Краткое сказание из жития свв. Мучч. Кирика и Иулитты

Nbsp; Исторический очерк построения Храма и дома призрения стариц на месте “БОРКИ”                           ……………………..  священник Василий Ильинский    

Книга сия посвящается Его Преосвя-

щенству, Преосвященнейшему Павлу,

                                           Епископу Олонецкому и Петрозавод-

                                           скому, по благословению и молитвам

                                           которого совершились описанные в

сей книге религиозные события на Бор-

                                           ках в Ладвинском приходе, Петро-

                                           заводского уезда

 

 

                                                                                  Священник Василий Ильинский

 

СЕЛО ЛАДВА

ПЕТРОЗАВОДСКОГО УЕЗДА

С описанием религиозных событий, совершившихся

На Борках, близ с. Ладвы

В 55 верстах от г. Петрозаводска, на просёлочном тракте, по направлению к Остречинской на реке Свири пристани, расположено большое село Ладва по обеим сторонам порожистой реки Ивины, впадающей на 37-й версте от Ладвы в реку Свирь, в с. Остречинах. От с. Ладвы, на 4 версты в обе стороны по реке, находилось в прежнее старое время несколько небольших деревушек, которые в настоящее время настолько разрослись, что представляют одно большое селение, на протяжении 7 вёрст, и только местный житель может указать, где кончается одна деревня и начинается другая. Для сообщения одной стороны с. Ладвы с другой существует через реку мост, построенный местными крестьянами Тулиными. Жителей в этом селении к 1896 г. считалось: мужчин 1291 и женщин 1504, итого 2795 душ обоего пола; отдельных же домохозяев, или дворов, 435. В середине селения находятся три храма: а) Успения Божьей Матери и усекновения главы Иоанна Крестителя; церковь эта деревянная, старинная шатровая, освящена в 1779 г.; б) Святителя и Чудотворца Николая, с приделами во имя Казанской Божьей Матери и св. муч. Флора и Лавра; храм этот каменный, с прекрасным резным по дереву иконостасом, освящён в 1865 г.; эти два храма в одной ограде; в) в расстоянии 100 саж. от церковной ограды, за дорогою, у реки стоит небольшая деревянная церковь во имя св. муч. Параскевы Пятницы; церковь эта построена в 1868 г. местным крестьянином Д. И. Тулиным и потому в обыденной речи называется Тулинскою.

Всё население Ладвы вероисповедания православного и к церкви относится усердно, так что во все воскресные и праздничные дни храмы полны молящимися. Раскольников нет и не слышно от старожилов, чтобы и в прежнее время кто-нибудь из местных жителей придерживался какой-либо секты. Церковный причт: два священника, дьякон, два псаломщика; кроме того, один из местных крестьян, исполняющий тоже обязанности псаломщика, посвящён в стихарь, а в алтаре во время богослужения прислуживают двое из крестьянских детей, тоже в стихарях; на правом клиросе, вместе с любителями, поют ученицы женской церковно-приходской школы, так что богослужение всегда бывает торжественное.

В с. Ладва проживает Земский Начальник 2 участка Петрозаводского уезда; здесь же находится и Волостное Правление-Ладвинское, к которому причислены сёла: Ивино в 25 верстах, Таржеполя в 15 верстах, Педасельга в 21 версте, Деревянное в 31 версте и Машезеро в 40 верстах. Имеется образцовое 2-х классное училище для мальчиков и церковно-приходская школа для девочек, с ремесленным отделением; мальчики, окончившие курс в образцовом училище, пользуются по отбыванию воинской повинности правами на льготу 3-го разряда. Существует Ладвинское благотворительное общество, действующее на основании особо утверждённого устава; оно оказывает постоянные и единовременные пособия нуждающимся из местных жителей за счёт % с основного капитала в 16000 руб. и особого кружечного сбора в церкви.

Земледелие составляет главное занятие и основной промысел всего местного населения, поэтому урожай хлебов имеет первостепенное значение. Между тем земледелие находится далеко не в удовлетворительном состоянии. Общая причина такого состояния земледельческой промышленности заключается как в неблагоприятных местных условиях-недостаточность пахотной земли, при недоброкачественности почвы, особенно в верхней части селения, и плохое скотоводство,- так и в суровом, непостоянном климате, ранних холодах и оттепели зимою, после которой поля нередко обнажаются. На развитие хлебопашества немало влияет несвоевременность посевов и уборка хлебов, недостаточность обработки полей, а равно отсутствие хотя бы сносных путей сообщения к месту сбыта своих произведений. При этих условиях земледелие не может процветать и хлеба, даже при удовлетворительных урожаях, хватает только на 4-6 месяцев. Поэтому, вместо того, чтобы в свободное после полевых работ время заняться раскорчёвкою близь лежащих свободных мест, с целью увеличения площади пахотной земли, крестьяне отправляются в стекольный отхожий промысел в С.-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии. В зимнее время население занимается лесным промыслом, так как Ладва окружена богатым лесом и на большое пространство,-до Таржеполя 15 вёрст(болотистая местность), до Ивины 25 вёрст, Педасельги 25 вёрст; вся эта местность занята огромными лесами и потому вырубка леса, в виде брёвен, дров и жердей, идёт в обширных размерах и весь материал направляется в С.-Петербург по реке Свири. Добываемые средства от стекольного и лесного промыслов идут на уплату податей и на другие домашние расходы, так что экономическое положение местных жителей можно назвать достаточным. Торговых заведений в с. Ладва имеется до 10; особенно оживлённо идет торговля зимою и преимущественно хлебом, закупаемым местными торговцами в г. Рыбинске, которого продаётся до 8000 кулев и более в год. Другой товар закупается в С.-Петербурге и грузы идут до с. Остречины водою на судах, а отсюда до Ладвы на конных подводах.

В расстоянии 1 версты от с. Ладвы, в местности называемой Борки, у дороги, идущей в Петрозаводск, стояла прежде одна деревянная часовенка, во имя св. муч. Кирика и Иулитты, построенная, по преданию, крестьянином с. Ладвы Аверкием Семёновым, ранее прошлого столетия. Находившаяся в ней единственная икона св. Мучеников Кирика и Иулитты и на ней, вместе с ними, изображённого равноапостольного св. Князя Владимира, местными жителями особенно чтится и почитается чудотворною по следующему поводу. В 1833-35 г.г., когда в с. Ладва и окрестностях свирепствовала сибирская язва, поражавшая не только скот, но и людей, местные жители обратились с молитвою об избавлении от этой болезни к св. Мученикам Кирику и Иуллите; отслужили в часовне молебен, обнесли икону вокруг скота с окроплением св. водою,-язва с того времени прекратилась и до сих пор не повторялась. После этого положено праздновать 15 июля,-день памяти св. мученников,-и совершать крестный ход из местной Успенской церкви в часовню, что до сего времени и исполняется. В 1850-55 г.г., когда часовня пришла в ветхость, крестьянин ближайшей деревни Трешкиной Горки (ныне умерший), видел сон, будто он стоит вблизи Борковской часовни, а над часовней св. мученик Кирик, держась за крест её, ноги же имея висящими на воздухе, обратился к нему с следующими словами: “возобнови сию часовню и икону”. Крестьянин, не имея средств на материал, необходимый на возобновление часовни, выпросил его у соседа, нанял на свои скудные средства помощника и с ним возобновил часовню. В том же году, быв на заработках в Новгороде, по стекольному промыслу, он обновил там и икону св. мучеников, каковую в киот и принёс на себе в возобновлённую часовню. В таком положении часовня находилась более 40 лет и Борковская местность по прежнему была пустынна и никем необитаема. Только в последнее время, с 1891-1894 г.г., эта местность была застроена зданиями, населена и чудно-торжественно обогащена драгоценной чудотворной святыней. На месте этом красуется теперь небольшой деревянный храм во имя св. мучеников Кирика и Иулитты, новая часовня, во имя тех же мучеников, с местною и другими богатыми иконами, и довольно большой дом для приюта немощных и бедных старушек Ладвинской волости. Всё это построено на собственный счёт местными крестьянами Кипрушкиными. К часовне прирезано около 2½ дес. земли, находившейся под пашней и уступленной крестьянами с. Ладвы взамен на участок, данный местным жителем Киприяном Никитичем Красновским; земля эта окопана канавами и обнесена оградой. Церковь построена в память спасения ныне благополучно царствующего Г О С У Д А Р Я И М П Е Р А Т О Р А Н И К О Л А Я II от покушения на жизнь его во время путешествия по Японии, а в дом призрения для бесприютных стариц- в память 50-ти летнего юбилея служения Епископа Павла. Борковская церковь своим внутренним видом, свежестью красок, блеском золота и обилием света производит отрадное впечатление на каждого, входящего в неё. Из икон особенно достойны внимания: 1) по правую сторону Царских Врат, рядом со Спасителем, икона св. мучеников Кирика и Иулитты и Князя Владимира, с частицами мощей св. угодников; величина иконы 11 х 8½ вершков; вверху на ней икона Знамения Царицы небесной, слева на иконе св. мученица Иулитта, во весь рост, одета в тунику, подпоясана и сверху плащ, застёгнутый у ворота пряжкой, голова покрыта, в правой руке крест; рядом с ней, посредине иконы, св. мученик Кирик представлен младенцем в длинной подпоясанной рубашке, в левой руке пальмовая ветвь, а правая прижата к груди; у ног его небольшой ковчежец с частями мощей этих угодников; с правой стороны, в одинаковый рост с св. мученицею Иулиттою, св. Князь Владимир, с непокрытой головой, волосы распущены по плечам, в тунике, подпоясанный, сверху плащ, застёгнутый около ворота пряжкой, в левой руке знак царской власти-скипетр, а в правой у груди ковчежец. Икона покрыта золочёной с эмалевыми украшениями ризой и вставлена в бронзово-позолоченную раму со стеклом(пожертвованную крестьянином Т. Ф. Данилихиным). Эта рама вставлена в другую икону, на которой сверху изображён благословляющий двумя руками Господь Саваоф, а ниже его, по сторонам у краёв, коленопреклонённые Ангелы, как бы поддерживающие икону угодников. Перед иконой постоянно горит неугасимая лампада. 2) За левым клиросом, древнего письма в массивно сребро-позлащеной ризе икона Боголюбской Божьей Матери; перед этой иконой также неугасимая лампада; размером она 9 х 12 вершков. 3) За правым клиросом, тоже весьма древняя (ХII в.) икона Святителя и Чудотворца Николая, в сребро позлащенной ризе, которая с одной стороны утверждена на шалнерах, так что для желающих приложиться к иконе риза открывается; размер иконы 18 х 15 вершков. 4) У правого клироса, на стене, в посеребренной ризе икона Воскресения Христова, в деревянной чёрной лакированной раме под стеклом; размер её 22 х 14½ вершков. 5) На стене, у левого клироса, в посеребренной ризе, древняя икона всех Новгородских чудотворцев, в чёрной деревянной лакированной раме под стеклом; священные изображения на ней идут рядами и на 11 иконках изображено 73 угодника; размер иконы 14 х 12 вершков. 6) На правой стороне храма, в особом деревянном лакированном, с резными украшениями, иконостасик, древняя икона Тихвинской Божьей Матери, в золочёной ризе; размер иконы 13 х 10½ вершков. 7) В таком же точно иконостасике на левой стороне храма, икона Огненное восхождение св. Пророка Илии на небо; риза на этой иконе посеребренная с золочёными венчиками; размер иконы 12 х 10 верш. Все сказанные иконы пожертвованы и украшены Новгородским купцом Родионом Никитичем Красновским. Иконостас же, церковная утварь и ризница пожертвованы местными прихожанами Василием Фёдоровичем и Алексеем Тимофеевичем Кипрушкиными.

Описание религиозных событий, совершившихся в 1891-1894 г.г. на Борках, близ с. Ладвы.

 

Вся Олонецкая губерния с Петрозаводским уездом, в пределах которого 4-5 лет тому назад совершились события, достойные внимания и чествования нашего, составляла в прежнее время одну из областей новгородских; да ещё в недавнее время управление Олонецкой епархией сосредоточено было в древнем Великом Новгороде, главным достоянием которого, драгоценным его сокровищем и украшением является и поныне многочисленная благоговейно чтимая святыня, составляющая славу его и духовное величие. В одних церквах до сего времени почивают праведники рода княжеского; в других обретаются чудотворные иконы, или кресты в виде райского древа, изваянные ликами святых; а в многочисленных монастырях почивают мощи целого сонма св. угодников Божьих святителей и подвижников русской земли, которых выдвинула из среды людей старого времени их чистосердечная вера.

Неизвестно с какого времени, в том же древнем Великом Новгороде, в разных местах его, обитала чтимая православной церковью святыня в частицах мощей св. мучеников Кирика и Иулитты и в св. иконах: Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Боголюбской Божьей Матери, Святителя Мур Ликийских Николая Чудотворца и всех Новгородских угодников. Частицы мощей сохранялись в главе Софийского кафедрального собора, а иконы: Воскресения Христова и Боголюбской Божьей Матери в древнем Зверино-Покровском женском монастыре; икона святителя Христова Николая, ХII в., находилась 2 года у протоиерея этого же монастыря о. Фёдора Быстрова, а до него- у благочестивой старицы, манатейной монахини Софии во всю её жизнь; где же она ранее была и у кого-неизвестно; наконец древняя же икона всех Новгородских Угодников у благочестивого жителя Новгорода.

Этой святыней из древнего Новгорода дивному во Святых Своих Господу Богу угодно было обогатить и прославить, мало известное доселе, пустынное место Борки, Петрозаводского уезда, близ с. Ладвы, где находилась древняя часовня во имя св. мучеников Кирика и Иулитты, с одной только древней иконой сих мучеников. Орудием этого чудного обогащения и прославления Борковской местности избран был Промыслом Божиим Новгородский купец Р. Н. Красновский, уроженец с. Ладвы.

В ноябре месяце 1890 г. Р. Н. К. видел сон: в ясный, казалось ему, день на месте Борки, невдалеке от древней часовни св. мучеников Кирика и Иулитты, шагах в 10-ти с левой стороны, явилась ему Пресвятая Богородица Царица неба и земли; глава Её и божественный лик озарены были небесным сиянием, одеяние же Её было не светло. Она простирала пречистые руки Свои на часовню; за ней стояли три монахини с покрытыми головами (как бы в апостольниках), в длинных чёрных мантиях, поникшие долу главами, в величайшем благоговении внимающие Пресвятой Богородице. На этом видение кончилось, и он, Краc…., проснулся. Утром и после много размышлял к. К. об этом видении и ни к какому заключению придти не мог, но решил только, что необходимо послать в ту часовню какую либо икону Божьей Матери. Так продолжалось его недоумение до 12 мая 1891 г. В этот день (в Воскресенье), движимый необыкновенным и небывалым с ним желанием сходить в Зверино-Покровский женский монастырь (в Новгороде), К. отправился туда к обедне и на пути решил зайти к настоятельнице монастыря игуменьи Лидии (ныне умершей), попросить у ней в благословление от св. обители для Кириковской часовни св. икон; зашёл и был радушно принят. На просьбу о пожертвовании св. икон игуменья изъявила искреннее желание и готовность, спросила только-какие иконы нужны? К. просил её , чтобы она сама назначила, какие ей Бог укажет, и потрудилась прислать ему на дом. 16 мая игуменья Лидия, в отсутствие К., прислала с монахиней две древние иконы: Воскресенья Христова и Божьей Матери, завернутые в пелену. Когда К. возвратился домой и снял с икон завесу, то невыразимо был поражён и удивлён: он узрел св. икону Богоматери в таком точно изображении, в каком удостоился видеть Её в сонном видении; разница была лишь та, что видел Её в рост, а на иконе она в пояс, но венец, одеяние и проч. были совершенно сходны. Вышина иконы 12 вершков, ширина 9 вершков. Насколько она древняя, определить точно нельзя, называется же Боголюбскою. Изображение Богоматери поясное, одежда Её несветла, с большим, гладким золотым над главою венцем, без Младенца Иисуса, простирающая всечестные руки Свои в положении молитвенном, держащая в левой руке хартию, на которой написано: Царю Небесный! приими всякого человека, славящего и призывающего всесвятое имя Твоё! Божественный лик Богоматери так чудно величествен, что не поддаётся выражению словом. Взирая на оный, невольно проникаешься умилительно-молитвенным настроением. Под сим впечатлением вспоминаются слова св. песни: недоуметь всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает же ум всяк нети Тя, Богородице! Веру приими, любовь божественну нашу, Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем. Одновременно с сими иконами приобретена была к. К. И ещё такого же размера и также старинного письма икона всех Новгородских Чудотворцев. Желая выразить чувство живейшей благодарности к дивному явлению Богоматери, как знаменательному событию, свидетельствующему о великой милости Божьей, к-ец Красновский устроил своими средствами на все три иконы серебряные ризы. При принятии риз от мастера, риза Божьей матери была возвращена ему для позолоты слов, значащихся на хартии, оказавшимися трудными для чтения, но мастер, по собственному своему желанию и побуждению, вызолотил через огонь всю ризу на свой счёт и дал словам на хартии прекрасный оттенок.

Торжественное освящение икон по церковному чиноположению происходило в Зверинском монастыре, в неделю Св. отец IV Вселенского Собора, в Воскресенье, 14 июля, пред началом поздней литургии, по прочтении часов, а по окончании литургии совершён был торжественный молебен Спасителю, Божьей Матери Св. Угодникам Новгородским. После этого, в сопровождении всех бывших в церкви, вместе с монашествующими, св. иконы, при пении тропарей и при колокольном звоне, доставлены были в дома к-ца К., у которого они и находились до 5 августа. В этот день вечером, в сопровождении самого К., св. иконы отправлены были в С.-Петербург, где на следующее утро доставлены были на пароход ”Кивач”, отправляющийся в этот день в Петрозаводск. В 1890 г. пароход этот затонул в Ладожском озере. Поднятый со дна бурного озера, он был исправлен, обновлён и освящён; и вот теперь, в первый раз по обновлении своём, отправился в рейс. Он совпал со днём отправки на пароход св. икон-святыни Новгородской-в с. Ладву, Петрозаводского уезда, для каковой святыни как бы нарочито приготовлено было чистое и только что окроплённое св. водою судно. Узнав о драгоценной сей для христианина клади, управляющий пароходством (г. Шлейфер), капитан парохода, матросы и все пассажиры обрадовались и приняли это за благодать свыше, вполне надеясь при этом на благополучное плавание, каковая надежда вполне и оправдалась. В полдень, при благоприятной погоде, пароход “Кивач” тихо отплыл от пристани, увозя св. иконы до пристани Остречин, которую к-ец К. Вверил сопровождать своему брату Киприяну Никитичу Красновскому. Долго стоял на пристани купец К., следя за удаляющимся пароходом и испытывая чувство скорби о том, что чего-то дорогого он лишился, стараясь, между тем, и успокоить себя надеждой побывать, хотя ещё раз в жизни на своей родине и там поклониться св. иконе Владычице.

На остречинскую пристань пароход прибыл 7 августа в 8 часов вечера и потому, за поздним временем, иконы были внесены на ночь в часовню св. мучеников Флора и Лавра, находящуюся близ Остречинской пристани и отстоящую от приходской церкви в 3-х верстах.

Утром 8 августа жители остречинского прихода были оповещены через местную власть, что этого числа в 3 часа пополудни имеет быть совершён крестный ход из приходской церкви в часовню св. мучеников Флора и Лавра для встречи и перенесения св. икон в церковь По первому удару в колокол народ начал собираться в церковь и ровно в 3 часа, при колокольном звоне, местный причт, при участии случайно прибывшего в Остречины священника важинского прихода, о. Василия Громова, и при стечении множества народа, отправился с крестным ходом в часовню св. мучеников Флора и Лавра. По прибытии к часовне и принятии св. икон, крестный ход направился к приготовленной на берегу р. Свири Иордани; здесь совершено было освящение воды, а за сим, по входе с св. иконами в часовню, отправлено молебствие. После молебствия крестный ход с принятыми иконами последовал в приходскую церковь, причём путь к церкви был окроплён св. водой. В церкви св. иконы были помещены на почётных и видных местах и сряду же начато было всенощное бдение при массе молящихся.

18 июля 1891 г. Причтом ладвинского прихода, Петрозаводского уезда, получен был указ Олонецкой духовной консистории от 15 июля того же года за № 3496, которым, согласно резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Павла, Епископа Олонецкого и Петрозаводского, положенной на прошении Новгородского к-ца Р. Н. Кр-скаго, Ладвинского уроженца, предписывалось совершить крестный ход из Ладвинской церкви в с. Остречины, для встречи и принятия трёх пожертвованных упомянутым к-цом Кр-ским св. икон: Боголюбской Божьей Матери, Воскресения Христова и сонма Новгородских Угодников Божьих. Весть об указе и имеющем совершиться крестном ходе разнеслась между жителями Ладвы и окрестных селений; неизвестно было только время прибытия икон. Поэтому, по получении священником Ладвинского прихода о. Иоанном Смирновым телеграммы, поданной жертвователем и извещавшей, что св. иконы 7 августа прибудут с пароходом на остречинскую пристань, немедленно были оповещены все жители Ладвы об имеющем начаться на другой день, 8 числа, крестном ходе из Ладвинской Успенской церкви. Утром же 8 августа, едва раздались первые удары колокола, церковь начала наполняться народом, так что к началу молебствия в церкви не было уже места свободного; пред началом молебствия священником о. Иоанном Смирновым была сказана краткая речь, в которой объяснялись обстоятельства, вызвавшие настоящий крестный ход, и присутствовающие приглашались помолиться о благопоспешном совершении оного. В 9 часов утра открыто было торжественное шествие с полным крестным ходом из Успенской церкви в с. Ивину, лежащее на пути в Остречины, в 25 верстах, куда было дано знать с нарочитым о выходе из Ладвы крестного хода. В числе взятых икон, была поднята и местно-чтимая древняя икона Смоленской Божьей Матери, в серебряной ризе, большего размера; она, несомая на носилках, высоко возвышалась над толпою народа и, плавно колеблясь над головами сопутствующих, придавала шествию особенно торжественный вид. Много народа провожало крестный ход до последней деревни прихода, а далее-до Ивины и Остречин-пожелавших идти было до 200 человек. По мере приближения к с. Ивина , толпа, сопровождавшая Ладвинский крестный ход, стала более и более увеличиваться присоединявшимися жителями Ивинского прихода, вышедшими на встречу. В 4-м часу дня крестный ход прибыл в самое с. Ивино и был встречен, при колокольном звоне, причтом с крестным же ходом местной церкви, в которой потом и совершено всенощное бдение Смоленской божьей Матери. На другой день, 9 августа, по отправлении литургии и молебствия Божьей Матери, крестный ход с 7 часов утра, при колокольном звоне, отправился в дальнейший путь, т.е. в Остречинский приход. В это время в Остречинской церкви начался благовест к Божественной литургии, которая совершена была соборне двумя священниками оо. Дикаревским и Громовым, с двумя дьяконами, при многочисленном стечении молящихся. Пред окончание литургии было получено………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………

На половине дороги между Ладвой и Ивиной, у часовни, ожидала масса жителей Ладвы, более 1000 человек. Здесь, по совершении молебствия, сделан был получасовой отдых, а затем шествие продолжалось далее и вступило в пределы Ладвы около 4 ч. пополудни. Толпа, сопровождавшая теперь крестный ход, была более 2000 человек; длинными вереницами вытягивались богомольцы по дороге, низко наклонившись к земле и лёжа даже совсем ничком, чтобы чрез них пронесли иконы, или, по ладвинскому выражению, пройти с к р о з ь о б р а з а. На пути следования по приходу новые иконы были заносимы в часовни и церкви для совершения краткого молебного пения Божьей Матери. Многие из прихожан заявляли о своём желании принять св. иконы в свои дома, но, за неимением времени, удовлетворение их благочестивого желания было обещано исполнить в следующие дни. В 6 ч. вечера крестный ход, наконец, возвратился в Успенскую церковь, где вновь пожертвованные иконы были помещены на приличных и видных местах, и сряду же начато было всенощное бдение, причём не только церковь, но и наперть, и ограда были полны молящимися.

 В воскресенье, 11 августа, по окончании литургии, священником о. Иоанном Смирновым была сказана глубоко прочувствованная речь. Рассказав историю Боголюбской иконы Божьей Матери, о. Иоанн обратился к предстоящим с следующими словами: “пред нами ныне находиться древний список с этой иконы, хранившейся до сего времени в Новгородском Зверином женском монастыре, и пожертвованный сюда, к нам в Ладву, по свидетельству жертвователя, вследствие некоторого указания Божия и по воле самой Владычицы Небесной. И надо сказать, что вы поняли и оценили эту Её к нам милость. Сомневались, где и как взять народ для несения св. икон, хоругвий и пр. принадлежностей крестного хода; между тем, когда пошли в Остречины, желающих идти отсюда нашлось около 200 человек. Жители Остречины и Ивины, также как и вы, оставив свои обычные работы, спешили принять участие в крестном ходе и молитвах; многие, видно было, помолились от души; на лицах многих были видны слёзы молитвенного умилении,-это были благодетельные и спасительные слёзы! Многие из жителей Ивины, кроме того, пожелали принять св. иконы в свои дома, православно веруя, что посещение св. икон принесёт в их дома милость и благословление Божье. Когда же шествие начало приближаться к Ладве, всё местное население вышло на встречу: и старые, и молодые. Погода, можно сказать, тоже благоприятствовала нашему шествию; хотя небо постоянно было покрыто облаками и тучами и не раз грозило дождём, особенно в первый день, однако же, все три дня прошли без дождя, а когда вступили мы в пределы Ладвы, тогда погода совсем изменилась: ветер разогнал облака, и солнце всё время приветливо освещало величественную и глубоко трогательную картину священного шествия, воспоминание о котором у всех участвовавших в сём торжестве, наверное, навсегда останется в памяти, как воспоминание о чём-то светлом, радостном, трогательном! По окончании литургии, сей час пойдём с крестным ходом к часовне св. мучеников Кирика и Иулитты, куда пожертвованы вновь принесённые иконы, и на месте их будущего пребывания ещё и ещё помолимся пред ними и попросим Господа Бога, чтобы Он милосердный и Его Пречистая Матерь, вместе с прибытием сих честных икон, ниспослали на наше селение, на всех нас и близких наших свою милость и благословение, избавляющие нас от всяких лютых скорби и напасти”.

По окончании литургии, из Успенской церкви пошли с крестным ходом в часовню св. мучеников Кирика и Иулитты, находящуюся в одной версте от церкви, по дороге из с. Ладвы в Педасельгу и Петрозаводск. В означенную часовню и пожертвованы были вновь принесённые иконы, но поместить их туда теперь же найдено невозможным, ввиду ценности икон и дальнего расстояния часовни от деревни; а потому, по совершении у часовни молебствия с чтением акафиста Божьей Матери и провозглашения многолетия жертвователям, иконы с обратным крестным ходом были внесены в Успенскую церковь, где и должны были храниться впредь до устроения часовни и при ней, если найдутся средства, дома для призрения бесприютных стариц. Икона Боголюбской Божьей Матери, в богатой сребро-позлащеной ризе, помещена была на особо устроенном возвышении пред иконостасом на аналое; другие две-Воскресенья Христова и Угодников Божьих Новгородских, тоже в серебряных ризах, помещены сзади клиросов.

Такая торжественная встреча святыни, прибывшей из древнего Новгорода в Ладву на Борки, вызвала в жителях Ладвы чувство величайшей благодарности к Господу Богу, Царице Небесной св. Угодникам Новгородским, изволившись водвориться в пустынном месте святыми Своими иконами. Воодушевлённые всем этим местные жители, тотчас же, по усердном и глубоко благоговейном принятии святыни, пожелали ознаменовать это событие богоугодным делом-построить на Борках новую часовню, устроить дом для призрения бесприютных и бедных стариц своего общества, которые охраняли бы драгоценную святыню и возжигали пред ней неугасимую лампаду; пожертвовали к часовне из собственных наделов участок пахотной земли, её окружающей и равняющейся 2½ десят., доход с которого должен поступать на содержание стариц; составили приговор об этом и скрепили его своим подписом. Приговор был утверждён подлежащей властью и представлен епархиальному начальству, а для определения границ в натуре пригласили землемера отмежевать пожертвованную к часовне землю, окопали её канавой, обнесли оградой и вывезли на место необходимое количество леса из своих наделов.

Староста Успенской Ладвинской церкви, обладающий достаточными средствами и пользующийся всеобщим уважением, Василий Фёдорович Кипрушкин, видя пламенное усердие своих односельчан-бедняков к совершению богоугодного дела, изъявил своё желание оказать своё содействие и начатое прихожанами довести до конца; при этом пожелал на свои собственные средства воздвигнуть храм на Борках в честь св. мучеников Кирика и Иулитты и построить дом призрения для бесприютных стариц. Получив разрешение епархиального начальства, он в 1892 г. приступил к сооружению храма и к постройке приюта.

Быстро шла вся постройка, предпринятая Василием Фёдоровичем. В этом году был отстроен дом для приюта стариц на 7 и 11 саж. И заложен фундамент под церковь, а к концу 1893 г. готов был вчерне и самый храм. Постройка нового пяти-главого храма с колокольней и домом призрения бедных производилась под наблюдением самого храмосоздателя, который не жалея своих трудов, времени и средств, всецело отдался этому святому делу; целые дни, с утра до ночи, он проводил на постройке, ни обращая внимания ни на какую погоду, не смотря и на то, что его личное присутствие, как крупного местного торговца, было необходимо в разных пунктах уезда и в С.-Петербурге.

По мере быстрого обогащения пустынного места зданиями и землей, оно не переставало обогащаться большей и большей святыней. На предмет содержания бесприютных стариц в доме на Борках из % пожертвован был капитал в 175 руб. Икона св. мучеников Кирика и Иулитты, находящаяся в часовне с давних времён, назначена, по благословению Епископа Павла, быть храмовой в новосозданном храме, а в часовню, на место оной, приобретена другая, не менее древняя, и много других икон пожертвовано новых. Простая, без ризы, икона св. мучеников Кирика и Иулитты, назначенная быть храмовой, дабы она соответствовала благолепию нового храма, была взята, по благословению того же Епископа Павла, в Новгород, для сооружения на неё сребро-позлащенной ризы. Здесь случилось обстоятельство, по которому она не только благоукрашена была сребро-позлащенной ризой, но и возвеличена приложением к ней частиц св. мощей Кирика и Иулитты. В день доставления в Новгород иконы сей пожертвована была на Борки ещё икона Святителя Мур Ликийских Чудотворца Николая, которая, по отзыву археологов, относится к XII в. Представилась необходимость украсить драгоценную святыню сребро-позлащенной же ризой и притом массивной, на плетях, дабы открывалась на случай, если кто пожелает поинтересоваться древностью и приложиться к самому лику Святителя. За этой необходимостью последовала другая: икону св. мучеников, как храмовую, надо было отличить чем- либо ценным, а это возможно было только приложением к ней частиц св. мощей Кирика и Иулитты, которые находились несколько веков в Софийском Соборе-в главе его. С надеждой на милосердие Божье и на помощь Его в благом деле, подано было прошение Его Высокопреосвященству Феогносту Архиепископу Новгородскому и Старорусскому, о даровании хранящихся в Новгородском Софийском Соборе частиц мощей св. мучеников Кирика и Иулитты, с выдачей на подлинность и принадлежность надлежащего свидетельства, в новоустроенный Борковский храм при с. Ладве. Прошение Его Высокопреосвященством было удовлетворено и 12 ноября 1893 г. Икона св. мучеников Кирика и Иулитты в новой сребро-позлащенной ризе, с прикреплённым к ней таковым же ковчежцем для св. мощей, перенесена была в Софийский Собор к литургии для освящения и вложения в ковчежец св. мощей. Литургию, молебен, освящение иконы и вложения св. мощей в ковчежец совершил маститый кафедральный протоиерей о. Василий Орнатский. Вся святыня после сего возложена была на св. престол о. протоиереем, а чрез несколько минут вручена для препровождения по назначению к-цу Красновскому, который немедленно перенёс её в Зверино-Покровский женский монастырь на пребывание в храме св. праведного Симеона Богоприимца и на благоговейное поклонение молящихся в том храме до времени, в которое должно было последовать препровождение её на Борки. Ноября 25 дня того же года подано было прошение Епископу Олонецкому и Петрозаводскому Павлу, коим испрашивалось благословение Его Преосвященства на время, которое назначалось для препровождения святыни из Новгорода, на путь, избранный для следования, на торжественную встречу её в Петрозаводск с крестным Ладвинским ходом и на сопровождение с таковым во весь путь до Борков. На протоколе Олонецкой консистории, от 20 января 1894 г. За № 55, по этому предмету последовала резолюция Его Преосвященства, согласно которой время и путь следования означенной святыни распределены так: 15 марта святыня должна быть взята из Новгородского Зверино-Покровского женского монастыря и доставлена в Александро-Свирскую часовню в С.-Петербурге, где она была бы принята игуменом Александром и поставлена на почётном месте в часовенном храме; после праздника св. Троицы, 7 июня, из Александро-Свирской часовни должен принять святыню Успенской Ладвинской церкви священник о. Иоанн Смирнов для препровождения в Петрозаводск, где в Соборе пробыть ей на поклонение и лобызание православным до 3-го июля; к этому времени должен прибыть на встречу крестный ход из Ладвинской Успенской церкви и сопровождать в эту церковь, в которой она и должна остаться до дня освящения новоустроенного храма на Борках, а в день освящения должна быть перенесена сюда на всегдашнее пребывание.

Согласно такому распределению времени и пути для следования Новгородской святыни из Новгорода до Борков, Петрозаводского уезда, чудотворные иконы Святителя Мур Ликийских Николая и св. мучеников Кирика и Иулитты с частью мощей их 15 марта были приняты из Новгородского Зверино-Покровского монастыря, с благословения Высокопреосвященного Феогноста Архиепископа Новгородского и Старорусского, протоиереем того монастыря о. Феодором Быстровым, и доставлены на другой день в церковь при Александро-Свирском подворье. Св. иконы оставались здесь на поклонение и лобызание православным жителям столицы до 9 июня, всего два месяца и двадцать три дня, пока не открылась навигация по Ладожскому озеру до Петрозаводска. Многие из жителей столицы, узнавшие о временном пребывании Новгородской святыни на Александро-Свирском подворье, приходили сюда для благоговейного поклонения и приношений от щедрот своих в кружку на украшение святыни и и построения для ней храма на Борках. 7 июня прибыл сюда священник Ладвинской церкви о. Иоанн Смирнов, которому предписано было указом Олонецкой духовной консистории от 20 января за № 55 , принять из Александро-Свирского подворья в С.-Петербурге Новгородскую святыню для сопровождения до Петрозаводска. 9 июня, по выслушании ранней литургии и напутственного молебствия, во множестве собравшийся сюда народ долго прощался с святыней; наконец священник о. Иоанн Смирнов принял её из рук игумена о. Александра и, по закрытии в ящики, отвёз в богатой карете на пароход “Кивач”, на котором ранее следовала в Остречины икона Боголюбской Божьей Матери. Начальник парохода отвёл о. Иоанну Смирнову для святыни отдельную каюту I-го класса. По молитвам св. мучеников Кирика и Иулитты и святителя Николая пароход совершил путь свой благополучно, прибыв 10-го числа в 8 часов утра на Вознесенскую пристань. Здесь неожиданно явилось у о. Иоанна Смирнова желание известить преосвященного Павла телеграммой о своём прибытии со святыней на последнюю станцию к городу. Телеграмма эта послужила началом важного события. 11 июня в 10 часов утра, пароход благополучно прибыл в г. Петрозаводск; о. ключарь кафедрального собора первым взошёл на пароход и от имени преосвященного Павла приветствовал о. Иоанна Смирнова с приездом, сообщив, к великой его радости, о назначении из собора на пароход крестного хода в 4 часа, пред вечерней, за прибывшей с ним святыни, причём объявил ему благодарность за поданную телеграмму и желание преосвященного, чтобы до крестного хода он не отлучался с парохода. В руках о. Ключаря были объявления о крестном ходе из собора на пароход для расклейки их по улицам Петрозаводска. Ровно в 4 часа по полудни раздался звон соборный по городу к крестному ходу. Масса народу была уже на общественной пароходной пристани, а с крестным ходом двинулся уже, кажется, весь Петрозаводск. При ясной и тёплой погоде картина крестного хода с массой народа разного звания и состояния была необыкновенна величественна. Весь народ, как один человек, занят был молитвенным настроением, благоговейными чувствами и одной мыслью о милости Божьей, спасения и помилования от бед и скорбей. По прибытии на пароход крестного хода, настоятель собора о. протоиерей Адриан Благовещенский со священником о. Иоанном Смирновым вскрыли св. иконы из ящиков и передали их священникам на руки для несения в собор. При пении молебна св. мученикам Кирику и Иулитты, торжественно, при колокольном звоне во всём городе и в сопровождении почти всех жителей Петрозаводска, иконы были внесены в главный Духовской собор и поставлены на аналоях среди собора . После вечерни совершено было молебное пение и воздано духовенством и всем народом должное поклонение и лобызание святынь. На другой день, 12 июня, в Воскресенье, преосвященный Павел, Епископ Олонецкий и Петрозаводский совершал с соборным духовенством в соборе Божественную литургию и после литургии молебное пение Боголюбской Божьей Матери, св. мученикам Кирику и Иулитте, Святителю Николаю Чудотворцу, св. Князю Владимиру Новгородскому и св. Княгине Ольге, с произношением обычных многолетий. За сим Святитель коленопреклоненно воздал чествование св. иконам, а за ним всё духовенство и все предстоящие в храме покланялись святыне. Сопровождавший священник о. Иоанн Смирнов, возвратясь в Ладву, говорил своим прихожанам: “не могу описать тех глубоко трогательных впечатлений, которые испытал за два дня пребывания в Петрозаводске, 11 и 12 июня в 1894 г.; скажу только, что все бывшие там Ладване, да и другие очевидцы торжества сего плакали от избытка благоговейных чувств религиозно-духовной радости, и я сам плакал”.

Время пребывания Новгородской святыни в Петрозаводске, продолжавшееся до 4 июля, в течение 21 дня, совпало со временем богатой и многолюдной ярмарки в Петрозаводске. За это время не только все жители города, но и все прибывшие на ярмарку, узнав о драгоценной святыне, временно пребывающей там, и о всех обстоятельствах перенесения её из древнего Новгорода на Борки, Петрозаводского уезда, долгом себе поставили воздать ей честь кто своим поклонением и лобызанием, а кто служением молебствий и пожертвованиями на украшение её, прося каждый благодатной помощи себе в нуждах своих.

Происходившие за тем торжества в г. Петрозаводске –прибытие из Ладвы, за 50 вёрст, крестного хода для принятия святыни, встреча его крестным ходом из кафедрального собора и затем сопровождение святыни из пределов города, при колокольном звоне во всех церквях города, и при десятках тысяч народа,-всё это были такие никогда небывалые там события, что интересовали духовно всех и каждого из жителей г. Петрозаводска и его окрестностей. Крестные ходы на такое большое пространство, как 100 вёрст-от Ладвы до Петрозаводска и обратно,-представляют немало затруднений, и предусмотреть все эти трудности, особенно когда подобные торжества происходят в крае в первый раз, нужно много опытности и преданности к делу со стороны руководителей. Все приготовления к столь значительному церковному торжеству со стороны Ладвинских жителей были закончены к 1 июля, и крестный ход, благодаря распорядительности местного священника о. Смирнова и разделявшего его труды волостного и сельского начальства, проявивших особенную ревность и усердие на своём деле, совершён был вполне благополучно по особо составленному маршруту, утверждённому преосвященнейшим Епископом Павлом. Около 200 человек прихожан Ладвинской церкви пожелали принять участие в крестном ходе по несению до города и обратно св. икон, хоругвий и прочих принадлежностей для подобных торжеств; другие прихожане дали до 20 подвод, чтобы и пожилые люди, у которых время отняло силу и здоровье, могли, согласно своему желанию, участвовать в сём церковном торжестве. Затем, из местных прихожан на весь путь до города и обратно составился церковный хор, в котором участвовало и шесть девочек- учениц Ладвинской церковно-приходской школы; на время же отлучки всего Ладвинского причта в город был приглашён для совершения церковных служб и треб в Ладвинском приходе священник из новооткрытого Торжепольского прихода.

30 июня вечером отслужено было всенощное бдение соборне в Ладвинской Успенской церкви, а утром ранняя литургия. В 8 часов начался благовест, призывающий всех ещё раз помолиться и испросить благословения Божия в путь. Когда все собрались, священник о. Иоанн Смирнов сказал напутственную речь, в которой прежде всего воздал благодарность всем своим прихожанам, принявшим близкое и непринуждённое участие в исполнении предстоящего религиозного дела, убеждал не жалеть о потере рабочего времени,, употребляемого на дело Божье, а затем отслужил напутственный молебен и словами псалмопевца Давида просил Всевышнего Создателя увенчать их предприятие успехом и благополучием. По окончании молебствия, около 9 часов утра, крестный ход, крестный ход в полном своём составе, при благоговейном пении запевов Спасителю, Божьей Матери, святителю Николаю и св. мученикам Кирику и Иулитте, двинулся от церкви по дороге в город. “ Не знаю, как на других, но на меня, говорил о. Смирнов, подобное торжественное церковное шествие производило особенное, душу умиляющее впечатление, вызывающее слёзы. Представьте себе тысячную толпу народа-поселян, забывших на время свои жаркие крестьянские работы (сенокос) и последовавших со своим духовным отцом в дальний путь для принятия драгоценнейшей святыни-икон св. мучеников Кирика и Иулитты и Николая Мур Ликийских Чудотворца. Впереди был несён фонарь, за ним всечестный Крест Господень и далее по порядку местные иконы и принадлежности крестных ходов. Особенное, душу затрагивающее впечатление производили на молящегося 4 иконы Божьей Матери: храмовая икона Успения Божьей Матери, икона Боголюбской Божьей Матери, икона Смоленской Божьей Матери и икона Владимирской Божьей Матери. Эти иконы несены были на особо устроенных носилках, концы которых попеременно лежали на плечах сельских тружеников и тружениц. Умильно смотрели со св. икон четыре изображённых лика Божьей Матери на всех с верою на них взирающих, а из среды поселян слышны были молитвенные к ним возгласы: милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, То бо еси спасение рода христианского. Здесь забывалась всякая житейская забота и суета, и, кажется, единая любовь царила между молящимися”.

Пройдя 1½ версты, крестный ход остановился, поселяне тихо спустили с плеч четыре иконы Божьей Матери для совершения молебствия у часовни св. мучеников Кирика и Иулитты. Кругом всё стихло: и шум от движения тысячной толпы, и скрип телег, раздаётся одно всенародное пение: спаси от бед рабы твоя Богородице!..

Самое холодное и чёрствое сердце должно было растаять и затеплиться мирной, слёзной молитвой к Творцу всяческих и Избавителю Богу.

Молебствие у часовни кончилось, хоругви и четыре лика Божьей Матери, колеблясь в воздухе, снова поднимаются на плеча поселян. Опять, возвышаясь над головами народа, с высоты приветливо смотрят на всех лики Божьей Матери и св. угодников Божьих. Снова раздаются в воздухе слова божественных песней церковных и шествие двигается вперёд. В три часа пополудни видно стало село Педасельга, слышен звон колоколов, попадаются навстречу новые толпы народа, местное духовенство с местными святынями встречает великий крестный ход. Соединившись вместе, сливши свои молитвы в один общий голос, оба крестные хода идут в местную церковь для совершения в ней всенощного бдения, литургии, и напутственного молебствия. Так и в таком порядке идёт крестный ход чрез два, встречающихся на пути села-Педасельгу и Деревянное. В пределах своего прихода духовенство встречает и провожает с крестным ходом Ладвинский крестный ход; совершаются: всенощное бдение, литургия и молебствия, и пристают новые толпы народа. Рано по утру 3 июля крестный ход двинулся от последнего на пути села Ужесельги, 10 вёрст от города, по направлению к г. Петрозаводску; отсюда послан был в Петрозаводск нарочитый с извещением о прибытии крестного хода туда не позже 7 часов утра 3 июля.

Узнав о приближении Ладвинского крестного хода к городу, все почти жители г. Петрозаводска и прибывшие из разных мест на ярмарку, бывшую в это время в городе, оставили свои обычные занятия, все мирские заботы и поспешили на духовное торжество. За 8 вёрст от Петрозаводска, у часовни св. Великомученика Пантелеимона в 6 часов утра, встречен был Ладвинский крестный ход городскими жителями разного звания и состояния, во главе с городским головою, г. Валегиным, горного завода советником, который с семейством своим, сделав земной поклон пред иконами, облобызал их и прошёл под ними, чем произвёл на весь простой народ самое глубокоотрадное впечатление. По прибытии же в город, Ладвинский крестный ход был встречен на соборной площади крестным ходом из кафедрального собора, о. Протоиереем Андрианом Благовещенским. Здесь совершена была лития с осенением народа Животворящим Крестом и окроплением св. водою. При входе духовенства в собор и по размещении св. икон, Ладвинский церковный хор составленный из любителей поселян и из учениц Ладвинской церковно-приходской школы, управляемый священником о. Иоанном Смирновым, испросив разрешение и заняв место среди собора полукругом, при громадном стечении народа, пропел нарочито разученный тропарь Боголюбской Божьей Матери: Боголюбивая Царице……, тропари св. мученикам Кирику и Иулитте и Святителю Николаю. 4 июля в 8 часов утра прибыл в собор и Владыка, Преосвященный Павел, который совершил божественную литургию, в сослужении: Ректора Олонецкой духовной семинарии, кафедрального протоиерея и всех соборных священнослужителей. Собор полон был молящихся и масса народа окружала его. Благоговейное служение Владыки и стройное пение славного архиерейского хора производили на молящихся глубоко-молитвенное настроение. Во время причастна сказана была кафедральным о. Ключарём глубоко-назидательное слово о дивных делах Божьих, совершившихся в сравнительно короткое время на Борках, близ сел. Ладвы, Петрозаводского уезда, Олонецкой епархии, вызвавшее слёзы умиления и духовной радости в простом народе, а особенно в жителях Ладвинского прихода. После литургии Преосвященный отслужил молебен Боголюбской Божьей Матери, св. мученикам Кирику и Иулитте, и св. Николаю Чудотворцу, коленопреклоненно приложился к святыне и благословил обратное следование с нею Ладвинского крестного хода; при этом Владыка, выйдя на соборную паперть, долго изображал на себе знамение креста Господня, пока не скрылась процессия из виду. Крестные ходы из собора и из других городских церквей провожали дорогую святыню до горы Куковки, где у часовни Св. Животворящего Креста Господня, по отправлении краткого молебствия, и расстались. Приятно было видеть и убедиться, на какую высокую степень вдруг поднят был религиозный дух в народе таким небывалом в том крае духовным торжеством. У многих текли слёзы из глаз, многие падали на колени и молились вслед удалявшейся святыни, пока можно было видеть, а многие пошли провожать до самой Ладвы. Все же православные видимо благодарили Господа, сподобившего их быть свидетелями такого духовного торжества.

Во всех сёлах по пути до Ладвы священно-церковно-служители и теперь встречали и провожали в пределах своего прихода со своими крестными ходами Ладвинский крестный ход, служили всенощные бдения, литургии и молебны. Прихожане всех сёл и ближайших селений праздновали и участвовали в торжествах.

Погода за всё время стояла солнечная, на небе ни облачка, солнце сыпало свои лучи на обнажённые головы богомольцев, освежавших себя водою из встречавшихся по пути ручейков. В два часа пополудни открылись поля и пожни Ладвинские, показались главы церквей, слышен стал звон с колоколен. Оставшиеся в селе малые и старые члены семейств поспешили навстречу приближающемуся крестному ходу и все подошли под святыни с молитвою и изображением на себе крестного знамения. Достигли, наконец, новой церкви св. Мучеников Кирика и Иулитты. Здесь крестный ход был встречен другим крестным ходом, иконы были внесены в церковь. Торжество было закончено здесь благодарственным Господу Богу молебствием, на котором все воздали славу, и благодарение Господу Богу, дивному во святых Своих и совершившему сие великое торжество во славу Своего всесвятого Имени.

После этого в виду у всех жителей Ладвы было освящение вновь воздвигнутого храма Божия на Борках; но немного прошло времени от торжества принесения драгоценной Новгородской святыни на Борки до торжества освящения вновь устроенного здесь храма в честь св. Мучеников Кирика и Иулитты. Торжество это положено было совершить 17 Августа, в третий день местного Ладвинского храмового праздника Успения Божьей Матери. Почему в конце ещё этого праздника богомольцы стали показываться здесь толпами, а к самому освящению храма собралось необыкновенное множество народа от Вознесенья, Остречин, Муромли, Ивины, Торжеполя, Пяжеевой Сельги, Педасельги, Ерошкиной Сельги, и Деревянного Ужесельги, Шокши, Шолтозера, с берегов Онежского озера, Соломени, Заозерья, Ялгуба, а также из Петрозаводска, и др. мест. В это же время прибыли из Петрозаводска протоиерей о. Иоанн Лавров с протодьяконом и хором архиерейских певчих. В праздник Успения Богородицы утреня и литургия были отслужены собором же в Никольской церкви. 16 августа утреня и ранняя обедня отслужены в Успенской церкви священников о. Иоанном Пономарёвым, а поздняя собором в Никольской церкви; причём протоиереем о. Иоанном Лавровым сказано было назидательное слово по поводу наступающего торжества. После литургии совершён был отсюда на Борки крестный ход, для сопровождения пожертвованной туда святыни Новгородской, находящейся в Успенской церкви, в нижеследующем порядке: впереди фонарь с зажженною свечою, за ним запрестольный крест, хоругви, иконы храмовых святых, носимые всегда в крестных ходах на руках, и иконы Успения Божьей Матери, Смоленской и Владимирской-на носилках. Когда протоиерей о. Иоанн Лавров выходил из Никольской церкви, неся на голове св. Антиминс, а впереди его местный благочинный о. Никанор Рыхлевский с напрестольным крестом на блюде, тогда одновременно с ними выходили, из Успенской церкви все другие священнослужители с Новгородскими иконами: Боголюбской Божьей Матери, св. Мучеников Кирика и Иулитты с частицами мощей их, Воскресенья Христова, Николая Чудотворца и сонма Новгородских Угодников, неся их на руках своих. Соединяясь с этой святыней, крестный ход направился по пути к Боркам. Площади около двух приходских храмов и весь путь от Ладвы до Борков на пространстве, полуторых вёрст в длину, заняты были народом. Весь этот народ, как один человек, с зажженными свечами в руках, пали ниц на землю пред соединёнными в одном крестном ходе Новгородской и ладвинской святыни, в благоговейных чувствах, с усердной молитвой к Небесной Заступнице о своих нуждах, орошая слезами своими землю, по которой медленно двигался крестный ход, оглашаемый благоговейным пением церковных песнопений. Зажженными свечами в руках народ выражал своё благоговение святыне Новгородской, благоволившей водвориться здесь-вдали от Великого Новгорода. На встречу Ладвинскому крестному ходу вышел из нового храма Борковский крестный ход в сопровождении местного священника, о. Иоанна Смирнова и также множества народа. По встрече совершена была лития и вся святыня внесена в церковь; св. антимис положен был на престол пред царскими дверьми вместе с другими священными принадлежностями, приготовленными к освящению храма, а св. Новгородские иконы были поставлены на назначенные для них постоянные места в новом храме. По совершении здесь опять молебна святыне Новгородской, крестный ход возвратился в Никольскую церковь уже к 3-м часам дня.

В 5 часов пополудни 16-го же числа, начался благовест к всенощному бдению в новой, приготовленной к освящению церкви, куда прибыли: протоиерей о. Иоанн Лавров, местный благочинный о. Никанор Рыхлевский, местные священники: о. Иоанн Смирнов и о. Иаков Пономарёв и священники ближайших приходов: Ящезерского, Педасельского, Деревенского, Муромского, Никифоровской пустыни, из Брусна и др.; всех было 12 священников, протодьякон и 4 дьякона. В виду массы молящихся, храм, несмотря на обширность его, не мог вместить всех желающих присутствовать при богослужении. Всё пространство вокруг церкви на большое расстояние представляло из себя, под горизонтом небесным, как бы обширный храм Божий, где все теперь могли удовлетворить своему религиозному чувству, тем более, что благоприятствовала сему и тихая погода. Стройное и умилительное пение хора архиерейских певчих, при торжественном служении выходившего на литию и величание во главе с протоиереем о. Иоанном Лавровым сонма иереев, производило на молящихся глубоко религиозное молитвенное настроение. Почти до 11 часов вечера о. Протоиерей помазывал св. елеем прикладывавшихся к образу Божьей Матери и св. Мучеников Кирика и Иулитты с книжками жития их.

 После всенощного бдения храмоздателем Василием Фёдоровичем Кипрушкиным был предложен на площади у храма ужин для тех богомольцев, которые здесь, в с. Ладве, не имели родственников и знакомых и которые нуждались в подкреплении себя пищей; незнакомым были указаны и места для ночлега.

17 Августа в 5 часов утра в приходских храмах Успенском и Никольском отслужены были ранние литургии на удовлетворение религиозной жажды стекшегося во множестве народа на торжество освящения вновь устроенного храма, а сём последнем служили молебны Боголюбской Божьей Матери св. Мученикам Кирику и Иулитте. В 8 часов в новом храме начался благовест, во время которого совершено было малое освящение воды, необходимое при освящении храма. Сразу после водоосвящения отец протоиерей и с ним из разных мест священников, протодьякон и 4 дьякона, облачась в светлые великолепные одежды, приступили к освящению самого храма. Прежде всего освятили престол по чиноположению и жертвенник, а затем алтарь и весь храм. Весь храм наполнен был народом да и не один храм, куда уже по тесноте нельзя было войти, и вся площадь около церкви, вся ограда церковная и даже вне ограды. Совершённый после освящения и облачения престола крестный ход со св. мощами вокруг церкви, при благолепно-стройном пении, удовлетворил религиозному чувству народа, не имевшего возможности за теснотой попасть в церковь, а бывшие в ней не выходили в крестный ход, опасаясь лишиться возможности зреть и слышать такое богослужение, которое многое в жизни своей не видали и не слыхали. После крестного хода началась торжественная литургия, за которой пели певчие архиерейские и ладвинские. В конце литургии, после запричастного стиха, о. Протоиереем Лавровым сказано было назидательное слово. В нём, между прочим, он поздравлял строителей и прихожан с новым храмом, богомольцев, пришедших на торжество, благодарил за усердие и любовь к религиозным торжествам, благотворным для спасения нашего; поощряя строителей храма в дальнейшем употреблении земных своих сокровищ на богоугодные и общеполезные дела, уверял, что такие жертвы их Господу Богу приятны и для них душеспасительны. Обращаясь к прихожанам, говорил: ”у вас теперь четыре великолепных храма, это как бы четыре столпа православия, на которых Господь утверждает вас, чтобы не поколебаться вам в вере”, и просил пребывать неизменно в ней и в духе христианском. Слово было сказано просто, но прочувствовано, и надолго осталось у слышавших в памяти. По окончании литургии был отслужен молебен Спасителю, Божьей Матери, Николаю Чудотворцу, Св. Мученикам Кирику и Иулитте и всем Новгородским Чудотворцам с провозглашением многолетий: 1) Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, 2) Святейшему Синоду и Преосвященному Павлу Епископу Олонецкому и Петрозаводскому, 3) строителям храма Василию Фёдоровичу и Алексею Тимофеевичу Кипрушкиным и 4) жителям Ладвинской веси и всем православным христианам. Торжество кончилось к часу дня.

Невозможно описать всю картину этого религиозного торжества. Благоговейное служение о. Протоиерея Иоанна Лаврова с сонмом иереев, проникнутое духом сердечной радости и любви, невольно отражалось и на молящихся. Мелодичное пение архиерейского хора производило на сердца молящихся благотворное впечатление. Одни умилялись душой, другие плакали, все же отрешались мыслями своими от всего земного и временного и возносились к небесному-вечному. Нет сомнения, что вера обращавшихся в благоговейных чувствах с усердной молитвой к Небесной Заступнице о нуждах своих нашла здесь укрепление в благотворным удовлетворении истинно нуждающихся.

Строителями храма Кипрушкиными после церковного торжества предложена была трапеза богомольцам на площади близ храма, как и накануне после всенощного бдения, а духовенству и другим почётным гостям-у себя на дому. Всегда радушный Василий Фёдорович отличался в этот день особенным гостеприимством и с сердечной, искренней любовью и радушием чествовал собравшихся к нему в этот день дорогих гостей. И радость его была вполне понятна и естественна. Пустынная местность Борки в короткое время сделалась неузнаваема. Усердными трудами, ревностью и заботами Василия Фёдоровича воздвигся на его средства новый храм, стоящий более 10/т. руб. Его же заботами и большей частью на его же средства выстроен и дом для призрения бедных и безродных старушек Ладвинской волости. Остаётся пожелать только теперь поскорее устроить женскую общину и тогда Господь Бог благословит этому юному рассаднику веры и благочестия расти и процветать в густонаселенной, но глухой местности и быть светочем веры и добродетели как для самих обитательниц, так и для всех приходящих в неё с разных мест богомольцев.

Оба торжества: встреча св. икон Новгородских-одних на пристани за 40 вёрст от Ладвы, а других в Петрозаводске за 54 версты с Ладвинским крестным ходом, а также торжество освящение здесь новоустроенного храма сопровождались событиями, явно свидетельствующему о Промысле Божьем, милующем укрепляющем и вразумляющем нас грешных. При огромном стечении народа, собравшегося на описанные торжества, совершённые в течение продолжительного, сравнительно, летнего рабочего времени, на большом расстоянии пути, пролегающего чрез множество разрушенных мостиков, глубоких оврагов и т. п., никакого несчастного или неприятного случая ни с кем из участвующих в торжестве не было.

Урожай хлеба, огородных овощей, корму для скота и всего прочего в этот год был такой хороший, какого жители Ладвы и окрестных селений не запомнят и всё убрано было с надлежащим успехом, не смотря на то, что много рабочего времени проведено было в крестных ходах и при освящении храма.

В заключение не лишнее будет сказать, что два вышеописанных торжественных крестных хода –один за 40 вёрст, а другой за 54 версты-суть события небывалые и неслыханные в церковной жизни Олонецкой епархии. Принесённые в Ладву с таким торжеством из древнего Новгорода иконы: Боголюбской Божьей Матери, сонма Новгородских угодников Божьих, св. мучеников Кирика и Иулитты с мощами и Святителя Николая Мурликийского (XII в.) особенно чтутся местным населением, и всеми, кто был на торжестве лично или слышал о нём.

Проникнись и ты, любезный читатель, христианской любовью к сей святыне, почти её своим посещением, или заочным, веры исполненным вниманием, получишь и ты, по вере твоей, благовременную помощь на всё благое, душеполезное и нужное к вечному спасению.

                                                                                                                        Февраль 1898 г.

 

Краткое сказание из жития свв. Мучч. Кирика и Иулитты.

 

 

Св. Иулитта, христианка, происходившая из царского рода, рано овдовев, жила в иконии с своим малолетним, единственным сыном Кириком. Когда в царствование Диоклетиана началось гонение на христиан, то Иулитта, опасаясь, чтобы мучения не заставили её отречься от веры удалилась сначала в Селевкию, а потом в Тарс. Между тем и здесь скоро узнали, что она исповедует христианскую веру и привели её вместе с её 3-х летним сыном к правителю. Предав истязаниям Иулитту, правитель в это время взял на руки её сына и стал ласкать его, но младенец Кирик со слезами рвался к своей матери; когда же Иулитта среди мучений воскликнула: ”я-христианка! ” то, вырываясь из рук мучителя, и ребёнок кричал: ”я-христианин”… и царапал лицо его. Озлобленный судья бросил ребёнка на пол и тот, покатившись по ступеням, разбился до смерти.

-Благодарю тебя, Боже мой, что Ты призвал дитя моё прежде меня скончаться мученической смертью за святое имя Твоё! С великим радованием воскликнула мать-христианинка при виде убившегося сына своего и затем, с непоколебимою твёрдостью, выдержав все испытания, была обезглавлена, в 304 г. и выброшена вместе с Кириком на съедение зверям за чертою города: но верные служанки ночью унесли останки мучеников и предали их погребению.

Святые Кирик и Иулитта пользуются в русском народе особенным почитанием. К ним прибегают женщины с молитвой о выздоровлении больных детей, и о семейном счастье вообще, с верой, что Бог не отринет предстательства замученных во имя Его младенца и матери.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!