразличительная, если оно служит для различения отдельных лексических единиц (ср.: рус. замок vs замок); и форморазличительная, если ударение используется для различения словоформ одного и того же слова (ср.: года – года, игры – игры и т.д.) (В.Д.Аракин).
Таблица типологических признаков ударения в двух языках
(слайд 31 в Лекции 7)
Типологические свойства интонации
Интонация – сложное образование, включающее:
• мелодику;
• ударение;
• темп;
• ритм;
• тембр.
Мелодика– это различные формы движения тона в звучащем предложении (собственно интонация, тон), т.е. изменение высоты звучания.
Ударение – выделение каким-либо акустическим средством слога в составе синтагмы или фразы.
Темп – скорость периодического процесса. Темп выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом; второстепенные – ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности, в чём проявляется синтаксическая функция интонации.
Ритм – регулярное воспроизведение, повторение соизмеримых интонационных единиц (например, синтагм и пауз), чередование ударных и безударных слогов.
Тембр – неповторимая индивидуальная окраска, обусловленная строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов(в отличие от других компонентов интонации, тембр не обладает общеязыковой значимостью, т.к. целиком принадлежит индивидуальной речи).
Обертон – это высокочастотный призвук (нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон). Обертоны образуются в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Нижние резонаторы не могут управляться произвольно, использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Единица интонационного членения – интонационнаясинтагма – отрезок речевой интонации от начала движения тона до его завершения, чаще всего ограниченный паузой, состоящий из предударной части, шкалы и завершения, накладывающихся на одну смысловую группу.
Типология интонационных синтагм определяется сочетанием двух взаимосвязанных критериев:
• характер движения тона в шкале(нисходящий, восходящий, ровный тон), определяющий мелодический рисунок синтагмы;
• мелодика конца синтагмы(падающее завершение, восходящее завершение), служащая для различения смысла синтагмы.
Типы интонационных синтагм (слайд 41 в Лекции 7)
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1501; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!