Лекция 13. Методика организации и проведения уроков тематического рисования. Роль эстетического восприятия в развитии творческих способностей учащихся.



Обучающее

1) раскрывают основы изобразительной грамоты: пропорции, перспектива, светотень, цветоведение, пластическая анатомия;

2) способствуют осознанному освоению изобразительной грамоты;

3) дают методику ведения графической и живописной работы: от простого к сложному, от общего к частному;

4) дают представление о различных техниках, материалах и языке живописи и графики /карандаш, перо, тушь, кисть, краски; штрих, пятно, линия.../.

Развивающее

1) развивают чувство пропорций, тона, композиции, колористического чувства;

2) совершенствуют умение и навыки работы различными материалами;

3) развивают умение творчески использовать изобразительный язык живописи и графики;

4) развивают умение делать длительные и краткосрочные зарисовки;

5) развивают зрительную память, представление о предметном мире и различных явлениях;

6) развивают логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

7) развивает умение наблюдать, т.е.наблюдательность.

Воспитывающее

1) воспитывают трудолюбие, внимание к натуре, объекту изображения;

2) воспитывают эстетические чувства при восприятии предметов, натюрмортов, имеющих художественные и эстетические качества;

3) способствуют нравственному воспитанию, воспитанию патриотических и интернациональных чувств.

Структура уроков рисования с натуры. Соотношение основных составляющих урока зависит

- от его цели: дать ли новые знания или развить уже приобретенные умения и навыки;

- от новизны изобразительных материалов и средств изображения и т.п.;

- от уровня подготовленности учащихся к самостоятельной изодеятельности.

Но, несмотря на это, в каждом уроке рисования с натуры можно найти основные составляющие урока ИЗО, меняется лишь их временная продолжительность.

Основные этапы урока рисования с натуры.

1. Объяснение нового материала может происходить в виде обобщения имеющегося опыта, знаний, полученных на предыдущих занятиях (Например: натюрморт - группа предметов, тематический натюрморт..., объединенных мыслью, идеей; окружность - круг - шар и т.д.). Вести объяснение нового понятия необходимо от наблюдения явления в действительности через постановку проблемы: как это можно изобразить на плоскости (перспектива: игра в Гулливера, как уложить книгу на стол; светотень: как изобразить шар и т.д.).

Не рекомендуется вести объяснение закона изобразительного искусства от изучения обучающей схемы, например, схемы, объясняющей линейную перспективу, а затем уже “умными” глазами смотреть на мир. Такое объяснение на абстрактной схеме лишь усложнит сам процесс восприятия нового, младших же детей схема может просто сковать и напугать. Конечно, объяснение должно быть научным, особенно в старших классах, где логическое начало берет верх над чувственным. Могут здесь возникнуть вопросы: а почему все же так мы видим, чем дальше предмет, тем он меньше? При объяснении здесь в ход пойдут законы не только ИЗО, но и физики, и анатомии.

Одно из важных условий успеха в понимании детьми законов ИЗО является хорошо подобранная наглядность: предметы, модели, фотоматериалы с изображением действительности, каркасы, рамки Сапожникова, искусственное освещение, таблицы, репродукции, педрисунок и детские работы.

2. Анализ натуры, объекта следует начинать с эстетического восприятия, полюбоваться формой предмета, раскрыть связь утилитарного и декоративно - конструктивного в объекте, дать образное сравнение. При анализе группы предметов, натюрморта определить тематику его, рассказать о “тихой жизни” /still life/ предметов.

Так как анализ натуры часто ведется параллельно анализу хода работы с натуры, т.е. этапов рисования, последующий анализ выстраивается по схеме: композиция, соразмерность частей или предметов, конструктивное построение предмета или предметов с учетом перспективы, тональные отношения и лепка тоном или цветовые отношения и лепка формы цветом, обобщение изображения на листе. Как правило, анализ хода работы сопровождается педагогическим рисунком на доске

3. Анализ техники, языка и материала изображения. Если предстоит работать в традиционном материале или технике, то достаточно напомнить правила работы в этом материале. Если материал новый, не знакомый детям и техника работы в нем сложна, то перед работой с натуры самостоятельно, следует сделать “пробу” материала, выполнить ряд упражнений по развитию навыков работы с новым материалами, новыми инструментами. Новым может оказаться и язык изображения при использовании традиционных материалов. Например, новый материал: перо, тушь и старый язык - штрих или старый материал - карандаш и новый язык изображения - точка.

4. Анализ задания. В конце любого объяснения учителя, перед тем, как дети приступят к выполнению работы самостоятельно, необходимо точно сформулировать задание и его объем. Дать представление о качестве работы на каждом этапе, если предстоит работать несколько уроков.

5. Самостоятельная работа учащихся. Во время работы учащихся обратите их внимание на правильность выбора композиции, размещение и размер изображения на листе. Делать это нужно индивидуально с каждым. Общим может быть обращение внимания детей на натуру, так как дети забывают о ней и рисуют ее по памяти, искажая пропорции и отношения между предметами.

6. Анализ детских работ, их оценка. Анализировать детские работы можно фронтально перед всем классом, выставив несколько работ на доске рядом с натурой, сравнить на сколько рисунки похожи на натуру. Оценивать может весь класс. Чтобы не было обид, начинать такое оценивание нужно с желающих выставить свои работы для сравнения. Индивидуальное оценивание работ детей желательно вести в их присутствие и любую работу начать оценивать с анализа лучшего, что удалось ребенку, а затем уже высказать замечания в форме пожеланий с предложением доработать рисунок.

Критерии оценки учебного рисунка с натуры:

1. Сходство графического изображения с изображаемой натурой, т.е. передача количественных и качественных характеристик предмета (группы): соразмерность, пропорциональность, соответствие тоновых и цветовых отношений.

2. Композиция рисунка, т.е. выбор положения листа, вертикаль или горизонталь, соразмерность изображения и листа, размещение на листе изображения, главное и второстепенное в изображении.

3. Уровень графических умений и навыков работы в материале, в технике.

4. Собственное отношение к работе - это субъективный критерий оценки, Отношение к собственной изобразительной деятельности проявляется в аккуратности и в законченности работы. Следует отмечать при оценивании и рост умений и навыков каждого ученика. /Студентам предлагается анализ детских рисунков с натуры с последующей оценкой в пятибалльной системе/.

Критерии оценки творческого рисунка по представлению (в основе лежит восприятие натуры) будут значительно отличаться в первом пункте, так сложно определить схожесть с темя, что вы не знаете. Тогда критерий выразительность – яркая характеристика художественного образа, через типизацию, обобщение, преувеличение (нарушение пропорций) – становится ведущим в оценки такого рисунка с натуры.

Организация натурных постановок.

Успех рисования с натуры во многом зависит от организации натурных постановок в классе. Если “натура” маленького размера /гербарий, муляжи, тех.детали и пр./, она должна быть индивидуальной, т.е. присутствовать на каждой парте.

Если “натура” имеет достаточный размер, плоская и рисуется во фронтальном положении /пила лучковая, детская лопата, осеняя ветка, фасад русской избы и пр./, то ее располагают на доске, предварительно создав нужный по тону фон, и выше уровня глаз, чтобы было видно всем детям. Чтобы искажение было минимальным, можно повесить на доску два предмета, расположив их напротив проходов между рядами.

Если “натура” или группа предметов объемная, и стоит задача передать объем и пространство, то “натуру” устанавливают ниже линии горизонта на специальных натюрмортных столиках. Чтобы обеспечить возможность всем детям видеть “натуру”, нужно иметь не менее трех постановок. Располагаются натюрмортные столики следующим образом: один у доски, два других между рядами возле третьих парт, на уровне, или чуть ниже столов - парт учащихся. Чтобы сконцентрировать внимание детей на “натуре” и облегчить их восприятие, необходимо поставить за “натурой “ вертикальную плоскость или продумать заранее конструкцию натюрмортного стола.

 

Лекция 13. Методика организации и проведения уроков тематического рисования. Роль эстетического восприятия в развитии творческих способностей учащихся.

К урокам тематического рисования относятся уроки, на которых дети занимаются композиционной деятельностью, т.е. сочиняют рисунки на заданные сюжеты, темы. По тематическому содержанию эти уроки можно подразделить на следующие виды:

- рисование по памяти пейзажей b сцен из окружающей жизни («Осень в городе», «В лесу зимой», «Новостройки», «Спортивные соревнования», «На уроке труда», «Наш хор», и т.д.);

- рисование по представлению сцен из истории страны, города и пр. («Куликовская битва», «В крестьянской избе» и пр.);

- рисование по воображению фантастических композиций («Прилунение корабля», «Мы на Марсе», «Гости из космоса» и пр.);

- иллюстрирование литературных произведений.

Уроки тематического рисования занимают особое, ведущее место в программе начальной школы. Это обосновывается спецификой детского изобразительного творчества. Дети любят рисовать свое видение, определение темы педагогом не сковывает композиционного разнообразия, как это происходит на уроках рисования с натуры. В старших классах, в связи с ростом значения обучения изобразительной грамоте, рисование на темы отступает на второй план, а рисование в натуры становится ведущим видом изодеятельности. Уроки тематического рисования требуют длительной подготовки, поэтому они занимают место итоговых уроков в тематическом блоке.

Значение уроков тематического рисования в художественном образовании и эстетическом воспитании:

Обучающее

Дают представление о законах композиции.

Знакомят с жанровой композицией: исторической, мифологической, бытовой, пейзажем, натюрмортом, портретом.

Раскрывают понятие колорит и дают представление о чувственной выразительности цвета.

Знакомят с основными этапами работы художника над творческой композицией.

Закрепляет знания и умения, полученные на других уроках, на уроках рисования с натуры, декоративного рисования и уроках-беседах об искусстве.

Развивающее

Развивают зрительную память, образное мышление и воображение.

Развивают творческие способности.

Формируют умение передавать свои мысли и чувства языком изобразительного искусства.

Формирует колористические чувства.

Развивают умение планировать работу над творческой композицией

Развивают умение давать оценку художественному произведению, рисунку товарища, собственной работе.

Воспитывающее

Воспитывают интерес к изобразительному искусству и уважение к труду художника.

Совершенствуют умение и способности эстетического восприятия действительности.

Воспитывают самостоятельность и творческий подход к работе.

Способствуют воспитанию нравственных качеств личности в т.ч. патриотическое и интернациональное воспитание детей.

Воспитывают способность к сотрудничеству в ходе коллективной работы.

 

Тематическое рисование позволяет учителю определить уровень осознанности изученного материала, полученного на предыдущих уроках.

В работах учащихся, выполненных на уроках композиционной деятельности раскрывается их духовный мир, богатство зрительной памяти и уровень образного мышления, что позволяет учителю выделить одаренных детей, имеющих способности в изобразительной деятельности. Таким детям следует уделять большее внимание и предложить заниматься изобразительным искусством в школьном кружке или во внешкольных учреждениях.

Прежде чем рассмотреть структуру уроков тематического рисования, давайте представим себе ход работы художника над картиной. С чего начинается работа над художественным произведением? Как вы сами работаете над заданием по композиции, если исключить, что тема продиктована программой ВУЗа.

1. Впечатление от увиденного явления.

2. Разработка образа, сюжетной композиции.

3. Воплощение идеи в материале.

А в процессе обучения выстраиваются три вопроса: Что? Как? Чем? Если вы четко определите и сформулируете ответы на каждый из поставленных вопросов, вас, как педагога-художника, ждет успех на уроке тематического рисования.

Структура уроков рисования на темы.

1. Эмоциональный настрой на восприятие темы для творчества. Использование литературы, музыки, педагогической драматизации.

2. Вводная беседа (что?). Разбор темы предстоящей композиционной работы, ее смыслового содержания. В процессе разбора темы пополняется зрительная память учащихся. Здесь используются слайды и репродукции, как с действительности, так и с произведений художников, отвечающих по содержанию заданной теме. Для развития эмоционального отношения к изображаемому, следует подключить к анализу темы музыкальные произведения и художественное слово.

3. Анализ хода работы (как?). Анализируя ход работы, не следует останавливаться лишь на этапах работы: с чего начать и чем закончить. Здесь необходимо рассмотреть процесс композиционной деятельности.

Развивать у детей умение искать наиболее интересную, выразительную композицию (поиск может быть в младших классах “устный”, а в старших выражаться в композиционных зарисовках небольшого размера). Учитель раскрывает роль формата (горизонтали, вертикали в листе), выбора точки зрения (крупный план или высокий или низкий горизонт и т.д., размещение предметов на плоскости динамика, статика, пр.). Все эти проблемы, их анализ должны быть хорошо проиллюстрированы: репродукциями, схемами (таблицы или педрисунок) и детскими работами.

4. Анализ техники, языка и материала (чем?). Если материал ограничен учителем, то в начальных классах следует напомнить о технике, приемах и правилах работы с ним. В старших классах, где следует за авторами оставить право выбора изоматериала, как средства выражения идеи, необходимо привести примеры использования различных выразительных средств и материалов в решении темы урока.

5. Анализ задания. Задание-тема должно быть четко сформулировано и определено по времени исполнения, один или два урока. Должна быть определенной и задача на первый или последующий урок.

6. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы учитель ведет индивидуальную работу с учащимися, нуждающимися в его помощи. Может появиться необходимость не только подсказки по компоновке листа, но и в помощи по рисованию какого-либо предмета или живого объекта. Учитель может помочь ученику, но зарисовку объекта можно делать только на нерабочем поле листа или вообще на другом листе, так, чтобы работа ученика была полностью самостоятельной.

7. Анализ детских работ и их оценка. Во время анализа работ детей необходимо развивать у учащихся умение давать оценку работе товарища.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!