Упражнение 48. «В гостях у Морфея»



Основную идею этого упражнения можно объяснить следующим образом. Обычно сон (богом которого является Морфей) приходит к нам сам — мы засыпаем в тот момент, когда он становится нашим гостем. Но можно попробовать и нечто противоположное: сознательно проникнуть в царство Морфея, войти в сонное состояние, не засыпая. Так как лаз, ведущий туда, чрезвычайно узок, то для подобного путешествия потребуется предельно сузить объем своего сознания — оставить у себя дома (в состоянии бодрствования) все мысли, оценки, слова. Нужно сконцентрироваться на одном: на звуке тикающих часов. Слушать бесконечное повторение "тик-так" и не занимать себя никакими комментариями, описаниями, посторонними рассуждениями. Для того чтобы во время этого путешествия не заснуть, необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания удары часов. Эта сотканная из монотонно повторяющихся звуков путеводная нить поможет пройти сквозь сплетение образов сна и не потеряться в нем. После разъяснений ведущего спортсмены переходят к упражнению. Место, где будет проводиться занятие, должно быть достаточно тихим, чтобы каждый участник мог отчетливо слышать звук часов (годятся ходики, будильник, таймер или даже метроном). Дается команда "Закрыть глаза. Сосредоточиться на звуке. Начали!". Через 5—15 минут упражнение прекращается командой "Стоп!", после чего группа переходит к обсуждению.

Упражнение "В гостях у Морфея" неизменно приводит к интересным находкам. При его добросовестном выполнении в любом случае будут наблюдаться изменения в восприятии и самочувствии участников. Если спортсмен проявлял повышенную бдительность и очень старался ни на что постороннее не отвлекаться, то, вероятно, он станет свидетелем изменяющейся громкости звучания и усиливающейся активности посторонних мыслей. Более интересных результатов он достигнет, если будет выполнять упражнение мягко, ненапряженно. Нередко случается, что после первых же минут слушания часов наступает обычный сон. Этот результат может быть закреплен повторением и в дальнейшем применяться вместо снотворного. При таком использовании упражнения большое значение имеет то, что человек не стремится заснуть и не ожидает засыпания. Ведущий легко может заметить, как некоторые спортсмены уже через две минуты после начала упражнения начинают "клевать" или мирно сопеть. Однако не следует обманываться и считать, что все они спят "обычным" сном. Даже тот, кто тихонько храпел на протяжении всего упражнения, возможно, постоянно сохранял контроль и "спал не засыпая". Это легко можно проверить, остановив часы.

Участники, нашедшие для себя способ "спать не засыпая", могут приводить самые разные описания этого состояния. Для кого-то это будет потеря ощущения собственного тела, видение ярких, разноцветных картин, "обрастание" простого тиканья тонкой музыкальной тканью. Другие будут указывать на то, что через некоторое время наступил сон, во время которого в сознании сохранялся своеобразный "сторожевой пост", занятый слушанием звука или же просто осознающий наступление сна. Но независимо от различий в переживаниях каждый из них будет свидетелем разрушения обычного бодрствующего сознания и перехода в новый режим работы психики. С особенной легкостью эти процессы происходят у того, кто не придает особенного значения наблюдаемым изменениям, не поглощен напряженным ожиданием будущего "скачка сознания". Словом, стать гостем Морфея легче всего тому, кто не обременен нетерпеливым желанием этой встречи.

Если это упражнение прошло удачно, то можно перейти к более сложному.

 

Упражнение 49. "Свеча"

Участники рассаживаются на стульях или в креслах так, чтобы образовать круг. В центре его на подставке устанавливается свеча; ее пламя должно находиться на уровне глаз. Желательно, чтобы в помещении был полумрак (яркое освещение делает пламя невидимым, а полная темнота — слишком ярким). Спортсмены удобно располагаются и расслабляются с закрытыми глазами. По команде "Начали!" они открывают глаза и начинают пристально, но расслабленно созерцать свечу, полностью сосредоточившись на этом. Время работы —1—5 минут.

Во время обсуждения особое внимание следует обратить на то, что при правильном выполнении упражнения не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость, напряжение и жжение — верные признаки технических ошибок. Для их устранения перед началом упражнения предлагается хорошенько расслабить мышцы глаз, век и лба. При этом можно использовать простой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд — "сонным". Если эти условия соблюдены, упражнение не вызывает никаких неприятных ощущений.

Обычно участники самостоятельно и быстро находят какие-то свои способы ненапряженного смотрения на свечу. Если же напряжение глаз сохраняется даже после многократных объяснений ведущего, то спортсмену следует отказаться от исполнения "Свечи". Возможной заменой будет сосредоточенное представление свечи с закрытыми глазами.

Упражнение "Свеча" по возникающим переживаниям во многом похоже на предыдущее. Слишком монотонная информация — тиканье часов или пламя свечи — довольно быстро вызывает снижение уровня бодрствования, расшатывает обычный психический режим. Существенным отличием является то, что в "Свече" все изменения наглядны: отвлекся — глаза сползли в сторону, задремал — закрылись веки.

По мере возрастания сосредоточенной успокоенности движения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Первым признаком начинающегося засыпания будет такое изменение координации восприятия и движений, при котором изображение свечи начинает "плыть", совершая медленные дрейфы в различных направлениях. Нарастание сонливости может выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, но в то же время не слишком энергично "выдергивать" себя в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на свечу не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, посторонние мысли исчезают. Видение свечи становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особенная ясность сознания.

Несмотря на то, что большинство участников группы довольно быстро достигает описанных здесь переживаний, ведущий не должен форсировать события, заранее описывая возможные исходы опыта. Терпеливый, неспешный анализ всех описаний более полезен, чем навязывание представлений ведущего. Эта тактика опирается не только на педагогические соображения, но и на психотехническую закономерность: желание достичь определенного состояния в большинстве случаев становится непреодолимым препятствием для его достижения.

Упражнения "В гостях у Морфея" и "Свеча" имеют три назначения. Во-первых, они могут быть использованы в качестве самостоятельных техник глубокого психического отдыха. При правильном их выполнении возникает особое состояние, которое, как показали специальные исследования, оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику спортсмена. Более подробно это влияние будет обсуждаться в связи с упражнением "Декада". Во-вторых, эти упражнения обогащают опыт самонаблюдения спортсмена.

Даже после небольшого числа повторений — а в большинстве случаев с первого раза — участники сталкиваются с яркими, необычными переживаниями. Даже если кто-то и прежде был знаком с возникающими ощущениями (во время засыпания или в других ситуациях), возможность их открытого обсуждения с другими людьми многое меняет. Человек перестает воспринимать свои ощущения как "странность" или "выверт", начинает относиться к ним как к нормальному, закономерному явлению психики. В третьих, работа с психикой в этих играх не ограничивается простой инструкцией ведущего "слушать" или "смотреть". Так же как и в опыте "Шарик и гиря", перед спортсменом стоит задача найти свое решение внутренне противоречивой задачи, найти свой способ обращения с психикой.

Вообще говоря, существует много упражнений, которые могут приводить к изменению состояния сознания. В их число входят аутогенная тренировка, различные техники самогипноза и самовнушений. Но кроме этих техник, основанных на ограничении двигательной активности и на переключении восприятия с внешних объектов на внутренние представления, известны и такие методики, при которых человек сохраняет и активную ориентировку в окружающей действительности, и участие во внешних взаимодействиях. Танцы, сценическое действие и даже поединок при определенной установке могут приводить к изменению состояния сознания. Более того, есть основания утверждать, что любая работа при достаточно глубоком погружении в нее должна приводить к такой перестройке режима функционирования психики, которая в наибольшей степени соответствует избранной деятельности. Эта идея обсуждалась в разделе "За гранью усилий" главы 3. Упражнения "Лентяй и труженик" (№ 8), "Дыхание" (№ 9) и "Инфракрасные лучи" (№ 10) могут послужить хорошим вводным материалом для изучения измененных состояний психики. В свою очередь, упражнения "В гостях у Морфея" и "Свеча" при определенной переформулировке задания могут быть рассмотрены как тренинг внимания. Путь в измененные состояния сознания лежит не только через предельное сосредоточение. Минуты творческих озарений, душевного подъема, раскрытия чувств могут наступать и при других обстоятельствах. Кому не известна особая приподнятость, возникающая вслед за проникновением в замысел художника? Обостренное, живое восприятие природы, когда ручей, дерево и туча кажутся одушевленными существами? Потеря границ своей личности во время задушевной беседы? Эти взлеты души происходят безо всякого сужения внимания. Они случаются благодаря особой, более тонкой, настройке наших чувств, ослаблению сознательного контроля, потере определенности намерений. Этот факт послужил толчком для создания особых техник изменения состояний, опирающихся не на концентрацию внимания, а на ослабление активности и переориентацию восприятия.

Упражнение 50. "Куб Неккера"

Участники рассаживаются перед достаточно крупным изображением куба Неккера. После 1—2 минут его разглядывания все замечают, что возможны два способа восприятия: вид, при котором задняя грань куба оказывается выше передней (вид сверху), и вид, при котором она ниже передней (вид снизу). Разъяснив это различие, ведущий предлагает участникам в течение 5 минут наблюдать изменения в восприятии куба Неккера. Затем следует обсуждение.

Более сложным вариантом упражнения может быть управление восприятием. Пять минут участники смотрят на куб, а ведущий с интервалом в 5—30 секунд подает чередующиеся команды: "Вид сверху!" и "Вид снизу!" Под эти команды и нужно подстраивать свое восприятие. Впечатления, полученные от работы, обсуждаются.

Этот опыт сталкивает спортсмена с простейшим проявлением неоднозначности восприятия внешних объектов. Во многих случаях желательно задать вопрос: "Где вы сталкивались с подобным явлением?" Один раз мы получили на этот вопрос такой ответ. Спортсмен рассказал, как однажды, находясь в положении лидера соревнований, он испытывал обычное для себя состояние повышенной ответственности и тревожного ожидания ошибки. Неожиданно ему в голову пришла мысль, которая представила ситуацию в совершенно новом свете. Доминирующая идея: "Я — лидер. Следовательно, ошибка мне дорого обойдется" — была замещена мыслью: "Я — лидер. Следовательно, всем другим труднее меня обогнать". Эта перемена привела к тому, что он почувствовал себя увереннее и раскованнее. Благодаря ей, как считает спортсмен, ему и удалось выиграть соревнования. (Тренер, однако, должен помнить, что психологический комфорт для определенного типа спортсменов может оказаться губительным. По этой причине приведенный здесь пример не может служить универсальным образцом.)

Упражнение 51. "Антипальцы"

Спортсменам демонстрируют фигуру, вызывающую чередование восприятия вазы и двух профилей. Как только участниками будет понят принцип перемежающегося восприятия фигуры и фона, им предлагается аналогичное, но более сложное задание: научиться чередовать в своем восприятии кисти рук с растопыренными пальцами и фон, на котором видна рука. Для этого необходимо смотреть на кисть руки так, чтобы видеть не пальцы, а промежутки между ними (антипальцы). При удачном выполнении упражнения участником воспринимается что-то вроде четырехпалой руки странной формы.

Существует ряд внешних факторов, облегчающих или затрудняющих подобное восприятие. В зависимости от целей, преследуемых ведущим, можно начинать с легчайшего варианта и постепенно восходить ко все более трудным разновидностям или же сразу стартовать со сложнейшей модификации в надежде на эффектное открытие участников.

Легче всего достичь цели, если наблюдать одним глазом слабо-освещенную руку на светлом однородном фоне, сохраняя при этом неподвижность пальцев. Можно, например, рассматривать кисть на фоне окна или неба, прикрыв один глаз. Самое же трудное — увидеть антипальцы при ярком рельефном освещении движущейся руки, на разнородном пестром фоне, наблюдая все это двумя глазами.

Упражнение "Антипальцы" дает богатый материал для обсуждения. Восприятие антипальцев обеспечивается постоянной внутренней работой, прекращение которой быстро возвращает к стереотипному видению кисти руки. Довольно часто спортсменам начинает казаться, что воздух между пальцами приобретает какие-то определенные свойства: то он будто бы преломляет свет, подобно горячим потокам над костром, то вдруг начинает светиться, приобретать окраску, двигаться. Все эти особенности видения объясняются тем, что зрение начинает совсем иначе "толковать" фон, лишь только тот превращается в фигуру. Это явление хорошо известно в психологии восприятия. Ведущий в зависимости от обстоятельств может либо объяснить участникам сущность происходящего, либо скрыть от них психологический механизм наблюдаемых иллюзий. Если группа в целом проявляет излишний скепсис, то разумнее не спешить с научным объяснением "странного свечения воздуха вокруг пальцев". Пусть тот, кто заметит это или подобное ему явление, заинтригует остальных участников. Ведущему не рекомендуется самому описывать возможные иллюзии до того, как спортсмены столкнутся с ними, так как это может привести, особенно в критически настроенной группе, к возрастанию недоверия. Если же коллектив охвачен нездоровым энтузиазмом, то правильнее будет поддержать критически настроенных участников, введя трезвое научное объяснение "чудесных" феноменов. И излишний скепсис, и чрезмерный энтузиазм могут оказаться помехами в проведении опыта. Тот или иной крен не должен восприниматься ведущим как роковое отклонение, заводящее занятия в тупик. Искусство проведения психотехнических игр во многом складывается из умения обращать подобные затруднения в движущий фактор поиска. В случае если гипо- или гиперкритические "групповые настроения" вообще характерны для проводимых вами занятий, нужно внимательно проанализировать свои установки и мотивы, с тем чтобы выяснить причину — ведь она наверняка в вас.

Если тренер находит упражнение эффективным и желает использовать его многократно, то кроме кисти руки наверняка потребуются и другие объекты. Фантазия в данном случае не имеет границ. В качестве предметов для "антивидения" можно использовать, например, профиль человека. При групповой работе с профилем спортсмены разделяются на группы по 3—5 человек. Каждая из них рассаживается таким образом, чтобы любой из участников наблюдал профиль сидящего от него справа. Это задание для многих оказывается более сложным, чем "Антипальцы"; человеческое лицо властно навязывает нам свое привычное восприятие, подавляя всякие попытки переключения на фон.

Интересно задание "видеть просветы между листьями деревьев". Оно может быть дано в качестве самостоятельного упражнения для внегрупповой работы. Это упражнение приводит к своеобразному восприятию постоянно меняющихся по форме (в ветреную погоду) осколков неба. Цвет этих кусков небосвода кажется очень ярким и насыщенным, а их завораживающая игра освобождает от любых беспокоящих мыслей.

Если принцип упражнения "Антипальцы" понят достаточно ясно, то можно переходить к другим органам чувств для достижения аналогичного эффекта "антивосприятия". Под звук метронома стремиться слышать не удары, а паузы. Ритмически прикасаясь одной рукой к другой, ощущать промежутки между прикосновениями. Совершая повторяющееся движение (например, сгибая руку в локте), сосредоточиваться на периодах неподвижности. Каждый из этих опытов или, быть может, какой-либо новый эксперимент, предложенный вами, позволит открыть новые грани и в восприятии. Но самое важное здесь то, что установка на необычное восприятие может оказаться решающим моментом в переключении режима работы психики. Во время проведения этого упражнения и его вариантов и в ходе их обсуждения ведущий должен отмечать все, свидетельствующее об изменении состояний спортсменов. Это не означает, однако, что тренер обязан постоянно напоминать о цели занятий — подобная назойливость, скорее всего, приведет к противоположному эффекту.

Для некоторых спортсменов работа над упражнениями может превратиться в своеобразный "эксперимент ради эксперимента". Чарующие иллюзии, необычные эффекты, яркие переживания — все это захватывает участника, нередко уводя от основной задачи.

Тренер должен постоянно возвращать втянувшихся в игру участников к основной цели: поиску путей и средств использования различных состояний сознания на поприще спорта. В одном случае это будет означать освобождение спортсмена от страха перед теми внутренними сдвигами, которыми сопровождаются моменты наивысших напряжений. В другом — умение управлять психическим режимом на соревнованиях. В третьем — владение конкретными техниками отдыха и мобилизации.

Рассмотренные выше методы управления сознанием легко разбиваются на два класса. Одни ведут к измененному состоянию через концентрацию внимания, другие — через перестройку восприятия, происходящую за счет своеобразной пассивной установки. На концентрации основаны упражнения "Свеча", "Дыхание", "Пальцы" и "В гостях у Морфея". Пассивности требуют "Куб Неккера" и "Антипальцы". Если ведущий видит, что участники успешно справились с этими заданиями, он может перейти к играм "Слово" и "Зазеркалье", которые предполагают третий путь изменения состоянии — через утончение восприятия и проникновение в "сердцевину" его объекта.

Для участия в упражнениях "Слово" и "Зазеркалье" необходимо иметь опыт выполнения 2—3 упражнений из этой главы. Желательно также проработать игры "Синестезии" и "Перевоплощения" из курса развития воображения.

Упражнение 52. "Слово"

Участникам группы дается определенное слово, например "сила". Затем предлагается в течение 10—15 минут сосредоточиваться на смысле этого слова, изредка произнося его про себя. Для пояснения задания будет полезен следующий образ: мысленно произнесенное слово подобно пузырю воздуха, лопнувшему на поверхности океана сознания. Но прежде чем пузырь достиг поверхности сознания, он прошел длительный путь в его глубинах. "Сосредоточиться на смысле слова" — это значит проследить зарождение его сути в глубинах сознания задолго до того, как оно примет законченную форму. При желании участники могут закрыть глаза.

Обычно спортсмены отмечают, что до момента мысленного произнесения слова в их сознании возникает серия неопределенных ощущении, имеющих то или иное отношение к понятию силы. Если упражнение "Слово" выполняется многократно, то эти смутные переживания постепенно проясняются, приобретают достаточную ясность и определенность. Иногда участники затрудняются передать содержание предшествующих слову ощущений. В таких случаях тренер может предложить им оставить тщетные попытки вразумительно описать свои ощущения и перейти на язык образов, ассоциаций, сравнений.

Случается, что в ходе работы над упражнением перед участником вдруг открываются как бы новые грани смысла выбранного слова. Например, спортсменка Н. после работы над "Словом" рассказала следующее: "Раньше я понимала силу как что-то проламывающее, сметающее. (Она сделала энергичное движение сжатым кулаком.) А здесь мне показалось, что сила — в неподвижности, в том, чтобы стоять в одной точке. (Она сжала невидимую точку в пространстве между большим и указательным пальцами). Нужно просто быть спокойной и уверенной".

В большинстве случаев работа над упражнением приводит к возникновению своеобразных переживаний. Это могут быть изменения в восприятии собственного тела, пространства или времени. Довольно часто участники описывают подспудный поток мыслей-образов, который в обычном состоянии остается незамеченным. Вполне вероятно, что упражнение "Слово" станет для некоторых спортсменов одной из наиболее эффективных техник изменения состояний сознания. Как и в других упражнениях, внешними свидетельствами перестроек в работе психики являются естественность и неподвижность позы, расслабление мышц, замедление дыхания и спокойное выражение лица.

Выбор слова осуществляется в зависимости от целей ведущего и интересов участников. Иногда полезно предоставить возможность выбора слов самим участникам. Смелее выходите за пределы спортивной тематики — это поможет освободиться от стереотипов мышления и подвести к творческому переосмыслению спортивной практики.

Упражнение 53. "Зазеркалье"

Ведущий располагает группу таким образом, чтобы всем была хорошо видна выбранная им картина (репродукция, фотография и т.п.). Участникам предлагается в течение 10—15 минут созерцать картину, стараясь проникнуться ее настроением, увидеть нечто за внешностью изображенного, ощутить изначальный, породивший это произведение толчок. В качестве пояснения можно использовать образ растения (картина), выросшего из зерна (предчувствие, изначальный импульс). Суть задания состоит в том, чтобы угадать зерно в зрелом растении. После самостоятельной работы следует обсуждение.

Ценный материал можно получить из наблюдения за участниками во время созерцания картины. Если спортсмен скрупулезно изучает каждый квадратный сантиметр полотна, а затем приводит логические аргументы в пользу своей догадки, обосновывая их деталями изображения, то он, скорее всего, шел по пути рассудочного анализа. Вряд ли его опыт можно назвать соответствующим духу задания. Если же видно, что участник не исследует, а впитывает картину, доверчиво открывшись ей, то, вероятно, он ближе к цели.

Характерными для этого упражнения являются изменения в восприятии картины. Обычно они связаны с обострением непосредственных переживаний чувственной плоти произведения искусства. Например, один из участников утверждал, что вскоре после начала созерцания цвета, особенно синий и желтый, стали лю-минесцировать. Довольно быстро возникло такое впечатление, будто картина светится собственным светом, как изображение на экране телевизора.

В других случаях может показаться, что плоские силуэты предметов приобретают объем, оживают, приходят в движение. Такого рода впечатление свидетельствует о том, что некоторые перестройки сознания действительно произошли.

Проведение игры "Зазеркалье" нецелесообразно, если участники не научились уважать чужую точку зрения. Это связано с тем, что игра порой приводит к диаметрально противоположным мнениям. Неприятие, скепсис и другие формы отрицательного отношения к чужим находкам могут сделать дальнейшую работу группы невозможной: вряд ли кто-либо сможет сохранить нужный настрой после того, как примет ледяной душ критики по поводу своих интимных переживаний. Поэтому ведущий должен быть достаточно осторожным в выборе момента для проведения этого упражнения.

Своеобразный, почти детективный оттенок может быть придан игре за счет предварительного ознакомления с историей создания полотна, мнением ведущих критиков. Если ведущий изучил биографию художника, путь его духовных исканий, то весь этот материал может служить "вторым дном" работы. После того как игра прошла, ведущий может сообщить относящиеся к картине сведения остальным участникам. Хочется, однако, обратить внимание на один очень важный момент. Исторические сведения, которые привлекает ведущий в ходе обсуждения игры, ни в коем случае не должны служить аргументами против того, как понимают и переживают картину участники. Материал следует подавать в такой форме, чтобы он помогал поверить в свои силы. В большинстве случаев это не представляет большого труда, поскольку в описаниях почти всегда находятся правильно отраженные моменты замысла художника.

Упражнение 54. "Декада"*

К работе над этим упражнением можно приступать только после успешного освоения упражнений "Дыхание", "В гостях у Морфея" и "Свеча".

Кресла или стулья ставят по кругу. Участники садятся лицом друг к другу. Каждый находит удобное для себя положение, в котором можно было бы сохранять неподвижность в течение 15—20 минут. Перед спортсменами ставится задача: "Удобно сесть. Смотреть на пол в 1—2 метрах перед собой, ни на чем не фиксируя взгляд. Сохранять естественный рисунок дыхания. Во время выдоха (1) сосредоточить внимание на дыхании, (2) мысленно произнести число (от одного до десяти) и (3) представить, что число опускается из головы в живот. На первом выдохе мысленно произносится "раз", на втором— "два" и так далее до "десяти"; 11-й выдох — снова "раз", 12-й— "два", 20-й— "десять", 21-й— "раз" и так далее. Концентрация на дыхании, счет и представление опускающегося числа происходит во время выдоха. В промежутках между выдохами не думайте ни о чем". Упражнение выполняется в течение 10—20 минут.

Поскольку все участники этой игры уже знакомы с упражнениями "Дыхание", "В гостях у Морфея" и "Свеча", они, очевидно, в состоянии справляться с характерными трудностями. Напомним кратко, в чем состоят эти трудности и как преодолеваются:

  1. неудобство и беспокойство, вызванное позой, — расслабить мышцы, успокоить себя представлением какого-либо образа;
  2. затрудненное дыхание — отказаться от попыток управлять дыханием; наблюдать за дыханием со стороны;
  3. потеря контроля и наступление сна — держаться за нить дыхания и счета, не пытаясь специально поддерживать бодрствование; возвращаться к заданию после отвлечений;
  4. слезятся и устают глаза, возникает жжение и резь — научиться смотреть расслабленно и вяло, с полуприкрытыми веками, ни на чем не фиксируя взор;
  5. глаза непроизвольно закрываются — научиться смотреть из- под век;
  6. внимание постоянно соскальзывает — мягкое, ненавязчивое возвращение к работе.

Опыт участия в предыдущих играх поможет спортсменам успешно справиться со всеми этими осложнениями.

Что же, собственно, происходит во время счета дыхания до "десяти"? Примитивный характер умственной деятельности, отсутствие физической активности, постоянство окружающей обстановки — все это довольно быстро приводит к глубокой умиротворенности, успокоенности, дремоте. Сознание начинает балансировать на грани между реальностью и фантазией, когда восприятие действительности — ведь глаза остаются постоянно открытыми — смешивается с грезами. Одному может показаться, что зазвенел звонок; другой увидит на полу несуществующих насекомых; третий неожиданно вздрогнет и испытает нестерпимое желание почесать ухо. Все эти переживания характерны для перехода в сон.

Иоганн Шульц, создатель аутогенной тренировки, наблюдая за подобными вспышками разнообразных переживаний у погруженных в полудремотное состояние людей, определил природу и функции этих переживаний. Он доказал, что они являются следствием остаточного напряжения в нервной системе человека. Нерешенные конфликты, неоконченные дела, неудовлетворенные желания — все это образует в нервной системе очаги возбуждения. Напряжение препятствует полноценному отдыху и нормальной работе мозга. В бодрствовании напряженные точки не могут быть разряжены из-за контролирующей работы нашего сознания. Во время глубокого расслабления сброс напряжения происходит сам собой. Шульц назвал переживания, сопровождающие выход нервной энергии, "аутогенными разрядами". Освобождение от излишков нервного возбуждения имеет огромное значение для восстановления сил: внутренние тормоза, поглощавшие прежде львиную долю направленных на работу усилий, как бы отключаются.

Разнообразные, подчас необычные, переживания, о которых будут сообщать спортсмены после того, как выполнят упражнение "Декада", всего лишь подготовительный момент в работе. Аутогенные разряды возникают практически у всех участников. Их польза несомненна, однако необычность переживаний нередко вызывает беспокойство. Как показывает опыт, оно проходит после обсуждения аутогенных разрядов в группе. Убедившись, что подобное случается и с другими, тренирующиеся начинают более трезво относиться к этим непривычным явлениям. Упражнение "Декада" этим не исчерпывается: аутогенные разряды во время полудремотного состояния послужат для многих переходной ступенью к другому, более глубокому и приятному, самоощущению.

После того как произошло освобождение от остаточных нервных напряжений, наступает как бы скачок в режиме работы психики и приходит удивительная ясность, легкость, все окружающее воспринимается с непривычной свежестью и новизной. Окраска предметов начинает казаться более насыщенной, звуки — более музыкальными, формы — необычно объемными, словно в каком-то фантастическом фильме. Некоторым при вхождении в эту фазу упражнения начинает казаться, что вернулось детство — то замечательное время, когда мир был наполнен пугающими загадками, камни и небо могли говорить, а за поворотом начиналась неведомая сказочная страна.

Для других этот момент перехода в новое состояние может сопровождаться чувством абсолютной успокоенности, непоколебимости. Третьи скажут, что самое важное при снятии напряжения — это отсутствие постоянно мелькающих в голове мыслей, как бы пробуждение от сна. Кто-то вообще не найдет подходящих слов для описания переходного момента — просто скажет, что было хорошо.

Описанные состояния — конечная цель упражнения. Однако тренер не должен излишне акцентировать на них внимание участников, поскольку любое стремление овладеть ими приведет к обратному эффекту. У спортсменов следует поддерживать установку на работу, а не на достижение каких-то конкретных изменений в режиме функционирования психики.

Ведущий должен иметь в виду, что научные исследования показывают несомненную пользу подобных упражнений. Известно, например, что во время погружения в "ясный покой" восстановление физиологических систем происходит приблизительно в 1,5 раза эффективнее, чем во время сна. После 20-минутного сеанса сокращается время реакций и уменьшается количество молочной кислоты в крови. Регулярная шестинедельная практика таких занятий приводит к повышению скорости бега на спринтерских дистанциях (у неспортсменов), улучшению зрительно-моторной координации и совершенствованию некоторых качеств личности.

Во всем этом можно убедиться на собственном опыте. В ходе регулярных занятий все более отчетливыми становятся улучшения самочувствия и состояния после каждого сеанса. Кроме того, нормализуется общий фон самочувствия в промежутках между сеансами (меньше напряжения, легче осваивается новый материал).

Для спортсменов, склонных к самоанализу, может оказаться полезной "Схема состояний". Эта своеобразная карта показывает наиболее характерные фазы работы и переходы между ними.

Спортсмен, хорошо освоивший упражнение "Декада", может воспользоваться им как при подготовке к соревнованиям, так и во время их проведения. В первом случае упражнение будет средством восстановления и психической тренировки, а во втором — подспорьем в настрое на победу. Крайне желательно, чтобы упражнение выполнялось регулярно — эффективность будет нарастать по мере повторения. Тренер может включить его в ежедневную тренировку и выполнять во время разминки или в паузе отдыха.

ЭКСПЕРИМЕНТ, А НЕ РЕЦЕПТ

В этой книге содержится полсотни различных игр и упражнений. Даны подробные рекомендации по поводу разнообразных ситуаций, возникающих во время выполнения тех или иных опытов. Приведены схемы переходов от одной группы упражнений к другой. Описаны различные психические качества, вырабатываемые в упражнениях. И все, казалось бы, толкает к тому, чтобы рассматривать этот текст как предписание. Этого, однако, делать не следует.

Работа психотехнической группы изобилует неожиданными поворотами и ходами. Если действовать по заранее намеченному плану и не отступать от него ни при каких обстоятельствах, то можно пройти мимо находок и изобретений участников, продвигающих исследование своей психики на много шагов вперед по новому пути.

Например, на одном из первых занятий курса концентрации и воображения после упражнения "Фокусировка" участник Т. сказал: "Я сосредоточивался… Потом вдруг все изменилось. Мне показалось, что голоса (за дверью кто-то шумел) словно собрались в большие шары и стали летать вокруг меня. У меня было такое чувство, будто я вновь стал маленьким мальчиком и мне что-то говорит моя бабушка… Тело исчезло… Здорово!" По плану ведущего необходимо было еще два или три занятия посвятить развитию навыков сосредоточения, а затем переходить к тренингу воображения. Работа с измененными состояниями вообще не планировалась. Высказываниями спортсмена Т. заинтересовались другие участники и стали описывать свои сходные переживания. Было очевидно, что занимающиеся не только заинтересованы, но и внутренне готовы к работе с техниками управления сознанием. Ведущий направил дискуссию в нужное русло, и вскоре группа изобрела оригинальное упражнение, помогающее переходить в новое состояние сознания.

Суть упражнения состояла в том, чтобы одновременно исполнять два дела: сосредоточиться на кончике указательного пальца и слышать, не вникая в смысл слов, два голоса. Для этого двое из спортсменов садились по диаметру круга и неторопливо беседовали, в то время как остальные выполняли задание. У участников появился собственный интерес к работе: они занимались исследованием любопытного явления, к которому пришли самостоятельно. Взяв инициативу в свои руки, группа довольно быстро и успешно продвигалась в своем экспериментировании. А как же внимание и воображение, которые являлись целью ведущего? Три четверти запланированных упражнений были выполнены. Однако необходимость работы с ними уже не навязывалась тренером, а естественно вытекала из тех трудностей, с которыми сталкивались в своих опытах спортсмены. Они обращались за советом и сами выбирали подходящие игры из предлагаемого инструктором набора.

Пусть ведущий будет изобретательным в использовании подручных средств. Если, например, занятия происходят в холле, где есть телевизор, то на разных этапах он может быть использован и как источник помех, и как объект концентрации, и как тема для воображения и передачи чувств. Если затенить комнату и уменьшить яркость изображения настолько, что картинка будет едва видна, то неопределенность восприятия может служить хорошей пищей для фантазии (упражнения № 7, 11, 25, 53). Возможно, в здании, где проводятся занятия, есть длинный коридор — он может быть использован в ходе работы над вниманием. Для этого при постепенном усложнении упражнения "Селектор" можно увеличивать дистанцию, измеряя в метрах степень достигнутого контакта. Само собой разумеется, что можно проводить занятия на открытом воздухе; разнообразить игры можно также с помощью магнитофона и диапроектора.

Если общая идея и направленность психотехнических занятий достаточно ясны, то можно не только видоизменять предлагаемые упражнения, но и смело выдумывать новые. Помощь в деле преобразования игр могут оказать изложенные в приложении основные приемы модификации упражнений (стр. 137).

Поиск нового, однако, не означает отсутствия плана и организации. Ведущий перед каждым занятием должен тщательно продумать, как он собирается его провести, взвешивая и рассчитывая все вплоть до деталей. После занятия необходимо вспомнить происшедшее как можно подробнее и постараться отметить все возможности в движении работы, которые не были реализованы. Подготовка и подведение итогов — это большой и кропотливый труд тренера. Во время занятий, однако, он должен прежде всего ориентироваться в происходящем, реагировать на изменения в группе, на все неожиданности и повороты в мыслях и чувствах участников. План и программа нужны не для того, чтобы ограничивать и подминать под себя естественные стремления участников. Они задают систему опорных точек, но не исключают свободных путешествий в различных направлениях и освоения новых, неизученных областей. Если не придерживаться такого отношения к программам, то спортсмены довольно быстро поймут, что они играют роль статистов в спектакле, где главное действующее лицо — тренер. В такой постановке они не смогут участвовать достаточно искренне.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

По общему стилю проведения занятий тренер может придерживаться одной из трех основных стратегий: свободное, тематическое и программное ведение группы.

Свободное ведение.Группе с самого начала предоставлена свобода выбора проблем и способа их решения. Тренер первым не предлагает участникам ни целей, ни средств их достижения. И то и другое возникает в ходе работы самой группы. При использовании такого стиля проведения занятий тренер оказывается чем-то вроде консультанта, к которому обращаются по мере необходимости. Этот наиболее сложный, по нашему мнению, стиль руководства неискушенному наблюдателю может показаться стратегией максимальной пассивности. Действительно, занятия могут начинаться с того, что ведущий довольно долго — иногда несколько сеансов — просто слушает, что говорят участники, не давая никаких руководящих указаний. Возникает такое впечатление, будто все даром тратят время, а работа группы не сдвигается с мертвой точки. Но наступает перелом, и все резко меняется. Становится ясно, что выкристаллизовалась определенная проблема, на которой естественно сосредоточиваются усилия всех участников, в том числе и тренера. В этот момент доброжелательное внимание, проявленное тренером в первой фазе работы, его искренний интерес к мнению спортсменов, умение согласиться с их пониманием, отодвинув на время в сторону свое "единственно верное", начинают приносить результаты. Достигнутое взаимопонимание и доверие, растормаживая чувства участников и глубоко включая их в работу, превращает перестройку и развитие психических способностей в реальную возможность.

Тематическое ведение.Тренер предлагает определенную тему для работы. Она может быть выбрана из основных тем этой книги (например, "Внимание"), или взята из тех задач, которые в данный момент стоят перед командой или спортсменом (например, "Умение отдыхать"), или порождена какими-то другими обстоятельствами (например, "Как быстро и хорошо делать уроки" для школьников). Ведущий, предложив тему, начинает ее обсуждение, направляя его таким образом, чтобы рано или поздно оно вышло на уровень практических экспериментов. При этом он должен не только хорошо подготовиться к данному занятию, но и свободно ориентироваться в различных техниках и упражнениях, а при необходимости — уметь изобретать новые. Особенно это важно в тех случаях, когда обсуждение задачи приводит к открытию новых граней известной, казалось бы, проблемы. Тематическое ведение позволяет заинтересовать спортсменов определенной темой и вплотную подвести их к упражнениям. Участие и сознательное отношение спортсменов становятся естественным продолжением их собственных попыток решить задачу, сформулированную ими же самими.

Программное ведение.Это наиболее определенный и жесткий стиль проведения занятий. Тренер предлагает спортсменам выполнить то или иное упражнение, поясняя его значение. К занятиям, проводимым по определенной программе, можно заранее подготовиться, запланировав курс и даже рассчитав время на каждое упражнение. Важная положительная черта этого стиля ведения — чувство определенности, возникающее и у ведущего, и у участников. Всем ясно, какие цели преследуются, практически не вызывают сомнения и средства их достижения. Никогда не возникают мучительные, заполненные напряженным размышлением паузы, характерные для свободного ведения. Но слабой стороной данного стиля является низкая активность участников, блокада их инициативы, невысокая вероятность свежих находок.

Выбор одного из трех стилей ведения занятий определяется соображениями, касающимися подготовки тренера, состояния участников и задач, стоящих перед курсом. Свободное ведение эффективно в том случае, если вся группа безусловно уверена в пользе занятий. Желательно, чтобы курс проводился в то время, когда давление сроков не создает спешки и жесткого рабочего настроя, например во время оздоровительных сборов. Этот стиль ведения в значительной степени оправдывает себя при работе с опытными спортсменами, достигшими достаточной зрелости и самостоятельности. Программное ведение, на наш взгляд, лучше всего подходит тогда, когда есть оформившаяся установка на достижение определенного результата в психологической подготовке спортсмена. Если есть четкая цель (например, овладеть техникой сосредоточения), то программное ведение будет подходящим способом ее достижения. Оно полезно также при работе с начинающими спортсменами. Включенные в расписание ежедневных тренировок новичка, психотехнические упражнения могут стать неотъемлемой частью его спортивной подготовки. Тематическое ведение, как явствует из предыдущего, занимает промежуточное положение между программным и свободным. Его важное достоинство — возможность организовать обмен мнениями и сбор информации по определенной теме. Кроме того, группа может найти новое решение известной задачи. Итогом проработки темы могут быть рекомендации по рассматриваемому вопросу.

Особенность тематического ведения состоит в том, что при практическом изучении определенных тем с завидной регулярностью встают некоторые "классические" вопросы психотехники: как бороться с отвлечениями внимания? что нужно для яркого представления объекта? как быстро отдохнуть? Эти вопросы дают естественный повод для перехода от одной темы к другой. За счет этого возникают многочисленные связи упражнений и игр. Поэтому тематическое ведение может быть начато с любой произвольной задачи и затем через проблемные переходы тянуться от одной группы упражнений к другой. В результате будут затронуты все основные психотехнические навыки. В приложении (стр. 139) рассмотрены наиболее распространенные маршруты переходов между группами упражнений.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Психотехнические игры могут проводиться в форме интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч. Эти формы отличаются прежде всего объемом и плотностью работы. Интенсивные курсы можно организовать только в межсезонье из-за их сильного воздействия; остальные занятия могут быть полезны круглогодично.

Интенсивный курсхарактеризуется тем, что на определенное время психотехнические игры становятся основным содержанием работы спортсмена. На время прекращается освоение нового материала в спортивной специализации, тренировочные нагрузки уменьшаются или становятся монотонными, не требующими больших затрат нервной энергии. Психотехнические занятия проводятся ежедневно по 2—6 часов в течение 1—2 недель. Интенсивный тренинг оказывается мощным стрессором, вызывающим порой бурные изменения в психическом укладе спортсмена. Навыки и умения работы с психикой усваиваются быстро, ускоренно изменяется представление о своих возможностях и способностях, пересматривается отношение ко многим моментам спортивной жизни и деятельности.

Интенсивный курс подходит только для спортсменов, самостоятельно ведущих творческий поиск. Эти занятия дестабилизируют, делают состояние неустойчивым и открывают новые перспективы. Если же спортсмен находится в фазе закрепления уже достигнутого успеха или совершенствования по уже известной программе, то участие в интенсивном курсе будет для него нежелательным. Следует обратить внимание также и на то, что полученные во время интенсивного курса навыки работы с психикой могут оказаться неустойчивыми. Во избежание их разрушения нужно следить за тем, чтобы спортсмен регулярно использовал приобретенные умения на тренировках, в повседневной жизни и на соревнованиях.

Регулярные занятияпозволяют систематически и последовательно обучать спортсменов некоторым психотехническим навыкам. При этом спортивная, тренировочная работа остается на первом месте. Регулярные занятия можно проводить ежедневно по 10—30 минут или 1—2 раза в неделю по 1—1,5 часа. Очень важно, чтобы в этих занятиях тренером была обеспечена преемственность и последовательность. Желательно, чтобы каждая игра повторялась на протяжении нескольких занятий. Мы считаем, что только частое повторение (при относительно редких занятиях) может дать хороший результат.

Регулярные занятия могут проводиться со спортсменами разных возрастных и квалификационных категорий и в любые периоды.

Они принесут пользу как тем, кто напряженно ищет новые возможности, так и тем, кто уверен в своей непогрешимости и подходит к занятиям с узкими мерками практицизма. Эти занятия можно проводить как в специальном кабинете, так и в тренировочном зале (тире, манеже), в перерывах между тренировками, во время пауз отдыха. Очевидно, что в последнем случае можно использовать только программное ведение. При работе в кабинете (классе, гипнотарии) можно применять как программное, так и тематическое ведение. Для регулярных занятий в указанном выше объеме не подходит свободное ведение — за время перерывов между встречами содержание разговоров будет забываться, и к общему заключению дискуссия так и не придет.

Эпизодические встречи— наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1— 2 раза в месяц или реже, в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец. Все упражнения (игры) должны быть либо обоснованы предыдущими событиями (случаем на соревнованиях, введением нового упражнения в тренировки), либо подготавливать к предстоящим (приближающиеся состязания, планируемое увеличение нагрузок).

В эпизодических встречах могут участвовать все. Наиболее подходящий стиль их ведения — программный. Желательно использование яркого и разнообразного инвентаря. Во время подобного однократного действа могут выявиться спортсмены, желающие серьезно заниматься психотехникой. То есть эпизодические встречи могут поставлять материал для отбора спортсменов на регулярные или интенсивные курсы.

Мы коснулись объемов, интенсивностей и соответствующих им форм организации психотехнических занятий. Помимо этого необходимо рассмотреть общую установку на проведение занятий. Различаются три основные возможности: психотехнические игры как учеба (тренинг), отдых (реабилитация) и соревнование (конкурс). В реальных курсах эти три установки переплетаются, но желательно хотя бы в теории их различать, чтобы иметь возможность при необходимости выдвигать на первый план тот или иной аспект.

Психотехнические игры как учебное мероприятие (тренинг)предполагают освоение определенного объема знаний и умений, позволяющих достигать определенных эффектов в управлении психическими процессами. При таком подходе к занятиям необходимо по мере возможности начинать с простых упражнений и только постепенно переходить к более сложным, вносить максимальную ясность в технику исполнения каждого приема.

Если же психотехнические игры используются как форма отдыха (реабилитация),подход к ним должен быть совершенно другим. В этом случае на первый план выходят не здравое понимание, а необычность, непонятность, а порой и загадочность получаемых на занятиях фактов. При реабилитационной ориентации нужно придавать упражнениям максимально непринужденный характер, сделать их забавными, смешными, дразняще-непонятными. Тогда они помогут не только восстановиться от тяжелых нагрузок или вернуть разбитые поражением надежды, но и увидеть свой мир в новом ракурсе, странно, а порой и смешно. Этот бодрящий толчок необычности позволит избавиться от стереотипов в оценке своего состояния, мертвых штампов в обращении с самим собой. Расставив акценты на комических и фантастических моментах, вводя разнообразный и красочный материал, поощряя дух игрового соперничества, можно добиться того, что занятия будут восприняты как потеха, приятная, а может, и полезная игра, досуг. Нет смысла в этом случае сосредоточиваться на регулярности и последовательности в занятиях: экспромт, импровизация, неожиданный поворот и "случайность" в сценарии упражнений могут с успехом заменить последовательный педантизм и рассудительную правильность.

Психотехнические игры,наконец, могут быть использованы как соревнование (конкурс).Для этого их нужно переформулировать так, чтобы в каждом упражнении можно было выявить победителя или команду-победительницу. В некоторых упражнениях (например, "Бег ассоциаций") это не составляет труда (победитель оценивается по количеству правильно воспроизведенных слов). В других случаях (например, "Зазеркалье") это сделать намного труднее. Тогда оценивать предлагается исполнение упражнения группе экспертов, которые выносят свои суждения наподобие того, как это делается в фигурном катании на коньках. В любом случае необходимо добиться того, чтобы в каждом упражнении (игре) можно было выявить победителя. Если психотехнические игры используются как соревнование, то роль тренера существенным образом меняется. Он не обязан преподавать и разъяснять приемы достижения высоких результатов в том или ином упражнении. Он дает полную возможность своему ученику страдать и искать самому. Лишь при желании спортсмена поучиться чему-либо у тренера тот может подсказать ему подходящий вариант решения.

О ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРА

Теоретическая подготовка.Мы предполагаем знание психологии в объеме курса институтов физкультуры. Тренеру желательно быть в курсе основных исследований по психологии спорта, регулярно читать соответствующую периодическую литературу. Знания, получаемые из теоретических книг, необходимо тщательно переработать, переформулировать на язык практики, соотнести со своим опытом и определить, что приемлемо, а что несовместимо с тренерским кредо.

Практическая подготовкавключает два аспекта: изучение упражнений и специальные навыки работы с людьми во время психотехнических занятий. Изучение упражнений предполагает не только умение организовать ту или иную игру, но и достаточно большой объем предварительной работы с ней. Прежде чем предложить своим ученикам какую-то технику, тренер обязан сам поработать с ней существенно больше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки предлагаются следующие величины. Желательно, чтобы тренер был способен следить за перемещениями "мухи" около 100 ходов ("Муха"), уверенно выходить из лабиринта в 12 ходов ("Лабиринт"), запоминать 30—40 слов ("Бег ассоциаций", "Домино"). Уровень исполнения других упражнений проконтролировать достаточно сложно, поэтому рекомендуется просто с желанием разобраться и поработать с каждым из них по несколько часов. Мы считаем, что объем работы с упражнением типа "Пальцы" должен составить около 2 часов (10—15 сеансов по 10 минут), чтобы тренер принял участие в 100 боях ("Рефлексия", "Монета"), просидел, считая выдохи, в общей сложности около 10 часов ("Декада").

Для того чтобы начать работу с группой спортсменов, необходимо по крайней мере около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 часа. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе учеников.

Мы не сомневаемся в том, что тренер обладает огромным опытом и хорошо поставленными навыками работы с людьми. Он может просто и доходчиво объяснить суть упражнения и добиться его правильного выполнения (если психотехнические занятия рассматриваются как учеба), создать веселую, непринужденную обстановку (отдых) или строго определить рамки дозволенного (психотехнические соревнования). В любой из этих ситуаций он окажется на высоте. Мы не сомневаемся также и в том, что тренер знает, как по-человечески подойти к своему подопечному, как с душевным теплом понять его проблемы и чувства. Словом, у тренера есть все необходимое для того, чтобы самостоятельно проводить психотехнические занятия.

Тренерская работа, однако, отражается на стиле общения. Несмотря на развитое умение понимать, тренеру иногда не хватает навыка выслушивать другого. На этом необходимо заострить внимание при подготовке к проведению занятий по психотехнике. От ведущего психотехнические занятия требуется развитая способность терпеливо выслушивать самые разнообразные высказывания участников занятий. Не только выслушивать не перебивая, но и постоянно напряженно следить за ходом мысли, стараться вникнуть в содержание, отбросив на время свои суждения и оценки. Необходимо научиться "выключать" ощущение незыблемой правильности своего понимания и бескорыстно трудиться над тем, чтобы узнать мнение ученика. Около половины времени занятий при свободном и тематическом ведении уходит на обсуждение, разговоры. Действия тренера в эти периоды значат ничуть не меньше, чем во время объяснения техники самих упражнений.

Навык выслушивания следует развивать. Для этого прежде всего необходимо осознать, что вам действительно нужно. Кроме того, необходимо искреннее желание разобраться в том, что вам сообщают. Полезны также специальные упражнения.

Упражнение 1. Ваш партнер сообщает вам что-то, например: "Что-то сегодня очень душно". Вы передаете его мысль своими словами, стремясь как можно полнее и точнее воспроизвести ее: "Вам неприятно из-за сегодняшней жары" или "Ты считаешь, что сегодня духота больше обычного". После этого ваш партнер дает оценку тому, насколько это вам удалось.

Упражнение 2. Ваш партнер делает некоторое утверждение, например: "Вчера ходил в кино". Вы должны как-то ответить на это утверждение, чтобы ему захотелось вам рассказать побольше. Например, вы можете просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказать: "Интересно" или "Ну и как?" В результате должен возникнуть разговор. Вы играете роль слушателя, с которым хочется поделиться, собеседника, располагающего к доверительной беседе, "доброжелательного зеркала". При этом нужно следить за тем, чтобы ваши вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос "Вам понравился фильм?" плох, поскольку заставляет выбирать между "понравился" и "не понравился". Если вы спросите о впечатлении, это будет лучше.

Упражнение 3. Ваш партнер эмоционально требует от вас чего-то или в чем-то обвиняет. Например, он говорит: "Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?" Вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Вы можете спросить: "Вы считаете, что этот узел кривой?" или "Что бы вы посоветовали?" Ваш партнер может усиливать давление, вынуждая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

Эти три упражнения следует рассматривать как специальные эксперименты, позволяющие увидеть наиболее уязвимые точки в своей способности к слушанию другого: где и как вы свои мысли начинаете выдавать за чужие? в какой момент вы устаете внимательно следить? почему соскальзываете с желания разобраться в другом на стремление доказать свое? Очевидно, что в "чистом виде" эти техники неприемлемы в живом общении, но они позволяют увидеть, насколько часто мы не слушаем друг друга, и помогают научиться вникать в мысли собеседника.

Для совершенствования навыков ведения живой беседы рекомендуем следующее аналитическое упражнение.

Упражнение 4. Запишите на магнитофон вашу беседу с кем-нибудь. Желательно это сделать втайне от собеседника, да и сами постарайтесь забыть о вашей хитрости. Затем тщательно выпишите на лист все, что запомнили из разговора. Сравните свои записи с тем, что зафиксировали на пленке.

Внимание!

Из 54 упражнений 9 отмечены звездочкой. Это игры № 9, 10, 13, 19, 21, 34, 48, 49 и 54. Проведение их требует специальной подготовки: знакомства с аутотренингом и гипнозом, знания феноменов групповой динамики (упражнение № 34). Мы рекомендуем использовать их только в двух случаях:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!