Музыкальная культура Возрождения



 

Возрождением, один из наиболее ярких в истории Западной Европы. Возрождение затронуло все области искусства и философию. Достаточно яркое воплощение- это «новое искусство» нашло и в музыке, первоначально в Италии и Франции (Arsnova), затем в Нидерландах, Англии, Германии и других странах Европы. Музыкальное искусство начало играть важную роль в общественной жизни народа, особенно в периоды подъема национально-освободительных движений и религиозных войн, связанных с Реформацией (гугенотские песни во Франции, протестантские хоралы в Германии, песни гёзов в Нидерландах, гуситские гимны в Чехии). Очень быстро в тот период развивалась городская музыкальная жизнь (открытие академий, университетов, консерваторий). Большим достижением эпохи Возрождения стало выдвижение и развитие светских жанров. Эта музыка, более певучая и гибкая, была связана с народными истоками и открыто противостояла церковному стилю. Прежде всего, это итальянские песенные жанры – лауды, фроттолы, виланеллы и, конечно, мадригалы, отличающиеся особым утонченно-аристократическим стилем, а также французские chansons (шансон), испанские романсы и другие жанры. Кроме того, большой победой над средневеково-церковной традицией было образование и быстрое развитие инструментальной музыки. Лютня, гитара, орган, вёрджиналстали неотъемлемой составной частью музыкальной культуры. Для них создавались специальные жанры (прелюдии, паваны, гальярды), появлялись виртуозы-исполнители. Прогресс в развитии светской музыки происходил, однако, в прямой связи с расцветом церковной полифонии. Хоровая полифония достигла в рядеевропейских стран (особенно в Нидерландах) в период Высокого Ренессанса высочайшего мастерства. Различные культовые жанры – мессы, мотеты, каноны, магнификаты – составили основу творчества крупнейших композиторов эпохи Возрождения: Ф. Ландино, К. Джезуальдо, Дж. Габриэли, Дж. Палестрина (Италия); Г. де Машо, К. Жаннекен (Франция); Г. Дюфаи, Я. Окегем, Я. Обрехт, О. Лассо (Нидерланды); А. Кабесон, К. Моралес (Испания); Л. Зенфль, Г. Гасслер (Германия); Дж. Булль (Англия). Далеко вперед шагнула и теория музыки, сделавшая много для раскрепощения музыкальной культуры от церковных догм и смело провозгласившая принципы «нового искусства».

 

 

Музыкальные жанры

 

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) развился наибо лее интенсивно в абсолютистской Франции, особенно в области театра (Ж. Расин, П. Корнель), поэзии (Н. Буало), живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен), а во второй половине века и в музыке (Ж.Б. Люлли).

 

Стиль барокко полнее проявил себя в итальянском искусстве, но вместе с тем оказал существенное воздействие на многие страны. Барокко (ит. baroccо– причудливый, вычурный, странный) – художественный стиль, господствовавший в изобразительном искусстве и архитектуре еще с конца ХVI – и до первой половины ХVIII вв. В отличие от ясного и цельного ренессансного представления о человеке как центре гармонического мироздания, в этом стиле отдельная личность, окружавшая ее действительность и их взаимоотношения стали восприниматься во всей их сложности, многоплановости, изменчивости. Поэтому для барокко характерны пафос, напряженная динамика, тяготение к грандиозным масштабам, сложным контрастным композициям, пышной декоративности и синтезу различных видов искусств. Эти общеэстетические предпосылки стиля барокко были во многих отношениях плодотворно реализованы и в музыке. На первый план выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу искусств (музыка, пение, театр). Родиной оперы стала Италия (Флоренция). Первое сохранившееся произведение – «Эвридика» (Я. Пери, О. Риннучини, 1600), обозначенное авторами как dramapermusica, стало вместе с тем первым образцом оперного жанра, заложившего основы нового музыкального стиля. В течение XVII в. итальянская опера прошла огромный и сложный путь развития, выдвинув имена таких оперных титанов, как К. Монтеверди, А. Страделла, А. Скарлатти. В творчестве последнего окончательно сформировался стиль серьезной оперы (opera-seria). К 1670-м гг. опера возникает в других странах Европы – во Франции (лирические трагедии Ж.Б. Люлли), в Англии (Г. Пёрселл), в Германии (Р. Кайзер), а в эпоху позднего барокко в Италии формируется ее новая жанровая разновидность – комическая опера (оpera-buffa«Служанка-госпожа» Дж. Перголези), тем самым окончательно утвердившая оперу в качестве ведущего жанра эпохи.

 

Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства. Понятие «романтизм» произошло от эпитета «романтический». До XVIII в. Он указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. В конце XVIII в. «романтическое» понимается более широко: не только как занимательное, но и как самобытно народное, фантастичное, духовно возвышенное. Унаследовавший от эпохи Просвещения многие прогрессивные черты, романтизм вместе с тем связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом. Огромный патриотический подъем, вызванный идеями Просвещения и надвигающейся Французской революцией, сменился полосой реакции. Социальная критика буржуазного мира стала одним из главных элементов романтизма.

 

Поп – это современная популярная музыка. Это очень широкий термин, охватывающий множество жанров, таких как диско, транс, хаус, техно, фанк, новая волна и другие. Давайте остановимся и рассмотрим особенности каждого из них.

Диско. Не так давно он был самым популярным жанром танцевальной поп-музыки. Ему присуще обилие эффектов, ведущая роль ритм-секции ударных и баса, а также, второстепенное, фоновое звучание струнных и духовых инструментов.

Транс. Он относится к одному из жанров электронной музыки и примечателен своим высоким эмоциональным воздействием на слушателя. Этот эффект достигается при помощи использования печальных, «космических» мелодий.

Хаус. Так называется танцевальная, полностью электронная музыка. Главным и единственным инструментарием является синтезатор. Отличительная черта этого жанра – наличие зацикленных музыкальных фраз и солирующих мелодий. Широко применяются эффекты.

Техно. Одной фразой можно сказать так: футуристическая музыка большого города. К особенностям техно относятся фантастические мелодии, мрачный металлический звук, «холодный», лишенный эмоциональности вокал.

Фанк. Один из танцевальных жанров, которому присущи четко выделенные доминирующие над всеми остальными инструментами ударники, низкая мелодичность, «неряшливый» ритм.

Новая волна. Жанр популярной музыки, который трансформировался из панк-рока и использует те же музыкальные средства.

 

Рок как самостоятельный жанр уходит корнями в «черный» американский блюз, который появился в 20-30-х годах. Традиционный блюз состоит из 12 тактов, то есть отрезков композиции, состоящей из нескольких нот, первая из которых имеет ударение или акцент. В основной инструментальный набор блюза входит контрбас или бас, задающий ритм, солирующая гитара, ударные, часто клавишные и духовые. Если быть совсем точным, рок появился из ветви этого жанра – гитарного блюза, в котором уже гораздо меньше клавишных и духовых инструментов.

 

Появление рока и рок-н-ролла, понятий, которые часто отождествляются, связано с такими музыкантами как Элвис Пресли и группа «Битлз». Первого можно назвать популяризатором этого жанра, в то время как «Битлз» стали теми, кто превратил рок в искусство.

 

В музыкальном плане рок остался практически тем же блюзом, но смысловое наполнение их отличается: рок – это музыка протеста против общества, власти или чего-то другого.

 

Рок собрал в себе много поджанров, основными из которых являются софт-рок, хард-рок, поп-рок, фолк-рок, панк-рок, психоделический рок, хэви металл и трэш.

 

Хард-рок. Дословно это переводится как «тяжелый, жесткий». Этот стиль не спроста имеет такое название, ведь его звучание соответствует, тому как он называется. Тяжесть в хард-роке достигается благодаря доминирующему звучанию громкой и мощной ритм-секции над остальными инструментами. В большинстве случаев «утяжеляются» ударники, бас или ритм-гитара. В хард-роке часто используются эффекты Overdrive и Distortion.

Поп-рок. Популярный рок. Этот стиль отличается хорошей сбалансированностью, использованием всевозможными эффектами и популярных аранжировок. К поп-року можно отнести любую рок-музыку, которая рассчитана на широкую аудиторию слушателей.

Фолк-рок. Это рок-музыка с элементами народной музыки.

Панк-рок. К этому жанру причисляется грубая, часто непрофессиональная, но выразительная музыка, для которой характерны простые, незатейливые, но шокирующие мелодии.

Психоделический рок. Сложная, нешаблонная музыка, переполненная различными эффектами. Эта музыка отличается высоким уровнем эмоционального воздействия на слушателя.

Хэви металлом называется резкая металлическая музыка, которая часто отличается негармоничностью. Она далекая от привычных стандартов.

Трэш. Это очень жесткий жанр, которому присуща сложность и непрерывность мелодий, а так же импровизация.

 

Рэп как жанр произошел от танцевальной музыки. Характерные особенности: неровный ритм, сложные эксперименты с ударниками, наличие зацикленных музыкальных фрагментов. Одной из главных особенностей рэпа является отсутствие вокала, который заменяется речитативом. Рэп читают, как стихи, а не поют. Основными инструментами являются ударные и сложный бас, который часто солирует. Часто рэп-музыканты используют эффект scratch - скрип виниловых пластинок. Вероятнее всего рэп произошел из рэггей – танцевального стиля, возникшего на Ямайке. Эти два стиля имеют много общего: такой же неровный, рваный ритм, наличие закольцованных музыкальных фрагментов, сложный ударник.

 

Влияние музыки на воду

 

Японский исследователь ЭмотоМасару в 1995 году провел опыт, во время которого ему удалось зафиксировать музыкальные впечатления воды. Ей дали прослушать музыку, после чего Эмото ее заморозил и под микроскопом рассмотрел кристаллы, которые в результате образовала вода. Опыт был проведен несколько раз, были воспроизведены работы И.С. Баха «Ария на струне соль», В.А. Моцарта «Симфония №40», Людвига ван Бетховена «симфония №6» и тяжелый рок. Вода распознаёт направленные в её сторону потоки энергии, поэтому любая эмоция отражается на её структуре. По химическому составу субстанция остается все той же Н2О, вот только структура становится совсем другой – кристаллы из прекрасных творений превращаются в хаотичную абстракцию.

Организм человека на 88% состоит из воды и Масару утверждал, что музыка влияет на организм человека именно по этой причине. Более того, он говорил, что употребление воды, которая подверглась воздействию тяжёлой музыки, приводилит к немотивированным вспышкам агрессии, повышенной раздражительности и нетерпимости.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!