Дать анализ одного из разделов программы и соответствующего раздела учебника
Для анализа мной взята рабочая программа по литературе для 9 класса по программе А.Г. Кутузова. Конкретный раздел программы – XX век. «Эпоха войн и революций»
Литературная революция: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. традиции и новаторство. Особенности художественной лирики поэтов.
Ø А.А.Блок. «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и сомненьи…».
Ø С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…».
Ø В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».
Ø Творческий практикум. Поэтический семинар.
Ø И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».
· Сюжет, характер, образ. Изображение «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.
· Творческий практикум. Интерпретация художественного произведения.
· Советы библиотеки.
Ø А.А.Ахматова. «Смятение». М.И.Цветаева. «Ошибка».
· Образ переживания лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.
· Творческий практикум. Поэтический практикум.
Ø М.А.Булгаков. «Собачье сердце».
· Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести постреволюционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
· Творческий практикум. Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».
· Советы библиотеки.
|
|
Ø Б.Л.Пастернак. «Зимняя ночь…», О.Э.Мандельштам. «Век».
· Особенности художественно образности: ассоциативная манера письма, тяготение к зрительному образу, драматизм, тайнопись, поэтические шифры.
· Творческий практикум. Поэтический семинар.
Ø М.А.Шолохов. «Судьба человека».
· Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?
· Творческий практикум. Сочинение-рассуждение.
· Советы библиотеки.
№ 5
Этапы изучения литературного произведения в школе. Вступительное занятие. Содержание и методика работы.
Вступительные занятия призваны подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу.Можно уточнять, видоизменять и конкретизировать эти задачи (сообщение необходимых исторических, биографических сведений, объяснение непонятных слов и т.д.), но попытки строгой классификации вступительных занятий, как показывает опыт, оказывались малоплодотворными, так как, во-первых, школьная практика выдвигает новые задачи и типы вступительных занятий, а во-вторых, на практике они смешиваются, перекрещиваются, почти никогда не существуют в чистом виде.
|
|
Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен - от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Следует лишь твердо знать о том, что разнообразной может быть методика этих занятий. Это могут быть:
– слово учителя;
– беседа по личным впечатлениям;
– рассматривание картин;
– предварительная творческая работа с последующим его обсуждением;
– использование ТСО;
– экскурсии и т.д.
Объем, содержание, методика приведения вступительных занятий определяются спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.
На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.
Наиболее значительны и распространены:
1. вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;
|
|
2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
3. занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;
4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
На вступительных занятиях исторические экскурсы часто оказываются необходимыми, да и принцип историзма в изучении литературы требует знания исторической эпохи, в которой создавалось художественное произведение и которая изображена в нем.
При классификации вступительных занятий в отдельную группу часто выделяют те, основная задача которых - возбудить интерес учащихся к произведению и вопросам, в нем поднятым. Сообщение же исторических сведений и объяснение непонятных слов призваны решать другие задачи - обеспечить правильность понимания произведения. Здесь опять сказывается условность попытки классифицировать вступительное занятие. Надо помнить, что любое из вступительных занятий должно возбуждать интерес к произведению, в том числе и сообщение исторических сведений. Нужно, чтобы эпоха предстала перед учащимся живописно и красочно. С этой целью следует, прежде всего, воссоздать эмоциональный облик эпохи, для чего следует использовать произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы.
|
|
Например, перед чтением рассказа «Метелица» А. Фадеева во вступительном слове следует красочно описать мужество дальневосточных партизан, с этой целью учитель должен использовать:
1. партизанские песни времен гражданской войны, отрывки из стихотворений Э. Багрицкого и других поэтов, помогающие понять и внутренне пережить это время;
2. показать репродукции картин художников, рисующих героику партизанской борьбы (В. Карев «Партизаны Сибири», Шатолин «По долинам и по взгорьям», Б. Иоганесон «Допрос коммунистов» и т.д.)
В практике работы учителя выделяют в особую группу вступительные занятия, на которых объясняются непонятные учащимся слова. Какие слова часто не понимают школьники?
1. Те, что связаны с отдаленной от них эпохой, обычаями, событиями.
2. Объяснять нужно только те из слов, которые необходимы для общего правильного понимания произведения и те, которые легко монтируются в стержневую тему вступительного занятия.
Например, перед изучением рассказа И.С. Тургенева «Муму», требуется исторический комментарий, помогающий школьникам представить помещичье - усадебный быт крепостнической России. И непонятные слова относятся именно к этой области. Поэтому на вступительном занятии с помощью картины интересно совершить заочную экскурсию, в которой учащиеся увидят усадебные парки и помещичьи дома, интерьеры комнат, познакомятся с владельцами этих усадеб и их крепостными. То, что школьники не увидят воочию, учитель дополнит своим рассказом. Таким образом, может быть осуществлен «ввод» в эпоху, объяснены непонятные слова, создан эмоциональный настрой, вызван интерес к произведению.
Вступительные занятия, связанные с введением биографического материала, призваны не только понять изучаемое литературное произведение, но и, подготавливают школьников понять авторскую позицию, авторский взгляд на героев, события, жизнь.
Вступительное занятие в 8-9 классах, а также в старшем звене школы часто трудно дифференцировать, так как их материал рассредоточивается в обзорных темах, в изложении биографического материала.
Вступительные занятия в старшем звене школы предусматривают раскрытие:
– истории создания произведения;
– характеристики эпохи на материале искусства (литература, живопись, музыка).
С этой целью предлагается использование документального материала: дневники, письма современников, мемуары, исторические хроники. Строки документов позволят учащимся услышать голоса людей прошедших эпох.
Составить план урока по изучению лирического произведения в средних классах (по выбору). Указать виды деятельности учащихся на различных этапах урока, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий на уроке.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1636; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!