Указания по выполнению заданий самостоятельной работы



Задание № 1. Конспектирование статей

Конспектирование необходимо выполнить в течение первого месяца занятий, до 5 -ой лекции. Конспекты статей оформляются в отдельной тетради с полями около страницы, порядок следования статей должен соответствовать указанному выше, каждая статья с указанием её автора должна начинаться с новой страницы, статьи – нумеровать. На полях следует давать толкование незнакомых терминов, приводить данные об упомянутых в статье лингвистах, а после каждой лекции добавлять собственные мысли и заметки по поводу связи данной статьи с вопросами к зачёту и возможности использования материалов из статьи в задании № 2 – творческой работе. Конспекты должны быть сданы для проверки не позднее, чем на 8 -ой лекции.

Справочные данные о местонахождении статей

а) в издании «Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998»:

1. Филология – сс. 544-545;

2. Языкознание, раздел «Я. и ЕН. Я. и математика» – сс. 618-619;

3. Функции языка – сс. 564-565;;

4. Система языковая – сс. 452-454;

5. Метод – сс. 298-299;

6. Методология – сс. 299-300;

7. Модель – сс. 304-305;

8. Прикладная лингвистика – с. 397;

9. Количественные методы – сс. 231-232;

10. Слово, раздел «Частотность» – с. 467;

11. Математическая лингвистика – сс. 287-289;

12. Глоттохронология – сс. 109-110;

13. Морфема – сс. 312-313;

14. Лексема – с. 257.

б) в издании «Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998»:

15. Частотные словари сс. 622-625;

16. Языка писателя словари с. 669.

 

Задание № 2. Творческая работа

Творческая работа на тему «Я, языкознание и математика» выполняется в виде сочинения или эссе* по материалам лекций, дополнительной литературы (в том числе статей из энциклопедий, материалов из Internet-а и «дополнительных материалов по дисциплине» со страницы сайта ПИ ЮФУ pi.sfedu.ru ). Работа в виде реферата и, тем более, набора цитат не принимается и не оценивается.

* Эссе (франц. essai – опыт, набросок), – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь

 

Требования к содержанию и оформлению творческой работы

Творческая работа на тему «Я, языкознание и математика» предъявляется в виде 4-6 страниц текста, набранного на компьютере в редакторе MS Word. Параметры: шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14-ый, межстрочный интервал – полуторный, все поля по 2–2,5 см., страницы нумеруются, расстановка переносов – включена, выравнивание абзацев – по ширине.

Работе должен предшествовать титульный лист, на котором автор указывает вид работы: сочинение или эссе. На титульном листе после названия общей для всех темы работы «Я, языкознание и математика» автор сочинения формулирует более узкое название своей работы (подзаголовок). В начале сочинения должен быть его план, для эссе план желателен, но не обязателен. Завершать работу должен список использованной и цитируемой литературы.

Сочинение или эссе должно быть сдано для проверки не позднее, чем на 4 -ом практическом занятии. В сочинении/эссе должно быть выражено и аргументировано собственное мнение (как положительное, так и отрицательное) по вопросам математизации лингвистики на основе анализа нескольких вопросов из «Примерного перечня вопросов для анализа …». Цитирование должно быть оправданным, умеренным и иметь отношение к высказанному мнению. Во многих случаях полезнее не цитировать, а пересказывать чужие мысли своими словами с обязательной ссылкой на источник.

Примерный перечень вопросов для анализа в сочинении/эссе
на тему «Я, языкознание и математика»

1. Методологические и философские проблемы математики

1.1. Математические методы в системе методов научного познания. Предмет математики. Роль математики в гуманитарных исследованиях. Формализация и моделирование.

1.2. Математика и действительность. Математические модели действительности. Математические модели и гуманитарные науки.

1.3. Аксиоматический метод. Дедуктивные и индуктивные науки.

2. Графический метаязык лингвистики как проявление математизации языкознания [11-доп.; сс. 84, 96-112]

3. Языкознание и естественные науки. Количественные методы в языкознании. Математическая экспликация [3-осн., соответствующие статьи]; [4-доп., сс. 5-10]; [5-доп., сс. 38-40]; [7-доп., сс. 14-15]

4. Квантитативная лингвистика

4.1. Множество лингвистических объектов. Нечёткие множества и полевая структура [4-доп.; сс. 11-16], [11-доп.; сс. 26-28]

4.2. Метод глоттохронологии [3-осн.], [4-доп.; сс. 57-62], [13-доп.]

4.3. Статистические, теоретико-вероятностные, теоретико-информационные модели языка и текста [Турыгина Л.А., Головин Б.Н., Пиотровский Р.Г.]

4.4. Статистический подход к исследованию языковых структур. Основы построения лингвостатистических моделей [7-доп.; сс. 8-17]

4.5. Основания и условия вероятностно-статистического изучения языка и речи [6-доп.; сс. 10-18]; [7-доп.; сс. 11-14]

4.6. Минимально-необходимые статистические инструменты [6-доп.; 19-27]

4.7. Методика статистического эксперимента [7-доп.; 19-25]; [4-доп.; 294-301]

– определение и дальнейшее уточнение целей лингвостатистического анализа;

– определение единицы анализа;

– методика сбора информации, генеральная совокупность, выборочный метод;

– репрезентативность выборки; приемы, позволяющие обеспечить надежную репрезентативность тематических выборок;

– рациональный объём выборки, определение достаточности объёма выборки.

5. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста

5.1. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста [5-доп., сс. 40-43]

5.2. Авторизация / атрибуция текста [5-доп., сс. 43-51]; [сайт 3]

5.3. Корпусная лингвистика [5-доп., сс. 112-137]; [сайты 5, 6, 7, 9]

5.4. Контент-анализ [5-доп., сс. 247-281]; [сайт 2]

 

 

Задание № 3. Самостоятельная работа «Статистический анализ текста»

Работа заключается в проведении статистического анализа литературного текста по грамматическим категориям и должна быть сдана преподавателю для проверки не позднее, чем на 4 -ом практическом занятии. Текстом служит предисловие к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Текст

«Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает!»

Анализ

1 этап. Используя раздел «Аналитическая грамматика словаря» из «Частотного словаря русского языка» под ред. Засориной [5-доп.], справочную литературу по грамматике (в т.ч. и словари), определите для каждой единицы анализа её грамматическую категорию и заполните таблицу. В строке «Остальные» значение абсолютной частоты F не должно превышать 3-4.

 

Грамматические категории Абсолютная частота (F) Относительная частота (f)
1. Существительное    
2. Глагол    
3. Прилагательное    
4. Наречие    
5. Числительное    
6. Местоимение    
7. Союз    
8. Предлог    
9. Частица    
10. Причастие    
11. Остальные    
  Итого (общая сумма)    

 

2 этап. Проведите анализ распределения частот грамматических категорий слов, сравнив полученные данные с данными таблицы 4, приведенной в приложении 4 частотного словаря русского языка под редакцией Засориной:

– проанализируйте расхождения и совпадения относительных частот грамматических категорий слов, полученных Вами, со средними «по Засориной» значениями для всех функциональных стилей (жанров); укажите возможные на Ваш взгляд причины этих расхождений и совпадений;

– определите функциональный стиль, к которому «тяготеет» этот отрывок и можно ли однозначно ответить на этот вопрос;

– какие типы текстов могут давать похожие таблицы;

– можно ли «догадаться», и каким образом о формальном содержании текста только по таблице частот.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!